Содержание и основные структурные компоненты профессиональной адаптации: отечественный и зарубежный опыт
В психологии, в течение последних нескольких десятилетий, исследования развития и становления личности в процессе ее взаимодействия с окружающей средой, так или иначе связанные с изучением механизмов, обеспечивающих социально-психологическую и психическую адаптацию личности к тем условиям действительности, в которых происходит это развитие.
Первые психологические исследования, описывающие феномен адаптации и его психологические закономерности, обращают внимание на свойства этого процесса, заключается в способности системы изменяться под влиянием среды (В. Зинченко, А. Ф. Лазурский, А. А. Налчаджян, Ж. Пиаже, Г. Селье). В работе «Психологическая адаптация» (2010 год) А.А. Налчаджян указывает, что об успешности процесса адаптации может свидетельствовать формирования у индивида адаптивной стратегии, как комплекса психологических установок которые эффективны в ситуации.
В зарубежной психологии исследование закономерностей профессиональной адаптации личности осуществлялось по таким направлениям как: психодинамическое (У. Мозер, Э. Роу), дифференциально-диагностическому (Ф. Парсонс, Г. Мюнстенберг)[1].
В качестве методологического основания используется теория профессионального развития и теория решений, которые по своему содержанию рассматривают профессиональное становление как механизм приспособления субъектов или групп субъектов к существующей структуре общества.
Проблема преодоления психологических трудностей в отечественной психологии рассматривалась с позиции личностно-социально-деятельностного и системно-деятельностного подходов, которые базируются на принципах системности, единства сознания и деятельности, развития, личностом.
Ряд авторов рассматривает профессиональное становление как последовательность этапов: адаптацию профессиональной деятельности, творческой активности и самореализации[2].
Соответственно, адаптивное поведение субъекта может быть направленной на изменение ситуации, побег из нее, по собственному развитие относительно требований ситуации. основным свойством адаптивной стратегии является ее избирательность (эффективность в отдельных типичных ситуациях), что указывает на тесную связь с индивидуальными свойствами личности, которые дают возможность в одних ситуациях изменять условия задачи, а в других - оставляют их заложником.
Период профессиональной адаптации молодого сотрудника – это период приобщения и привыкания к определенной деятельности и к среде, в которой она протекает. Процесс адаптации в становлении будущих специалистов имеет особое значение, так как, в ходе адаптации важно извне правильно ориентировать молодого сотрудника в избранной им сфере деятельности[3].
Стоит рассмотреть два аспекта адаптации: социально-психологическая и профессиональная. Социально-психологическая адаптация – это активный, творческий процесс приобщения к определенным нормам и требованиям, закрепления ценностных ориентаций, социальных установок и системы поведения.
Успешность процесса социально-психологической адаптации обуславливается уровнем развития коллектива. Однако человек может усвоить образцы поведения и деятельности, но внутренне не принимать и не одобрять их – тогда адаптация на уровне коллектива не будет завершенной[4].
Профессиональная адаптация являет собой постепенное уяснение будущим специалистом условий своей профессиональной деятельности. В процессе адаптации, особенно на ее начальном этапе, молодым сотрудникам очень часто свойственно осуществлять служебные функции в режиме гиперкомпенсации. При этом повышается риск развития расстройств психо-эмоциональной сферы и физического здоровья. Поведенческие отклонения могут проявляться в грубости, непослушании, в искаженных формах самоутверждения.
При слабых адаптивных возможностях могут обостриться негативные черты характера, что приводят к развитию выраженных акцентуацией личности, затрудняющих выполнение служебных обязанностей, и повышению риска совершения ими нарушений дисциплины, конфликтности, внешней аутоагрессии. Такие факторы осложняющие адаптацию для сотрудников пограничных войск, могут негативно сказаться не только на прямых обязанностях пограничника, но и на отношения в коллективе.
Изучение развития личности в процессе профессиональной адаптации можно осуществлять в нескольких плоскостях, которые отражать психофизиологические, организационные и индивидуально-психологические особенности адаптации к профессии. В процессе первичной профессиональной адаптации общий вклад каждого из векторов развития может быть неравнозначен на уровне «жизненных задач», поскольку в одних профессиях основой профессиональной успешности является физиологические свойства, в других - организационные и социальные способности.
Основной критерий, используемый для оценки успешности этого процесса, по меткому определению В.А. Толочек, заключается в развитии комплекса личностных свойств, которые дают возможность минимизировать психические и физиологические затраты для достижения определенного результата.
Основной содержательной характеристикой фазы адаптации является поиск регуляционных схем профессиональной деятельности, учитывающие специфические нормы, образ жизни, правила межличностного взаимодействия, внешнюю атрибутику и тонкости технологии производства, которые не могут быть учтены в процессе профессиональной подготовки.
Становление личности как субъекта трудовой деятельности обусловливает развитие не только конкретных умений, но и более сложной системы взаимосвязанных образований, осуществляющих регуляцию профессиональной деятельности, которые и создают целостный внутренний образ профессионального «Я».
В работах Л.Б. Шнейдер профессиональная идентичность является ресурсом сохранение самореферентности, то есть «ощущение и осознание уникальности «Я» в его экзистенции и неповторимости личностных качеств». различия профессионального развития заложены во внутренней способности работника и желании быть субъектом деятельности, которую он выполняет.
Сотрудник , который ориентирован на внешние требования профессии, постоянно приспосабливается к профессиональной деятельности, пытается сравнивать себя с лучшими представителями своей профессии (профессионалами). В этом случае идентичность является процессом отождествления себя с «Другими»[5].
