Воскресенье, 24.11.2024, 17:45
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 37
Гостей: 37
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Рекомендации по социально-психологическому обеспечению профессиональной адаптации сотрудников различных категорий

Рекомендации по социально-психологическому обеспечению профессиональной адаптации сотрудников различных категорий

В выполнении задач поставленных перед сотрудниками пограничных органов важное место занимает процесс их обеспечения. Наряду с боевым, техническим, тыловым обеспечением боевыми документами предусмотрено и морально-психологическое, составным элементом которого является психологическое обеспечение.

Психологическое обеспечение деятельности сотрудников пограничного управления представляет собой комплекс организационных и специальных мероприятий, включающих в себя разработку, внедрение и применение психологических, психофизиологических и социологических методов, а также достижений научной психологии в деятельности органов безопасности.

Психологическое обеспечение осуществляется по двум основным направлениям:

- психологическое обеспечение работы с сотрудниками, гражданским персоналом органов безопасности, членами их семей, а также кандидатами на службу (работу) в органы безопасности;

- психологическое обеспечение работы с лицами, не входящими в кадровый состав органов безопасности.

Структура системы обеспечения пограничных органов в полной мере отражает сложившиеся в отечественной психологии подходы ученых к образующим ее компонентам. Так, А.К. Колеченко выделяет в структуре психологического обеспечения направления деятельности должностных лиц, связанные с образованием, развитием, обучением и воспитанием, которые реализованы в программе развития личности.

Близкой точки зрения на психологическое обеспечение придерживается А.Г. Чухно, который рассматривает его как динамичное поэтапное развертывание специальных программ по развитию личностных особенностей педагогов и учащихся.

А.Г. Караяни видит в психологическом обеспечении технологию управления целевым психическим ресурсом личности, под которым, в свою очередь понимает единство наличных психических, социально-психологических возможностей, способностей личности, а также доступных свойств социальной и эргономической среды, позволяющих в совокупности эффективно решать задачи деятельности[1].

Психологическое обеспечение обладает относительной самостоятельностью, проявляющейся, прежде всего, в ее целях - достижения готовности к активным действиям, устойчивости психики к воздействию факторов обстановки, профессиональной надежности сотрудников.

Психологическая готовность и устойчивость пронизывают все составные компоненты психологического обеспечения. Они являются психологической составляющей данного процесса и состоят из мотивационного компонента, отражающего устремленность сотрудника на выполнение поставленной задачи, эмоционального компонента, проявляющегося в уверенности сотрудника, в чувстве воодушевления и удовлетворения поставленной задачей, волевого, познавательного, операционного, объединяющего применяемые способы и приемы деятельности.

Мотивационный компонент, включает в себя единое общественное мнение, единство взглядов, убеждений и стремлений во что бы то ни стало выполнить оперативно-служебную задачу; устремленность каждого действовать наилучшим образом, добиваться успеха и показать себя с лучшей стороны, чувство долга и ответственности коллектива за выполнение оперативно-служебной задачи[2].

Уровень развития выше перечисленных компонентов отражает функциональную надежность психики в сложных условиях оперативно-служебной обстановки и адекватно обеспечивает выполнение поставленных оперативно-служебных задач. Поэтому очень важно в ходе повседневной деятельности, заблаговременно сформулировать психологическую устойчивость в виде системы психологических качеств (знаний, навыков, умений), которые определяют потенциальную возможность преодолевать трудности и успешно выполнять поставленные задачи.

По направлению психологического обеспечения оперативной деятельности на практического психолога возлагается решение следующих задач:

психологическое изучение лиц, оказывающих негласное содействие органам безопасности;

разработка рекомендаций по управлению поведением объектов оперативной заинтересованности, осуществляемого в рамках мероприятий по делам оперативного учета;

консультирование участников переговорного процесса по вопросам психологического состояния лиц, захвативших заложников;

психологическое обеспечение активных контрразведывательных мероприятий (участие в формировании замысла мероприятия, подборе и изучении исполнителей, психологическое изучение объектов оперативной заинтересованности и установленных представителей спецслужб);

выполнение с использованием полиграфа опросов объектов оперативной заинтересованности оперативных и следственных подразделений (проводится только при добровольном согласии опрашиваемого лица);

психологическое изучение лиц, находящихся под следствием, разработка рекомендаций по установлению оптимального психологического контакта с ними;

выработка рекомендаций по организации психологической подготовки сотрудников штатных и нештатных оперативно-боевых групп органов безопасности.

