Воскресенье, 24.11.2024, 17:22
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Существующие требования к уровню физической подготовленности и двигательному режиму значкистов ГТО I ступени

В связи с появлением нового комплекса ГТО, Минспорта России разработало положение о ВФСК ГТО. Настоящее положение разъясняет цель, задачи, структуру, содержание и требования к уровню физической подготовленности различных групп населения. При оценке Г осударственных требований физической подготовленности детей младшего школьного возраста (7-8 лет) применяются испытания I ступени комплекса ГТО.

Испытания (нормативы) ВФСК ГТО I ступени позволяют определить уровень физического развития качеств, прикладных двигательных умений

 

(навыков) в соответствии с возрастными и половыми особенностями развития младших школьников. Все испытания комплекса ГТО можно разделить на обязательные испытания и испытания по выбору, таблица 2.

Таблица 2 - Виды испытаний I ступени Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»

Обязательные испытания

Испытания по выбору

Бег на 30м (сек) или челночный бег 3х10м (сек)

Наклоны вперед из положения стоя (см)

Смешанное передвижение1000 м (сек)

Метания теннисного мяча в цель (кол-во раз)

Прыжок в длину с разбега (с места) (см)

Бег на лыжах 1км (мин, сек)

Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз)

Плавание (м)

Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз)

-


 

Обязательные испытания комплекса ГТО разработаны для определения уровня развития выносливости, гибкости, силы и скоростно - силовых возможностей детей младшего школьного возраста. Испытания по выбору определяют также скоростно - силовые возможности детей и дополняются оценкой уровня овладения прикладных навыков и координационных способностей.

Все испытания комплекса ГТО имеют три уровня сложности, соответствующие знакам ВФСК ГТО, а именно: золотой (самый сложный), серебряный и бронзовый, таблица 3.

 

Таблица 3 - Требования к уровню физической подготовленности учащихся при выполнении испытаний I ступени Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [48]

Возраст

6-8 лет

Пол

Мальчики Девочки

Виды испытаний

I ступень ГТО

Уровень сложности (знак)

Золотой

Серебряный

Бронзовый

Золотой

Серебряный

Бронзовый

Обязательные испытания

Челночный бег 3х10м (сек)

9,2

10,1

10,4

9,7

10,7

10,9

Бег на 30м (сек)

5,9

6,7

6,9

6,2

7,0

7,2

Смешанное передвижение1000 м

Без учета времени

Прыжок в длину с места (см)

140

120

115

135

115

110

Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз)

4

3

2

-

-

-

Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз)

13

6

5

11

5

4

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз)

17

9

7

11

5

4

Испытания по выбору

Наклоны вперед из положения стоя (см) *

Л

П

Л

П

Метания теннисного мяча в цель (кол-во раз)

4

3

2

4

3

2

Бег на лыжах 1км (мин, сек)

8,00

8,30

8,45

8,30

9,00

9,15

Плавание (м)

15

10

10

15

10

10


 

 

Большинство испытаний ВФСК ГТО I ступени заимствованы из таких видов спорта, как легкая атлетика, лыжный спорт и плавание, и также используются для оценки физической подготовленности учащихся образовательных программ (В. И. Лях, 2012) по предмету «физическая культура». Однако, сами требования к уровню физической подготовленности, предъявляемые со стороны комплекса ГТО, различаются программой ФК, таблицы 4,5.

Таблица 4 - Требования к уровню физической подготовленности выпускников начальной школы

Возраст

9-10 лет

Физические

способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег на 30 м, сек

6,5

7,0

Скоростно - силовые

Прыжок в длину с места, см

130

125

Силовые

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

5

4

Выносливость

Бег на 1000м Плавание, 25 м Бег на лыжах, 1 км

Без учета времени

Скоростные

Челночный бег 3х10 м, сек

11

11,5


 

Из анализа таблиц 3 и 4 можно заключить, что теоретически требования к уровню физической подготовленности учащихся начальной школы (9-10 лет) (по авторской программе В.И. Ляха (2012)) уступают требованиям значкистов (6-8 лет) ГТО I ступени. Например, по школьной программе в десятилетнем возрасте мальчики должны показать результат прыжка с места на 130 см, в то время как к значкистам ГТО предъявляются

 

требования на бронзовый, серебряный и золотой знаки - 115, 120, 140 см соответственно.

