Воскресенье, 24.11.2024, 17:59
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 29
Гостей: 29
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Организация педагогического взаимодействия учителей географии в системе повышения квалификации

В параграфе определена концепция проведения экспериментального ис- ледования на трех этапах её реализации - констатируюшем, формирующем и контрольном, описаны условия для организации и проведения эксперимента: рассмотрены особенности диагностики информационных потребностей педагогов на базе Центра методической поддержки внедрения информационных технологий Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, проанализированы тексты Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) и профессионального стандарта с точки зрения единообразия подходов к формированию ИКТ-компетености педагогов и формированию знаний о закономерностях поведения в социальных сетях; проанализировано содержание дополнительных профессиональных программ повышения квалификации учителей географии нескольких организаций дополнительного профессионального образования: Волгоградской государственной академии последипломного образования (http://vgapkro.ru/), института развития образования Республики Татарстан (https://iro.tatar/) [102], Московского института открытого образования (МИОО - http://mioo.ru/); описаны особенности становления и развития сетевого взаимодействия учителей географии в системе повышения квалификации педагогических кадров на базе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, раскрыты особенности педагогического сопровождения повышения квалификации в условиях развития информационно-образовательной среды; описаны особенности разработки оценочных инструментов и проведения экспериментальной работы по определению эффективности предлагаемой модели подготовки учителей географии в современной информационной образовательной среде в условиях организации и профессионального сопровождения сетевого образовательного взаимодействия.

Концепция экспериментального исследования. Для апробации модели педагогического сопровождения профессионального роста учителей географии на основе организации сетевого образовательного взаимодействия в условиях развития информационно-образовательной среды нами были выдвинуты три гипотезы, каждая из которых обращена к одному из экспериментальных этапов.

Мы исходили из гипотетических представлений о том, что:

а) для создания условий и реализаци апробаци модели на констатирующем этапе необходимо: 1) провести диагностику информационных потребностей педагогов. Для этого была разработана и апробирована анкета, содержащая вопросы-фильтры;

на основе текста «Входная и итоговая диагностика Некомпетентности педагогогов», которая является стандартным инструментом, используемым в системе повышения квалификаци учителей, получить первичные данные, позволяющие определить начальный уровень Некомпетентности учителей географи, участвующих в эксперименте;

б) на формирмирующем этапе эксперимента могут оказаться эффективными меры педагогического воздействия, направленные на совершенствование профессиональной компетентности учителей географи в условиях организаци сетевого образовательногого взаимодействия;

в) на контрольном этапе эксперимента о его эффективности могут свидетельствовать данные, полученные на основе применения диагностичесеого инструментария, использованного на констатирующем этапе, а также на сонове анализа приращений и новообразований в видах деятельности, фиксирующих новый уровень освоения дополнителньых программ повышения квалификации, реализуемых в условиях сетевого образовательного взаимодействия.

Нами был проведен многофакторный экспермент, направленный на формирование ИКТ-компетентности средствами потенциала информационнообразовательной среды.

Организация эксперимента. Специфика образовательного процесса в системе повышения квалификации заключается в том, что, согласно требованиям ФЗ № 273 «Об образовани в Российской Федерации» [121], каждый педагог должен повшать профессиональную квалификацию не реже, чем один раз в три года. В соответствии с этим на базе Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования был организован эксперимент, который осуществлялся с 2012 - 2013 - гг. на уровне констатирующего этапа; 2014 - 2016 гг. - на уровне формирующего этапа и в 2016 - 2017 гг. - на уровне контрольного этапа. На контрольном этапе, таким образом, были продиагностированы те же самые группы слушателей. В качестве контрольных групп выступили слушатели, проходящие обучение на базе Волгогорадской академии последипломного образования. Таким образом, была создана возможность реализации концепции вертикального и горизонтального сравнения результатов обучения и организации сетевого образовательного взаимодействия слушателей.

Ретроспективная проверка гипотезы проводилась на основе анализа числа участников сетевых образовательных проектов в региональной информационно-образовательной среде, а также качества и количества публикаций на электронном образовательном ресурсе Ростовской области http://obr-don.org.ru/ и в региональных банках педагического опыта.

В тексте диссертации последовательно описываются результаты экспер- ментального исследования, данные представляются графически средствами графичеких редакторов программы EXCEL.

Констатирующий этап эксперимента. Разработка региональной информационной среды и информационное сопровождение процессов модернизации образования является необходимым условием реализации инновационного потенциала системы образования Ростовской области.

