В настоящее время проблема здоровья населения России является одной из самых актуальных для нашего общества и вызывает беспокойство правительства России [48]. В послании экс-президента Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию 2010 года говорилось, что «стратегический приоритет политики в сфере детства - это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни...». В этом понимании, здоровье и его состояние - основа формировании личности подрастающего поколения, важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее России [71, 76, 80, 82, 89, 132, 172, 259].
Здоровье подрастающего поколения зависит от многих факторов, к ним относится и школьная жизнь России [14]. Школьный учебный процесс делится на три звена (начальный, основной и средний). В рамках диссертационного исследования анализируются возрастные особенности физического развития современных школьников начального звена (1 -2 класс), готовящихся к выполнению испытаний ВФСК ГТО I ступени.
По мнению врачей, абсолютно здоровых первоклассников 7 лет не более 20% России [80, 81, 96, 211, 255]. Советский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Существует взаимосвязь между здоровьем детей и их успеваемостью, так как главной причиной отставания в учебе у 85% школьников является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание» России [3, 152] . Как показывает опыт специалистов и медицинских работников в области ФК, задача учителей ФК - сохранить и укрепить здоровье учащихся, подготовить школьников к эффективному выполнению их прямой трудовой деятельности на протяжении всего учебного процесса школы. Во многом предопределяет организацию школьного процесса учащихся учет возрастных особенностей [22, 29, 130, 147, 150, 218].
особенностям физического развития учащихся в ВФСК ГТО отводится особое внимание, изложенное в основных принципах комплекса ГТО (оздоровительная и личностно-ориентированная направленность, обязательность медицинского контроля). Соблюдение
данных принципов позволяет, с одной стороны, анализировать и контролировать динамику уровня здоровья участников ГТО, а с другой стороны, использовать знания в области ФК для целенаправленной подготовки к сдаче норм спортивного комплекса.
В кратком энциклопедическом словаре по адаптивной ФК дается следующее определение возрастным особенностям: «Возрастные
особенности - свойственные данному возрастному этапу развития человека особенности морфологии, физиологии, психики» [31]. Анализ научной литературы показал, что возрастные особенности детей младшего школьного возраста (7-8лет) характеризуются слабой дыхательной системой. Ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное, в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (у взрослого 4%). Фаза вдоха укорачивается, а выдох и дыхательная пауза удлиняются. У школьников 7-8 лет дыхательный объем колеблется в пределах от 163 до 285 мл, у взрослых он увеличивается в 2-3 раза [219, 264]. Дыхательный аппарат учащихся 7-8 лет приспособлен в основном к динамическим нагрузкам. Статические нагрузки, даже небольшие, поддержание позы сидения, переносятся хуже [17, 20, 106, 183, 214]. Большие мышечные усилия для детей этого возраста в практике физического воспитания применяются реже и должны строго дозироваться [21, 116, 147].
С ростом и развитием увеличивается ЖЕЛ и изменяется соотношение между ее составляющими (дыхательный объем, резервные объемы вдоха и выдоха), таблица 1 [109, 264].
Таблица 1 - Динамика жизненной емкости легких у детей младшего школьного возраста, мл [109]
Возраст
6 лет
7 лет
8 лет
9 лет
Мальчики
1200
1400
1440
1700
Девочки
1100
1200
1360
1450
Больший объем ЖЕЛ замечен у юных спортсменов, как и меньшая способность тренированных детей снабжать организм кислородом при работе [205. 207, 212]. Общее содержание гемоглобина в крови в расчете на 1 кг массы тела составляет у детей 7-8 лет 7,5 г, а у взрослых- 10,4 г [41, 206, 245]. В условиях относительного покоя потреблению 1 л кислорода у подростков соответствует сердечный выброс 21-22 л, а у взрослых - 15-16 л крови. Это указывает на то, что с возрастом повышается использование кислорода из артериальной крови. К примеру, у детей восьми лет в условиях МПК из артериальной крови используется лишь около 50% кислорода, в то время как у взрослых 70%, а у спортсменов высокого класса 90% [17, 108, 126, 131].
