Специфика профессиональной деятельности пограничников
Профессию офицера-пограничника, согласно классификации Е. Климова
(1974 г.), который рассматривает профессии в рамках психологии труда, можно отнести к социономических типа "человек - человек". Особенности этого типа профессий, по мнению Е. Климова, заключается в том, что предмет деятельности при этом имеет двойственный характер[1].
С одной стороны, это взаимодействие между людьми, а с другой -профессии этого типа требуют от человека специальных знаний, умений и навыков тому подобное. При этом большая часть деятельности субъекта в таких профессиях, как отмечает исследователь, приходится на деятельность по обслуживанию людей или руководство их деятельностью или их обучением и воспитанием.
В наше время пограничник для успешного выполнения задач касаемо охраны границы должен быть: во-первых, профессионалом, руководителем, лидером, способным вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, доверие людей, положительные эмоции; во-вторых, человеком, способным подчиняться не только высшему руководству, но, прежде всего, закона, утолять свои эмоции и сопоставлять свои действия с моральными и духовными ценностями; в-третьих, воспитателем, который подает личный пример бескорыстного служения государственным и общественным интересам, способен разъяснять, консультировать, а при необходимости дискутировать и убеждать людей в необходимости тех или иных действий.
Также, очень важно чтобы пограничник, был человеком с глубокой эрудицией и грунтовыми знаниями, опытом и высоким уровнем личностной культуры.
Во всех указанных случаях профессионально-психологическую компетентность офицеров-пограничников следует рассматривать, исходя из ее важнейших функций, которые составляют самую профессиональную деятельность: управление различными видами деятельности подразделений для организации эффективной охраны государственной границы.
При этом очевидно, что профессионально-психологическая компетентность необходима для надлежащего выполнения задач по охране границы и продуктивного личностно-профессионального становления и роста субъектов профессиональной деятельности.
Кроме этого, для обеспечения надежной охраны государственной границы офицер как управленец должен обеспечить соответствующий морально психологический климат в пограничном подразделении. В наше время концепция интегрированного управления границами существенно изменила требования к деятельности офицеров как руководителей и к работе с персоналом, в частности в их функции стали входить вопросы совершенствования отношений внутри пограничного подразделения, формирования корпоративных отношений, вопросы организации продуктивного личностно-профессионального развития персонала.
Имеется в виду то, что офицер-пограничник должен знать методы и технику определения и оценки профессионально значимых личностных качеств персонала пограничных подразделений. Для этого он должен знать психологические особенности решения задач управления, методы психологии управления для решения управленческих задач руководителя, психологию планирования и отбора различных категорий персонала для подразделений органов охраны государственной границы, уметь оценивать деятельность различных категорий персонала[2].
Очень важно, чтобы офицер как руководитель мог влиять на социально-психологические процессы в пограничном коллективе по формированию уставных взаимоотношений, предупреждения негативных явлений взаимодействия при организации различных видов оперативно-служебной деятельности.
В этом случае речь идет о знания офицером межличностных отношений в группе, особенностей управления пограничным подразделением и микрогруппами в условиях профессиональной деятельности, сущности и содержания управленческой деятельности по сплочению подразделений органов охраны государственной границы, умение осуществлять оценку деятельности различных категорий пограничного персонала и формирование приемлемого социально-психологического климата в приграничных подразделениях.
Все указанные виды деятельности и функции офицера-пограничника нуждаются в таком подвида профессионально-психологической компетентности, которое можно определить как психолого-управленческая компетентность.
Кроме этой, еще одна составляющая профессионально психологической компетентности - психолого-коммуникативная - необходимое офицеру- пограничнику при организации взаимодействия с другими правоохранительными органами государства, военными формированиями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными формированиями по охране общественного порядка и государственной границы, при организации и проведении работы с местным населением, организации предупредительно-профилактических мероприятий[3].
Все виды профессиональной деятельности, в частности при проверке лиц, пересекают государственную границу в пунктах пропуска, осмотре транспортных средств и т.д., требуют умения соответствующей межличностного взаимодействия, общение как механизма социальной регуляции средствами и способами информационно-коммуникативной и психологической взаимодействия людей друг с другом.
В целом умение налаживать деловое взаимодействие помогает офицерам
пограничникам примерно и успешно нести службу в различных видах пограничных нарядов, соответствующим образом организовывать службу смены пограничных нарядов, с высокой эффективностью организовывать пограничный контроль на участке отдела пограничной службы в соответствии с законодательством решать вопрос по пропуску лиц и транспортных средств через государственную границу, принимать соответствующие решения при возникновении различных ситуаций в пунктах пропуска и тому подобное.
Таким образом, содержание организационной культуры офицеров-пограничников обусловлено двумя факторами: во-первых, природой пограничной деятельности; во-вторых, социальным и культурным своеобразием данной профессиональной группы. Пограничная деятельность как вид государственной службы обладает признаками, общими для любой социальной деятельности, но, наделяясь специальными задачами, имеет свои отличительные особенности.
В целом можно утверждать, что специфика профессиональной деятельности типа "Человек - человек" заключается в том, что она происходит в условиях постоянного и непрерывного общения. Это обусловлено тем, что офицеры-пограничники выполняют задачи профессиональной деятельности при взаимодействии со всем персоналом подчиненных подразделений и в тесном контакте с представителями других правоохранительных органов и органов местного самоуправления. это подтверждает важность исследования профессионально-психологической компетентности офицеров-пограничников[4].
В целом специфика и социально-психологические особенности деятельности офицеров-пограничников в пунктах пропуска во многом определяются определенной целью. Она заключается в том, чтобы пропустить как можно больше лиц и исключить перевозки контрабанды или пропуск лиц, в отношении которых есть поручение правоохранительных органов.
Для этого офицер-пограничник должен уметь определять и поддерживать оптимальную дистанцию в отношениях с лицами, пересекают государственную границу, хранить в любой ситуации доброжелательность, корректность, самообладание.
Эта работа требует большого количества знаний и умений, чтобы решить все вопросы, связанные с процедурой пограничного контроля и оформления документов. Сегодня офицеры-пограничники по роду своей деятельности должны не только оперировать законом, но и объяснять, доказывать, убеждать.
Они должны уметь активно использовать языковые и речевые приемы воздействия на людей, чтобы достичь коммуникативной цели с меньшими временными и энергетическими потерями. В этом случае владение словом как эффективным инструментом мысли и убеждения является важным условием профессионального становления офицера-пограничника, свидетельством его квалифицированности и профессионально-психологической компетентности.
[1] Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – М. : Академия, 2006. – 304 с.
[2] Кибанов, А. Я. Управление персоналом : теория и практика. Организация профориентации и адаптации персонала : учебно-практическое пособие / А. Я. Кибанов, Е. В. Каштанова. – Москва : Проспект, 2015. – 56с.
[3] Дружин, В. Н. Психологическая компетентность в профессиональной деятельности командира полка (батальона) : дисс. … кандидата психол. наук : 19.00.03 / В. Н. Дружин ; Тверской ун-т. – Тверь, 1998. – 130 с.
[4] Иванов A.B. Социальные проблемы адаптации пограничников / А.В. Иванов // Вестник границы России. - 2003. - №3.
|