Одним из подмероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 г.г. по направлению «Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в рамках деятельности по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования» стало создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам. Необходимость обеспечения любому специалисту сферы образования подготовки в области работы с современными источниками информации, использования средств ИКТ в его профессиональной деятельности, которая будет гарантировать необходимый уровень информационной культуры педагога и его профессиональной подготовки, эффективного управления качеством образовательного процесса, актуализировала перед учреждениями дополнительного образования задачу по созданию новых структур. В Ростовской области для решения этих задач был создан центр методической поддержки внедрения ИТ (ЦМП).

Основными задачами ЦМП в организации непрерывного образования педагогов средствами ИКТ стали:

разработка системы информационного сопровождения деятельности Института повышения квалификации, включая механизмы электронной регистрации слушателей, организация он-лайн диагностики информационных потребностей педагогов и пр.;

тиражирование эффективных образовательных моделей базовых учреждений стажировочной площадки, в том числе средствами видеоконференцсвязи;

организация он-лайн взаимодействия педагогов (администрирование сетевых сообществ, форумов, анкетирования педагогов и др.);

проведение инструктивно-методических семинаров, вебинаров, веб конференций, тренингов, курсов повышения квалификации для педагогов, руководителей ОУ по актуальным вопросам реализации ФГОС, внедрения ИТ в образовательную деятельность ОУ и др.;

координирование сетевых образовательных проектов;

создание банка информационно-методических материалов инновационной педагогической и управленческой практики, доступ к которому осуществляется на сайте института http://roipkpro.ru/fcrpo-center.html;

разработка методических рекомендации по созданию современной информационно-образовательной среды образовательного учреждения, организации дистанционного обучения в учреждении образования и пр.;

разработка учебно-методических пособий по использованию современных средств и способов обучения в информационной образовательной среде ОУ.

Деятельность Центра охватила все субъекты образовательного пространства региона: педагогов и воспитателей, руководителей ОУ, муниципальные методические службы и ресурсные центы, систему дополнительного профессионального образования педагогов. Создание именно такой структуры в системе института повышения квалификации позволила реализовать экспериментальную часть исследования по изучению педагогических особенностей организации педагогического взаимодействия учителей географии.

Таким образом, для организации педагогического взаимодействия учителей географии в системе повышения квалификации в информационнообразовательной среде необходимым условием стало выявление и обеспечение информационных потребностей педагогов, организованное на базе ЦМП Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в 2012-2013 гг. Для выявления инфомаци- онных потребностей учителей использовался метод анкетирования, в этой связи была разработана анкета диагностики информационных потребностей педагогов (Приложение 1). В анкетировании приняли участие более 450 учителей географии, обучающихся на курсах повышения квалификации в указанный период. Результаты анкетирования были использованы для определения направлений научно-методического сопровождения модели подготовки учителей в современной информационной образовательной среде в условиях организации и профессионального сопровождения сетевого образовательного взаимодействия, в разработке технологии избирательного распространения информации слушателям на базе библиотеки ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО. На основании результатов проведенного анкетирования определялись некоторые показателей для анализа динамики активности учителей географии в информационнообразовательной среде.

Через организацию ежегодного анкетирования педагогов стало возможным определить характер информационных потребностей педагогов для актуализации наиболее значимых проблем и затруднений, которые решаются в организации сетевого образовательного взаимодействия учителей географии в условиях реализации персонифицированного подхода к организации повышения квалификации в контексте информационной поддержки деятельности. Согласно ГОСТ 7.73-96 «Поиск и распространение информации», информационная потребность есть «характеристики предметной области, значения которых необходимо установить для выполнения поставленной задачи в практической деятельности» [26, с.6].

Успешность профессиональной деятельности учителя напрямую зависит от уровня его информированности. Удовлетворение профессиональных информационных потребностей педагогов является одним из инструментов персонификации повышения квалификации. В современных условиях учителя географии могут использовать для получения информации следующие каналы: сеть Интернет, библиотеки, совещания, семинары, курсы повышения квалификации при ИПК работников образования, общение с коллегами (в т.ч. сетевое).

Информационные потребности педагогов - это специфический вид информационных потребностей, под которыми понимается состояние педагогов, осознающих необходимость получения профессионально значимой информации, восполняющей дефицит сведений и обеспечивающей принятие решений в процессе профессиональной деятельности. При этом профессиональная деятельность выступает не только как основа возникновения информационных потребностей, но и как конечная цель их удовлетворения. Особенностью информационных потребностей является их индивидуальный характер. Направленность деятельности и характер возникающих задач, мера ответственности за последствия принимаемых решений, возраст и образование, опыт предшествующей жизни и ценностные ориентации, лимит времени, которым располагает пользователь, индивидуальный стиль познавательной деятельности составляют комплекс условий, влияющих на содержание информационных потребностей и приводящих к уникальности потребностей каждого человека [11, с. 107]. Именно поэтому персонифицированный подход, предоставление индивидуальных услуг является ведущим средством удовлетворения информационных потребностей.

