Воскресенье, 24.11.2024, 17:34
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 46
Гостей: 46
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Структура личностных свойств, влияющих на адаптацию к профессиональной деятельности

Структура личностных свойств, влияющих на адаптацию к профессиональной деятельности

В зависимости от особенностей протекания процессов личностного и профессионального онтогенеза, от индивидуальных характеристик личности и их соответствия требованиям профессии, от степени профессиональной адаптированности личности, от социума в котором она находится, от специфики служебной деятельности и от занимаемой должности могут возникать изменения в сфере психических и социально-психологических явлений личности.

Как и в любых других организациях, работа в пограничных органах, прежде всего, предусматривает взаимодействие работников между собой, что приводит к возникновению особых отношений между людьми. Складывающиеся в коллективе отношения несут в себе социальные нормы, ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений в процессе деятельности, через принятие и соблюдение традиций и обычаев производственного коллектива[1].

На первой стадии профессиональной адаптации оптимальным можно считать некоторое преобладание конформной составляющей. Степень удовлетворенности субъекта своей работой, полнота его вхождения в новую среду и деятельность и необходимый для этого вхождения время определяются степени владения субъекта средствами этой конформной адаптации (социально-психологическими умениями).

Анализируя причинно-следственные связи в процессе развития личности как профессионала, необходимым является выделить из общей массы социально-психологических явлений роль таких факторов, как взаимные ожидания сотрудников.

Решающую роль в успешной адаптации в экстремальных условиях играют тренировки, при которых военнослужащие испытывают в своем роде неудобства и проходят при этом различные стадии адаптационного процесса, преодолевая которые военнослужащие адаптируются в той или иной среде или в соответствии с условиями этой среды. К этим стадиям относятся: боевая психическая травма, боевой стресс, депрессия, психическая реабилитация, психическая готовность к бою, самообладание, страх, тревога, храбрость.

Оценка военно-профессионального компонента морально-психологического состояния военнослужащих должна дать ответ о готовности личного состава к действиям в боевой обстановке.

Основные показатели адаптации:

- подготовленность военнослужащих к выполнению служебно-боевых

задач;

- уверенность в преимуществах своего оружия и боевой техники, которая оценивается по знанию тактико-технических характеристик материальной части;

- уверенность в товарищах и коллектива;

- степень доверия к своим командирам.

Существенное место среди психологических механизмов адаптации занимает самооценка. Ее роль на разных этапах профессиональной жизни человека подробно проанализирована Л.Н. Корнеевой.

Завышенная самооценка провоцирует постановку целей выше реальных возможностей, пренебрежение необходимой «информации», снижение субъективной возможности неуспеха, минимизацию усилий для достижения цели, что угнетающее действие успехов и вызывает сильное эмоциональное переживание неудач; потребность в хранении уровня самооценки приводит к защитному игнорирование неудач, объяснение их внешними причинами, что ослабляет стимул к их преодолению.

Резко завышенная самооценка может создать на определенном этапе деятельности зону постоянных неудач, пониженную профессиональную мотивацию. Следствие заниженной самооценки - пассивность, страх ответственности, склонность к постановке слишком легких задач, занижение субъективной возможности успеха, что дезорганизует влияние неудач. Результатом неадекватной самооценки, конечно, является неполная реализация возможностей человека в профессиональной деятельности, в отдельных случаях - отказ от нее.

Неадекватность самооценки становится препятствием на пути профессиональной адаптации. Но и адекватная высокая самооценка, стихийно сформированная в процессе профессиональной подготовки, может стать дезорганизующим фактором профессиональной адаптации, если она без корректив переносится из учебной деятельности в профессиональную. В этом случае этап вхождения в профессиональную деятельность, для которого и характерно снижение устойчивости самооценки, осложняется слишком сильными ее колебаниями[2].

В первый год работы, в молодых сотрудников пограничных органов, в большинстве случаев наблюдается резкое падение самооценки, что оно сопровождается устойчивым снижением уверенности в себе, низкой удовлетворенностью трудом, падением мотивации к профессиональной деятельности и даже отказа от нее.

Резкий «излом» самооценки отрицательно сказывается на успешности деятельности, сопровождается стойкими негативными эмоциями, невротизацією. Однако защитное хранения неадекватной самооценки, что временно обеспечивает личности относительный комфорт, для деятельности еще более неблагоприятное.

