Воскресенье, 24.11.2024, 17:34
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 49
Гостей: 49
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Особенности педагогического сопровождения различных форм повышения квалификации учителей географии в условиях сетевого образовательного взаимодействия

В ходе опытно-экспериментальной работы были выявлены и описаны особенности модели подготовки учителей географии в современной информационной образовательной среде в условиях организации и профессионального сопровождения сетевого образовательного взаимодействия. В содержании главы отражены новации информационно-методического сопровождения педагогов, разработанные ЦМП совместно с библиотекой ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, по удовлетворению информационных потребностей педагогов посредством использования технологии индивидуального распространения информации для специалистов системы образования, созданию электронных банков эффективной педагогической и управленческой практики. На данном этапе представлена характеристика научно-методического обеспечения построения апробируемой модели: изменения, которые были внесены в содержание ДПП повышения квалификации учителей, в том числе в формы фиксации результатов обучения по программе и проведения итоговой аттестации, перечислены разработанные учебнометодические пособия и методические рекомендации для учителей, описаны особенности развития информационно-образовательной предметной среды, в том числе особенности администрирования сетевого образовательного сообщества учителей географии; охарактеризованы педагогические особенности организационно-методического обеспечения образовательных мероприятий в информационно-образовательной среде ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО с целью использования возможностей сетевого образовательного взаимодействия для реализации задач профессионального сопровождения учительского роста.

В опытно-экспериментальной работе на формирующем этапе было задействовано 425 учителей географии, результаты апробации разработанной модели в образовательном пространстве Ростовской области отслеживались на протяжении нескольких лет.

Тенденции развития системы повышения квалификации педагогов в условиях развития информационно-образовательной среды определили концептуальные основания для разработки региональной модели сетевого образовательного взаимодействия учителей географии: идею профессионального взаимодействия педагогов в качестве ведущей идеи в организации системы повышения квалификации; непрерывность процесса повышения квалификации; изменение профессиональной роли учителя в современном образовании; новые подходы к оценке профессиональной компетенции педагогов; трактовку системы повышения квалификации педагогов как открытой и вариативной системы; организацию процесса обучения педагогов на основе персонифицированной модели повышения квалификации.

Экспериментальная деятельность по апробации модели организации сетевого образовательного взаимодействия учителей географии на основе развития информационно-образовательной среды проводилась с 2012 по 2017 г.г., в этой связи формирующий этап опытно-экспериментальной работы можно охарактеризовать как лонгитюдный, т.е. продолжительный по времени, так как его реализация требовала проведения комплекса мероприятий, направленных на изменение практики организации повышения квалификации с целью создания условий для повышение профессиональной компетености учителей в соответствии с гипотезой исследования.

В обосновании предлагаемой модели, представленной в теоретической части исследования, определяются организационно-педагогические условия, обеспечивающие организацию сетевого образовательного взаимодействия учителей географии на основе развития информационно-образовательной среды в системе дополнительного профессионального образования: научно

методическое обеспечение, информационно-аналитическое сопровождение, организационно-методическое обеспечение, консалтинговая деятельность.

На формирующем этапе в практику организации повышения квалификации учителей географии на базе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО были внесены изменения, направленные на создание организационно-педагогических условий функционирования модели организации сетевого образовательного взаимодействия учителей географии на основе развития информационно-образовательной среды. Охарактеризуем основные направления изменений в организации обучения и методического сопровождения повышения квалификации для организации сетевого образовательного взаимодействия учителей географии:

- первое направление - расширение функции библиотеки ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО в удовлетворении информационных потребностей педагогов средствами развития информационно-образовательной среды, внедрение технологии индивидуального распространения информации (ИРИ) для реализации персонифицированного подхода в организации повышения квалификации учителей;

- второе направление - диверсификация ДПП повышения квалификации для учителей географии в части внесения изменений в них содержания, направленного на развития ИКТ-компетентности учителей географии, формирование опыта поведения в социальных сетях, знакомства с современными ГИС, ориентированными на развитие географической науки и практики преподавания предмета в школе;

- третье направление - развитие информационно-образовательной среды для эффективной организации сетевого образовательного взаимодействия: расширение возможностей интернет-среды сайта РИПК и ППРО, создание и администрирование сетевого сообщества «Учителя географии Ростовской области», сетевых сообществ муниципальных методических объединений учителей географии и актуализация сетевой активности педагогов на этих площадках, развитие сетевой активности учителей географии в совместной работе над разработкой электронного образовательного ресурса Ростовской области, предъявление профессионального опыта в Региональном банке ЦОР и банке эффективной педагогической и управленческой практики, в печатных журналах и публикациях;

- четвертое направление - разработка содержания, внедрение новых форм и методов курсовой подготовки учителей на основе организации сетевого образовательного взаимодействия учителей, профессиональное сопровождение их в послекурсовой период.

Рассмотрим подробно первое направление изменений - расширение функции библиотеки ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО в удовлетворении информационных потребностей педагогов. Важным условием, позволяющим выстроить эффективную информационную образовательную среду профессионального сопровождения и развития учительского роста, стала организация адресной поддержки учителей новинками научной, научно-методической и учебной литературы в области педагогики и преподаваемой дисциплины на основе технологии избирательного распространение информации [29].

Несомненным является тот факт, что главными хранилищами педагогических первоисточников является Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, но минимальное число учителей пользуется ее фондами. Другие каналы получения информации (городские и районные библиотеки, библиотеки ИПК, ИУУ, методкабинетов, пединститутов), фонды которых могли бы удовлетворить информационные потребности учителей, в основном используются теми, кто живет или работает рядом с этими учреждениями. Сегодня, к сожалению, совсем небольшое число учителей пользуются услугами удаленной доставки документов, которая ныне широко вошла в практику работы библиотек, в том числе и в практику работы ДГПБ и ГНПБ им. К.Д. Ушинского [73].