В процессе реализации персонифицированного подхода к организации информационной поддержки повышения квалификации на базе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО можно выделить ряд основных этапов:

изучение информационных потребностей и информационного поведения пользователей-педагогов;

выбор режима и формы удовлетворения запросов педагога, в зависимости от его информационных потребностей;

анализ информационных ресурсов, которые могут быть использованы в процессе повышения квалификации;

подготовка востребованных в учительской среде информационных ресурсов, в том числе совместно с педагогами в рамках обучения на курсах повышения квалификации;

включение использования информационных ресурсов в организацию повышения квалификации учителей предметников;

изучение эффективности использования информационных ресурсов для повышения квалификаций учителей.

Однако персонифицированный подход к организации повышения квалификации требует детальной дифференциации по профилю деятельности, преподаваемым предметам, образованию, стажу работы, производственным и общественным нагрузкам. Такая дифференциация возможна благодаря изучению информационных потребностей учителей-предметников.

Классификация учителей - потребителей педагогической информации - осуществляется по трем уровням [48, с. 5-7].

Первый уровень предполагает деление на две основные группы: 1) коллективный и 2) индивидуальный потребитель информации.

К потребителям-коллективам относятся группы специалистов, которые осуществляют свою деятельность в каком-либо одном направлении и имеют схожие информационные потребности. Это, например, методические объединения учителей по отдельным предметам, взятым за основу преподавания, определенным программам, методические кабинеты и проч.

Индивидуальные потребители - учителя, преподаватели, аспиранты, руководящие работники всех уровней, студенты, учащиеся самого разного типа учебных заведений, занимающиеся самостоятельными разработками тем либо в силу служебной (учебной) необходимости, либо с целью претворения в жизнь своих личных творческих планов, находок, изысканий.

Второй уровень классификации потребителей педагогической информации предполагает констатацию сферы деятельности, каковых три: 1) сфера управления, 2) сфера научной деятельности и научных изысканий, 3) сфера практической деятельности, направленной на передачу накопленных знаний

[73].

Дальнейшая классификация второго уровня представляет собой перечень следующих групп:

Работники сферы управления.

Работники сферы научной деятельности - ученые.

Работники сферы педагогической практики: воспитатели детских дошкольных учреждений, учителя общеобразовательной школы, учителя и воспитатели школ-интернатов, детских домов, других специализированных заведений педагогического профиля, преподаватели системы начального и среднего профессионального образования, методисты, логопеды, психологи, практикующие в учебных заведениях, профессорско-преподавательский состав педагогических вузов, училищ, колледжей, другие категории специалистов сферы педагогической практики.

Этот (третий) уровень классификации не является окончательным. Более того, для «адресного» информирования потребителей требуется иная их градация, говорящая о содержательной стороне работ.

Постоянным, непрерывным процессом, помогающим оптимально выстроить работу с учителями географии, является этап выявления информационных запросов и потребностей. В запросах учителей проявляются их социальные установки и ценностные ориентации, направленность в профессиональной сфере.

Основными методами выявления информационных потребностей является, опрос (интервьюирование и анкетирование), результат которого обработан методами статистического анализа, наблюдение, изучение документации, консультирование с администрацией и анализ повседневного опыта работы преподавателя системы повышения квалификации.

Методы изучения потребностей можно также разделить на прямые (непосредственные) и непрямые (опосредованные).

В числе прямых методов: опросы; интервьюирование; наблюдения за различными аспектами деятельности педагога; свободный диалог; наблюдение за педагогом в процессе использования им информационных ресурсов и услуг; наблюдение за педагогом в процессе его общения с коллегами;

К непрямым методам относятся: метод заявочной карты; анализ поступавших от педагога информационных запросов; анализ используемых им документов; анализ полученных от педагога отзывов на информационные ресурсы ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО; анализ публикаций учителя.

В связи с тем, что индивидуальные информационные потребности достаточно динамичны и неопределённы, процесс их выявления, несмотря на его сложность, должен осуществляться постоянно. Но, несмотря на динамичность информационных потребностей, проведенные исследования позволяют нарисовать картину информационных потребностей сегодняшнего учителя географии.

Круг чтения педагогов включает три важнейших направления:

достижения и открытия в области преподаваемой науки - географии (научная, научно-популярная, учебная литература и научнопопулярная литература для детей);

общетеоретические и практические достижения педагогики и народного образования (специальная и методическая литература);

литература, обеспечивающая повышение эрудиции и культурного уровня (широкий спектр изданий по видам и содержанию).

Как показало исследование информационных потребностей слушателей, проведенное нами в 2012 - 2013 гг. посредством анкетирования на сайте института повышения квалификации (Приложение 1), чаще всего учителям географии информация необходима для подготовки к уроку, для самообразования и с целью удовлетворения интересов учащихся (Рисунок 2).

