Воскресенье, 24.11.2024, 18:10
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 31
Гостей: 31
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Общая характеристика приемной семьи

Когда родители не могут присматривать за своими детьми, может быть необходимо, чтобы их поместили в другую семью на воспитание или усыновление. Данные говорят о том, что это более желательный вариант, чем помещение в детский дом-интернат.

Даже при хорошем физическом уходе и соответствующем количестве стимуляции, численность персонала и скорость его текучести в домах-интернатах затрудняют установление надежных привязанностей детей к одному или двум людям, с которыми у них особенно близкие взаимоотношения.

Это привело к тому, что стали снова придавать значение воспитанию в приемной семье и усыновлению, хотя это может быть не всегда осуществимо, особенно для деструктивных подростков. В пользу домов-интернатов не свидетельствуют и случаи, когда обнаруживалось, что молодые люди подвергались насилию тем же самым персоналом, который должен был им помогать.

Приемная семья является одной из форм устройства детей-сирот, а также тех детей, которые лишены родительской опеки. Дети, потерявшие родителей, или же те дети, родители которых из-за различных обстоятельств не могут выполнять свои обязанности, нуждаются в семейном тепле и воспитания[6, с. 13].

Приемная семья - это семья или лицо, которое не находится в браке, добровольно взяла из учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, от 1 до 4 детей на воспитание и совместное проживание[6, с. 190] .

Приемная семья как форма воспитания детей, лишенных родительской опеки, не является новой. Как свидетельствуют исторические данные, очень давно, существовали не только семьи, которые можно назвать приемными, но и необходимые законы и правила, которые регулировали бы эти вопросы. Позже, в Российской империи семейные формы устройства детей стали частной инициативой членов царской и благородных семей, семей богатых купцов.

Социальный педагог является промежуточным лицом между приемным ребенком и приемной семьей. Он помогает создавать устойчивый и успешный в своем назначении институт приемной семьи, а с другой стороны помогает российскому государству формировать всесторонне развитые личности с детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, что практически невозможно в условиях интернатного воспитания[7, c. 157].

Главной целью социальной педагога в работе с приемными семьями является социализация и адаптация к окружающему миру ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской опеки в обществе после того, как этот ребенок выйдет за стены государственного учреждения опеки.

Поскольку в интернатных заведениях у ребенка могут развиваться определенные отклонения в поведении, в отношении к окружающим его людям и окружающему миру, то социально-педагогическая работа заключается в устранении этих отрицательных черт характера. Параллельно работник проводит работу по поиску биологической семьей ребенка, чтобы предоставить ему возможность в будущем вернуться к своей родной семье, если это будет возможным .

Функции социального работника с приемной семьей можно систематизировать на:

- диагностическая;

- профилактическая;

- социально - пропедевтическая;

- коррекционно-реабилитационная;

- организаторская.

Не нужно думать, что создание приемной семьи является легким делом. При устройстве ребенка в семью могут возникать определенные нюансы, то есть риски, которые могут усложнить работу социального педагога. Именно поэтому, приступая к работе, он должен знать эти риски и пытаться их по-максимуму избегать. Такими рисками в частности являются:

1. Риски связаны с биологической семьей: асоциальный опыт; смерть родителей одного или же обоих; опыт проживания вне семьи; отсутствие информации о ребенке; отсутствие биологических родителей; отсутствие биологической матери 18 месяцев[15,c. 232].

2. Связанные с предыдущим местом пребывания ребенка: депривация; специфические особенности (бродяжничество, расовые проявления); личностные проблемы.

3. Данные медицинского и психологического обследования: травмы; проблемы со здоровьем; отставание в развитии.

При усыновлении ребенка приемным родителям понадобится умение создать для него благоприятную семейную обстановку. Это означает, что будущие приемные родители должны не только помочь ребенку адаптироваться в новых для него условиях, но и почувствовать себя полноправным членом новой для него семьи.

