Высшим приоритетом РФ в области социально -экономического развития страны до 2020 года является здоровье нации, прежде всего детей и молодежи. В «Стратегии развития ФКС РФ» в главе «Основные целевые ориентиры и этапы их реализации» данное положение уточняется: «Требуется увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения с 34,5% до 80%». Для решения поставленных государственных задач и был разработан ВФСК ГТО, как программнонормативный документ сферы ФКС. Собственно, в ГБОУ СОШ можно достичь наибольшего образовательного, воспитательного эффекта и сдвигов в развитии, когда прививаются основы для интеллектуального, физического, духовно - нравственного и профессионального совершенства человека [24, 41, 85, 109, 159, 161]. Следовательно, для привлечения максимально большого числа школьников к постоянным занятиям физкультурой и спортом перед образовательными учреждениями стоит задача популяризации и распространения ВФСК ГТО.
По мнению педагога П.А. Виноградова (2017), подготовка школьников (7-8 лет) к выполнению испытаний ВФСК ГТО I ступени зависит от организации школьного процесса. Организация школьного воспитания у детей младшего школьного возраста имеет вид внеурочной и урочной деятельности.
Основным компонентом урочной деятельности для подготовки участников комплекса ГТО I ступени является школьная программа. В соответствии с ФГОС, учебная программа дисциплины "Физическая культура" вводится как обязательный предмет в начальной школе (приказ №373 Министерства образования от 6 октября 2009 г.). Как правило, в ГБОУ СОШ (начальная школа) действуют авторские рабочие программы
В.И.Ляха (2012) и А.А. Зданевича (2012). К основным задачам авторской программы «физического воспитания» В.И.Ляха (2012) для учащихся 1 и 2 классов относятся:
укрепление здоровья учащихся, улучшение осанки, профилактика плоскостопия;
содействие гармоническому развитию, выбору устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
овладение школой движений;
развитие координационных и кондиционных способностей;
формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на организм ребенка;
применение упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитие двигательных способностей;
выработка представлений об основных видах спорта;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми.
В год на преподавание учебной программы в первом классе отводится 98 часов, во втором - 102 часа. Реализация учебной программы учителями ФК достигается за счет учебно - тематического планирования образовательного процесса, рассчитанного на 3 урока в неделю, без учета внеурочной деятельности и дополнительного образования. Авторская программа В.И. Ляха предполагает следующее распределение учебного времени на различные виды программного материала при трехразовых занятиях физкультурой в неделю и наличия должной материальнотехнической базы, таблица 8.
Каждому виду программного материала отводится строгое, последовательное определение количества часов в учебный год на ту или иную физкультурную деятельность семестра. Данная программа (В.И. Лях, 2012) имеет вид трехчастной структуры проведения урока. Учебный урок для учеников 7-8 лет включает в себя подготовительную (5±2 мин.), основную (25±5 мин.) и заключительную (5±2,5 мин.) части занятия. Трехчастная структура урока предусмотрена и прописана учебной программой, документами оперативного и текущего программирования и планами образовательных, воспитательных, развивающих (оздоровительных) мероприятий [67, 129, 137, 138, 140].
Таблица 8 - Распределение сетки часов при трехразовых занятиях в неделю физической культурой в средних общеобразовательных школах №1366, 2051 [129]
я
&
н
и
й)
§
О)
и
Вид программного материала
Количество
часов (уроков)
Класс
1
2
£
Основные знания о ФКС
В процессе уроков
Тестирование
В процессе уроков
I
Легкая атлетика
10
15
II
Г имнастика
10
18
III
Подвижные игры
12
18
IV
Лыжная подготовка
12
18
V
Плавание
12
15
VI
Легкая атлетика
12
18
Мы согласны с мнением авторов (В.П.Лукьяненко, 2008; А. А. Васильков, 2008; В.Ю. Патрикеев, 2013 и др.), что достижение педагогической цели и задач урока «физическая культура», а также реализация вводной, основной, заключительной частей занятия, возлагаются на структурные компоненты учебного часа [140, 142, 143, 200, 266]. В дидактике начальной школы к структурным компонентам урока относят его элементы:
Организация подготовки учащихся к уроку;
Постановка цели урока и обеспечение ее восприятия учащимися;
Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока и активная познавательно-рекреационная двигательная деятельность занимающихся;
Обучение двигательным действиям;
Развитие двигательных качеств;
Воспитание духовно-нравственных и волевых качеств личности;
Контроль, оценка и анализ результатов учебной деятельности занимающихся;
Коррекция учебно-воспитательных воздействий;
Снижение физической нагрузки учащихся;
Подведение итогов урока;
Задание на дом;
Организованное завершение [73].