Рисунок 2. Распределение информационных потребностей учителей географии по целям использования (2012-2013 гг.)

 

Анализ результатов изучения информационных потребностей, позволило выделить следующие актуальные для учителей географии темы: введение ФГОС в основное общее и среднее образование; вопросы методики и практики подготовки к ЕГЭ и ГИА; системно-деятельностный подход на уроках; современные технологии обучения; инновации в методической работе; качество образования; мониторинг в образовании; проектная деятельность в школе; формирование УУД; метапредметный подход в образовании; методические новинки в преподавании географии; информация по новым УМК, методическим разработкам по предмету география; электронные средства обучения; мотивация учащихся; развитие творческих способностей учащихся; работа с детьми «группы риска»; работа с родителями.

Анализируя информационные ресурсы, которые могут быть использованы в качестве ресурсной базы информационной поддержки учителей географии, нужно иметь в виду, что по степени близости к переднему краю науки, опубликованные информационные источники могут быть распределены в следующем порядке:

учебники по отдельным научным сферам не столь оперативно отражают новейшие достижения в своей области и согласно концепция «эшелонов» Э.М. Мирского «эшелон» учебников наиболее удален от переднего края науки, [72, с. 305-382]. Назначение «эшелона» - систематическое ознакомление с содержанием науки;

затем следуют монографии, их основное назначение - выявление методологической информации по частным вопросам;

несколько ближе к новейшим достижениям обзоры, предназначенные для ознакомления с трудами современных исследователей, а также проблемами и структурой переднего края науки;

наиболее же приближены к современности, наиболее актуальны статьи, служащие для ознакомления с темпом движения науки.

Самыми оперативными источниками получения информации, по результатам анкетирования учителей географии, являются Интернет-ресурсы.

При этом, как показали результаты анкетирования информационных потребностей педагогов, более половины респондентов ответили положительно на вопрос: «Нужна ли Вам помощь в поиске и выборе информации для решения профессиональных задач?», т.к. испытывают сложности в поиске и выборе информации (Рисунок 3).

Нужна ли Вам помощь в поиске и выборе информации для решения профессиональных задач?

Рисунок 3. Затруднения учителей географии в поиске и выборе информации для

решения профессиональных задач

 

Полученные в результате анкетирования информационных потребностей учителей географии Ростовской области данные легли в основу разработки концепции, структуры и организационно-методического сопровождения функционирования сетевого профессионального сообщества учителей географии Ростовской области.

С целью определения необходимого уровня профессиональных компетенций педагога, способствующих эффективной организации сетевого образовательного взаимодействия учителей географии в информационнообразовательной среде были проанализированы профессиональный стандарт «Педагог» [90], утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н, и стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование на уровне магистратуры [91] с точки зрения их соответствия целям формирования опыта использования ИКТ для совершенствования образовательной деятельности и профессионального саморазвития (Таблица 2).

Таблица 2

Требования профессионального стандарта «Педагог» в области использования ИКТ для совершенствования образовательной деятельности и профессионального саморазвития и взаимодействия учителя.

Код А

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

Код Б

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ

A/01.6

Общепедагогическая функция.

Обучение

A/02.6

Трудовая функция

В оспитательная деятельность

A/03.6

Трудовая функция

Развивающая деятельность

B/03.6

Трудовая функция

Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

Трудовые действия

Формирование навыков, связанных с информационно- коммуникационными технологиями (далее - ИКТ)

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения

Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития

 

Продолжение Таблицы 2

Необходимые знания

Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

Теория и методы управления образовательными системами, методика учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности

Необходимые умения

Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач

Формировать детско-взрослые сообщества.

Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием

 

Большинство педагогов, в том числе школьных учителей географии, сформировались в определенной системе мышления, связанной, в основном, с чётко организованной информацией, получаемой через стандартизированные образовательные программы, рекомендованные книги, учебники, по которым они учились сами. В процессе этого обучения большинство из определенных в профессиональном стандарте «Педагог» необходимых знаний и умений в области использования ИКТ не были усвоены по объективным причинам - такие знания и умения ещё 20 - 30 лет назад не существовали. Можно сделать вывод о том, что важной задачей системы повышения квалификации учителей, в том числе повышения квалификации учителей географии, становится расширение опыта использования сетевого образовательного взаимодействия для полноценного использования возможностей информационной образовательной среды

с целью совершенствования образовательной деятельности и профессионального саморазвития и взаимодействия учителя.

Стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование на уровне магистратуры был определен для сравнения не случайно [91]. В настоящее время, в условиях формирования системы непрерывного профессионального образования и введение требований профессионального стандарта «Педагог» [90] в практику работы школ, многие учителя для совершенствования профессиональной квалификации выбирают именно образовательные программы магистратуры.