изучение и оценка социально-психологических характеристик оперативной обстановки;

разработка рекомендаций по выявлению и нейтрализации психологического воздействия, оказываемого спецслужбами иностранных государств на сотрудников, гражданский персонал органов безопасности и население региона оперативного обслуживания.

По направлению психологического обеспечения работы с кадрами на практического психолога возлагается решение следующих задач:

выполнение опросов с использованием полиграфа при подборе кандидатов на службу в органы безопасности (проводится только при добровольном согласии опрашиваемого лица);

для подразделений органа безопасности в изучении психологических особенностей кандидатов, зачисляемых на службу в органы безопасности, и прогнозировании успешности их профессиональной деятельности;

участие в работе по профессиональной адаптации молодых сотрудников, а также сотрудников, перешедших на новые участки работы;

оказание помощи начальникам подразделений в изучении психологических особенностей сотрудников, а также кандидатов в резерв выдвижения на руководящие должности;

социально-психологическое изучение воинских коллективов, анализ межличностных отношений, выявление причин и источников межличностных конфликтов, оказание помощи начальникам подразделений в разрешении конфликтных ситуаций;

участие в формировании у сотрудников психологической готовности к действиям в условиях сложной оперативной обстановки, выработка рекомендаций по повышению психологической устойчивости личного состава в экстремальных условиях;

изучение морально-психологического климата в коллективах и разработка мероприятий по его оптимизации;

Практические психологи осуществляют повседневную практическую работу по психологическому обеспечению. Деятельность практического психолога осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами.

Рассматривая анализ и прогнозирование морально-психологического состояния военнослужащих определим, что необходимо понимать под морально-психологическим состоянием. Морально-психологическое состояние - это действующая совокупность духовных возможностей военнослужащих, их сознания, профессиональной подготовленности к выполнению задач служебной деятельности[3].

Морально-психологическое состояние определяет практическое отношение военнослужащих к фактам, явлений реальной жизни, с требованиями дисциплины, командирам, к себе. Морально-психологическое состояние представляет собой совокупность социально-психологических факторов, влияющих на личный состав, и определяют его способность выполнять те или иные задачи по конкретно определенный период времени.

Психофизиологические механизмы психического состояния заключаются в том, что выраженное доминирование в нем имеет только одна функциональная система, и нет конкуренции со стороны других. П.К.Анохин указывал, что внутреннее торможение начинает развиваться как только появляются первые признаки выше сказанного. "Воспитывать торможения - это значит создать такую ​​разветвленную систему возбуждений, или возбуждающих мотивов, по силе своих возбуждений преувеличивали бы силу возбуждений нежелательных"[4].

Итак, специфика психологической подготовки военнослужащих в адаптационный период требует определения уровней психологической подготовленности молодых воинов к служебной деятельности. Анализ литературных источников показывает, что таким образом будут выделены три группы военнослужащих, требующих разного подхода, содержания цели и интенсивности проведения мероприятий психологической подготовки. Самое сложное психологическая подготовка проходит в военнослужащих с низким уровнем психологической готовности к служебной деятельности. Поэтому им необходимо уделять больше внимания.

Психологическая подготовка таких военнослужащих заключается в: нейтрализации и опровержении неправильных мыслей о служебной деятельности, предубеждений, социальной пассивности, неправильного понимания предстоящих задач, страхов оказаться в экстремальных ситуациях, формировании стремление молодого военнослужащего к уверенного в овладении своей специальности, формирование у военнослужащих в адаптационный период уверенности в себе, чувство гордости за свое участие в деле государственного значения.