Самооценка человека нередко выступает как своеобразный «фасад личности». Она специально выделяет черты, присущие ей на основе стереотипов (социальных ролей), другие «отделяются от нее». Социальная роль человека, а также и впечатление, которое она производит на окружающих (внешнее выражение социального статуса), состоит из двух компонентов. Во-первых, это внешняя информация, которую сам человек о себе сообщает (слова, мимика и жесты и др.); во-вторых, та информация, которую она дает бессознательно.

Уровень социальных притязаний личности, то есть совокупность его интересов, отношений также могут быть за этим «фасадом», и человек не раскрывает себя. Однако внимательное наблюдение за ее поведением, беседы, деятельность, могут помочь в раскрытии личности. Знание социальных ожиданий и средств их реализации необходимы для решения многих вопросов работы с личным составом сотрудников пограничных органов.

Особое место в структуре личностных факторов психической адаптации исследователи отводят мотивации достижения успеха. Высокий энергетический потенциал предоставляется наиболее важном в деятельности, что требует мобильности, быстрого вхождения в новые ситуации, освоение новых навыков, действий в условиях, в которых конечные успех или неудача еще не определились и тесно связаны с индивидуальной активностью[3].

Энергетический потенциал в значительной степени обеспечивается выраженностью и структурой мотивации достижения. Преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избежания неудачи и способствует эффективной психической адаптации и успешности деятельности.

Наряду с интенсивностью мотивации существенное влияние на процесс адаптации оказывает структура мотивации. Исследования, посвященные изучению психологических факторов профессионального становления молодых работников, показали, что увольнение с работы как крайнее проявление неспособности и профессиональной адаптации связано с несоответствием структуры мотивации особенностям целостности при вполне благоприятном раскладе профессионально важных свойств.

Согласно исследованиям профессиональной адаптации А.А. Прохватилова и А.Ю. Шалито первые два года работы человек проявляет повышенную готовность к активному включению в деятельность - стремление продемонстрировать свои лучшие качества[4].

На момент достижения работником двухлетнего стажа констатируется наступления временной профессиональной дезадаптации, вызванной возможной несоответствием личностных особенностей человека (например, его установок, сформировавшиеся в начале профессиональной деятельности) и реальностью.

Примерно на 3-ем-пятом годах работы происходит переосмысление предыдущих и формирования новых норм и отношений личности к труду - период летоисчисление, по которым может начаться активная профессиональная деформация, что может поставить под сомнение дальнейшее пребывание в лавах пограничных войск.

Если в течение первого года профессиональной деятельности идет отбор персонала преимущественно по индивидуально-психологическим особенностям, сформировавшаяся в них до поступления на службу, то на 3-4 году значительную роль начинают играть те личностные изменения, которые произошли в ходе службы, некоторые из них относятся к проявлениям профессиональной деформации.

К третьему году службы снижается способность к сопереживанию, нарастает неконформность установок и твердый (но не жестокий), стиль поведения, снижается уровень самооценки, осторожность и осмотрительность в поступках. Следствием этого является падение уровня энергичности и появление тенденции к латентной агрессии.

Таким образом, строгая иерархия подчиненности в пограничных войсках и необходимость точного выполнения указаний вышестоящего должностного лица способствуют нарастанию внутреннего осознанного контроля своего поведения.

 

[1] Громов В.И. Адаптация Пограничной службы России в современных условиях / В.И. Громов // Социология управления. Вчера, сегодня, завтра, Выпуск 2. М.: "Макс-Пресс". – 2004

[2] Железняк Л.Ф. Психология высшей школы Пограничной службы / Л.Ф. Железняк. Учебник. - М.: ПА ФПС. - 2003

[3] Кибанов, А. Я. Управление персоналом : теория и практика. Организация профориентации и адаптации персонала : учебно-практическое пособие / А. Я. Кибанов, Е. В. Каштанова. – Москва : Проспект, 2015. – 56с.

[4] Психологические проблемы профессиональной деятельности. Отв. ред. Дикая Я.Г., Занковский А.Н.: АН СССР. Институт психологии. - М.: Наука, 1991.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (03.05.2018)
Просмотров: 2969 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%