Предполагается, что в содержании современного федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование на уровне магистратуры [91] включены необходимые учителю компетенции. В тексте стандарта высшего образования определены следующие общекультурные компетенции (ОК), связанные с исследуемой тематикой:

способностью формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах (ОК-4);

способностью самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5).

Среди профессиональных компетенций профессиональные компетенции (ПК) определяются:

способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2);

способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта (ПК-9);

• готовностью к использованию современных информационнокоммуникационных технологий и средств массовой информации для решения культурно-просветительских задач (ПК-20).

Анализируя тексты двух взаимосвязанных документов определяющих уровень профессиональной квалификации учителя, следует отметить, что не все требования профессионального стандарта «Педагог» конкретизированы и отражены в тексте федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры). Так, необходимые, зафиксированные в профессиональном стандарте «Педагог», с большой долей условности можно соотнести с профессиональной готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и средств массовой информации для решения культурно-просветительских задач (ПК-20) федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. Эта позиция требует дополнительного внимания при разработке дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогов. Необходимые уровни ИКТ-компетентности педагога: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ- компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности), определяемые профессиональным стандартом «Педагог» не конкретизированы в тексте федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры), что определяет необходимость разработки и включения , в качестве обязательного компонента дополнительных профессиональных программ повышения квалификации учителей в системе ДПО, модулей, направленных на выявление и совершенствование ИКТ-компетентности учителя.

Для учителей географии необходимость включения образовательных модулей по формированию ИКТ-компетентности в дополнительные профессиональные программы повышения квалификации актуализируются ещё и тем, что основным предметным результатом освоения основной образовательной программы, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [89], зафиксированным в примерной основной образовательной программе основного общего образования, определено использование различных источников географической информации (картографических, статистических, текстовых, видео- и фотоизображений, компьютерных базы данных) для решения различных учебных и практикоориентированных задач, а среди ключевых областей и понятий, подлежащих усвоению учениками, вводятся такие, как геоинформационная среда и ГИС- технология [93].

В этой связи на констатирующем этапе эксперимента были определены основные направления диверсификации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей географии. В настоящее время разработка дополнительных профессиональных программ (ДПП) повышения квалификации регламентируется лишь в части требований к их структуре, которые определяются Федеральным законом № 273-ФЗ и приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован Минюстом России от 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444) [92]. Структура ДПП включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты (часть 9 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ). Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации [92, п. 9]. В соответствии с пунктом 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам в структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения [92]. .

Федеральным законом № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [121] не предусмотрено проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, в этой связи ДПП разрабатывают сами образовательные организации различных уровней (институты повышения квалификации, институты развития образования и другие учреждения дополнительного профессионального образования, профессиональные колледжи и другие учреждения СПО, университеты и другие учреждения ВПО). Отсутствие единых требований к содержанию ДПП повышения квалификации учителей, в том числе учителей географии, определило широкий спектр их вариативности и тематического разнообразия.

С целью изучения практики разработки дополнительных профессиональных программ повышения квалификации учителей географии с позиции формирования и развития ИКТ-компетентности педагога были проанализированы ДПП нескольких организаций дополнительного профессионального образования: Волгоградской государственной академии последипломного образования (http://vgapkro.ru/), института развития образования Республики Татарстан (https://iro.tatar/), Московского института открытого образования (МИОО - http://mioo.ru/). Общими позициями в рассмотренных программах стали: вариативность; наличие образовательных модулей, освещающих вопросы государственной политики в области образования, специфики требований ФГОС по предмету география [89,120], в том числе, анализ новых образовательных результатов обучения по предмету «География» [95], особенностей проведения уроков географии в контексте требований ФГОС [111,112], организация проектной деятельности [118]. Анализ содержания ДПП повышения квалификации учителей географии названных учреждений дополнительного профессионального образованияопределил, что тольков в программе Московского института открытого образования (МИОО) «География (квалификация - учитель географии)», рассчитанной на срок обучения - 108 часов, в вариативную часть включен модуль «ГИС. ИКТ на уроках географии». Формирование опыта сетевого общения и механизмы сетевого взаимодействия педагогов в содержание дополнительных профессиональных программ исследуемых учреждений, осуществляющих повышение квалификации учителей географии, не заложено.

Таким образом, на основании анкетирования информационных потребностей учителей географии и анализа содержания ДПП повышения квалификации, были определены направления совершенствования научно-методического обеспечения функционирования модели подготовки учителей в современной информационной образовательной среде в условиях организации и профессионального сопровождения сетевого образовательного взаимодействия на основе сетевых образовательных сообществ. В результате проведена диверсификация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «География» в части изменения содержания модулей: «Теория и практика современной географической науки», «Методика обучения географии», модулей вариативной части программы.