Однако персонифицированный подход предполагает удовлетворение информационных потребностей конкретной личности. Именно поэтому на базе библиотеки ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО стали использовать возможности современных технологий с целью реализации идеи профессионального сопровождения учительского роста. Библиотека Ушинского предлагает своим пользователям возможность заказать электронную копию печатных документов из фондов НПБ им. К.Д. Ушинского, а именно: статей из журналов и сборников; авторефератов; программ и планов уроков; методических материалов; фрагменты монографий объемом не более 50 страниц. К сожалению, подбор литературы по теме служба электронной доставки документов НПБ им. К.Д. Ушинского не производит. Но тематическое информирование осуществляет библиотека Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. На страничке «Спроси библиографа» (http://roipkpro.ru/index.php/help/libdoc) педагог получил возможность заказать тематический перечень документов по актуальной для него проблеме. Основой для информирования педагогов служат библиографические базы данных педагогической направленности, в том числе и электронные каталоги, созданные библиотекарями института. Электронные библиографические базы служат основой информационно- и справочно-библиографической работы библиотеки, развивающейся в сотрудничестве с ЦМП. Именно с их помощью библиотекари способны оперативно ответить на вопросы пользователей о наличии в фондах тех или иных изданий, уточнить их библиографические данные. Создание по запросу пользователя списка публикаций - самая популярная среди учителей услуга, которая стала возможна благодаря электронным библиографическим базам. Отвечая на вопрос читателя о том, что еще издано по интересующей его проблеме, библиотекари института обращаются посредством сети Интернет к электронным библиографическим базам библиотек страны, прежде всего педагогической библиотеки Ушинского, Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Донской государственной публичной библиотеки. Это позволило улучшить качество информационного обслуживания, в том числе точность, оперативность и полноту предоставляемой информации.

Опыт работы по удовлетворению информационных потребностей педагогов Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования показал, что наиболее успешно с позиций персонифицированного подхода зарекомендовала себя технология избирательного распространения информации. Избирательное распространение информации (ИРИ) - систематическое обеспечение специалистов информацией о текущих документах в соответствии с постоянно действующими запросами при обязательной обратной связи с последующей выдачей по требованию потребителя документов или их копий. Избирательное распространение информации - это информационная услуга, являющаяся результатом библиографического поиска и аналитико-синтетической переработки информации.

Технология ИРИ включает:

определение абонентов обслуживания. Абонентом ИРИ может быть как отдельный специалист (индивидуальное обслуживание), так и группа лиц, информационные потребности которых характеризуются общностью тематики (групповое обслуживание). Результатом этого этапа является создание регистрационной базы данных (картотеки) абонентов;

определение информационных потребностей абонентов обслуживания. Результатом этого этапа является разработка проблемно-ориентированного рубрикатора информационных потребностей;

уточнение совместно с абонентом:

□ типо-видовых, языковых, географических границ слежения;

□ примерного круга просматриваемых источников;

□ глубины свертывания информации (библиографическое описание, библиографическое описание и аннотация, библиографическое описание и реферат);

□ режима обслуживания: текущий (с установлением жесткой периодичности информирования) или продолжающийся (по мере накопления материалов);

□ формы предоставления результатов обслуживания: в традиционном (бумажном) виде или на электронном носителе;

□ способа передачи: по электронной почте, доставка на рабочее место абонента, приглашение по телефону в помещение информационной службы и т.

д.;

□ способа заполнения карт обратной связи (КОС):

систематический поиск, отбор и свертывание информации;

подготовка сигнальных оповещений и передача их абоненту;

получение и обработка КОС;

передача абоненту (при наличии запроса в КОС) полных текстов документов или их копий (на электронном или бумажном носителе);

анализ эффективности обслуживания (на основе данных КОС) и уточнение информационных потребностей абонентов [73].

Вторым направлением изменений в организации содержания обучения и методического сопровождения повышения квалификации учителей географии стала диверсификация ДПП. С целью решения задач развития Некомпетентности учителей географии, формирование опыта поведения в социальных сетях в соответствии требованиями профессионального стандарта «Педагог», а также знакомства с современными ГИС, ориентированными на развитие географической науки и практики преподавания географии в школе, в содержание ДПП повышения квалификации «География» были внесены изменения, срок обучения - 144 часа. В качестве обязательного содержания программы в модуль «Теория и практика современной географической науки» была включена тема «Работа с различными источниками географической информации. ГИС и ресурсы сети Интернет в практике работы учителя географии». Содержание темы раскрывается на практических занятиях, в рамках которых педагоги знакомятся с особенностями электронных образовательных ресурсов (ЭОР), размещенных на сайтах федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://www.fcior.edu.ru и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) http://school-collection.edu.ru [122]. Учителя изучают основные характеристики и типы ЭОР (информационные, практические, контрольные) по географии, анализируют инновационные учебные материалы, образовательных коллекций. В содержании занятия раскрываются методы современных научных исследований: полевой, лабораторный, статистический, картографический, компьютеного моделирования, прогноз и методы прогнозирования. Педагоги знакомятся с геоинформационными системами сети Интернет и специальным программным комплексом ГИС для школьников «Живая география».

