Для определения научно-методического обоснования построения информационно-образовательной среды в системе дополнительного профессионального образования учителей географии были проанализированы существенные характеристики понятия «информационно-образовательной среды» применительно к системе повышения квалификации, определены основные тенденции развития системы дополнительного профессионального образования учителей географии для эффективной реализации программ основного общего образования.
Модернизация отечественного образования, формирование новой модели школы обуславливают потребность в развитии профессиональной компетентности учителя, отвечающей современным вызовам времени. Учитель - ключевая фигура образовательного процесса в школе, а уровень его профессиональной подготовки и личностные качества остаются приоритетными факторами положительных изменений в системе образования, результативности использования новых технологий и средств обучения. Одним из важнейших условий эффективности деятельности учителя становится его способность к быстрой адаптации к изменяющимся условиям окружающего мира, что предполагает во многом иную (по содержанию и направленности) готовность учителя к профессиональной деятельности [136].
Современный Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее ФГОС ООО) в пункте 26 определяет, что «информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационнообразовательной среде» [89].
Информационно-образовательная среда в образовательном учреждении обеспечивает:
информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры и пр.
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией образовательного учреждения [120].
Таким образом, новые образовательные результаты в соответствии с требованиями ФГОС ООО могут быть достигнуты только в процессе освоения современных видов учебной деятельности, выстроенном в информационнообразовательной среде. Использование средств ИКТ для построения образовательной среды существенно расширяет её интерактивные возможности, увеличивая возможности визуализации учебного материала, в том числе обеспечивая доступ к новым источникам учебной информации, и расширяя педагогические возможности оперативного контроля и коррекции учебной деятельности. Если в начале 2000-х годов проектировочная деятельности педагогов ограничивалась рамками учебной программы, логикой построения учебника и последовательность изложения в нем учебного материала, то в настоящее время ситуация принципиально изменилась. Запросы современного общества к результатам образования, многообразие образовательных систем, право учителя на выбор методов и форм обучения, а главное - резко возросшие дидактические возможности информационно-образовательной среды на базе средств ИКТ поставили перед учителем задачу самостоятельного проектирования учебного процесса, направленного на достижение новых образовательных результатов. В этой связи готовность учителя к эффективной работе в современной информационнообразовательной среде имеет две особенности. Во-первых, готовность к оперированию средствами информационных и коммуникационных технологий и, во- вторых, готовность их применения для достижения новых образовательных результатов ФГОС ООО.
Анализ практики подготовки учителей в системе дополнительного профессионального образования доказывает, что готовность к оперированию средствами информационных и коммуникационных технологий реализуется в современных условиях в информационно-образовательной среде, что стало предметом исследования ряда научных работ И.В. Роберт [99] , Е.В. Чернобай [130] и др. Однако педагогическая эффективность использования ИКТ определяется не стремлением повысить эффективность традиционного образовательного процесса, а тем, что необходимо изменить сам образовательный процесс. Неготовность учителя к организации и проектированию образовательного процесса в информационно-образовательной среде, основанной на использовании ИКТ, является сегодня наиболее слабым звеном в подготовке педагога. Такое положение вещей обусловлено, прежде всего, организацией обучения специалистов системы образования в процессе повышения квалификации, что существенно снижает его эффективность. В организации обучения учителей преобладают формы, направленные на использование ИКТ в ходе организации традиционного образовательного процесса, а не образовательного процесса, построенного с ориентацией на дидактические возможности информационной образовательной среды. Опыт, накопленный в этой области ограничен и не используется в массовой практике, а значит, мало представляется в практике организации процесса в информационно-образовательной среде. Важным сдерживающим фактором необходимо признать слабость материально-технической базы, кадровых ресурсов образовательных учреждениях, особенно сельских и малокомплектных школ, что, безусловно, актуализирует проблему интеграции ресурсов в формате сетевого взаимодействия для таких учреждений в различных формах повышения квалификации учителей.
