Воскресенье, 24.11.2024, 17:43
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 40
Гостей: 40
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Сетевое взаимодействие как педагогический феномен и его репрезентация в современном научном дискурсе

В этом параграфе проводится анализ современного научного дискурса феномена сетевого взаимодействия в образовании. Представлен анализ различных толкований понятий «сеть», «сетевое сообщество» и «сетевое взаимодействие».

Базовой основой труда в информационном обществе по определению М. Кастельса [51] становится характер новых отношений, во всевозрастающей степени сводятся к взаимодействию друг с другом, а основной формой организации производства и внутриорганизационного управления выступает сеть. Рассмотрим дефиницию понятия «сеть». В информационных технологиях под сетью понимается группа компьютеров (рабочих станций), которые могут совместно использовать оборудование, взаимодействовать друг с другом, получать доступ к другим сетям.

В социологии это понятие исследовали Г.В. Градосельская [28], Б. Веллман [139], А.Н. Чураков [132]. «Социальная сеть» исследователями определяется как способ организации социального знания, образования социального капитала.

В 1954 году Д. Баренс впервые ввел в научный дискурс в качестве аналитического понятия концепцию социальной сети. В своей работе он охарактеризовал социальную сеть: «Каждый человек имеет определенный круг друзей, а эти друзья имеют, в свою очередь, собственных друзей, некоторые из друзей одного человека знают друг друга, другие - нет. Я нашёл удобным говорить о такого рода социальных полях как о сетях. Точками являются люди, и линии соединения этих точек указывают, какие люди взаимодействуют друг с другом»

[138, с. 43-44].

В исследованиях Garton Haythronthwaite and Wellman рассматривается несколько иное понимание природы сетевых сообществ, которые рассматриваются как понятие «социальная сеть» («social network»), определяемое в сравнении с набором компьютеров, связанных между собой сетью проводов. Социальная сеть авторами определяется как группа людей (организаций), связанных между собой набором социальных отношений, таких как дружба, совместная трудовая деятельность или информационный обмен. Таким образом, социальная сеть - любая группа людей, находящихся во взаимодействии и разделяющая между собой социальные связи. Такое взаимодействие требует необходимости единства пространства, в котором происходит такое взаимодействие, не исключая киберпространство [139].

Сетевые процессы в социальном взаимодействии были изучены в работе М.А. Логиновой [66], где с позиции социологической науки было выделено несколько векторов в изучении сетевых структур: в контексте анализа социальных сетей, теории информационного общества, теории социального капитала, акторно-сетевой теории и др.

Следует отметить, что в работах исследователей понятия «сетевое сообщество» и «социальная сеть» определяют одно смысловое значение - агрегация людей - и могут быть взаимозаменяемыми. В рамках данного исследования мы позволим себе согласится с таким отождествлением.

Большое распространение и практическое использование термины «сеть», «сетевой» получили в экономике и менеджмента. В исследованиях в этой области [96, 139] анализируются основы проектирования и создания сетей организаций, принципы сетевого взаимодействия, влияние взаимодействия между различными организациями (фирмами) на стратегию предприятий, особенности управления сетевой организацией, информационные потоки в структуре сети предприятий. Наиболее очевидны критерии успешности сети в сетевом маркетинге - чем большему числу покупателей дистрибьютор смог продать продукции и привлечь клиентов в сеть, тем выше его статус.

В работах в этой области сети анализируются на различных уровнях: от абстрактных категорий до эмпирических, на макро - и микроуровнях. Понятие «сеть» очень многообразно, однако для всех определений данного понятия одинаковым является признание признака связи, то есть сеть выступает системой взаимосвязанных узлов.

Сеть развивается как система, а, значит, подчиняется законам синергетики. Сетевая организация как система представляет собой совокупность элементов и процесса по их упорядочиванию в цельное единство, но при этом имеет нелинейный самоорганизующийся характер.

Анализ типов сетей в образовании, а также организационные модели сетевой формы организации образовательных программ представлены в работах И.М. Реморенко [99]. В 2012 году в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» впервые была закреплена норма, регламентирующая сетевую форму реализации образовательных программ (ст. 15) [121]. По мнению И.М. Реморенко, организационная модель сетевой формы реализации образовательных программ в системе образования может выглядеть следующим образом:

В сформированной группе (объединении) образовательных организаций выбирается базовая организация, которая определяет объект проектирования, формирует программу и осуществляет руководство проектированием.