В модуль «Методика обучения географии» была включена тема «Информационная образовательная среда образовательного учреждения как условие внедрения ФГОС в основной школе. Информационно-образовательная среда учителя географии». В её содержании раскрываются особенности построения информационной образовательной среды образовательного учреждения, информационная инфраструктура школы: оснащение рабочих мест участников образовательного процесса; мультимедийное оборудование и медиатека учителя географии.

В практической части занятия учителя географии изучают глобальное информационное образовательное пространство, информационное пространство района и города, региональные коллекции электронных образовательных ресурсов по географии. Учителя знакомятся с разнообразием образовательных, возможностями применения инструментов E-Learning (электронного обучения) и дистанционных образовательных технологий в обучении, использованием веб-платформ в образовательных целях (блоги, социальные сервисы и социальные сети), «облачных сервисов» для онлайн-разработки электронных образовательных ресурсов [42]. В рамках содержания темы рассматриваются: сетевое образовательное взаимодействие педагогов в информационном образовательном пространстве, сетевые методические объединения и профессиональные социальные сети, сетевой этикет.

В модуль «Информационные технологии в образовании» включены темы «Информационные технологии как фактор модернизации образования», «Информационная компетентность педагога», «Информационная этика и правовые основы защиты информации». В рамках заявленной тематики на курсах повышения квалификации изучаются: информационные технологии в структуре педагогической деятельности; ИКТ-компетентность учителя (педагога) и её компоненты - общепользовательский, общепедагогический, предметнопедагогический; информационная безопасность и правовое регулирование в информационной сфере; технологии защиты интеллектуальной собственности; основные законодательные акты РФ в области компьютерного права и защиты информации; морально-этические нормы работы с информацией. В практической части рассматриваются сетевые формы ИКТ-активности педагогов, обмен педагогическим опытом средствами сетевых педагогических сообществ.

В вариативной части учебного плана ДПП повышения квалификации учителей географии была включена тема «Модели организации сетевого образовательного взаимодействия учителей географии. Потенциал использования сетевых образовательных ресурсов в достижении новых образовательных результатов по географии».

В рамках темы изучаются педагогические сообщества как новые формы организации профессиональной деятельности в сети, проводится разносторонняя оценка эффективности деятельности сетевых педагогических сообществ, изучается структура параметров качества оценки деятельности сообщества: параметр социальной эффективности; параметр экономической эффективности; параметр организационной эффективности; параметр ресурсной эффективности [32].

В практической части осваиваются особенности работы в существующих сообществах на сайтах: «Открытый класс», «Сеть творческих учителей», «NC- портал» и др., анализируются функции сетевого методического кабинета (методического объединения) как сообщества, изучаются способы и приемы расширения аудитории сетевого представительства, анализируется выбор инструментов для организации профессионального пространства в соответствии с целевыми установками, существующими ограничениями, а также электронный документооборот: обмен рабочими материалами, публикация документов на сайте школы, в папке с разделенным доступом.

В содержании темы раскрываются особенности, цели и задачи региональной вики-среды. Правила участников региональной медиа-вики Ростовской области «РостоВики» и особенности взаимоотношений её участников: администраторы, модераторы, участники, читатели. В рамках содержания темы проводится анализ эффективности деятельности сетевых сообществ региона.

Диверсификация содержания ДПП повышения квалификации учителей географии определила необходимость создания и организационнометодического сопровождения информационной образовательной среды повышения квалификации учителей географии, обеспечивающей информационно-методические условия реализации программ повышения квалификации для:

- развития ИКТ-компетентности и ИКТ-активности учителей географии;

- информационного и научно-методического сопровождения и функционирования сетевого образовательного сообщества «Учителя географии Ростовской области»;

- совершенствования системы тиражирования инновационных продуктов педагогической деятельности;

- разработки информационно-образовательных ресурсов для организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

В этой связи необходимо подробно охарактеризовать третье направление изменений, обеспечивающее функционирование модели организации сетевого образовательного взаимодействия учителей географии - построение и развитие информационно-образовательной среды.

С целью создания организационно-педагогических условий модели была систематизирована интернет-среда на базе сайта РИПК и ППРО и платформы «Открытый класс» для организации работы сетевых образовательных сообществ (Рисунок 10). В неё вошли: образовательная среда РостоВики - сайт, построенный на социальном сервисе Веб 2.0 вики, содержание которого создается и контролируется пользователями; сетевое сообщество «Учителя географии Ростовской области» на платформе «Открытый класс»; дистанционная поддержка ДПП повышения квалификации учителей географии, разработанная на платформе программы Moodle; форумы по актуальным вопросам преподавания географии на сайте РИПК и ППРО.

 

flpouiaaiuibj проекты к ыерэприттн*

 

Образовательные
платформы ИОС

 

ЧАГЧС с. ППТ>0

 

Ve Открытый класс

Сетевые о^реюмтвпьные сообща-стоя

Рисунок 10. Интернет-среда организации педагогического взаимодействия и профессионального развития учителей географии


В ходе построения информационно-образовательной среды были рассмотрены различные модели организации сетевых образовательных сообществ. Наиболее результативным, на наш взгляд, явился вариант организации матричной структуры сообществ. Данная структура предполагает одновременную работу по нескольким направлениям сетевых активностей. Все сетевые сообщества действуют в рамках общей среды и единого информационного поля «Регионального узла Ростовской области». Основным принципом матричной структуры является улучшение взаимодействия сетевых сообществ с целью реализации того или иного проекта или решения проблемы, а также развитая сети горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых образуются за счет взаимодействия и усиления узловых связей с координаторами (Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, информационно-методические центры, образовательные учреждения (муниципальнымые ресурсные центры), педагогами-тьюторами и разработчиками сетевых образовательных проектов [127].

