Воскресенье, 24.11.2024, 17:30
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 28
Гостей: 28
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Основные направления развития системы повышения квалификации учителей в условиях непрерывных преобразований информационно-образовательной среды

Современное общество характеризуется не только бурным развитием и кардинальными изменениями технической и технологической инфраструктуры коммуникаций, но и резким ростом объёмов производимой и потребляемой информации (по разным оценкам, они удваиваются каждые 3-5 лет). Всё большая доля приходится на информацию, которая рождается, существует, циркулирует, хранится и потребляется только в электронном виде, это касается и научной информации. Впервые в истории информация и научное знание становятся не просто средствами совершенствования современного общества, а главными продуктами его экономической деятельности [4].

Подготовка учителя по программам педагогического образования сегодня изменяется. Вводятся новые стандарты высшей школы [91], в которых определены общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные компетенции (ПК) для различных уровней высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура). Однако, постоянное изменение и совершенствование стандартов образования высшей школы показывает, что объем знаний устаревает, в работе педагога возникают затруднения, связанные с «вызовами времени», на которые необходимо реагировать. Так, например, ведению электронных журналов, организации и проведению сетевых образовательных проектов для школьников, учителя в ВУЗе никто не учил, однако, указанные виды профессиональной деятельности сегодня являются неотъемлемой частью работы учителя - предметника. Таким образом, одним из ключевых качеств современного учителя становится его способность к постоянному повышению квалификации и уровня профессиональной компетентности в рамках учительской профессии, зафиксированной в тексте профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10. 2013 г. № 544н [90].

В настоящее время система образования РФ находится на этапе модернизации и обновления содержания. Анализ научных работ ученых- исследователей, публицистических источников, средств массовой информации показывает, что проблема острого дефицита квалифицированных педагогов для работы с детьми стоит особенно остро. В условиях постоянно изменяющейся жизни современного общества, модернизации системы образования учитель должен быть готов к непрерывному совершенствованию и повышению собственной квалификации. А, значит, и система повышения квалификации определяет для себя ряд функции:

инновационная - обновление теоретических знаний и совершенствование умений, связанных с развитием экономики и условий современных жизни общества;

адаптивная - оперативное изменение программ повышения квалификации и переподготовки работников образования к изменяющимся условиям профессиональной деятельности и общественных ориентиров;

ориентационная - создание условий для самообразования и самоподготовки в любое время в связи с потребностью педагога;

развивающая - формирование педагогической направленности личностного развития педагога, персонификация образовательных траекторий такого развития;

компенсаторная - восполнение пробелов в базовом (профессиональном) образовании в связи с изменяющимися стандартами подготовки специалистов в высшей школе.

Изучение и теоретический анализ научных трудов в области философии, социологии и педагогики, диссертационных исследований в области педагогики последних лет позволил выявить основные тренды, определяющие основные тренды развития системы повышения квалификации учителей в условиях смены образовательной парадигмы, которые легли в основу разработки современных подходов:

- становление идеи профессионального взаимодействия в качестве ведущей в системе повышения квалификации (А.И. Адамский [1], Н.Е. Орлихина [77], А.П. Стуканов [109, 110]);

- непрерывность в процессе повышения квалификации педагогов (С.Г. Вершловский [16, 17], Б.С. Гершунский [19], Г.А. Игнатьева [44], Э.М. Никитин [74,75,76], А.П. Стуканов [109,110] и др.);

- становление системы повышения квалификации педагогов как открытой и вариативной системы (С.Г. Вершловский [16, 17], М.А. Малышева [71], Э.М. Никитин [75,76]);

- психолого-педагогические исследования в области образования взрослых (С.Г. Вершловский [16,17], Э.Ф. Зеер [38], Е.И. Карпова [50]).

Самостоятельный выбор цели, ценностей и способов обучения - вот основа современного понимания организации образования взрослых, т.к. это обучение, помимо формальных оснований (определенных в законодательных и инструктивно-методических документах системы образования), ориентировано на удовлетворение конкретных интересов и потребностей педагогов, связанных с освоением новых знаний, умений, ценностных установок в процессе повседневной жизни.

На основе анализа научно-педагогической литературы [16, 17, 48, 50, 64, 65, 74, 75, 76, 100, 103, 106] можно выделить андрагогические принципы современной системы повышения квалификации педагогов:

Принцип системности обучения предусматривает соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов в организации повышения квалификации педагогов.