В образовательные программы каждой из организаций, участвующих в сетевом взаимодействии, включается единая специальная дисциплина (модуль), направленная на развитие проектировочных компетенций.

Программа данной дисциплины (модуля) утверждается всеми участниками сетевого взаимодействия.

Базовая организация по договору с другими организациями реализует указанную дисциплину (модуль) с использованием дистанционных образовательных технологий (организует проектную деятельность студентов), проводит аттестацию по ней (также возможно дистанционно) и выдает документ (справку), подтверждающую освоение данной дисциплины.

Сетевая форма организации проектировочной деятельности осуществляется не только через дистанционные технологии, но и предполагает периодические встречи, семинары и конференции.

Фактически на основе подобным образом организованной работы может строиться и деятельность образовательных организаций по организации современной сетевой формы реализации образовательных программ.

С точки зрения развития сетевого взаимодействия, определяется его функцией - не только распределение или консолидация имеющихся образовательных ресурсов, но и такое объединение ресурсов, которое дает возможность построения нового содержания образования. Это новое содержание возникает только в условиях особого взаимодействия участников сети.

Таким образом, сетевая форма является не просто одной из новых возможностей (своего рода опцией по реализации образовательных программ), но и необходимым принципиально новым инструментом эффективного и качественного построения образовательной деятельности.

Важно определить, как понятие «сеть», «сетевое сообщество», «сетевое взаимодействие» появляются в системе повышения квалификации.

В научных работах по педагогике термин «сетевой» впервые был использован в 70-80-х г.г. XX века. Тогда метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику. Метод сетевого планирования в конце 1990- х годов описал Ю.А. Конаржевский [54] метод сетевого планирования. Как отмечает в своем исследовании Бугрова Н.С. [12] в этот же временной период в научно-педагогической литературе появился термин «сетевое взаимодействие». В системе повышения квалификации термин был использован при создании инновационных центров образовательной сети «Эврика», созданной А.И. Адамским [1].

В условиях реализации требований ФГОС на всех уровнях образования, стандартизации профессиональной деятельности учителя на основе действующего профессионального стандарта «Педагог», в тексте которого определены трудовые функции по осуществлению педагогической деятельность воспитателя и учителя в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании, обсуждения и внедрения концепций преподавания школьных предметов, традиционная модель повышения квалификации не может удовлетворить всех потребностей педагогов с точки зрения её адресности и непрерывности. Поэтому получили развитие новые формы сетевой организации педагогов: клубы, творческие группы, ассоциации, виртуальные сообщества, деятельность которых направлена на поддержку учителя в решении профессиональных затруднений. Такие профессиональные сообщества не новы, имеют достаточно продолжительную историю развития. В исследовательском труде Н.Л. Гололобовой [21] приводятся результаты ретроспективного анализа развития педагогических сообществ в России (Таблица 1), которые получили развитие данном в исследовании.

Таблица 1

Исторические векторы в развитии педагогических сообществ
в системе российского образования (по материалам Н.Л. Г ололбовой)

Период

(хроно

логия)

Система повышения квалификации

Формы работы в системе повышения квалификации

1

2

3

До1906 г.

Нет целостной системы повышения квалификации

Происходит становление и развитие форм повышения квалификации. С 1828 года в каждой гимназии введены педагогические советы. Возникновение педагогического общения. Первые педагогические съезды.


 

Продолжение таблицы 1

1

2

2

19071917 г.г.

Вопросы повышения квалификации учителей решаются на государственном уровне.

До 1910 года проводились учительские съезды разного уровня. Учителя слушали лучших деятелей науки, происходил обмен опытом в форме докладов, выставок, летних курсов, организованных земствами. Инициирована деятельность московского Общества распространения технических знаний (ОРТЗ), Организация Московского педагогического кружка.

При начальных городских училищах Москвы создается Общество взаимопомощи учителей. Создано общество для содействия распространению народного образования в г. Ставрополе, благотворительное общество Святой Александры.

19171930 г.г.

Создается государственная система повышения квалификации педагогов.

С 1925 года повышение квалификации учителей из эпизодического мероприятия преобразуется в постоянное сопровождение педагогического процесса.