Таблица 9 - Соотношение частей урока физической культурой и их зависимость от возраста учащихся общеобразовательных школ, мин/сек [73]
Класс
Длительность частей урока, мин (х ±8)
Вводная
Основная
Заключительная
I
13,20 ± 2,40
19,55 ± 6,14
11,45 ± 2,21
II
13,41 ± 1,55
20,06 ± 5,09
11,13 ± 1,14
X
8,18 ± 3,46
32,27 ± 8,05
4,15 ± 3,31
Между тем, временные рамки и содержание частей урока весьма изменчивы, так как зависят от особенностей и состояния занимающихся, задач, намеченных для данного занятия, специфики избранных средств, общей продолжительности урока, внешних условий работы и других факторов [88]. На протяжении многих лет ученые А.Н. Хан (1975), Б.А. Ашмарина (1990) и Л. П. Матвеев (2009) сходятся во мнении, что распределение времени трехчастной структуры урока зависит от возраста учеников и опыта учителей ФК, таблица 9.
На вводную и заключительную части урока в первом и втором классе в среднем отводится 11 - 13 минут (25 - 30 % урока), а на основную часть урока 19 - 22 минуты (45 - 46% урока) от общего времени [73, 165, 248]. Общее регламентирующее время одного урока составляет 45 (40) минут.
Таблица 9 иллюстрирует, что с переходом детей в старший класс увеличивается время основной части урока. Авторы A.A. Баранов (2008), А.М. Пятахин (2008), С. А. Герасимова (2015) объясняют, что школьникам 7-8 лет, в силу известных особенностей возрастного развития по сравнению с подростками и юношами старших классов, требуется больше времени для организации их к учебной деятельности и психофизиологической адаптации к познавательной деятельности, сопряженных с использованием физических упражнений [101, 132, 138, 210]. Иными словами, урок «физической культуры» в начальной школе имеет свою специфику [33, 54, 165, 237]. На уроках необходимо поддерживать высокий эмоциональный настрой учащихся, повышать интерес к двигательной деятельности [23, 69, 87, 149, 201, 210, 273].
Практиками в области физического воспитания доказано, чем целесообразнее используется время урока, тем значительнее его плотность, таблица 10 [22, 124]. Деятельность учащихся на уроке по данной дисциплине сопряжена с выполнением физических упражнений [132]. Казалось бы, основным фактором, обусловливающим содержание школьного урока ФК, и должны были стать именно физические упражнения [142].
Тем не менее, на практике из 45 минут школьного урока ФК на непосредственное выполнение физических упражнений в 1-2 классах общеобразовательных школ (учащиеся 7-8 лет) используется до 90% общего
времени (отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока). Моторная плотность (чем выше процент моторной плотности, тем выше двигательная активность на уроке) урока ФК тесно связана с его типом [73, 264]. Наибольшей моторной плотностью отличаются уроки по изучению нового материала (50,8%), повторения пройденного (45,6%), смешанные (47,8%) и наименьшей - контрольные (30,6%), занимающие немного места в годичной программе [138,139]. Показатели общей и моторной плотности урока обладают высоким практическим значением. Пользуясь этими данными, физруки разрабатывают содержание занятий, подбирают упражнения и их дозировку [142]. Структурированная система занятий позволяет показать динамику изменения общей и моторной плотности урока, внося коррективы [124].
Таблица 10 - Примерная характеристика комплексного урока
физической культуры в начальной школе [264]
Показатели:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Общая плотность урока, %
85-90
90-95
95-100
100
Моторная плотность урока, %
45-50
50-55
55-60
60-65
Кол-во осваиваемых на уроке движений
2
2
2
2
Интенсивность урока:
ЧСС (макс.), уд/мин
190-200
190-200
185-190
185-190
ЧСС (средн.), уд/мин
130-140
135-145
140-150
140-150
В настоящее время наиболее приемлемым показателем функционального состояния организма, который используется на уроках ФК, является ЧСС. Как правило, ЧСС постепенно увеличивается в водной части урока, достигая максимального значения в основной части, плавно снижаясь в заключительной части урока [264]. Профессор А. А. Васильков (2008) схематично указывает зависимость ЧСС от структурных частей урока «физическая культура», рисунок 1.
Рис. 1. Идеальная (сплошная) и реальная (пунктирная) частота
сердечных сокращений в разных частях урока физкультуры [32]
Сплошная линия характеризует оптимальное изменение ЧСС по частям урока, однако на практике кривая пульсометрии выглядит волнообразно, по вполне объективным причинам (показ, объяснение, ожидание очереди), поясняет А. А. Васильков (2008). Поэтому, говоря о деятельности учащихся на уроках ФК, имеют в виду активную познавательную деятельность, сопряженную с выполнением ими физических упражнений [32, 143, 264]. Это обстоятельство делает само собой разумеющимся то, что физические упражнения составляют важнейший по объему и значимости компонент содержания урока ФК [22, 32, 86]. Все-таки используемые без учета педагогических, физиологических и психологических закономерностей процесса обучения или используемые вне взаимосвязи с заранее намеченной дидактической целью урока, они не могут обеспечить ожидаемого образовательно-воспитательного и оздоровительно-рекреационного результата [16, 24, 41, 105, 144, 193, 217, 220].