В этих условиях возрастает роль системы повышения квалификации, в частности, и всей системы дополнительного профессионального образования, в целом. В последние годы проведены научные исследования по совершенствованию системы повышения квалификации, проблемам её функционирования на федеральном и региональном уровнях, содержания деятельности учреждений дополнительного профессионального педагогического образования (Н.М. Чего- даев [129], Е.В. Чернобай [130,131], Т.Ф. Есенкова [34], А.П. Стуканов [109, 110], М.А. Гуляева [31] и др.).
Анализ практики профессиональной деятельности учителей показывает, что даже высокий уровень предметно-методической подготовки педагогических кадров не обеспечивает ожидаемого обществом результата. Для реализации новых целей и содержания образования, учителя необходимо готовить к работе в новой информационной образовательной среде.
В настоящее время в значительной мере созданы концептуальные подходы и психолого-педагогические основы разработки и функционирования информационной образовательной среды. Проведён анализ основных компонентов профессиональной деятельности учителя, эффективность которых может быть повышена при использовании средств ИКТ (Т.А. Бороненко, Т.В. Габай,
Ю. Кравцова, Л.В. Невуева, Е.А. Ракитина И.В. Роберт, Т.А.Сергеева, Н.Ф.Талызина и др.). Дидактические и методические исследования проблемы применения средств ИКТ в обучении сосредоточены в основном вокруг анализа задач применения информационной технологии в обучении (С.Г. Григорьев,
В. Гриншкун, М.П. Лапчик, В.М. Монахов, С.В. Панюкова, И.В. Роберт, В.В. Рубцов и др.), обосновании возможностей ИКТ в повышении эффективности образовательного процесса (А.Г. Абросимов, Б.Л. Агранович, А.Я. Ваграменко,
Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, А.А. Кузнецов, А.Л. Семенов, Т.А. Сергеева и др.), типологии средств ИКТ образовательного назначения (И.В. Роберт, А.А. Кузнецов, О.К. Филатов и др.), определения дидактических требований к средствам ИКТ (И.В. Роберт, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, Т.А. Сергеева др.). Проблемы создания информационной образовательной среды стали предметом целого ряда исследований (С.Л. Атанасян, М.И. Башмаков, С.Г. Григорьев, Е.О. Иванова [43], К.Г. Кречетников, А.А. Кузнецов, Е.В. Огородников, И.М. Осмоловская, С.В. Панюкова, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.П. Тряпицина, М.Д. Илья- зова [46] и др.). В этих исследованиях формируются различные подходы к пониманию сущности, структуры и состава компонентов информационной образовательной среды, их функций. Особую значимость для подготовки учителя к работе в информационной образовательной среде представляют работы, отражающие деятельностный и задачный подходы к построению учебного процесса (В.В. Давыдов, Г.А. Балл, Е.И. Машбиц, В.В. Рубцов, Л.М. Фридман, Д.Б. Эль- конин), а также процесс создания проблемных ситуаций в ходе учебной деятельности (В. Оконь, A.M. Матюшкин, А.В. Брушлинский, М.И. Махмутов и
др.).
Проведённые исследования (Т.А. Сергеева, Л.В. Невуева, А.А. Кузнецов, В.В. Рубцов, К.Л. Бутягина, Б.С. Беренфельд) убедительно показывают, что использование средств ИКТ в рамках традиционной системы обучения не может изменить сам процесс (а, значит, и его результаты) по целевому назначению и переходу к современным видам учебной деятельности. Следовательно, суть проблемы подготовки учителя к эффективной работе в информационной образовательной среде заключается в том, чтобы на основе анализа влияния этой среды на изменение содержания его профессиональной деятельности, целевых установок такой деятельности, научить учителя, прежде всего, проектировать учебный процесс, основанный на принципиально новых дидактических возможностях информационной образовательной среды. Именно образовательная среда на базе средств ИКТ способна придать учебному процессу те качества, которые обеспечат достижение востребованных современным обществом образовательных результатов.