Помимо включения различных образовательных платформ в состав информационно-образовательной среды РИПК и ППРО, был определен комплекс
информационных образовательных ресурсов (Рисунок 11), в том числе: цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий, современные педагогические технологии, обеспечивающие обучение педагогов в информационной образовательной среде.

Интернет-поддержка образовательных платформ ИОС

f ;

Информационные
ресурсы библиотеки
Института

Дистанционное
сопровождние
реализации ДПП

Вебинары, форумы,
интернет -конференции на
сайте РИПК и ППРО,
ведущих издательств и др.

Рисунок 11. Состав информационных образовательных ресурсов ДПП учителей

географии.

Координирующим элементом информационно-образовательной среды для организации сетевого образовательного взаимодействия педагогов является сайт РИПК и ППРО (http://www.roipkpro.ru). Здесь публикуются: информационные материалы о проводимых мероприятиях и реализуемых проектах, новинках литературы для педагогов и руководителей, материалы региональных журналов «Практические советы учителю» и «Региональная школа управления» и др. С сайта РИПК и ППРО можно попасть в среду дистанционного обучения, где опубликованы обучающие модули курсов повышения квалификации для учителей. На сайте института сегодня открыта он-лайн регистрация педагогов для участия в вебконференциях, вебинарах, тренингах, обучающих семина
рах, проектах, стажировках и курсах повышения квалификации. Такая форма позволяет учителю выбрать интересующую профессиональную проблему и получить своевременную методическую помощью в её разрешении. С 2013 года более 2200 педагогов Ростовской области и других регионов РФ воспользовались услугой он-лайн регистрации, как показывают результаты исследования образовательных учреждений Ростовской области, изучающего эффективность деятельности института повышения квалификации по обеспечению доступа к информационно-образовательным ресурсам, услугам и сервисам региона (на- ростающим итогом к январю 2017 года). Именно такая форма удаленного доступа востребована педагогами и руководителями ОУ, позволяет муниципальным методическим службам, ресурсным центрам, методическим советам ОУ актуализировать наиболее востребованные проблемы педагогической практики, определить эффективные механизмы их разрешения. Материалы сайта используются в организации и планировании участия педагогов в различных формах дополнительного профессионального образования, в том числе дистанционных, а также в обеспечении школьной информационной образовательной среды электронными образовательными ресурсами.

В рамках региональной информационно-образовательной среды и единого информационного поля системы повышения квалификации создано сетевое педагогическое сообщество «Учителя географии Ростовской области». Его структура была изменена на основе анализа результатов изучения информационных потребностей педагогов, выполненного на констатирующем этапе эксперимента. В структуру сетевое сообщество были включены следующие разделы: «Лица и ведомства», «Новости», «События», «Объявления», «Викистраницы», «Блоги», «Форумы», «Галерея», «Разработки уроков», «Полезные ссылки», «Текущий опрос». Каждый раздел содержит ссылки на материалы, созданные участниками сообщества и ресурсы сети Интернет по заявленным направлениям. На страницах сообщества организуется профессиональное общение учителей географии, обсуждение проблем, консультации, распространение позитивного опыта работы педагогов и образовательных учреждений. Здесь предоставляются широкие возможности для поиска и использования полезной информации, презентации собственных разработок. Важно отметить, что все материалы, размещенные на страницах сообщества, по инициативе администратора сообщества, направляются на общественно-профессиональную экспертизу другим педагогам. В рамках деятельности сетевого сообщества проводится дистанционное обучение и мастер-классы для учителей географии, освоение методик использования электронных образовательных ресурсов с целью достижения новых образовательных результатов ФГОС в практике преподаваемого предмета. На страницах сообщества происходит обмен инновационным педагогическим опытом, обсуждение актуальных вопросов развития регионального образования, проводятся мастер-классы и образовательные проекты, публикуются разработки уроков, обсуждаются актуальные вопросы преподавания в условиях введения ФГОС, размещается информация об олимпиадах, конференциях, сетевых конкурсах для учителей и учащихся, публикуются авторские методические разработки педагогов: образовательные программы, разработки контрольно-измерительных материалов и др. Важным условием деятельности сетевого сообщества учителей географии является его модерация и администрирование методистом (преподавателем) в области преподаваемой дисциплины (географии), работающим в системе дополнительного образования взрослых (ИРО, ИПК и др.). Работа такого специалиста обеспечивает проведение экспертизы размещённых материалов, своевременность информирования о различных мероприятиях, в том числе сетевых.

Важным компонентом, расширяющим возможности информационнообразовательной среды и обеспечивающим функционирование модели организации сетевого образовательного взаимодействия, является создание банка информационно-методических материалов эффективной педагогической и управленческой практики (http://roipkpro.ru/fcrpo-center.html), регионального банка цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

(http://roipkpro.ru/newsfcprya17/bankmetmat17.html), созданных для тиражирования эффективного педагогического и управленческого опыта. Положение о региональном банке цифровых образовательных ресурсов Ростовской области и оценочные листы для проведения экспертизы ЦОР представлены в Приложении 4.

Инициаторами размещения ЦОР и эффективных педагогических практик на страницах региональных банков могут быть педагогические работники - авторы ЦОР, учреждения образования, органы управления образованием, муниципальные методические службы (ММС) или специалисты ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО. Опыт педагогов публикуются в региональном банке ЦОР на добровольной и безвозмездной основе. Все материалы, поступающие в региональный банк, проходят экспертизу, которая предполагает следующие виды оценки: содержательно-методическую и техническую.

