Особенности социальной работы с приемными семьями в Германии
Современные подходы к организации и функционированию приемных семей и социального становления детей в рамках действующего законодательства Германии разрабатываются с учетом различных научных теорий и концепций относительно факторов влияния на социализацию приемных детей.
Так, при создании приёмной семьи существенными моментами являются: поэтапное введение ребенка в семью; учета важных проблем детей-сирот, усиленная забота о гетеросексуальных отношениях, конфликтах с ровесниками или родителями; решения стрессовых ситуаций, с которыми приходится сталкиваться приемным детям дома, в школе, в группе сверстников и т.д.
Отметим, что создание приемной семьи, и частичное делегирование ей родительских прав и обязанностей не знаменует собой завершение социальной работы с конкретным ребенком [ 24, c. 312].
Напротив, приёмная семья остается первоочередным объектом социальной работы. Одним из существенных и, по нашему мнению, особенно важных аспектов во взаимодействии социального работника и приёмной семьи, есть сопровождение социальным работником приемного ребенка.
Социальный работник не только систематически контролирует процесс воспитания ребенка в семье, но и сам принимает в нем участие. С этой целью используются различные методики, которые способствуют успешной работе с приемными детьми.
Одним из необходимых социально-педагогических условий эффективности воздействия приёмной семьи на социализацию приемных детей и подростков является профессиональная подготовка родителей для работы с такими детьми.
Профессионализация приемных родителей характеризуется повышением компетентности, профессиональной заинтересованности, индивидуальным сознанием позитива и недостатков данной проблемы, особым умением создавать благоприятный психологический климат для детей, прибывших в новую семью.
Существует много курсов по различным методикам повышения профессионализации приемных родителей. Родители должны быть готовы не только влиять на ребенка, но и внести коррективы в свою жизнь. Кроме того, ребенок должен чувствовать, что он не лишний в этой семье, что его любят и понимают [26, c. 421-439].
Все это указывает на реальную заботу о будущем детей из неблагополучных семей и, как показывает практика, в значительной степени способствует их полноценному, всестороннему, гармоничному развитию. Однако, во всех случаях, где есть возможность, усилия направляются на то, чтобы ребенок оставался, или возвращался после пребывания в приёмной семье, к своим родителям.
С этой целью с неблагополучными семьями проводится интенсивная психотерапевтическая, консультативная работа, строго индивидуально, в зависимости от тех трудностей, которые испытывает семья. Такие семьи находятся под постоянным контролем социального работника (специально закрепленного в каждом конкретном случае), родители посещают занятия в специальных консультативных центрах по вопросам семьи, которые есть в каждом городе [27, c. 344].
Таким образом, можно сделать вывод, что в Германии, как и в других западноевропейских странах, существует немало интересных форм социально-педагогической работы с семьей, которые достойны внимания.
Следует подчеркнуть, что в Германии достаточно распространенной является помощь семье, которая предоставляется общественными и религиозными организациями, волонтерами в рамках «Региональных союзов для семьи» и др.
Все большее распространение получает помощь в кризисных ситуациях, для чего созданы телефоны доверия, специальные кризисные учреждения, пункты оказания защиты, а также приемные семьи, которые готовы взять детей на воспитание на непродолжительный период немедленно, аналогично "emergency care" (опека в чрезвычайных ситуациях, которая давно практикуется в Великобритании.
Современные детские дома в Германии совсем не похожи на те, что существовали в стране послевоенные годы. Тогда в них жили в основном дети-сироты. Сегодня большинство воспитанников – это дети из неблагополучных семей.
Не будет ошибкой утверждать, что количество детских домов в Германии постепенно уменьшается, что характерно для всей Западной Европы. Сегодня дети-сироты и дети из неблагополучных семей, над которыми взяло опеку государство, всё чаще живут в так называемых детских коммунах или приемных семьях.
Соответствующая работа проводится с детьми, которым необходима экстренная помощь. Интересным в этом плане является опыт работы детского дома, который находится в Кельне. В одном из районов Кельна (Зюльце) после войны находился дом, где жили дети-сироты.
Позже его переименовали в детский дом Kids. Сегодня в одной части этого здания находится детский приемник-распределитель. Сюда полиция привозит детей, чьи родители могут быть лишены родительских прав. Но пока суд не вынес решение, ребенок находится под защитой государства. Он живет либо здесь, либо временно находится в приемной семье [28, c. 146].
Дети дошкольного возраста, как правило, попадают в семьи, где опека над детьми стала, по сути, профессией. Kids сотрудничает со многими такими семьями. Это надежные и проверенные люди, у которых, к тому же, есть педагогическое образование. Семьи, которые временно берут на воспитание чужого ребенка, получают существенную финансовую поддержку со стороны государства.
Немецкие педагоги и социальные работники пришли к выводу, что воспитанием детей лучше заниматься в атмосфере, максимально напоминающей домашнюю. Поэтому большая часть воспитанников Kids живет в детских коммунах: в обычных квартирах или домах, где у каждого ребенка своя комната, но все они находятся под постоянным присмотром воспитателей.
Важно отметить, что на 400 воспитанников детского дома Kids в возрасте от нескольких месяцев до 21 года приходится 300 человек персонала. Детские коммуны хорошо себя зарекомендовали: в них делается ставка на индивидуальную работу с детьми и сохранение связей с родителями. Приведём ещё один интересный пример. В кельнском районе Брюк находится жилой комплекс из восьми домов, в каждом из которых живет девять-десять детей разного возраста.