Для проведения диагностических процедур по определению эффективности мер педагогчесского воздействия по формированию модели педагогического сопровождения профессионального роста учителей географии, подготовлен пакет диагностических материалов (анкеты, тесты, методики сбора и обработки информации). В рамках проведенного исследования они дифференцируются по двум критериям: критерию личностного профессионального развития и критерию сетевой активности в информационно-образовательной среде.

Дадим характеристику критерию личностного профессионального развития, для которого были разработаны показатели, направленные на определение:

участия учителей географии в программах повышения квалификации, других формах обучения и сетевой активности в региональной информационно-образовательной среде;

сформированности профессиональной ИКТ-компетентности в процессе обучения на курсах повышения квалификации;

эффективности освоения модульных ДПП повышения квалификации через анализ публикационной активности, размещение материалов, иллюстрирующих опыт реализации образовательных программ на страницах региональных сетевых сообществ и сайтах образовательных организаций;

готовности педагогов к самообразованию и саморазвитию (определение динамики участия в сетевых образовательных проектах для педагогов и школьных команд, разработки и реализации авторских учительских проектов для школьников);

числа учебно-методических и электронных образовательных ресурсов, в том числе в банке инновационной педагогической и управленческой практики ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, созданных педагогами в условиях организации сетевого образовательного взаимодействия в информационно-образовательной среде региона.

На основании выделенных показателей был проведен подбор комплекса методов и методик, позволяющий получить необходимый объем эмпирической информации для определения исходного состояния личностного профессионального развития учителей географии. Разработанные показатели и их характеристики, способы сбора и представления информации представлены в Таблице 3.


 

 

Характеристика показателей личностного профессионального развития учителей географии__________________________________

 

п.п.

Показатель

Характеристи

ка

показателя

Способ сбора информации (сроки проведения)

Количественные / качественные характеристики результатов

1

Участие учителей географии в программах повышения квалификации, других формах обучения и сетевой активности на базе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО.

Показатель характеризуется на основе изучения числа педагогов, направляющих заявки и прошедших обучения на курсах повышения квалификации, принявших участие в вебинарах, вебконференциях учителей географии.

Анализ заявок на обучение и учебнометодической документации различных форм дополнительного профессионального образования на базе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО (анализ информационных баз и учебнометодической документации)

Число учителей, направивших заявки и прошедших обучение в различных формах дополнительного профессионального образования.

2

Сформированность профессиональной ИКТ-компетентности в процессе обучения на курсах повышения квалификации (КПК).

Показатель характеризуется на основе диагностики индивидуального со- вершенствова- ния ИКТ- компетентности (общепользовательский, общепедагогический, предметнопедагогический компоненты)

Диагностика учителей географии на курсах повышения квалификации в начале и по окончании обучения (тестирование).

%, коэффициент индивидуального продвижения в области совершенство- вания ИКТ- компетентности.

3

Эффективность освоения модульных ДПП повышения квалификации через анализ публикационной активности педагогов.

Показатель характеризуется изучением отсроченных эффектов освоения ДПП повышения квалификации, выявленных на основе анализа издательской дея-

Анализ публикационной активности учителей географии различных издательствах, региональных методических журналах «Практические советы учителю», «Региональная школа управле-

Число учителей, опубликовавших материалы, ил- люструющие опыт реализации образовательных программ по географии.

 

Таблица 3

 

 

 

тельности РИПК и ППРО, методических журналов, сборников конференций, сайтов ОУ региона

ния», сборника материалов региональной конференции «Информационное технологии в образовании», изучение портфолио учителей в процессе подготовки к процедурам аттестации, сайтов ОУ (интервьюирование, анализ тематических каталогов издательства РИПК и ППРО)

4

Готовность педагогов к самообразованию и саморазвитию через определение динамики их участия в сетевых образовательных проектах.

Показатель определяет динамику участия учителей географии в сетевых образовательных проектах для педагогов и школьных команд, число разработанных и реализованных авторских учительских проектов

Анализ динамики участия учителей географии и обучающихся в сетевых образовательных проектах для педагогов и школьных команд, проводимых на базе ЦМП ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, образовательной платформы «Гло- баллаб», других проектах. (анкетирование)

Число учителей и обучающихся, приявших участие в сетевых образовательных проектах на базе ЦМП ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, образовательной платформы «Глобаллаб», других ресурсах.

5

Количество учебнометодических и электронных образовательных ресурсов, в том числе в банке инновационной педагогической и управленческой практики ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, созданных педагогами.