Следует отметить, что функционирование информационной образовательной среды РИПК и ППРО обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников, её использующих и поддерживающих.

Характеристика четвёртого направления изменений в организации обучения и методического сопровождения повышения квалификации учителей географии включает харктеристику организационно-методического обеспечения модели организации сетевого образовательного взаимодействия учителей географии. Возможности информационно-образовательной среды повышения квалификации учителей географии определили необходимость пересмотра целей, содержания, формы и методов курсовой подготовки. Для решения задачи организации сетевого образовательного взаимодействия учителей на основе использования возможностей информационно-образовательной среды процесс повышения квалификации можно разделить на три этапа, обусловленных спецификой задач, решаемых на каждом из них:

I этап - курсовая подготовка, направленная на формирование определенного уровня ИКТ-компетентности учителей географии и их подготовку к эффективной работе в сети Интернет (обучение на курсах повышения квалификации);

II этап - сетевая деятельность педагогов, способствующая развитию уровня ИКТ-компетентности и их профессиональному росту (в межсессионный период);

III этап - совместная сетевая деятельность педагогов и школьников, предполагающая разработку или участие в сетевых образовательных проектах для педагогов и школьных команд, работу по созданию электронных образовательных ресурсов регионального содержания, участие в профессиональных конкурсах и фестивалях педагогических инноваций. Реализация последнего этапа не проходит в процессе обучения на курсах повышения квалификации, а становится средством формирования системы непрерывного самообразования и педагогического сопровождения профессионального роста учителя географии на основе сетевого образовательного взаимодействия.

В Таблице 6 представлены организационные формы обучения и работы с учителями на каждом этапе.

Таблица 6

Организационные формы обучения и работы со слушателями

Формы обучения и работы слушателей

Краткое описание

Курсовая подготовка

Теоретическая подготовка учителей географии

Лекция

системное изложение преподавателем учебного материала

Индивидуальное занятие

проводится с отдельными слушателями с целью повышения подготовки их уровня и развития индивидуальных творческих способностей

Консультация

слушатели получают ответы преподавателей на конкретные вопросы теоретических положений курса и аспектов их практического применения

Практико-ориентированная подготовка учителей географии

Практическое занятие, практикумы

индивидуальная работа слушателей в компьютерном классе по специально разработанной инструкции

 

Продолжение таблицы

Тренинг

целенаправленная организация взаимодействия преподавателя и слушателей, направленная на овладение конкретными компетенциями в сфере применения ИКТ

Мастер-класс

проведение обучающих занятий по определенной проблематике для тех, кто хочет улучшить свои практические навыки

Курсовое проектирование

завершает изучение основных учебных тем; результатом является портфолио слушателя, включающее авторские материалы к урокам, разработанные в процессе обучения, размещенное в «Таблице продвижения» на странице сетевого сообщества «Учителя географии Ростовской области»

Сетевая деятельность педагогов

Формы обучения и работы слушателей

Краткое описание

ИК-технология

Г рупповая работа

Семинарское занятие

коллективное обсуждение определенной проблемы, темы, в том числе в области использования ИКТ в процессе обучения географии

Форум, вебинар, видеоконференция

Конференция

коллективное обсуждение определенной научно-практической проблемы

Форум, видеоконференция

Мастер-класс

транслирование передового педагогического опыта, его обсуждение

Форум, вебинар, видеоконференция

Проектная работа

выполнение совместного продукта группой слушателей

Вики-документ, разработка методических материалов к занятиям, ЭОР

Индивидуальная работа

Консультация

получение методической помощи по проблемам, возникшим вследствие использования ИКТ. Консультацию можно получить как у преподавателей, так и у другого слушателя,

Чат, e-mail

 

Работа в сети Интернет

размещение материалов, иллюстрирующих опыт педагога в сетевых профессиональных педагогических сообществах, создание индивидуальных сайтов и _____________________

Создание индивидуального аккаунта и работа в сообществе, создание индивидуального сайта

Совместная сетевая деятельность педагогов и школьников

Формы работы совместной сетевой работы педагогов и школьников

Краткое описание

ИК-технология

Сетевой проект Вики

Участие (разработка) в сетевых образовательных проектах для педагогов и школьных команд на платформах Летописи, РостоВики

Вики-документ, разработка тематических материалов с использованием облачных сервисов (создание он-лайн газет, совместных презентаций, интерактивных карт)

Сетевой проект на платформе «Глобаллаб»

Участие (разработка) в сетевых образовательных проектов для школьников на платформе «Глобаллаб»

Использование инструментов платформы «Глобалалаб»: разработка содержания проекта, подключение участников, организация сбора информации по результатам проведения проекта

Электронный образовательный ресурс Ростовской области (http://obr- don.org.ru)

Разработка учебных, учебно-методических, программнометодических, дидактических материалов, вариантов контрольных работ материалов для реализации регионального содержания

Вики-документ, он-лайн карты, разработка методических материалов к занятиям, ЭОР

Профессиональные конкурсы и фестивали

Участие в профессиональных конкурсах регионального и федерального уровня

Разработка учебных, учебнометодических, программнометодических, дидактических материалов, иллюстрирующие использование ЭФУ, ЭОР, ГИС в практике работы учителя географии.