Таблица 5 - Требования к уровню физической подготовленности учащихся при выполнении испытаний II ступени Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [48]

Возраст

9-10 лет

Пол

Мальчики

Девочки

Виды испытаний

II ступень ГТО

Уровень сложности (знак)

Золотой

Серебряный

Бронзовый

Золотой

Серебряный

Бронзовый

Обязательные испытания

Бег на 60 м (сек)

10,5

11,6

12,0

11,0

12,3

12,9

Бег 1000 м (сек)

4,5

6,1

7,1

6,0

6,3

6,5

Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз)

5

3

2

Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз)

15

9

7

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз)

16

12

9

12

7

5

Испытания по выбору

Прыжок в длину с места (см)

160

140

130

150

130

125

Наклоны вперед из положения стоя (см) *

Л

П

Л

П

Метания мяча весом 150 г (см)

32

27

24

17

15

13

Бег на лыжах 1км (мин)

6,45

7,45

8,15

7,30

8,20

8,40

Плавание (м)

50

25

25

50

25

25


 

 

Данное противоречие может объясняться завышенными требованиями к уровню физической подготовленности I ступени ГТО или, наоборот, заниженными программой по ФК.

Однако существуют основания говорить и о несоответствии самих нормативов ВФСК ГТО. Таблицы 4 и 5 иллюстрируют, что, несмотря на разницу в возрасте, требования к уровню физической подготовленности схожи. Тем не менее, в испытании «сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» (результат золотого знака) требования к значкистам I ступени ГТО даже выше, таблица 3.

Совокупность данных обстоятельств служит причиной для практической проверки соответствия требований к уровню физической подготовленности учащихся 7-8 лет при выполнении испытаний I ступени ВФСК ГТО.

Более того, в Положении о ВФСК (приказ Минспорта №540 от 11 июня 2014г) указаны не только требования к уровню физической подготовленности населения, но и условия (рекомендации) для успешной подготовки к нормативам ГТО [48].

Рекомендации к недельной двигательной активности предусматривают минимальный объем различных видов двигательной деятельности, необходимый для самостоятельной подготовки к выполнению видов испытаний (нормативов) ГТО, обеспечивающий всестороннее развитие физических качеств, сохранение и укрепление здоровья, таблица 6. Каждая ступень ВФСК ГТО характеризуется оптимальным двигательным режимом в соответствии с возрастом. По мнению Минспорта РФ, соблюдение недельного двигательного режима, подразумевающего двигательную активность детей младшего школьного возраста позволит им пребывать в хорошей физической форме, что, в свою очередь, положительно отразится на выполнении испытаний комплекса ГТО. Однако данные рекомендации тождественны как для участников I, так и II ступени ГТО.

Таблица 6 - Рекомендации к недельной двигательной активности значкистов комплекса «Готов к труду и обороне» (I ступень) [48]

п/п

Виды двигательной деятельности

Временной объем в неделю, не менее (мин)*

1

Утренняя гимнастика

70

2

Обязательные учебные занятия в образовательных организациях

135

3

Виды двигательной деятельности в процессе учебного дня

120

4

Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плавание, лыжам, гимнастике, подвижным играм, в группах ОФП, участие в спортивных соревнованиях

90

5

Самостоятельные занятия ФК (с участием родителей), в том числе подвижными играми и другими видами двигательной деятельности

90

* В

каникулярное время ежедневный двигательный

режим должен


 

составлять не менее 3 часов.

Несмотря на значимое влияние двигательного режима на уровень физической подготовленности значкистов ГТО младшего школьного возраста (7-8 лет), отсутствуют практические рекомендации по использованию двигательной активности I ступени ВФСК ГТО. Организация оптимального двигательного режима дня для учеников 7-8 лет имеет большое значение, обусловленное рядом факторов. Объясняется это резким переходом от дошкольного режима жизнедеятельности к школьному обучению, так, суточный двигательный режим учеников первых классов снижается на 50%. Причем учащиеся младшего школьного возраста 82-85% учебного времени находятся в статическом положении [74].