У детей младшего школьного возраста (7-8 лет) наблюдается несоответствие в развитии сердца и кровеносных сосудов [19, 87, 103, 131, 206, 214]. В то же время сердце первоклассников отличается лёгкой возбудимостью, так как увеличение размеров сердечной мышцы в этом возрасте отстаёт от быстрого развития процессов её иннервации, это создаёт условия, при которых сильное возбуждение сердечной мышцы легко может привести к её истощению [111, 126]. К условиям неустойчивой сердечной деятельности относят влияния внутренних и внешних раздражителей, например, под влиянием температуры окружающей среды (повышение температуры способствует увеличению ЧСС, понижение - уменьшению). Чрезвычайно важно с первых лет обучения детей в школе путем рационального применения различных физических упражнений обеспечить их тренировку, совершенно необходимую для нормального развития и деятельности ССС и органов дыхания [12, 107, 111]. В ином случае, недостаточное пребывание детей младшего школьного возраста на воздухе, чрезмерная учебная нагрузка и другие нарушения гигиенических требований нередко влекут за собой малокровие [14, 20, 131, 133, 173].
Особенность обмена веществ у детей младшего школьного возраста состоит в том, что значительная доля образующейся энергии (больше, чем у взрослых) идет на процессы роста, развития организма, то есть на пластические процессы [21, 208, 214, 218, 219]. Большой расход энергии связан не только с усиленными пластическими процессами, но и с более интенсивной, чем у взрослых, работой дыхательной и сердечно-сосудистой систем, а также с большей теплоотдачей [61]. Следовательно, во время спортивной деятельности расход энергии связан не только с необходимостью восполнить ее источники, но и с процессами роста, развития. При работе на велоэргометре в возрасте 7-8 лет она равна 12,3%, в то время как у взрослых 15-20% [111].
При переходе от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 7-8 лет объем двигательной активности сокращается на 50% и при переходе из класса в класс все более уменьшается, что приводит к ухудшению здоровья, в частности к ожирению [30, 79]. Как известно, избыток жиров нарушает обмен веществ, расстраивает пищеварение, отрицательно влияет на физическое развитие. Поэтому крайне важно обеспечить детей в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточным объемом суточной двигательной активности [43, 129, 235]. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста [2]. Учителю ФК необходимо учитывать на занятиях ФК особенности не только дыхательной, кровеносной, но и костной систем организма юных учеников.
Мы согласны с мнением автора В.И Ковалько (2004), что школа - это огромная нагрузка на неокрепший опорно-двигательный аппарат: тяжелый ранец, длительная неподвижная поза, дефицит активных игр, а иногда и эмоциональные проблемы, заставляющие ребенка горбиться, приводят к нарушениям осанки. Поэтому позвоночник должен быть предметом особых забот при подборе упражнений во время физкультминуток и физкультурных уроков. К восьми годам может установиться шейная и грудная кривизна позвоночника [31]. Для профилактики дефектов осанки больше внимания необходимо также уделять развитию мышц туловища. В связи с тем, что относительные величины силы мышц (на 1 кг массы тела) близки к показателям взрослых людей, в этом возрасте широко используются упражнения (типа лазания) для воспитания силы, связанные с преодолением массы тела [126, 165, 211]. При этом необходимо помнить, что мышцы имеют тонкие волокна, бедны белком и жирами, содержат много воды, поэтому развивать их надо постепенно и разносторонне. Большие по объему и интенсивности нагрузки приводят к высоким энергозатратам, что может повлечь за собой общую задержку роста [116].
Что касается высшей нервной деятельности, то в этом возрасте у детей еще слабо развита устойчивость внимания, это связано с продолжением созревания ЦНС [219]. Детям 7-8 лет свойственна высокая эмоциональность, у них сильно развита потребность в движениях. При невозможности удовлетворить эту потребность у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, быстро наступает утомление. Сопротивление утомлению осуществляется у младших школьников за счет движений, которые являются защитной физиологической реакцией на перенапряжение [22, 30, 53].