Система дополнительного профессионального образования педагогов недостаточно учитывает приоритетные задачи подготовки учителя к работе в информационной образовательной среде, так как зачастую демонстрирует использование традиционных педагогических технологий в обучении учащихся. Тем самым фактически не изменяется дополнительная профессиональная програм- мма повышения квалификации в части использования средств ИКТ, направленных на достижение новых образовательных результатов. Все это определяет необходимость существенного пересмотра требований к уровню подготовки современного учителя к осуществлению профессиональной деятельности в информационной образовательной среде, основанной на использовании средств ИКТ.
Новации в построении учебного процесса системы повышения квалификации в информационной образовательной среде, определяются тем, что учитель совершенствует профессиональную компетентность в области анализа планируемых образовательных результатов, способов подбора адекватных им видов учебной деятельности обучающихся, моделирования учебной деятельности на основе созадиния необходимых педагогических ситуаций. Учителю проводит отбор средств обучения, в том числе средств информационных и коммуникационных технологий, которые поддерживают и повышают эффективность этих видов деятельности. Учебный процесс в информационной образовательной среде характеризуется наличием совокупности видов учебной деятельности, использование которых определяется построением информационной образовательной среды на основе средств ИКТ [131].
Специфика профессиональной деятельности учителя в условиях работы в информационной образовательной среде определяется, в частности, тем, что сама среда имеет гибкую, изменяющуюся в зависимости от применяемых учителем образовательных технологий, структуру и набор средств обучения. «Информационную образовательную среду, потенциально имеющуюся в распоряжении учителя, можно рассматривать как своеобразный конструктор, из элементов которого он должен создавать её варианты (версии), наиболее адекватно удовлетворяющие потребности поставленных учебных задач для каждого фрагмента осваиваемого содержания. Методическое мастерство учителя в этом случае определяется умением формировать различные версии среды в зависимости от особенностей содержания и образовательных задач освоения конкретного учебного материала» [130].
Эффективная подготовка учителя к проектированию учебного процесса в информационной образовательной среде, основанной на использовании средств ИКТ наиболее целесообразна в условиях непрерывной системы повышения квалификации, а использование сетевого взаимодействия педагогов обеспечивает процесс непрерывности, являясь организационной формой подготовки учителя к современным видам профессиональной деятельности [114].
На основе изучения и теоретического анализа научных трудов в области философии и педагогики, диссертационных исследований по педагогике последних лет определены направления развития системы повышения квалификации учителей географии на основе формирующейся информационнообразовательной среды дополнительного профессионального образования:
становление и развитие идей профессионального взаимодействия в качестве ведущей в системе повышения квалификации (А.И. Адамский [1], Н.Е. Орлихина [77], Н.С. Бугрова [12], Н.Л. Гололобовой [21], Е.В.Чернобай [130]);
непрерывность процесса повышения квалификации педагогов (С.Г. Вершловский [17], Б.С. Гершунский [19], Г.А. Игнатьева [44], Э.М. Никитин [74], А.П. Стуканов [108]);
изменение профессиональной роли учителя в современном образовании (С.Г. Вершловский [17], Е.В. Пискунова [83];
становление системы повышения квалификации педагогов как открытой и вариативной системы (С.Г. Вершловский [16, 17], М.А. Малышева [71], Э.М. Никитин [74, 75]).
Сложившийся на сегодняшний день порядок прохождения курсов повышения квалификации (педагогические работники получили право на получение дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года), определен Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (п. 2 ч. 5 ст. 47) [121]. Однако отсутствие преемственности между курсовыми периодами повышения квалификации не обеспечивают непрерывность развития профессиональной компетентности педагогов. В этой связи становится актуальными не только поиск эффективных форм организации повышения квалификации, методов и средств развития профессиональной компетентности учителей, но и вопрос о создании организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития их профессиональной компетентности.