Организуются кружки, периодические конференции, практикумы в детских учреждениях, летние краткосрочные курсы, семинары, экскурсии.

Осуществляется тесная связь между методами повышения квалификации учителей и методами обучения школьников. Создаются Дома работников просвещения, Дома учителя, библиотеки, музеи. Возникают первые опытно- показательные учреждения (ОПУ) как прототипы экспериментальных площадок. Они становятся настоящими университетами для учителей страны.

1931 - 1941 г.г.

Создание в 1934 году институтов повышения квалификации кадров народного образования (ИПККНО). С 1938 года создаются местные институты усовершенствования учителей.

Очные годичные (постояннодействующие) курсы для городских учителей с отрывом и без отрыва от работы, летние курсы для учителей сельских школ, очно-заочные курсы, краткосрочные проблемные и целевые семинары, лекции - консультации, факультативы.

19411950 г.г.

Учреждения дополнительного образования временно закрываются

Оказание «скорой методической помощи» учителям через курсы и семинары, организованные для подготовки учителей в педагогических учебных заведениях, проводятся педагогические чтения.

1950 - 1960 г.г.

Проблемы повышения квалификации решаются на уровне директивных документов партийных и советских органов, документов Наркомпроса РСФСР, а затем

Мероприятия по подготовке и повышению квалификации учителей через курсовую подготовку.

Продолжение таблицы 1

Минпроса СССР.

1

2

3

19601989 г.г.

Функция системы повышения квалификации определялась государственным заказом, обозначенным в документах партии и правительства, состояла в идейнополитическом воспитании учительства.

Внедрение передового педагогического опыта, наставничества. формируются неформальные педагогические сообщества (московский методологический кружок Щедровицкого, клуб последователей Никитина, объединения педагогов, занимавшихся развивающим обучением Давыдова. Школа передового опыта (ШПО) и Школа молодого педагога как неформальные сообщества педагогов, профессиональное общение которых носило практико-ориентированный характер. творческие и проблемные семинары, научно-методические советы. Народные университеты педагогических знаний. Развивается работа по организации смотров и конкурсов.

19902000 г.г.

Усиливается влияние личностно-ориентированного подхода и функции адресности повышения квалификации, ориентации на профессиональные затруднения педагогов.

Создаются новые творческие объединения педагогов: общества учителей - экспериментаторов, секции учителей - новаторов, клубы «Молодой педагог», « Учитель года».

Диалог, дискуссия, деловые игры - включение активных форм в работу со слушателями системы повышения квалификации

2001 - 2009 г.г.

Вариативность системы повышения квалификации (институты ПК, институты развития регионального образования, классические университеты).

Создаются новые педагогические сообщества по инициативе педагогов - ассоциаций учителей - предметников, ассоциации учителей, содействующий развивающему обучению академика Л.В. Зан- кова. Создание общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание».

20102017 г.г.

Реализация Федеральных целевых программ в области образования.

Создание 32 стажировочных площадок в Российской Федерации и сети базовых образовательных организаций (дошкольного, среднего общего, дополнительного образования) для реализации персонифицированных моделей повышения квалификации учителей.

Создание электронных платформ для организации сетевых педагогических сообществ: информационная платформа «Открытый класс» http://www.openclass.ru, Социальная сеть работников образования nsportal.ru, платформа для проведения общественной экспертизы нормативных документов в области образования https://edu.crowdexpert.ru/?projects. Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с ФГОС посредством разработки концепций модер-

Продолжение таблицы 1

низации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений, создание сетевых педагогических сообществ. Стажировки в базовых образовательных организациях, тренинги и практикоориентированные семинары, вебинары, вебконференции, сетевые образовательные проекты.

На основе анализа материалов, представленных в Таблице 1, можно сделать вывод о том, что на протяжении последних ста лет учитель имел возможность повышать свое педагогическое мастерство. Наряду с существующими формами существовали неформальные учительские объединения и сообщества, которые в различные исторические периоды жизни страны испытывали подъемы или спады.