Очень важно в период профессиональной адаптации организовывать психологическое сопровождение. Под психологическим сопровождением военнослужащих срочной службы в адаптационный период следует понимать комплекс мероприятий, которые проводят командиры, офицеры структур воспитательной работы с целью поддержания высоких морально-психологических и психофизических качеств молодых военнослужащих, которые должны обеспечить менее болезненное и быстрее протекания адаптационных процессов и выполнения поставленных задач служебной деятельности.

Психологического сопровождения военнослужащих в адаптационный период включает:

установление причин и выявление связи неадекватного поведения и психологического состояния военнослужащих с их психологическими особенностями и физическим развитием;

составление психологических выводов и разработка предложений;

разработку конкретных рекомендаций по психологической корректировки протекания адаптационных процессов;

консультирование других военных специалистов из тех или иных психологических аспектов, которых они могут касаться в процессе военной деятельности.

Сопровождение психологической адаптации военнослужащих с учетом их индивидуальных психологических качеств в условиях служебной деятельности характеризуется тем, что военнослужащий оказывается в ситуации, где действуют значительные неизвестные до этого неблагоприятные факторы. Они в целом характеризует сложность и специфичность профессиональной военной деятельности пограничных органов.

В значительной степени сказываются на психическом состоянии военнослужащих характер морально-психологической атмосферы в коллективе, стиль взаимоотношений между командирами и подчиненными, групповые настроения и традиции[5].

На действие стрессовых состояний, особенно в адаптационный период организм отвечает "реакцией тревоги". Она возникает у каждого, хотя может быть разной по степени выраженности, что зависит от индивидуальных особенностей психики и продолжается в течение некоторого времени. "Реакция тревоги" завершается формированием "стадии резистентности" (устойчивости) за счет мобилизации компенсаторных механизмов организма. В этом состоянии военнослужащий готов к выполнению служебной деятельности. Под влиянием дальнейшего действия и стрессогенного фактора "состояние резистентности" меняется "по состоянию истощения".

Для профилактики психологических нарушений рекомендуются различные средства психокоррекции. Надо отметить, что как полностью не проводить профилактическую работу, а совсем исключить возникновение психотравмы невозможно, особенно в адаптационный период, поэтому нужно своевременно выявлять лиц с признаками развития психотравм и направлять их на лечение.

Важная роль в повышении устойчивости к стрессу отводится физической подготовке, а также в значительной степени успешность профилактики психотравм зависит от психологической компетентности командного состава.

Таким образом, психологическое обеспечение сотрудников пограничных управлений имеет свои специфические особенности, заключающиеся в проведении спланированного комплекса мероприятий психологического характера позволяющего осуществить профессионально-психологический отбор, психологическую подготовку, психологическое сопровождение, психологическую помощь и реабилитацию, сотрудникам пограничных управлений при подготовке, в ходе и по окончанию выполняемых задач.

К основным объективным психологическим факторам обеспечения личной безопасности пограничников отнесены: наличие качественного профессионального отбора кандидатов на службу, действенную систему обучения и воспитания у военнослужащих безопасной поведения; мотивирования персонала пограничных органов к безопасному поведению, раннюю диагностику проявления негативных психических состояний, профилактику их негативных последствий, быстрое реагирование на стрессогенные ситуации и предотвращения накоплению отрицательного эмоционального заряда у пограничников, положительное отношение социального окружения к пограничникам; поддержания и укрепления воинской дисциплины.

 

[1] Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья сотрудников: Автореф. дис. док. психол. наук. - СПб.: СПбГу, 1996.

[2] Корниенко Л.А. Индивидуально-воспитательная работа в подразделении: советы практического психолога: Учеб.-метод. пособие. - М.: Изд-во АСОПиР, 1993

[3] Касьянов А.М. Психологическое обеспечение - приоритетное направление морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности войск // Вести Академии, 1995. - №9.

[4] Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных конфликтах/ А.Г. Караяни : Дис.докт. психол. наук. - М., 1998.

[5] Организация и проведение психологической подготовки с личным составом пограничных войск в процессе службы, боевой учебы и воспитательной работы. М.: Граница. - 1994.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (04.05.2018)
Просмотров: 263 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%