Чтобы добиться построения системы непрерывного образования педагогов в условиях системы повышения квалификации, которая бы обеспечивала всем учителям в любой период их жизни и в наиболее удобное для них время доступ к имеющимся образовательным ресурсам, только силами и средствами образовательных организации дополнительного профессионального образования, высшего профессионального образования и пр. нереально. Решение такой задачи возможно только при объединении всех субъектов, заинтересованных в развитии образования. Это глобальное объединение возможно осуществить только на базе сетевых коммуникаций.
Среди направлений образовательной политики в Российской Федерации в последние годы значимое место занимает решение задачи по созданию гибкой, мобильной системы дополнительного профессионального образования педагогических кадров, построенной на принципах сетевой организации с учётом современных требований и применением прогрессивных информационнопедагогических технологий [107].
Неслучайно одним из подмеропритятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 гг. по направлению «достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в рамках деятельности по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования» стало создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам [119]. Необходимость обеспечения любому специалисту сферы образования подготовки в области информатизации образования, использования средств ИКТ в его профессиональной деятельности, которая будет гарантировать необходимый уровень информационной культуры педагога и его профессиональной подготовки, ориентированной на специалиста различного профиля сферы образования, эффективного управления качеством образовательного процесса определила необходимость создания Центров методической и технической поддержки внедрения информационных технологий (ИТ) в образовательные учреждения и обеспечения доступа к образовательным услугам и сервисам на базе учреждений дополнительного профессионального образования. В Федеральной целевой программе развития образования на 2016 -2020 гг. по решению задачи 2 «Развитие современных механизмов и технологий общего образования» в рамках мероприятия 2.3 предполагается создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов, а реализация мероприятия 2.6 "Формирование новой технологической среды общего образования" предполагает создание эффективных подходов к реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных социокультурных условиях, в том числе для детей с особыми потребностями - одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; выявление и распространение лучших практик общеобразовательных организаций по проектированию образовательной среды [194].
Поддержка и развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов - других форм сетевой активности педагогов в профессиональной образоватлеьной среде в настоящее время активно инциии- руется на правительственном уровне. Формирование устойчивой среды профессионального общения как важнейшего элемента повышения квалификации педагога - необходимая характеристика модернизации образования как системы.
Таким образом, современные подходы к организации подготовки педагогических кадров в условиях единого информационного образовательного пространства можно обозначить следующими характеристиками:
Опережающий характер подготовки педагогических кадров обеспечивает соответствие содержания подготовки перспективам развития средств ИКТ в ближайшем будущем. Такой подход позволяет с одной стороны, выявить условия для конструирования содержания подготовки в соответствии с реализацией новых форм и методов обучения, основанных на использовании информационных ресурсов локальных и глобальных сетей, обеспечивающих возможность непрерывного самосовершенствования преподавателя в области владения средствами ИКТ. С другой стороны, опережающий характер подготовки формирует условия для разработки и включения новой тематики, отражающей современные достижения науки и технологии в соответствии с перспективами использования ИКТ в образовании [41].
Изучение в рамках повышения квалификации специалистов в сфере образования способов сетевого образовательного взаимодействия, достаточных для самообразования, в том числе в области ИКТ, дает возможность постоянного самообразования и самосовершенствования уровня педагога в области применения ИКТ. Такой подход определяется необходимостью перехода от изучения способов использования конкретных средств ИКТ, которые очень быстро устаревают, к овладению общими способами организации информационной деятельности с помощью средств ИКТ. При этом основной акцент делается на изучение общих закономерностей и тенденций развития средств ИКТ. Реализуя такой подход к подготовке педагогов, вырабатываются механизмы, позволяющие учителю быстро и без особого труда ориентироваться во вновь появляющихся средствах ИКТ и применять их в образовательных целях.