Показатель характеризуется на основе анализа материалов сетевого сообщества «Учителя географии Ростовской области», в Банке педагогического опыта ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, в создании электронного образовательного ресурса Ростовской области.

Анализ размещённых учителями географии материалов, иллюстрирующих педагогический опыт в банке педагогического опыта, в региональных сетевых сообществах, сайтах образовательных организаций и др. (интервьюирование, анализ тематических каталогов издательства РИПК и ППРО).

Число учителей, опубликовавших материалы, иллюстрирую- щие опыт реализации образовательных программ по географии на сетевых ресурсах информационно- образовательной среды.

 

Для определения уровня коэффициента индивидуального продвижения в области совершенствования ИКТ-компетентности в процессе обучения на курсах повышения квалификации были разработаны вопросы для проведения входной и итоговой диагностики учителей (Приложение 2). Тестирование педагогов проводилось во время курсовой подготовки на базе ГБУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования». Результаты диагностики слушателей на констатирующем этапе представлены в Таблице 4.

Таблица 4

Результаты диагностики показателей личностного профессионального развития учителей географии на констатирующем этапе опытноэкспериментальной работы

пока-

Показатель

Количественные / качественные характеристики результатов

2012

2013

1

Участие учителей географии в программах повышения квалификации, других формах обучения и сетевой активности на базе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО.

Прошли обучение на курсах повышения КПК - 153 чел., приняли участие в вебинарах по географии - 23 чел.

Прошли обучение на курсах повышения КПК-155 чел., приняли участие в вебинарах по географии - 28 чел.

2

Сформированность профессиональной ИКТ-компетентности в процессе обучения на курсах повышения квалификации.

Коэффициент индивидуального продвижения:

11, 8%

Коэффициент индивидуального продвижения:

12,9%

3

Эффективность освоения модульных ДПП повышения квалификации через анализ публикационной активности педагогов

Разработали рабочие тетради по географии - 1 чел.; публикации в региональном метод. журнале «Практические советы учителю» - 2 чел.

Разработали рабочие тетради по географии - 3 чел.; публикации в региональном метод. журнале «Практические советы учителю» - 1 чел.

4

Готовность педагогов к самообразованию и саморазвитию через определения динамики их участия в сетевых образовательных проектах.

Зарегистрированы в сетевом образовательном проекте «Как у нас на Дону» - 16 учителей географии и 43 обучающихся, другие проекты - нет информации

Зарегистрированы в сетевом образовательном проекте «Как у нас на Дону» - 23 учителя географии и 78 обучающихся, другие проекты - нет информации

 

Продолжение Таблицы 4

5

Количество учебно-методических и электронных образовательных ресурсов, в том числе в банке инновационной педагогической и управленческой практики ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, созданных педагогами.

Прошли экспертизу и опубликовали материалы, иллюстрирующие опыт реализации образовательных программ по географии - 1 чел.

Прошли экспертизу и опубликовали материалы, иллюстрирующие опыт реализации образовательных программ по географии - 2 чел.

 

Краткий отчёт о результатах диагностики ИКТ-компетентности слушателей курсов повышения квалификации учителей географии, проведенной для определения индивидуального продвижения в области совершенствования ИКТ-компетентности на констатирующем этапе экспримента в 2012 - 2013 г.г., представлен в Приложении 3.

На основе полученных данных, мы констатировали не высокую эффективность курсовой подготовки для личностного профессионального развития учителей географии в области совершенствования ИКТ-компетентности, что определило необходимость проведения эксперимента по апробации модели подготовки учителей в современной информационной образовательной среде на основе организации сетевого образовательного взаимодействия.

Критерий сетевой активности в информационно-образовательной среде в нашем исследовании определяет динамику становления сетевого сообщества педагогов «Учителя географии Ростовской области», описывает характер организации сетевого взаимодействия и сетевых активностей учителей, в том числе, в разработке сетевых образовательных проектов. Данный критерий определен следующими показателями:

использование педагогами региональных банков инновационной педагогической и управленческой практики;

участие педагогов в работе профессиональных сетевых образовательных сообществ (количественные данные и их интерпретация в сопоставлении с данными анкетирования учителей географии Ростовской и Волгоградской областей).

В нашем исследовании также фиксировались площадки сетевого образовательного взаимодействия учителей географии, созданные в региональной информационно-образовательной среде.

На основании выделенных показателей был проведен подбор комплекса методов и методик, позволяющий получить необходимый объем эмпирической информации для определения исходного состояния сетевой активности учителей географии в информационно-образовательной среде. Разработанные показатели и их уровневые характеристики, способы сбора и представления информации представлены в Таблице 5.