Комплексное развитие физических качеств в младшем школьном возрасте с направленным развитием выносливости создает базу для освоения более сложных по координации двигательных действий [57, 111, 112, 163, 209]. Многими авторами в области ФКС показана возможность развития выносливости у детей младшего школьного возраста с помощью широкого включения в уроки ФК: физкультурно-оздоровительных занятий,
циклических комплексов физических упражнений, равномерного бега, ходьбы на лыжах [51, 92, 109, 107, 121]. У большинства мальчиков младшего школьного возраста за счет специальных упражнений в течение года можно достичь прироста выносливости на 21,4% [145, 146]. Стимулировать развитие выносливости необходимо, так как она тесно связана с работоспособностью ребенка и определяет его готовность к обучению в школе, способствует успешному преодолению учебных нагрузок, лучшему усвоению знаний по общеобразовательным предметам, значительно повышает его физическую работоспособность и положительно сказывается на развитии скоростно-силовых качеств [21, 195].
Такие нагрузки, как, например, бег умеренной интенсивности (40-60% от максимальной скорости), способствует повышению функциональных возможностей организма, снижению заболеваемости. Объем равномерного бега для детей 7-8 лет должен составлять 500 - 1000м, которые они успешно преодолевают за 8,5-9 мин без особого напряжения. В этом возрасте можно развивать практически все качества и обучать всем движениям, чему способствует интенсивное развитие двигательной функции. Отставание прироста физических качеств от прироста антропометрических показателей свидетельствует о неправильной методике физического воспитания и отрицательно сказывается как на физическом развитии, так и на умственной работоспособности [30, 32, 133].
По мнению М.М. Безруких (2002), М.Ф.Киселева (2002), E.H. Харитоновой (2007) дети младшего школьного возраста хорошо переносят кратковременные скоростно-силовые упражнения (прыжки, акробатические упражнения, упражнения на снарядах). В младшем школьном возрасте двигательные качества развиваются неодинаково у мальчиков и девочек. Так, для мальчиков 1-2 классов наиболее эффективны уроки ФК, содержанием которых являются упражнения, развивающие быстроту [59, 85]. Во втором классе хорошо развиваются такие физические качества, как общая выносливость, гибкость и равновесие. У девочек упражнения на быстроту должны присутствовать на всех уроках ФК. Девочкам младшего школьного возраста показаны упражнения, развивающие статическую, динамическую и общую выносливость, гибкость и равновесие [28, 33, 92].
Очевидно, здоровье современных школьников начальных классов ухудшается по мере взросления: неправильное питание, стрессы и недостаток движения становятся причиной самых распространенных среди школьников заболеваний - болезней органов пищеварения, почек, нервной и эндокринной систем, а также обмена веществ и иммунной системы [76]. Современные учащиеся младшего школьного возраста отличаются недостаточной физической подготовленностью, низким уровнем работоспособности, низкой устойчивостью внимания, быстрой утомляемостью, преобладанием непроизвольного внимания над произвольным, а также повышенной чувствительностью к ограничению двигательной активности [28, 61].
У учеников 7-8 лет развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности [8, 33, 69, 154, 156, 161]. В работе со школьниками 7-8 лет важное место занимает развитие мышления, состоящего в переходе от наглядно-образного к словеснологическому, рассуждающему мышлению, окончательное формирование которого происходит уже в подростковом возрасте [14, 19, 73, 133]. Своевременному формированию и успешной перестройке всех психических процессов в значительной мере содействует целенаправленная двигательная активность [29, 43, 69, 129, 201]. Кроме формирования жизненно необходимых навыков ходьбы, бега, прыжков, метаний, на уроках ФК необходимо научить детей сохранять правильную осанку, анализировать мышечные ощущения, контролировать свои действия, решать тактические задачи [138, 141].
Если позаботиться вовремя о профилактике самых распространенных детских заболеваний, то и младший школьный возраст, и подростковый период ребенок преодолеет без серьезных заболеваний. А в наше время это уже большое достижение [1]. Самыми распространенными школьными заболеваниями считаются болезни органов пищеварения и опорнодвигательного аппарата, а также офтальмологические заболевания, которые, особенно в детстве, намного легче предупредить, чем лечить всю оставшуюся жизнь [7, 16, 76, 81, 96, 126, 152, 190, 215]
|