Приоритет самостоятельности обучения определяет самостоятельную деятельность основным видом учебной работы педагогов (под самостоятельной деятельностью понимается не проведение самостоятельной работы как вида учебной деятельности, а самостоятельная инициация процесса обучения).

Принцип совместной деятельности предполагает совместную деятельность обучающего (преподавателя, тьютора системы повышения квалификации) и обучающихся (педагогов), а также обучающихся между собой по планированию, реализации и оцениванию процесса обучения.

Принцип опоры на профессиональный опыт предусматривает использование профессионального опыта педагога в качестве одного из источников обучения как собственного самого педагога, так и обучения группы специалистов системы образования.

Принцип элективности обучения представляет педагогу выбор целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени и места обучения для профессионального совершенствования и повышения квалификации.

Принцип развития образовательных потребностей определяет как актуализацию существующих образовательных потребностей и запросов педагогов, так и построение процесса обучения в целях формирования у педагогов новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется в процессе повышения квалификации специалистов в области образования.

Предложенная система принципов не является завершенной, может совершенствоваться и дополнятся на основе современных достижений педагогической науки. Главное отличие принципов обучения взрослых от педагогических заключается в том, что они определяют деятельность, организации процесса обучения, в то время как педагогические принципы в первую очередь регламентируют деятельность обучаемого.

Таким образом, система повышения квалификации в современных условиях выполняет адаптивную функцию образования, эффективность которой проявляется в степени удовлетворения и развития потребности педагогов в самореализации. Современный персонифицированный андрагогический процесс в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования определяется свободой выбора, мобильностью образовательных программ.

По мнению Э.М. Никитина [75], в условиях концептуальной новизны образовательных стандартов основного и среднего общего образования и их реализация на ступени начального и основного общего образования системе повышения квалификации невозможно ограничиться лишь созданием методических рекомендаций для педагогов. Необходимо изменить систему повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Современную модель повышения квалификации учителя в целом можно представить в виде нескольких этапов:

• очные курсы в ИПК, которые проводят авторы или специалисты, основной акцент может быть сделан на логике разворачивания содержания курса;

• повышение квалификации непосредственно в образовательном учреждении;

• самообразование педагога.

Обычно на курсах повышения квалификации довольно много внимания уделяется лекционно-семинарским формам обучения, направленным на освоение теоретических положений программы повышения квалификации. Эффективность данной формы проверена многолетней практикой обучения, и поэтому она заняла прочное место в образовательных учреждениях разных видов. Такие формы работы с педагогами вполне уместны тогда, когда необходимо, например, ознакомить педагогов с логикой разворачивания предметного содержания, с возрастными особенностями развития ребенка на разных этапах и др. Однако для преобразования системы отношения к обучению и к учащемуся этих форм работы с педагогами недостаточно. При лекционной форме обучения трудно показать, как меняются способы организации педагогической деятельности. Деятельностный характер обучения несовместим с информационным, недеятельностным подходом к обучению учителей. К деятельностным формам обучения педагогов можно отнести не репродуктивное освоение учебного содержания, а преобразующее (проектирование и проведение уроков, разработка дидактических материалов и т.п.). Для реализации деятельностного подхода в обучении более всего подходят активные формы занятий, например, тренинг- семинары и практикумы. Во время тренингов педагогов можно вовлечь в такую деятельность, в процессе реализации которой утверждается активная жизненная позиция педагога и происходит переоценка ценностей. При подобной организации обучения в доверительной атмосфере и неформальной обстановке совершается поиск учителем собственного «почерка», авторских педагогических техник, позволяющих успешно реализовывать цели нормального развития учащегося. Педагог только тогда будет способен отдавать инициативу в руки ученика, ориентироваться на его самостоятельность, ценить его желание взять ответственность на себя, когда сам перестанет быть объектом чужого воздействия и начнет действовать.

Эффективность обучения на курсах во многом зависит от того, сохраняется ли связь слушателей с преподавателями. Важную роль в этом играют заочные задания, за счет которых учителя будут продолжать обучение, привлекая различные источники информации, когда им предстоит, например, выполнить индивидуальный проект по проектированию дидактических материалов и др. Успех этой работы зависит от поддержки педагогического коллектива. Заочные задания позволяют организовать семинарскую работу в самой школе или в нескольких школах, объединенных в площадку. Поэтому, следующим важным этапом в системе повышения квалификации педагогов является организация такой деятельности непосредственно в самом образовательном учреждении.