Вместе с тем новые родители должны способствовать тому, чтобы приемный ребенок мог понять свою родную семью, которая его бросила или отправила в детский дом, и не прерывать контактов с ней, поскольку довольно часто детям очень важно знать, что у них все же есть родные биологические родители, которые являются как бы составной частью их представлений о самих себе .

Приемным родителям могут понадобиться и навыки взаимодействия с детьми старшего возраста, если к усыновлению приемный ребенок или приемные дети жили в тех или иных детских учреждениях, которые заменяли им семью. Поэтому у них могли возникнуть индивидуальные эмоциональные проблемы, справиться с которыми приемные родители смогут только при наличии у них специальных знаний и навыков воспитания[21, c. 217].

Приемные родители и усыновленный ими ребенок могут принадлежать к различным расовым и этническим группам. Соответствующие родительские навыки помогут усыновленным или приемным детям справиться с чувством разлуки и оторванности от своего прежнего, привычного им мира.

Иногда взятые на воспитание дети могут не знать, как общаться с приемными родителями из-за плохих отношений в их родной семье. Такие дети ожидают, что их будут жестоко наказывать за мелкие проступки или что взрослым будет безразлично, чем они занимаются, до тех пор, пока им не мешают.

Некоторые дети могут быть враждебно настроены по отношению к приемным родителям, потому что либо им кажется, что все сговорились, чтобы забрать их из родной семьи, или потому, что не могут справиться с гневом, страхом и причиняющими боль чувствами, которые они испытывают к своим собственным родителям.

Или дети могут враждебно относиться к самим себе и совершать поступки, которые вредят в первую очередь им самим. Они могут пытаться скрыть или отрицать эти чувства, отстранившись от приемных, неродных родителей или проявляя к ним полное безразличие [13, c. 245-248] .

Ощущение замешательства, которое испытывают приемные дети, с одной стороны, из-за чувства любви и тоски по своей родной, биологической семье и, с другой стороны, ненависти к своим родителям и к самим себе за мнимые и реальные поступки, носит очень болезненный характер. Находясь в состоянии эмоционального стресса, приемные дети могут совершать агрессивные действия в отношении приемных, неродных родителей.

К тому же у ребенка могут быть умственные, психические и эмоциональные отклонения, которые также потребует от приемных родителей специфических знаний и умений.

Очень часто приемные дети, особенно до десяти лет, совершенно не понимают, почему их забирают из родной, биологической семьи и помещают на воспитание в чужую, неродную, к неродным родителям. Поэтому позже они начинают фантазировать или придумывать различные причины, что само по себе имеет негативное влияние на них и на их отношение к новой семье, новым родителям[20, c.134].

Нередко эмоциональное состояние детей характеризуется целой гаммой негативных переживаний: любовь к биологическим родителям смешанно с чувством разочарования, потому что именно их асоциальный образ жизни привел к разлуке; чувство вины за то, что происходит; низкая самооценка; ожидания наказаний или равнодушия со стороны приемных родителей, агрессия и т. д.

Эти негативные переживания преследуют ребенка в приемной семье, даже в том случае, если ребенок достаточно долго находился в центре и прошел курс реабилитации и подготовки к жизни в новом окружении.

Очевидна, также неизбежность влияния этих переживаний на атмосферу приемной семьи. Все вышеперечисленное требует пересмотра сложившихся отношений между членами новой семьи, взаимных уступок, специфических знаний и навыков от новых, приемных, неродных родителей.

Большая часть ответственности за процесс социального формирования приемного, неродного ребенка, а также его личностное и психологическое развитие лежит на приемных родителях.

Как приемным детям, так и приемным родителям, а также их родным детям тоже нужно время, чтобы адаптироваться к привычкам и особенностям ребенка, которого они взяли в свою уже сформировавшуюся семью. При этом родные дети не менее нуждаются в защите своих интересов и прав, о чем родителям не стоит забывать тогда, когда они пытаются угодить приемному ребенку[24, 312].