Дополнительно, актуальной и новой задачей учителя ФК, в соответствии с ФГОС, становится обеспечение им на уроке развития универсальных учебных действий (УУД), как психологической составляющей фундамента школьного образования в России [129]. УУД сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, таблица 11.
Таблица 11 - Основные требования универсальных учебных действий в первых и вторых классах [129]
№
Название
Содержание универсальных учебных действий
1
Личностное
Г отовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированности мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
2
Метапредметное
Освоение обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
3
Предметное
Освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Результатом использования УУД на уроках ФК является рост сформированности учебных умений и навыков, способствующих развитию
самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повышающих качество знаний обучающихся по предмету ФК. Использование УУД в урочное время школьных занятиях обязательное в рамках ФГОС.
Помимо формирования у детей УУД, на учителя ФК возлагается задача формирования жизненно важных умений и навыков. Два раза в год физкультурные руководители отчитываются администрации учреждения о динамике изменения физической подготовленности среди учащихся школы.
Дети 7-8 летнего возраста по окончанию второго класса должны иметь представление:
об истории ФК;
о роли и значении движений в жизни человека;
о влиянии физических упражнений на организм человека;
о терминологии разучиваемых упражнений;
о физических качествах и общих правилах их тестирования;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены;
о причинах травматизма на занятиях ФК.
И способны уметь самостоятельно выполнять:
простейший комплекс утренней гимнастики;
-вести дневник самонаблюдения за физической подготовленностью;
организовывать и проводить самостоятельные занятия;
взаимодействовать в коллективе в процессе занятий ФК [126,128,129].
Внеурочная деятельность состоит из занятий (секций) по ФК в группах продленного дня (дополнительного образования) и дополняется работой во внешкольных учреждениях (ДЮСШ, спортивные клубы и др.). Учитывая возрастные особенности (см. параграф 1.1), важным фактором в подготовке детей 7-8 лет к выполнению испытаний ВФСК ГТО является сопричастность родителей в организации физического воспитания детей, включающая:
физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;
самостоятельные занятия и подвижные игры по ФК (в выходные дни и каникулярное время) с участием родителей;
участие в спортивно-массовых и досуговых мероприятиях [92, 121, 129, 258, 263].
Таким образом, физкультурный руководитель должен заранее спланировать в календарно - тематическом планировании уроки, на которых целенаправленно и комплексно будут решаться педагогические задачи (образовательные, оздоровительные и воспитательные), решениями которых становится выработанный интерес детей к самостоятельным занятиям ФК и ведением ЗОЖ [45,107, 147, 174].
Результаты взаимодействия учителя и учащихся составляют внутреннюю, относительно «скрытую» сторону содержания урока ФК и, по мнению авторов Э.Я. Степаненкова (2008), А.П. Матвеев (2015) важнейший компонент содержания урока ФК - это деятельность учителя (конкретизация цели урока, организация учебной деятельности, анализ проделанной работы и т. д). Интеграция ВФСК ГТО в систему школьного образования начальной школы немыслима без использования:
средств и методов ФКС для обеспечения полноценной социальной деятельности, вовлечения родителей в занятия ФКС совместно с ребенком, в том числе и для подготовки к выполнению норм ВФСК ГТО;
основ знаний в области ФКС для формирования ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, для ведения ЗОЖ, самоорганизации занятий по ФК, в том числе организации недельного двигательного режима;
объема, достаточной интенсивности и вариативности, как по содержанию, так и по структуре, учебных занятий физическими упражнениями.
При использовании вышеуказанных положений в работе с учащимися 7-8 лет и активном вовлечении учителей школы, родителей и работников внешкольных учреждений, обеспечивается наибольший педагогический эффект [22, 137, 138].
Значимость вышесказанного подчеркивается Г осударственным
Положением «О физическом воспитании учеников общеобразовательной школы», в котором отмечается, что: «Учителя начальных классов должны следить за соблюдением школьниками режима дня, выполнением ими утренней гимнастики, способствовать привлечению учеников в секции и кружки коллектива физической культуры, следить за правильной осанкой учеников, воспитывать у учеников интерес и привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями» [43, 54, 58, 72, 81, 103, 146, 150, 263].
|