По мнению педагогов, у воспитанников должно быть ощущение, что они живут в большой семье, в которой старший проявляет заботу о младшем. Всего в Кельне 19 таких жилых комплексов. В некоторых домах дети находятся только днем, а ночуют у родителей. В соседнем здании воспитанники живут пять дней в неделю, а выходные каждый из них проводит в семье.
Рассмотрим реализацию социальных программ в работе с приемными семьями на примере города Нойнбург-форм-Вальд (Neunburg-vorm-Wald). Город Нойнбург-форм-Вальд расположен в районе Оберпфальц, Федеральная земля Бавария. Число жителей – 8500 чел. Территория – 110,163966 км². Первое письменное упоминание – 1017 г. В2009 г. и 2012 этот город был признан «самым благоприятным городом для проживания семей» в районе Швандорф.
Поддержка оказывается детям из приемных семей в форме организации досуга, каких-либо встреч в Германии или за границей, приобретение материалов для развития и творчества, производятся ремонтные работы в доме, где они проживают [30, c. 84] .
Необходимо также отметить, что для приемных семей здесь предусмотрена программа поддержки жилищного строительства. Предпосылками получения поддержки для строительства на незастроенных земельных участках служат заселение жилого дома не позднее 4 лет после покупки участка минимум на 10 лет. Дотации: 5.000 € на 1 приемного ребенка (до 14 лет). Пример: супружеская пара с 2 детьми, 8 и 12 лет – дотация 10.000 €.
Программа поддержки жилищного строительства для семей с приемными детьми в г. Нойнбург-форм-Вальд. Предпосылки получения поддержки для строительства на застроенных земельных участках: покупка застроенного земельного участка и заселение минимум на 10 лет.
В Германии в настоящее время проживает около 50 тысяч сирот. Но цифра эта меняется день ото дня: если ребенок лишился родителей или родители от него отказались, то он быстро находит новую семью, поскольку желающие стоят в очереди на усыновление, а в Jugendämt существуют «списки ожидания» для бездетных пар.
Большая проблема современной Германии – это сироты при живых родителях. Это дети алкоголиков, наркоманов и людей с психическими отклонениями. Их судьбу решают коммунальные органы власти. В серьезных случаях, когда в семье отмечены факты насилия, недоедания и недостаточной гигиены, ребенок отправляется в приют (Kinderheim) на постоянное место жительства или же на временное проживание с возможностью посещения биологических родителей по выходным и праздничным дням [ 27, 265].
Дети из неблагополучных семей контролируются семьями поддержки, где ребенок проводит по нескольку дней в месяц. В принципе «семьи поддержки» (Pflegefamilien) и есть сегодняшний аналог традиционным детским домам. Патронатное воспитание рассматривается как профессия, существует система оценок: аттестация и лицензирование.
В Германии детский дом имеет собственно характер семейного дома: ребенок живет в семье, которая согласна его воспитывать. Это не усыновление, оно не порождает всех правовых последствий, когда люди становятся «юридически чужими», а государство выплачивает соответствующую компенсацию: расходы на предоставление ребенку жилой площади, питание, одежду и так далее.
Патронатные семьи как бы работают для социального ведомства (Sozialamt) и получают не только компенсацию расходов, но и некоторую оплату за свой труд. Предпочтение в выборе компетентными органами отдается таким семьям, где хотя бы один из «родителей» имеет педагогическое, психологическое или медицинское образование.
Интересным решением проблемы сиротства в Европе стала так называемая Детская деревня. Первая SOS-Kinderdorf была основана католическим прихожанином Германом Гмайнером в 1949 году в австрийском городе Имст для спасения детей, которые в годы Второй мировой войны потеряли родителей.
Благодаря поддержке многочисленных спонсоров на сегодняшний день организация оказывает помощь детям в 1799 учреждениях 132-х стран мира. «Программа матерей» профессионально готовит женщин, которые являются сотрудницами организации и получают там зарплату.
В Германии в настоящее время работают 15 Детских деревень, там воспитываются 650 детей. За последние пять лет 5167 воспитанников SOS-Kinderdörfer нашли новых родителей.
Приемная семья является одной из форм замещающей заботы или приема для обозначения воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Существуют три основные формы замещающей заботы: институциональное воспитание, замещающая семья и профессиональная замещающая семья.
Институциональное воспитание – это воспитание в специальных учреждениях. Воспитание в замещающей семье имеет четыре формы, три из которых считаются профессиональными, а «непрофессиональной» формой является опека. К профессиональным замещающим семьям в Германии относят три разные формы попечения: приемная семья, патронатная семья и семейная воспитательная группа [25, c. 54-64].
В приемной семье один или оба родителя наделены полномочиями опекунов ребенка вплоть до его совершеннолетия, получают пособие на его содержание, зарплату за его воспитание и не состоят с ним в алиментных отношениях.
Согласно Закону об оказании помощи детям и молодежи, принимающим родителям не требуется разрешение на воспитание ребенка, если этот ребенок был передан им ведомством по делам молодежи, если они состоят с ним в родственных связях, или являются его опекуном или попечителем.
Согласно Гражданскому кодексу, суд по делам опеки по долгу службы или по заявлению принимающих родителей может предписать дальнейшее пребывание ребенка против выраженного желания родителей изъять ребенка, если есть угроза благополучию ребенка.
Социальное родительство в Германии с точки зрения отношений ребенка с родителями и его привязанности к принимающей семье защищены нечетко и неоднозначно. Даже если ребенок десять и более лет находится в принимающей семье, его принимающие родители не приобретают основных родительских прав.
|