По сути, Э.М. Никитин предлагает организовать заочное обучение с использованием дистанционных технологий. Надо заметить, что заочная схема повышения квалификации все более органично входит в повседневную практику. Действительно, нехватка учителей в школе, трудности с финансовым обеспечением командирования учителей не позволяют нам надолго покидать рабочее место, поэтому естественным дополнением очных курсов повышения квалификации являются дистанционные курсы, проводимые с использованием интернет-технологий .

С.Г. Вершловский [16, 17] определяет в качестве важнейших средств, нацеленных на обеспечение развивающего эффекта образования взрослых и превращающих его в непрерывный процесс обучения и самообразования обсуждение в процессе обучения значимых для взрослых проблем в разных сферах деятельности и поиск их решения. Значимым в процессе обучения также является формирование и развития ключевых компетентностей, необходимых в профессиональной, общественной, культурной и других сферах, применение учебных технологий, определяющих взрослых субъектами образовательного процесса, а их профессиональный и жизненный опыт востребованным в процессе обучения, а также создание учебных ситуаций, формирующих у взрослых потребность в продолжении образования и самообразования.

Под самообразованием учителя в системе повышения квалификации понимается инициативная познавательная деятельность учителя, включающая систематический поиск необходимой информации (её генерацию и презентацию) по индивидуальной методической теме, способствующая накоплению новых знаний, развитию профессиональных умений и приобретению нового продуктивного опыта самообразования в системе повышения квалификации, позволяющая учителю самостоятельно на практике решать личностно и общественно значимые образовательные цели, выбирая адекватные поставленным задачам способы достижения качества педагогического труда. «Высшей формой организации самообразования педагога является его самостоятельное и ответственное участие в социально значимых образовательных событиях, конкурсах профессионального мастерства, в работе профессиональных сообществ. Таким образом, процесс самообразования обеспечивает выбор индивидуальных траекторий развития учителя и играет существенную роль в формировании его профессиональной компетентности в системе повышения квалификации» [21, с. 42].

Изложенные принципы, а также приоритетное использование компетент- ностного подхода к формированию профессиональной компетентности определяет необходимость использования в системе повышения квалификации активных методов обучения и современных педагогических технологий, которые в дальнейшей профессиональной деятельности педагог сможет использовать, добиваясь качественного новых образовательных результатов. Опыт и знания участников процесса обучения в системе повышения квалификации служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом педагогической деятельности, участники берут на себя часть обучающей функции преподавателя, в этой связи повышается их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.

Выделяются следующие факторы развития системы непрерывного повышения квалификации: усиление общекультурной и гуманитарной составляющей образования; его инновационный характер; универсализация; интеграция, повышение его социальной востребованности; повышение роли коммуникативной культуры как компонента образования; повышение требований к социально-профессиональной мобильности личности; фундаментализация и информатизация образования.

В современных условиях фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности в решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества. Отличительной чертой современного этапа развития системы образования является качественная модернизация всех основных ее компонентов, в том числе с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ). Е.С. Заир-Бек [37] отмечает, что инновации в образования связаны с внедрением ИКТ-технологии и сетевого обучения. Многие исследователи образования считают, что технологии могут выступать катализатором различных других изменений в содержании, методах и конечном качестве процессов учения. Степень ожидаемых перемен определена не однозначно, однако представление об информационных технологиях как катализаторе перемен является наиболее общим для всех исследований.

Изменения в стратегиях обучения и является сутью дидактических инноваций. Происходящие в мире и стране события убедительно свидетельствуют о возрастающей роли сетевой педагогики и сетевого взаимодействия в жизни и деятельности учебных заведений. Соответственно, эти изменения нашли отражение в понимании процесса информатизации школы, формируют новые требования к системе повышения квалификации (Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение представлений об информатизации в сфере образования

Исследования также показали, что развитие академических и операционных умений у учащихся можно натренировать традиционными учебными средствами, развитие же ключевых и интегральных компетенций требует изменений в учебных стратегиях преподавания предмета [8, 124].

Всё вышеизложенное определило необходимость поиска подходов к раз-

 


работке идеи организации сетевого взаимодействия в системе повышения квалификации педагогических кадров в условиях непрерывных преобразований информационно-образовательной среды.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (03.05.2018)
Просмотров: 255 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%