В начале XXI века создание объединений учителей инициируется как со стороны педагогической общественности, так и благодаря реализации целевых проектов в области подготовки кадров и повышении квалификации. По инициативе педагогов создаются новые творческие объединения педагогов: творческие клубы «Учитель года», «Молодой педагог», Межрегиональные ассоциации учителей-предметников, например Российской ассоциации учителей географии (руководитель А.А. Лобжанидзе), общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» (руководитель В.Н. Иванова) и другие. Деятельность таких педагогических сообществ в настоящее время носит массовый характер и направлена в первую очередь на создание условий для самореализации, развития учительского потенциала, повышение статуса учительской профессии, и, безусловно, играет большую роль в формировании активной социальной позиции педагога.

На протяжении последних 12 лет ряд исследователей посвятили свои работы проблеме «сети» и «сетевого взаимодействия» в системе повышения квалификации педагогов, так, вопросы построения организационных структур для оказания образовательных услуг в системе повышения квалификации были рассмотрены в работе О.В. Ройтблат [100]; разработка модели сетевых образовательных отношений в довузовском профессиональном образовании была представлена в работе Ю.А. Фильчакова [125]; Н.Е. Орлихина [77] в своем исследовании проанализировала развитие региональной системы сетевой организации профессионального образования учителей; некоторые вопросы сетевого взаимодействия в системе повышения квалификации педагогических кадров изучены в работе Н.С. Бугровой [12]; особенности повышения профессиональной компетентности слушателей в межкурсовой период при использовании возможностей сетевых сообществ педагогов были изучены в работе Н.Л. Гололобовой [21]; развитие теории неформального образования в системе повышения квалификации педагогических работников продолжила в своем исследовании О.В. Ройтблат [101].

Таким образом, понятие «сетевое сообщество» в педагогических исследованиях зачастую связывается с созданием в сети Интернет и методическим сопровождением виртуальных сообществ, созданных для совместного решения проблем и организации коллективной деятельности. Примерами могут служить: информационная платформа «Открытый класс» http://www.openclass.ru, социальная сеть работников образования nsportal.ru, Педсовет. Орг. [44] - персональный помощник учителя, платформа для проведения общественной экспертизы нормативных документов в области образования https://edu.crowdexpert.ru/7projects.

Исследования, посвященные виртуальным сетевым сообществам за рубежом, появились в начале 90-х. В них использовались такие понятия, как: "virtual community" (виртуальное сообщество), указывающее на виртуальный характер агрегации людей в киберпространстве и "online community " (онлайновое сообщество, сообщество "на связи") термин употребляется в противопоставление offline-сообществам, как указывающий на интерактивность общения и взаимодействия людей в киберпространстве, в реальном времени.

Сообщество, сложившееся в киберпространстве укрепляет коллективность интересов, что обычно связано с темой, проблемой. С.О. Кремлева [60] выделяет следующие показатели "успешности" сетевого сообщества:

Построению сообщества должно уделяться необходимое внимание, так как это сообщество должно привлекать людей.

Успешные он-лайн сообщества должны безоговорочно быть сфокусированы на нуждах своих участников, а не на нуждах рекламодателей.

Слишком сильный контроль повлечет за собой снижение количества членов сообщества.

Самоорганизация не всегда означает самообеспечение. Большинство он-лайн сообществ требует значительного вложения времени и сил, для своего поддержания своей жизнедеятельности.

Он-лайн сообщества имеют тенденцию быть более активными, когда присутствует общий дух, убеждение, что "нет никого умнее нас, всех вместе взятых".

Существующие теоретические подходы к пониманию принципов конструирования сетевых сообществ определяют следующие требования: границы группы четко определены, члены группы имеют возможность встречаться, узнавать друг друга, имеют информацию об общей истории; существуют четкие правила, управляющие использованием коллективных благ, в соответствии с локальными потребностями и условиями, причем большинство индивидов, на которых распространяются эти правила, могут принимать участие в их изменении; существует система наблюдения за поведением членов сообщества, которое производится самими членами сообщества, с использованием устоявшейся системы санкций; члены сообщества имеют возможность реализовать свои личные и общие цели в процессе коммуникации [33].

Как отмечает С.О. Кремлева, сетевые сообщества сегодня являются зафиксированным социальным фактом. Основой формирования сетевого сообщества педагогов лежит заинтересованность его участников в регулярном взаимо-

действии и сотрудничестве.