Двигательный режим учащихся 7-8 лет в условиях

общеобразовательного учебного заведения слагается из самостоятельной и организованной двигательной активности [45, 58, 115, 129]. В первом

случае ученик охватывает свободную (спонтанную) активность (передвижения, самообслуживание в течение дня и др.), составляющую не более 18-20% от необходимого объёма движений в сутки [73]. При этом, как отмечает Н.Т. Лебедева (2005), показатели и этой спонтанной деятельности с возрастом снижаются. Г оворя о саморегуляции школьником этой сферы деятельности, следует понимать ее в известной мере относительно. Причина в том, что она должна тактично контролироваться и направляться учителем ФК. По мнению Д.В. Григорьева (2010), без умелого педагогического руководства в этом виде деятельности возможны отрицательные проявления, когда ребенок в силу своих интересов совершает однообразные или не свойственные возрасту действия, тормозящие развитие разносторонних двигательных навыков и качеств [117, 150, 157].

Организованная деятельность детей младшего школьного возраста протекает в разнообразных мероприятиях, устраиваемых учителем. Эта деятельность носит целенаправленный характер, обеспечивает всестороннее и своевременное развитие двигательных навыков и качеств: силы, быстроты и ловкости, повышает физическую работоспособность. Многие ученые Б.Х. Ланда (2012), А. П. Матвеев (2015), А.В. Царик (2016) придают высокое значение оздоровительным мероприятиям в режиме дня школьников, методическому введению организованно - тренировочных занятий физическими упражнениями после уроков, дополняющих самостоятельную двигательную активность и повышающих физическую подготовленность детей 7-8 лет, способствующих конструктивному развитию основных двигательных качеств.

Однако в современных условиях ГБОУ СОШ наблюдается диспропорция между увеличением умственной нагрузки и не всегда достаточной активностью учащихся [22, 32, 33, 36, 201]. Все эти факторы, объединяемые сегодня в понятие «агрессивность школьной среды», оказывают значительные нагрузку на психическую сферу современных значкистов ГТО, особенно детей младшего школьного возраста [123]. Указания на ограниченный двигательный режим в условиях школьного учреждения имеются в исследованиях П.И. Храмцова (2007), М.А. Руновой (2007), А.П. Матвеева (2011), П.А. Виноградова (2012), А.А. Манаева (2016).

Таблица 7 - Двигательная активность учащихся 7-8 лет в учебном процессе школы, мин. [129]

Вид мышечной деятельности

Продолжительность

Утренняя гимнастика (дома)

10

Вводная гимнастика (в школе)

10

Физкультпауза на уроках (самостоятельной

3

работе)

Подвижные игры (на переменах):

Больших

15

Малых

5

На уроках ФК

45

На открытом воздухе

60 - 90

Лыжная тренировка

90


 

По мнению ряда авторов Б.И. Баканов (2007), В.И. Ковалько (2011), В.И. Лях (2012), дневной объем организованной двигательной деятельности должен составлять не менее 2-2,5 часов, а недельный - порядка 14 часов, включающий не меньше 40% от общего времени пребывания учащихся в школе. Достижение этих показателей в режиме учебного процесса школы возможно за счет комплексного использования всех форм физкультурно - оздоровительных занятий (утренняя гимнастика, физкультурные минутки, самоподготовка, подвижные игры, внеурочная деятельности и т.д.), таблица 7.

Большинство авторов М.А. Рунова (2007), Л.А. Обухова (2008), М.Д. Рипа (2011), занимающихся изучением двигательной активности, считают, что оптимизация двигательного режима зависит от режима дня школы, в котором рационально чередуется умственная и физическая нагрузка, возможность использования физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, значительно повышающих двигательную активность учащихся. Концентрация педагогических задач отдельно от оздоровительных мероприятий, положительно воздействующих на растущий организм школьников, повлечет за собой неупорядоченность учебного режима, отсутствие профилактики перегрузки и переутомления, спровоцирует серьезные нарушения в состоянии здоровья учащихся [3, 53, 111, 247].

Резюмируя вышесказанное об уровне физической подготовленности и влиянии двигательного режима на результаты значкистов комплекса ГТО I ступени, можно заключить следующее. В общеобразовательной программе по предмету «физическая культура» (начальная школа) для оценки ОФП используются нормативы (бег на 30 м, челночный бег 3 х 10 м, сгибание и разгибание рук в упоре лежа и др.), также входящие в перечень испытаний ВФСК ГТО. Однако предъявляемые требования к уровню физической подготовленности значкистов ГТО I ступени недостаточно обоснованы по причине завышенных требований. Существующие рекомендации к двигательному режиму значкистов ГТО I ступени ограничиваются только временным объемом двигательной активности, без учета самой содержательной деятельности (практических рекомендаций).

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (03.05.2018)
Просмотров: 262 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%