 

На первом этапе важным является определение целевой аудитории слушателей курсов, тех, кто будет участником сетевого обучения и, в дальнейшем, взаимодействия. Для изучения уровня ИКТ-компетентности проводится входная диагностика слушателей. На основании полученных результатов определяются уровни готовности педагогов к работе в сети, оценка сформированности компонентов ИКТ-компетентности педагога (общепользовательский, общепедагогический, предметно-педагогический компоненты). На этом этапе слушателям, обучающимся на курсах повышения квалификации по ДПП «География», предлагается зарегистрироваться в сообществе «Учителя географии Ростовской области». При этом преподавателем и слушателями могут быть использованы различные формы общения, которые можно реализовать в сообществе:

• публикация объявлений, новостей, ведущие функции - мотивационная, побудительная, оказания влияния;

• создание колонки (блога), ведущие функции - понимания, установления отношений;

• организация дискуссий в форумах, которые могут быть организованы нелинейно, ведущие функции - мотивационная, понимания, установления отношений, оказания влияния, информационная;

• организация обсуждений в парах для обсуждения идей, возникающих проблем, обсуждения и оценивания результаты собственной работы и работ соучеников, ведущие функции - мотивационная, установления отношений, контактная, понимания;

• обмен сообщениями между всеми участниками общения внутри курса ведущие функции - мотивационная, установления отношений, контактная, побудительная, понимания, координационная, информационная;

• организация чатов для совместного обсуждения проблем, ведущие функции - контактная, понимания, координационная [21].

Для успешного освоения ДПП повышения квалификации учителей географии на основе комплексного использования возможностей информационнообразовательной среды специалистами института повышения квалификации были разработаны и подобраны рабочие тетради, учебные и учебнометодические пособия, методические рекомендации для учителей [6, 7, 13, 20, 24, 29, 30, 55, 56, 61, 62, 63, 87, 95, 103, 131, 134, 135]. Обязательные для выполнения задания рабочей тетради заносятся в методическую копилку, которая оформляется в виде таблицы продвижения слушателей (с использованием сетевых сервисов Web-2.0). В методической копилке слушателя собираются все обязательные задания, с которыми могут знакомиться все участники обучения.

Для определения уровня успешности педагога в процессе освоения учебных курсов разработана система промежуточной диагностики результатов обучения, с использованием различных формы взаимодействия (индивидуальные, групповые) [9, 27, 38, 46, 78, 128].

На втором этапе в межсессионный период учителям предлагается поучаствовать в различных формах сетевого общения на платформе сетевого сообщества «Учителя Ростовской области»: организовать форум для обсуждения профессиональных затруднений или инструктивно-методических документов в области преподаваемого предмета, провести мастер-класс или проект, разместить план-конспект урока, принять участие в работе вебинара или вебконференции. Главный критерий эффективности такой работы - привлечение большего числа участников. На этом этапе слушатели курсов проявляют себя в разных ролях: внимательного и доброжелательного эксперта; организатора общего дела; успешного деятеля, ответственного за часть общего дела; человека, преодолевающего личностные барьеры общения; человека сотрудничающего; человека, творчески подходящего к вопросам обучения. Преподаватели выступают в ролях: организатора учебного проекта; проектировщика форм взаимодействия и сотрудничества; организатора коммуникативных ситуаций на тематическом форуме; фасилитатора рефлексивного отношения слушателей к содержанию дидактических материалов по предмету; организатора ситуаций преодоления индивидуальных барьеров общения; человека, который побуждает к сетевому общению. В этот период происходит формирование навыков поведения в социальных сетях.

В рамках эксперимента была изменена и форма итоговой аттестации слушателей, котрая представляет собой защиту проекта одного из наиболее удачно выполненных заданий курса (разработка сетевого проекта, урока, опроса или контрольных материалов, созданных с помощью «облачных сервисов» и пр.). Представим некоторые темы итоговых работ слушателей:

• ИОС как необходимое условие реализации образовательных задач федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

• Особенности конструирования информационно-образовательной среды учителя географии;

• Метапредметные результаты образования: особенности формирования УУД средствами веб-инструментов и онлайн-сервисов.

• Разработка и проведение сетевого образовательного проекта для школьников;

• Использование электронных образовательных ресурсов при проведении учебных занятий по географии;

• Методические рекомендации по изучению отдельной темы одного из школьных курсов предмета «Г еография» с использованием ЭОР;

• Конструирование урока (серии уроков) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования с использованием ЭОР;

• Разработка элемента учебной программы по формированию универсальных учебных действий на примере отдельной темы (по выбору слушателей) с использованием возможностей ЭОР и сетевых образовательных ресурсов и сервисов;

• Анализ электронного контента ЭОР как средства формирования УУД в процессе обучения на примере отдельной темы по географии (по выбору слушателей);

• Разработка системы деятельностно-ориентированных заданий, направленных на формирование УУД на основе использования ЭОР и сетевых образовательных ресурсов.

Итоговые работы слушателей оформляются на страницах сетевого сообщества «Учителя географии Ростовской области». Таким образом, организованное общение позволяет всем субъектам совместной деятельности многофункционально реализоваться в общении.

Образовательные мероприятия III этапа, направленные на совместную сетевая деятельность педагогов и школьников включаются в план работы кафедры общественных дисциплин, Центра методической поддержки внедрения ИТ института. В период проведения эксперимента ежегодно проводились сетевые образовательные проекты для педагогов и школьных команд:

2012 г. - региональный проект "Как у нас на Дону", посвященный 75летнему юбилею Ростовской области;

2013 г. - всероссийский проект «Мой параграф в учебнике географии»;

2014 г. - всероссийский проект «Жемчужины Земли», посвященный году культуры;

2015 г. - международный проект «Хочу всё знать!», посвященный году литературы;

2016 г. - международный проект «Методический навигатор», предполагающий изучение, систематизацию и отбор электронных образовательных ресурсов и сетевых сервисов web 2.0. для работы на уроке и во внеурочной деятельности;

2017 г. - региональный проект «80 лет Ростовской области».

