Четверг, 28.11.2024, 10:34
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Особенности адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье

Особенности адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье

Адаптация является очень важным этапом вхождения ребенка в приемную семью. От того, насколько быстро и качественно сформируются новые межличностные семейные отношения, будет во многом зависеть дальнейшее полноценное развитие детской личности.

Современная система специализированного психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи имеет определенные достижения в решении задач диагностики и коррекции нарушений в новой семье, однако в недостаточной мере уделяется внимание протеканию самого процесса адаптации, который носит сложный, неравномерный, поэтапный, многоуровневый характер.

Недооценка значения особенностей адаптации приемного ребенка и взрослого влечет за собой не только общий дефицит объективных представлений о развитии личности в условиях замещающей семьи, но и искаженную трактовку признаков возможных нарушений.

Изучение феномена адаптации позволяет говорить о том, что адаптация — это процесс, при котором организм приспосабливается к изменяющимся условиям среды, в результате чего достигается равновесие между средой и организмом.

Адаптация в приемной семье — это объективный и регулируемый процесс включения ребенка в новую замещающую семью, сопровождающийся построением новых взаимоотношений и взаимного приспособления, в результате чего создаются условия для жизнедеятельности ребенка и развития семейной системы. Только двусторонний процесс изменения — приемного ребенка и замещающей семьи — можно назвать полноценной адаптацией [21, c. 197 c.].

Рассматривая процесс адаптации человека, ученые выделяют три уровня: физиологический, психологический и социальный, которые тесно связаны между собой и являются интегральной характеристикой функционального состояния организма. В зависимости от целей исследования выделяются и различные их сочетания, или подуровни, например, биохимический, психофизиологический, социально-психологический; соответственно выделяются различные типы адаптации: психофизиологическая, социально-психологическая и т. д.

Например, приемный ребенок, помещенный в новую семью, привыкает не только к своим новым родителям, но и к новому дому, новому образу жизни, новой пище, а зачастую и к новому климату и новой культуре (особенно при усыновлении иностранцами, что приводит к так называемому культурному шоку). В результате происходит серьезная перестройка функциональных и адаптивных систем ребенка на всех уровнях.

Кроме того с учетом качества деятельности человека можно говорить о различных видах адаптации: учебная, трудовая, профессиональная, семейная, бытовая и др. В данном случае ребенок вливается в новые социальные группы и коллективы: новые родственники, новые соседи, группа детского сада, школьный класс, кружки и клубы по интересам, которые имеют свои устоявшиеся социальные нормы поведения и предъявляют к новичкам определенные требования [9, c. 234].

Процесс адаптации происходит параллельно с процессом социализации, в ходе которых, оказываясь в различных проблемных жизненных ситуациях, человек использует уже имеющиеся или приобретает новые механизмы социального поведения и решения задач, способы реагирования и личностные черты.

По мнению А. А. Налчаджяна, каждый такой процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности, который при благоприятном течении приводит человека к состоянию адаптированности.

Под социально-психической адаптированностью личности понимается «такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей».

Л. Н. Большакова, М. Миллер, Л. В. Фимина выделяют ряд важных моментов на каждом этапе адаптации: например, изменение социальных ролей при появлении нового члена семьи, миф о возникновении мгновенной привязанности приемных детей и родителей (феномен «отсутствие привязанности»), предупреждение у приемных родителей чувства неполноценности и вины за возникающие проблемы, перекладывание вины на ребенка и др [21, c. 211].

При появлении приемного ребенка все члены семьи переживают эмоциональные трудности: ребенок переносит на приемных родителей обиды, накопившиеся на своих кровных родителей, приемные родители часто испытывают чувство вины и разочарования, сложную амбивалентность чувств к новому члену семьи. Постепенно приемный ребенок воспринимает нормы и стиль поведения, установленные в данной семье. В свою очередь, семья также подстраивается к особенностям ребенка и претерпевает определенные изменения.

Необходимым условием адаптации ребенка в новой семье является взаимное соответствие ролевых ожиданий ребенка и приемных родителей. Важную роль здесь играет жизненный опыт ребенка, который оказывает влияние на процесс его идентификации с семьей.

Идентификация ребенка с приемным родителем является важнейшим критерием эффективности адаптации ребенка в замещающей семье. В традиции психоанализа взросление человека понимается как интеграция личности и эго-функций, тесно связанных с идентификацией.

Приемный ребенок в замещающей семье не может принять на себя роль биологического, поэтому его идентификация затруднена, что проявляется в отсутствии статуса в новой семье, проблемах верности приемным и биологическим родителям, чувстве униженности и т. д. Это во многом объясняет тот кризис, который переживают все члены замещающей семьи на первых этапах совместной жизни.

Дети-отказники, не знающие ничего о своем прошлом и о причинах сиротства, приходя в замещающую семью начинают вести борьбу за собственную идентичность. При этом важнейшим условием развития идентичности ребенка является наличие заботливого взрослого и формирование привязанности у ребенка[14, c. 321].

В таких случаях у детей наблюдается высокий темп развития уже в первые месяцы жизни в новой семье, улучшение речи, укрепление и развитие межличностных отношений, появление чувства уверенности, расширение кругозора и т. д. По результатам наблюдений уже к подростковому возрасту развитие приемных детей, адаптация которых в замещающих семьях прошла успешно, ничем не отличается от развития детей в родных семьях.