Для работника, который находится над ситуацией профессиональной деятельности, важным является сохранение тождества «Для себя», собственной уникальности. Тенденция «быть как все» и «быть неповторимым »требует развития комплекса психофизических свойств, центральное место среди которых занимают способности разного уровня развития и разной сложности.
Успешность или неуспешность адаптации молодого специалиста в этих сферах носит относительно автономный характер. Вместе с тем эти процессы взаимосвязаны, особенно в таких сферах, как профессионально-деятельностная и социально-психологическая. Особенности социально-психологической адаптации специалиста существенно влияют на успешность профессионально-деятельностной и в целом профессиональной адаптации специалиста.
Однако ведущую роль в профессиональной адаптации молодых специалистов играет успешность их профессионально-деятельностной адаптации. И потому трудности, противоречия, возникающие у специалиста в этой сфере и в сфере неформальных связей отношений, выступают источником его активности по осуществлению процесса профессиональной адаптации.
Следовательно, в подготовке современного специалиста акцент должен быть на формировании профессиональной и психологической готовности к профессиональной деятельности. Это никак не умаляет роли, значения его подготовки в организационно-нормативном, социально-профессиональном и социальном в широком смысле слова отношениях.
При поступлении на работу, молодые сотрудники подвергаются ряду изменений, исходя из которых, следует рассматривать и оценивать степень и темпы адаптации. Процесс адаптации к профессиональной деятельности, как и к любому новому фактору, чаще всего проходит три стадии[6]:
1) генерализованная реакция, когда в ответ на новое воздействие вовлекаются многие системы организма;
2) сужение и экономизация реакций;
3) переход на новый способ адекватного функционирования, т. е. собственно адаптация.
Одной из причин затрудненной адаптации является несоответствие функциональных возможностей требованиям деятельности, т. е. отсутствие профессиональной зрелости. При этом недостаточная функциональная готовность к работе чаще всего определяется частичной, парциальной незрелостью отдельных качеств личности, непосредственно связанных с профессией. В особом внимании нуждаются те сотрудники, которые компенсируют свою неготовность к деятельности умственным напряжением и поэтому не попадают в разряд дезадаптированных, но у них ухудшается психоневрологический статус.
Процесс психофизиологической адаптации к профессиональной деятельности можно условно разделить на несколько этапов (фаз), каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма[7].
Первая стадия – ориентировочная, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом работы, личность отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Эта физиологическая «буря» длится достаточно долго (2–3 недели). Данный этап характеризуется низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, высоким напряжением сердечнососудистой и симпато-адреналовой систем на фоне слабой координации различных систем организма между собой.
Несоответствие требований и реальных возможностей ведет к неблагоприятным изменениям функционального состояния центральной нервной системы и резкому падению производственной активности.
Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. Если на первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится (организм тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет»), то на втором этапе эта «цена» снижается, буря начинает затихать.
Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял сотрудник, будь то умственная или физическая нагрузка либо психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, каждая из систем организма должна отреагировать своим напряжением.
Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно пять-шесть недель (а не 2–3 дня, как думают многие), постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение всех жизненных систем организма, т. е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с работой.
Основными показателями собственно психологической адаптации являются формирование адекватного поведения, установление контактов со старшими и младшими по званию и овладение навыками профессиональной деятельности. Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием психического здоровья, и понятие «производственного стресса» заняло прочное место в документах всемирной организации здравоохранения.
Таким образом, профессиональная адаптация молодого специалиста - перманентный процесс преодоления внутренних и внешних трудностей, препятствий. Это создает те или иные стрессовые состояния, преодоление и недопущение которых требует дополнительных усилий и специальной подготовленности. К тому же успешная адаптация невозможна без постоянного самообразования и самовоспитания специалиста.
Все это предполагает наличие у молодого специалиста навыков саморегулирования, достаточной волевой подготовленности. П. А. Просецкий справедливо считал, что одной из трудностей адаптации личности является "...несформированность саморегулирования поведения и деятельности, которая вызвана недостаточной подготовленностью, слабостью воли, неумением самоорганизовываться, управлять собой, своим поведением, неумением составить и выполнить правильный режим дня, организованный личный быт и досуг"[8].
На успешность профессиональной адаптации молодых специалистов оказывает своеобразие их индивидуально-психологических и психотипических особенностей. Ведущую роль в этом играет система ценностей личности специалиста, определяющая его ориентации и отношения к себе самому, к сотрудникам и руководителям, избранной профессии, к своим служебным обязанностям. И вполне очевидно, что эти отношения могут оказаться как позитивными, так и негативными. На особенности адаптационного поведения личности оказывают влияние наличие у нее так называемых дезадаптивных комплексов.
[1] Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – М. : Академия, 2006. – 304 с.
[2] Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Педагогика, 1989
[3] Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Знание. - 1996.
[4] Кибанов, А. Я. Управление персоналом : теория и практика. Организация профориентации и адаптации персонала : учебно-практическое пособие / А. Я. Кибанов, Е. В. Каштанова. – Москва : Проспект, 2015. – 56с.
[5] Психологические проблемы профессиональной деятельности. Отв. ред. Дикая Я.Г., Занковский А.Н.: АН СССР. Институт психологии. - М.: Наука. – 1991.
[6] Селье Г. Стресс без дистресса. М. - 1982
[7] Паршаков В.Ф. Социальная адаптация военнослужащих: сущность, содержание и перспективы / В.Ф. Паршаков. М.:АПСР. - 2004
[8] Гурьянов Ю.Н. Психологическая работа в пограничном отряде / Ю.Н. Гурьянов: Учебно-методическое пособие. - М., 2000
|