Таким образом, в рамках реализации описываемой в диссертационном исследовании модели, на базе Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ежегодно инициируется предметная и междисциплинарная сетевая проектная деятельность учителей совместно с учащимися. Все этапы проекта построены на изучении географии, но география связана с целым рядом других учебных дисциплин. Установление органических взаимосвязей географии с этими учебными предметами не только обогащает и углубляет географические знания школьников, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин [5, 22, 59, 68, 82, 111,112, 123, 126]. Сетевая проектная деятельность способствует развитию креативных качеств участников и организации совместной деятельности педагогов и обучающихся, направлена создание условий для их самореализации, развитию навыков познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности [3, 33, 57]. Таким образом, сетевые проекты различных уровней, проводимые на базе РИПК и ППРО, помогают решать следующие задачи:

- приобретение опыта совместной деятельности в сети педагогов и обучающихся;

- повышение уровня мотивации к изучению различных школьных предметов через использования «облачных» сервисов и электронных образовательных ресурсов;

- развитие ИКТ-компетентности педагогов и навыков работы с информацией у школьников;

- формирование навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях;

- содействие развитию креативных качеств обучающихся, повышению их познавательной активности;

- приобретение опыта использования сервисов Веб 2.0, «облачных» сервисов для анализа, систематизации, структурирования работы с учебной информацией на уровне требований ФГОС ООО.

В результате работы над проектами школьники составляют ленты времени (с использованием сервиса Timetoast.com и др.), оформляют публикации с использованием сервиса Docme и др.; создают интерактивные карты и коллективные Google - презентации; создают Вики - статьи и оп-Н^ газеты.

Создавая качественные продукты проектной деятельности и размещая их в сети Интернет, учителя и учащиеся становятся авторами нового образовательного ресурса, который в дальнейшем может быть использован в образовательном процессе [10]. Меняется позиция школьников - они становятся активными участниками образовательного процесса, способными не только учиться сами, но и обучать своих сверстников. Меняется и позиция педагогов - они становятся наставниками, координаторами, консультантами, способными создавать условия для организации образовательного пространства, при котором учащиеся способны получить качественно новое образование на основе использования сервисов Веб 2.0. Сетевые проекты являются мотивирующим фактором не только освоения информационных технологий школьниками, но и изучения учебных предметов школьной программы, развития их познавательной активности, актуализации творческой позиции, а интегрированное содержание дает большие возможности для формирования альтернативного мышления учащихся. Продукт реализации сетевого интегративного проекта становится новым электронным образовательным ресурсом, который находится в региональной информационо-образовательной среде и способствует достижению учащимися не только предметных, но и метапредметных, а также личностных результатов. Созданные на основе организации сетевого образовательного взаимодействия образовательные ресурсы способны обеспечить:

• поддержку всех этапов образовательного процесса - получение информации, практические занятия, контроль учебных достижений;

• расширение сектора самостоятельной учебной работы;

• изменение роли преподавателя и учащегося;

• чувство ответственности за получаемый результат;

• переход ученика от пассивного восприятия представленной информации к активному участию в образовательном процессе;

• реализацию принципиально новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуального обучения.

В организации проектной деятельности учителей географии используется также образовательная платформа Г лобалЛаб - это безопасная онлайн-среда, в которой учителя, школьники и их родители могут принимать участие в совместных исследовательских проектах. Среда ГлобалЛаб (https://globallab.org/ru) предлагает учителю всё необходимое для реализации проектной деятельности в классе: идеи проектов; платформу для их размещения; различные цифровые инструменты для обработки данных; помощь методистов; материалы для эффективной подготовки к занятиям и для проведения уроков; возможность для публикации результатов; портфолио учеников. Работа в международных проектах способствует профессиональному росту учителей географии, поднимает престиж школы; организует сотрудничество с коллегами-учителями из разных стран, привносит в процесс обучения элементы творчества, а удачное создание и выполнение проектов в сотрудничестве с классом и всем миром повышает мотивацию обучающихся в изучении географии в школе. За период исследования более 20 учителей географии стали активными участниками сообщества «Педагоги Ростовской области» на платформе Глобалаб и систематически проводят там образовательные проекты для школьников.

Ещё одной формой активности учителей географии в информационнообразовательной среде региона стала организация совместной деятельности по созданию информационных ресурсов для реализации образовательных программ регионального содержания. Реализация регионального содержания программ всегда являлась неотъемлемой частью специфики преподавания географических курсов [82]. Однако, учителя испытывают дефицит учебных, учебнометодических, электронных ресурсов, раскрывающих специфические локальные природные и хозяйственные особенности отдельных территорий Ростовской области. Для наполнения необходимым содержанием информационной среды учителей географии автором исследования был разработан курс «Краеведение с основами экологии». В целях его реализации в 5-6 классе часть содержания учебного предмета «Г еография» краеведческой направленности стало возможным изучать на учебных занятиях урочной и внеурочной деятельности [61, 134]. Учителям географии Ростовской области были рекомендованы курс “Краеведение с основами экологии” или краеведческие модули в рамках учебного предмета (проведения практических работ по темам начального курса географии с использованием краеведческого материала). Для создания информационных ресурсов и дидактических материалов регионального содержания с 2012 года реализуется проект «Краеведение. Изучение региональных особенностей городов и районов Ростовской области» под общей редакцией автора диссертационного исследования. Через организацию сетевого образовательного взаимодействия учителей географии в рамках функционирования сетевых сообществ муниципальных методических объединений (индивидуально и в сотрудничестве) стали разрабатываться рабочие тетради для учащихся. Работа по созданию учебно-методических и дидактических материалов организуется с использованием сервисов свободного редактирования во взаимодействии со специалистами РИПК и ППРО.