Особое внимание на формирование опыта совместной работы в сети Интернет уделялось в рамках реализации программ Intel «Обучение для будущего», Microsoft «Партнёрство в образовании». Е.Д. Патаркин [79, 80] отмечает закономерности, характерные для развивающегося виртуального, профессионального образовательного сообщества:

создание и поддержка веб-сайта, который является организующим «центром», где размещается информация о целях, задачах, направлениях его деятельности;

значима роль координатора, инициирующего различные сетевые мероприятия;

использование различных видов коммуникаций для организации общения (электронная почта, телеконференция, форум, чат-сессия в режиме единого времени, вебинар и другие), а также рассылки с обзором материалов и новостей сайта;

проведение конкурсов, олимпиад, сетевых обучающих игр, организация консультаций, круглых столов с ведущими методистами;

создание банка методических материалов с описанием опыт их использования;

создание коллекции систематизированных ссылок с возможностью оценки качества поступающих материалов;

периодическое подведение итогов за определённый период времени с выделением наиболее значимых достижений, поощрение активных участников, сертификация материалов;

организация очных встреч, мероприятий, играющих значимую роль для активизации сетевого взаимодействия.

В педагогическом словаре понятие «Педагогическое взаимодействие» определяется как личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. Этот процесс может проявляться в виде сотрудничества, когда обеими сторонами достигается взаимное согласие и солидарность в понимании целей совместной деятельности и путей ее достижения, и в виде соперничества, когда успехи одних участников совместной деятельности стимулируют или тормозят более продуктивную и целенаправленную деятельность других ее участников [60]. В процессе педагогического взаимодействия обучающийся и обучаемый выступают как паритетные, равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры.

В учебнике по педагогике встречаем такое разъяснение: «педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя» [106, с. 72]. В этом источнике авторы акцентируют внимание на возможных вариантах трактовки термина воспитанники, в качестве которых могут быть школьники, студенты, взрослые, в том числе слушатели системы повышения квалификации.

Следовательно, под сетевым педагогическим взаимодействием следует понимать преднамеренный контакт (длительный или временный) обучающего и обучаемого на основе использования информационно-коммуникационных технологий, в результате которого изменяются их поведение, деятельность, выстраиваются отношения и связи, направленные на взаимопонимание и взаимообучение.

Анализ теоретических источников показал, что «сеть» определяется как современный конструируемый механизм достижения индивидуальных и групповых целей, основанных на связях и обмене информацией, позволяющей осуществлять коммуникацию и социальные взаимодействия отдельных людей, групп и организаций в целях их развития. Эффектом развития сети является появление сетевого сообщества, в котором осуществляется сетевое взаимодействие (Е.В. Василевская [14], И.М. Реморенко [107], Л.В. Сморгунов [36], Н.Ю. Гончарова [23], Н.Л. Гололобова [21]).

Сетевое взаимодействие представляет собой согласование действий субъектов сети для достижения общих целей и возникает при условии совместной коллективной распределенной деятельности, включающей совокупность отношений между всеми субъектами.

Анализ источников показал, что сегодня развитие сетевого взаимодействие базируется на представлении о сети как электронной сети, прообразом которой является сеть Интернет. Феномен сетевого взаимодействия связывают с использованием информационных технологий, сети Интернет. Однако само наличие Интернета не позволяет охарактеризовать сущностные характеристики сетевого взаимодействия, т.к. Интернет - это средство, а не деятельность [51]. Сетевое взаимодействие педагогов проявляется в различных формах сетевой активности учителей: разработка и проведение сетевых образовательных проектов, создание сайтов, создание и совместное редактирование дидактических материалов, представление собственного опыта в сети, он-лайн общение, а средой для организации такого общения, зачастую, являются педагогические сообщества.

Объем и содержание понятия «сетевое взаимодействие» не отражает наличия его преобразовательного потенциала в сфере образования с точки зрения возможностей профессионального роста педагогов и нуждается в дополнении.

В рамках нашего исследования понятие «сетевое взаимодействие» применительно к системе повышения квалификации должно быть конкретизировано в части включения в его содержание компонента «образовательное взаимодействие» в целях отражения педагогического потенциала профессионального развития педагога средствами сетевых технологий. В данном исследовании речь идёт о сетевом взаимодействии в едином информационном пространстве учителей предметников (в частности, учителей географии), направленном на их личностный профессиональный рост, развитие профессиональной компетентности, совершенствование образовательного процесса, т.е. имеет образовательный характер.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (03.05.2018)
Просмотров: 262 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%