Модульный подход в планировании профессионального обучения педагогов позволяет легко менять структуру и содержание подготовки с учетом уровня их компетенций, количества часов, выделенных на подготовку и пр. Реализация этого подхода позволяет совершенствовать структуру и содержание подготовки специалистов в области образования в соответствии с совершенствованием средств ИКТ, обеспечивает профильную дифференциацию их подготовки. Важным преимуществом модульного подхода является возможность использования разработанных программ базового курса и профильных модулей в системе дополнительного образования учителей (для проведения тренингов, семинаров, веб-конференций и др.) [131].
4. Прикладной характер подготовки обеспечивает готовность учителя применять ИКТ на практике в своей профессиональной деятельности. Такой подход предполагает обеспечение самостоятельных практико-ориентированных действий слушателей для осуществления информационной деятельности при четком понимании целей и задач учебной деятельности, при самостоятельном выборе способа информационной учебной деятельности, при вариативности действий в случае принятия самостоятельного решения. Реализация такого подхода обуславливает необходимость применения инновационных методов и организационных форм учебной деятельности со средствами ИКТ, в том числе внедрения метода учебных проектов, различных видов самостоятельной деятельности по сбору, обработке, хранения и передаче информации [137].
Теоретический анализ традиционной, функционально-ролевой и инновационной моделей построения системы повышения квалификации учителей, позволил сделать вывод о преимущественной роли последней в развитии профессиональной компетентности педагога. Основой для разработки инновационной модели являются две группы андрагогических принципов:
обеспечивающие личностно-профессиональное самоопределение: самостоятельность, рефлексивность, опора на жизненный и профессиональный опыт, сотрудничество, индивидуализация, развитие образовательных потребностей;
способствующие эффективному личностно-профессиональному становлению: контекстность, вариативность, модернизация, актуализация результатов обучения [12].
Таким образом, инновационная модель определена в качестве исходной теоретической моделью для построения информационно-образовательной среды в системе повышения квалификации учителей географии. Полученные при теоретическом анализе выводы, определение основных направлений развития системы повышения квалификации учителей в условиях непрерывных преобразований информационно-образовательной среды, обоснование выбора инновационной модели в качестве исходной теоретической модели позволили разработать идею сетевого взаимодействия в системе повышения квалификации учителей географии и представить полученные результаты во второй главе диссертационного исследования.
Модель подготовки учителей в современной информационной образовательной среде в условиях организации и профессионального сопровождения сетевого образовательного взаимодействия и ориентированная на подготовку педагогов к реализации современных видов профессиональной деятельности должна строиться с учётом следующего комплекса концептуальных оснований:
содержание повышения квалификации учителей географии формируется с учётом модульности, вариативности, направленности на достижение новых результатов профессиональной деятельности, оно также должно обеспечивать обучение педагогов работе с педагогическими инструментами информационной образовательной среды, основанной на использовании средств ИКТ;
целенаправленное использование метода учебного проектирования в коллективно-распределенной деятельности педагогов, а также дистанционных образовательных технологий в повышении квалификации учителей географии;
сетевое взаимодействие педагогов строится с учётом принципа интеграции, в котором есть головное учреждение повышения квалификации, осуществляющее функции координатора региональной сети, есть участники сетевого объединения (методические объединения, образовательные организации основного общего и дополнительного образования), осуществляющие профессиональное сопровождение педагогов по предметному содержанию, а также территориальным признакам в условиях специфики региона, различных функций системы управления образованием муниципального уровня, которая выявляет спрос на профессиональные потребности учителя на местах, обеспечивает возможности послекурсового сопровождения профессионального развития и участвует в диссеминации педагогического опыта.