Уровневая характеристика показателей сетевой активности в информационно-образовательной среде учителей географии________________________

Для определения уровня активности учителей географии в информационно-образовательной среде на констатирующем этапе эксперимента были использованы следующие методы: опрос (анкетирование) учителей географии Ростовской и Волгоградской областей, анализ активности педагогов в работе сетевых педагогических сообществ, фиксация создания сетевых сообществ и активностей.

Результаты проведенного анкетирования на констатирующем этапе эксперимента показали, что в указанный период только 26% учителей географии Ростовской области использовали материалы банка информационнометодических материалов эффективной педагогической и управленческой практики, размещенного на сайте ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО (Рисунок 4).

Используете ли Вы ресурсы банка
информационно-методических материалов
инновационной педагогической и
управленческой практики, размещенного на сайте
ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО?

Рисунок 4. Использование материалов регионального банка инновационной педагогической и управленческой практики

 

Анализируя степень участия учителей географии в интернет-конкурсах, других сетевых мероприятиях, проводимых на базе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, иных образовательных организаций (Рисунок 5), был получен вывод о незначительной доли их участия в такого рода сетевых активностях (8% респондентов). Инициации авторских сетевых образовательных проектов со стороны учителей не зафиксировано. Такие результаты на констатирующем этапе эксперимента актуализировали значение предъявления материалов, иллюстрирующих педагогический опыт учителей, широкому кругу педагогов, его тиражирования в информационном пространстве региона.

Принимали ли Вы участие в конкурсах, других
сетевых мероприятиях, проводимых на базе
ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, иных
образовательных организаций?

Рисунок 5. Участие учителей географии в конкурсах, сетевых образовательных проектах

 

Важным результатом, полученным на констатирующем этапе проведенного исследования, стало сравнение результатов анкетирования по определению степени использования ресурсов сетевых сообществ учителей и непосредственного их участия в работе сетевых образовательных сообществ учителей географии, предполагающих предъявление собственных материалов в региональной информационно-образовательной среде. Анкетирование учителей географии по этому показателю проводилось одновременно на базе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО в Ростовской области и ВГАПО в Волгоградской области. На констатирующем этапе эксперимента было определено, что лишь 14-15% учителей, из числа участников анкетирования в Ростовской области, были зарегистрированы и принимали участие в работе сетевых образовательных сообществ учителей географии (Рисунок 6), при этом почти половина опрошенных активно использовали ресурсы сетевых сообществ учителей географии для решения профессиональных задач (Рисунок 7). Похожая картина была зафиксирована в Волгоградской области (Рисунки 8, 9): лишь 11-12% учителей, из числа участников анкетирования в Волгоградской области были зарегистрированы и принимали участие в работе сетевых образовательных сообществ учителей геогра-

 

Являетесь ли Вы
участником сетевого
сообщества учителей
географии?

 

Рисунок 6. Участие учителей географии в работе сетевых образовательных сообществ учителей географии (Ростовская область)

 

Являетесь ли Вы
участником сетевого
сообщества учителей
географии?

 

Рисунок 8. Участие учителей географии в работе сетевых образовательных сообществ учителей географии (Волгоградская область)

 

Используете ли Вы ресурсы сетевых сообществ учителей географии для решения профессиональных задач?

44%

43%

Г

2012год

2013год

Рисунок 7. Использование ресурсов сетевых сообществ учителей географии (Ростовская область)

 

Используете ли Вы ресурсы сетевых сообществ учителей географии для решения

Рисунок 9. Использование ресурсов сетевых сообществ учителей географии (Волгоградская область)


фии региона, при этом 45% опрошенных активно использовали ресурсы сете вых сообществ учителей географии для решения профессиональных задач.

Таким образом, на основании разработанной уровневой характеристики активности учителей географии в информационно-образовательной среде, был констатирован низкий уровень сетевой активности по всем показателям, вклю
ченным в диагностический инструментарий нашего исследования. Необходимо уточнить, что анализ результатов анкетирования информационных потребностей педагогов на констатирующем этапе эксперимента показал, что около половины респондентов используют ресурсы сетевых образовательных сообществ для решения профессиональных задач, что свидетельствует о популярности и востребованности такой формы профессионального взаимодействия у педагогов. Однако, в большинстве сетевых сообществ размещаются материалы, не прошедшие профессиональную и общественную экспертизу. Такие материалы могут содержать неверную трактовку требований, зафиксированных в нормативных и инструктивно-методических документах системы образования. Перечисленные основания и полученные в результате опытно-экспериментальной работы данные определили необходимость профессионального сопровождения функционирования работы сетевых педагогических сообществ в системе повышения квалификации, актуализировали апробацию модели подготовки учителей в современной информационной образовательной среде на основе организации и профессионального сопровождения сетевого образовательного взаимодействия.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (04.05.2018)
Просмотров: 253 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%