В 2014 году на основе сложившейся системы организации образовательного сетевого взаимодействия совместно с учителями географии Ростовской области создан электронный образовательный ресурс Ростовской области (http://obr-don.org.ru), интерфейс которого представлен на Рисунке 12.


 

 

Главная

 

Экология

 

эскД.09952

 

Экономика

 

Главная

 

ЭЛЕКТРОННЫЙ

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ресурс

{Ростовской области

 

Электронный образовательный

 

ресурс Ростовской области

 

Any Раздел

 

Any Тип материала

 

Дополнительный материал

 

Поиск по фильтрам

 

наличие контроля

 

Искать... Поиск.

 

новые материалы на сайте

 

Новые материалы на сайте

 

► Практическая работа 9

 

Опубликовано Вторник. 14 Январь 201417:04 а

 

Практика

 

► Практическая работа 8

 

Опубликовано Вторник, 14 Январь 2014 17:04 а

 

Практика

 

► Практическая работа 7

 

Опубликовано Вторник, 14 Январь 2014 17:02 а

 

Практика

 

Биология

 

История


Рисунок 12. Главная страница электронного образовательного ресурса Ростовской области.

На электронной платформе образовательного ресурса Ростовской области представлены программно-методические, учебные и дидактические материалы к занятиям (практические и самостоятельные работы), презентации, картографические и статистические материалы, варианты контрольных и тестовых заданий для изучения курса регионального содержания «География Ростовской области» в 8-9 классах. Электронный образовательный ресурс представляет собой среду совместной деятельности учителей географии в условиях организации сетевого образовательного взаимодействия. Его создание стало одной из сетевых активностей, предложенных институтом повышения квалификации. В настоящее время идет разработка нового содержания электронного образовательного ресурса: к работе над ресурсом присоединяются новые участники. Разрабатываются вики-документы, он-лайн карты, дидактические материалы к
занятиям и др. (более 150 авторов из числа учителей географии Ростовской области).

Описанные выше особенности разработки информационных ресурсов удаленного доступа и их включение в региональную информационную образовательную среду, служат развитию инновационного потенциала всех субъектов образовательного процесса и совершенствованию системы образования региона.

На формирующем этапе эксперимента, в результате конструирования ДПП повышения квалификации учителей географии на основе организации сетевого образовательного взаимодействия педагогов, созданы необходимые организационно-педагогические условия для совершенствования ИКТ- компетентности учителей географии, активизации сетевой активности, личностного развития и самореализации.

Опыт работы по организации различных форм сетевого взаимодействия учителей географии в Ростовской области на формирующем этапе эксперимента позволяет сделать вывод о том, что именно этот ресурс позволяет эффективно решать задачи развития учительского потенциала в условиях реализации персонифицированной модели повышения квалификации. Реальный процесс образования человека на протяжении его жизни - это процесс "сетевого" взаимодействия, процесс непрестанных встреч с культурными явлениями, знакомства и представления инновационного опыта, общения с профессионалами, коллегами, единомышленниками. Сформировавшаяся образовательная практика показывает, что эффективность реализации непрерывного обучения педагогов на основе сетевого образовательного взаимоествия во многом зависит от организации процесса обучения и общения слушателей, возможностей информационной образовательной среды региона.

По результатам опытно экспериментальной работы определено, что важным механизмом повышения профессионального уровня педагога сегодня становится организации сетевого образовательного взаимодействия. Сочетание индивидуального и коллективного позволяет обеспечить непрерывность профессионального образования педагога и, как следствие, повысить качество реализации ДПП повышения квалификации. Возможности сетевого взаимодействия также используются для тиражирования инновационного опыта учителей, что способствуют созданию условий для реализации персонифицированного подхода, формированию исследовательской культуры учителей, разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута обучения для системы повышения квалификации. Информационная поддержка, организация сетевого взаимодействия учителей географии и координация их деятельности по созданию электронных образовательных ресурсов, может рассматриваться не только как инновационная модель повышения квалификации педагогических кадров, реализующаяся на основе персонификации и создающая возможность разработки индивидуальных образовательных маршрутов для педагогов, но и как ресурс управления инновационными образовательными процессами в регионе. Работа по совершенствованию предоставления информационных услуг удаленного доступа способствовала созданию более широкого спектра методических услуг ГБУ ДПО РИПК и ППРО, чем это возможно в условиях традиционной системы повышения квалификации, адресной персональной методической поддержке тех направлений деятельности, которые наиболее востребованы потребителями услуг.

Информационное сопровождение инновационных процессов в образовании становится одним из главных ресурсов развития региональной системы образования, поскольку оно позволяет выявить скрытый, или еще не востребованный, или не реализовавшийся в иных условиях, инновационный потенциал, транслировать его, активизировать процессы развития и саморазвития субъектов образования в организационном, содержательном, технологическом и управленческом аспектах.

В результате опытно-экспериментальной работы выявлено, что система повышения квалификации в предлагаемой модели, работающая на основе организации сетевого образовательного взаимодействия учителей географии между собой, способствует их взаимному профессиональному росту в практической педагогической деятельности.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (04.05.2018)
Просмотров: 310 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%