При изучении перспективы развития взаимоотношений между членами приемных семей к группе риска в плане успешности адаптации ребенка в замещающей семье ученые относят такие семьи, в которых имеет место слишком солидный возраст приемных родителей, длительное отсутствие собственных детей, недостаточная информированность родителей о психологических особенностях ребенка, неадекватное представление родителей о трудностях воспитания приемных детей и т. д.

На течение адаптации ребенка в замещающей семье не могут не оказывать влияние внешние факторы, среди которых можно выделить повышенное внимание посторонних людей к членам профессиональных замещающих семей, подозрительное отношение общества к мотивам усыновления и патронирования детей, обвинение приемных родителей в корысти, высокая сензитивность профессиональных семей к проблемам взаимоотношений с социумом, ухудшение отношений родителей с кровными детьми.

При нарушениях процессов адаптации личность оказывается в состоянии дезадаптированности, которое выражается, с одной стороны, в неспособности удовлетворять собственные потребности и притязания, продуктивно выполнять ведущую деятельность, а с другой стороны, в невозможности идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней новая социальная среда и новая социальная роль.

Большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, попадают в специализированные государственные учреждения либо в приемные семьи, и это специфически отражается на формировании их личности, жизненных позиций и особенным образом влияет на степень их социализации и социальной адаптации в обществе.

Одной из наиболее актуальных для современного российского общества проблем, связанных с положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является несамостоятельность, невозможность в должной мере адаптироваться к взрослой жизни, их своеобразном «иждивенчестве».

Как правило, сирота ощущает, что он «чужой» в этом обществе. Это приводит к замкнутости, социальной несостоятельности и зачастую приводит к асоциальному образу жизни. Возможность увидеть проблемы, с которыми сиротам приходиться сталкивается в процессе социальной адаптации глазами самих сирот, поможет нам наметить возможные пути решения этих трудностей.

Важным признаком социально-психологической дезадаптированности личности является переживание ею длительных конфликтов различного типа (внутренних и внешних, внутриролевых и межролевых) при неразвитости психологических защитных механизмов и адаптивных стратегий поведения, необходимых для их разрешения.

Социальная дезадаптация тесно связана с низким уровнем социализации личности, поскольку неуспешная социализация на любом этапе выражается в социальной дезадаптации. С. И. Розум выделяет следующие последствия неудачной социализации тяжелые формы социальной дезадаптации вследствие социальной изоляции и эмоциональной депривации в детском возрасте; личностные дисгармонии у детей, лишенных родительского попечения и с раннего возраста воспитывающихся в институционализированных учреждениях; последствия социальной и педагогической запущенности; психопатии и акцентуации характера как следствие неудачной социализации в семье; формирование личности в антисоциальной среде; формирование аддиктивных форм поведения; психические расстройства, в развитии которых в качестве важного фактора выступают искаженные детско-родительские отношения [ 2, c. 189].

Дети, имеющие такие особенности, при попадании в приемную семью требуют к себе повышенного внимания, понимания, любви, терпения, ответственности приемных родителей. Квалифицированная помощь и поддержка замещающих семей будет способствовать смягчению личностных нарушений и повышению уровня адаптации приемных детей в семье и обществе.

Приемным родителям следует помнить, что за любым действием или поступком ребенка стоит одна из основных потребностей, которую ему необходимо удовлетворить. Именно неудовлетворенные потребности подталкивают ребенка к определенному поведению, и чаще дети самостоятельно находят только негативные способы удовлетворения своих потребностей.

Следует всегда задаваться вопросом: чего именно не хватает ребенку, чего он хочет добиться своим поведением? Это и есть самое сложное – правильно интерпретировать поведение ребенка. Понимание того, какие потребности пытается удовлетворить ребенок посредством своего поведения, может помочь приемным родителям найти приемлемые пути удовлетворения этих потребностей и как следствие, решить проблемы поведения [ 2, c. 112].

Кроме необходимых физиологических, эмоциональных и других потребностей, ребенок на первых этапах адаптации в приемной семье стремится в первую очередь к достижению стабильности и безопасности. Пережив в своей жизни множество психотравмирующих ситуаций (насилие, безнадзорность, отобрание, размещение в приют, разлуку со значимыми взрослыми и как итог, лишение родителей родительских прав), ребенок приходит в приемную семью эмоционально истощенным от количества переживаемых психологических травм, и вместе с тем, с надеждой на принятие, спокойствие, стабильность и безопасность.

Другими словами, у приемных детей одним из основных мотивов поведения является обеспечение предсказуемости своей жизни, нетерпимость к переменам. Очень многое в процессе успешной адаптации ребенка в приемной семье или детском доме семейного типа зависит от специалистов, осуществляющих сопровождение семьи.

Необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты в новой семье является оказание комплексной психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи ребенку и приемным родителям. Только общие цели, понимание, терпение, уважение и искреннее участие в жизни ребенка принесут положительные плоды и облегчат процесс адаптации [ 19, c. 123].

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (04.05.2018)
Просмотров: 339 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%