Таким образом, в рамках предлагаемой модели определяются следующие организационно-педагогические условия, обеспечивающие организацию сетевого образовательного взаимодействия учителей географии на основе развития информационно-образовательной среды в системе дополнительного профессионального образования:
Научно-методическое обеспечение, предполагающее разработку модульных вариативных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации по актуальным вопросам развития географического образования, включая развитие информационно-образовательной предметной среды; организацию совместной работы с инновационными, базовыми образовательными учреждениями в процессе разработки реализации сетевых образовательных проектов по повышению профессиональной предметной и информационной компетентности учителей географии; изучение, обобщение, внедрение и распространение передового педагогического опыта педагогов и образовательных организаций, разработку научно-методического обеспечения развития образовательной практики; методическое сопровождение и оказание помощи учителям географии в период подготовки к профессиональным конкурсам, процедуре аттестации и др.; разработку методических рекомендаций по актуальным вопросам образовательной политики, методики преподавания географии;
Информационно-аналитическое сопровождение, направленное на изучение запросов и информационных потребностей учителей географии на научнометодическое сопровождение процесса формирования профессиональной ком- петености педагогов; выявление и анализ профессиональных затруднений (научного, методического, информационного характера) учителей географии; создание разнообразных баз данных и банков инновационной педагогической практики; изучение и анализ обновления содержания образования, результатов внедрения новых методик обучения технологий, особенностей организации образовательного процесса; информационно-методическое обеспечение инновационной научно-методической, исследовательской деятельности;
Организационно-методическое обеспечение, включающее организацию и проведение цикла образовательно значимых событий; организацию и проведение муниципальных, региональных мероприятий инновационного характера (научно-практических конференций, тематических семинаров, образовательных фестивалей, выставок и др.); организацию методологического сопровождения профессиональных конкурсов учителей; организацию работы сетевых сообществ, направленных на повышение квалификации учителей географии;
Консалтинг, предполагающий консультационную работу, в том числе через проведение вебинаров и тематических форумов, с педагогическими работниками по актуальным вопросам образования (по проблемам инновационной деятельности, программно-методическому обеспечению образовательного процесса, вопросам аттестации учителей географии, проведению процедур государственной итоговой аттестации по освоению образовательных программ по географии в основной и старшей школе (ОГЭ и ГИА), всероссийских проверочных работ, организации мониторинга образовательных достижений обучающихся внутри образовательной организации, психолого-педагогическому консультированию и др.) с целью повышения их профессиональной компетентности [21].
Организация деятельности сетевых сообществ в такой модели, по мнению автора, будет способствовать эффективному распределению ресурсов и обмену ими для осуществления продуктивной совместной деятельности учителей географии деятельности; проявлению каждым участником сетевого сообщества собственной инициативы и творчества; приобретению опыта взаимодействия в информационной образовательной среде региона; опыта рефлексии коллективного действия, что позволит повысить профессиональную компете- ность учителей географии.
Оценочные инструменты эффективности предложенной модели включают критериально-диагностические материалы (критерии отслеживания результативности реализации разработанной модели, подходы к оценке эффективности организации подготовки на курсах повышения квалификации учителей географии и организации сетевого образовательного взаимодействия в рамках организации сетевых педагогических сообществ).
Определение критериев эффективности повышения профессиональной компетентности учителей географии на основе использования возможностей сетевых образовательных сообществ является важным условием описания модели педагогического сопровождения профессионального роста учителей географии в системе повышения в сетевых сообществах. В экспериментальной работе нами выделено два критерия: критерий личностного профессионального развития и критерий активности в информационно-образовательной среде.
Критерий личностного профессионального развития характеризует особенности информационных потребностей учителей в условиях развития информационно-образовательной среды региона, эффективности освоения ДПП повышения квалификации, публикационную активность учителей географии, определяет уровень сформированности профессиональной компетентности педагогов (ИКТ-компетентности).
Критерий сетевой активности в информационно-образовательной среде выявляет динамику становления и сетевых сообществ педагогов и определяется повышением продуктивного характера сетевых образовательных проектов.
Подробная диагностика была разработана в рамках констатирующего этапа эксперимента и описана в соответствующей главе нашего исследования.
Реализация модели педагогического сопровождения профессионального роста учителей географии на основе организации сетевого образовательного взаимодействия в условиях развития информационно-образовательной среды будет способствовать повышению профессиональной компетентности учителей. Для доказательства перейдем к описанию опытно-экспериментальной работы, которая будет представлена во второй главе.
|