В развитии отношений между приемным ребенком и родными детьми очень важно то, чтобы последние имели право голоса при решении о принятии в семью еще одного ребенка. Очень часто родные дети гораздо лучше, чем родители могут помочь новичку привыкнуть к распорядку дня семьи, выразить свои чувства, познакомиться с соседями и пр.

Родные дети могут служить для приемного ребенка примером взаимодействия с родителями, особенно если отношения взятого ребенка со взрослыми в его бывшей семье оставляли желать лучшего.

Сложная ситуация может сложиться в приемной семье, в которой родители постоянно сравнивают своих родных детей с приемными, неродными. В момент сравнения «плохой» ребенок вынужден быть плохим и бессознательно поступает плохо.

Некоторые врачи и психологи придерживаются того мнения, что детским домам, из которых забирают детей в новую семью, лучше много не говорить новым родителям о судьбе кровных родителей ребенка, чтобы их не пугать и не заставлять жить в тревоге, в ожидании каких-то нежелательно проявлений у ребенка[4, c.165].

Некоторые приемные родители сами отказываются получать информацию о ребенке, предполагая, что без нее они сильнее к нему привяжутся. Однако, основываясь на практическом опыте, можно утверждать, что приемным родителям лучше узнать о ребенке все основные сведения.

Прежде всего, необходимо узнать об особенностях и характере приемного ребенка, о его навыках, потребностях и трудностях в воспитании. Эти сведения не должны беспокоить новых родителей и вызывать у них тревожные опасения.

Наоборот, эти данные должны предоставить им уверенность в том, что их уже ничто не удивит, и они не узнают ничего такого, что обычно известно родителям о родном ребенка. Информированность родителей должна способствовать быстрому выбору их правильной позиции по отношению к ребенку, избранию правильного метода воспитания, который поможет им формировать реальный, оптимистический взгляд на ребенка и процесс его воспитания.

В большинстве случаев у детей остаются негативные воспоминания, которые оставили их биологические родители, поэтому сначала в принявшей их семье они бывают недоверчивыми по отношению ко взрослым. Некоторые дети принимают оборонительную позицию, некоторые проявляют склонность к обману, к грубой форме поведения.

В разговоре с ребенком о его прошлом приемным родителям необходимо проявить искусство: сказать приемному ребенку всю правду и не обидеть его, помочь ему все понять и правильно осмыслить. Ребенок должен внутренне согласиться с действительностью, только тогда он к этому не станет возвращаться.

Желательно с приходом ребенка в приемную семью начать создание его «традиций», которые помогут укрепить его привязанность новой семьи (например, альбом с фотографиями). Созданию семейных традиций способствует празднования дней рождения ребенка, так как ранее вряд ли он знал о таких радостных переживаниях[23, c.265].

Необходимо в повседневной жизни приемной семьи ставить воспитательную цель в виде конкретных задач для приемного ребенка. В любом случае приемных родителей спасает спокойствие и рассудительность, обоснованность высказываемых мнений, стремление помочь ребенку исправить его ошибки.

При любом проступке неродного ребенка система наказаний и поощрений должна быть одинаковой: мама и папа одинаково обратят внимание на ошибку приемного ребенка и отреагируют одинаково. Обязательно необходимо объяснять ребенку, за что его наказывают. При этом наиболее эффективным будет наказание, выражающееся в том, что ребенка просят побыть в его комнате, которую нельзя покидать до разрешения взрослого.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что приемная семья - это семья или лицо, которое не находится в браке, добровольно взяла из учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, от 1 до 4 детей на воспитание и совместное проживание .

Приемная семья как форма воспитания детей, лишенных родительской опеки, не является новой для России. Как свидетельствуют исторические данные, уже давно, еще до Российской империи существовали не только семьи, которые можно назвать приемными, но и необходимые законы и правила, которые регулировали бы эти вопросы.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (03.05.2018)
Просмотров: 247 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%