Воскресенье, 24.11.2024, 18:02
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 27
Гостей: 27
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Оценка результатов эксперимента по повышению уровня профессиональной квалификации учителей географии

В параграфе представлены результаты, позволяющие сделать выводы об эффективности опытно-экспериментальной работы на основании сравнения результатов качественного и количественного анализа данных контрольного этапа с данными констатирующего этапа нашего исследования.

Разработанный в рамках исследования диагностический инструментарий изучения эффективности реализации модели педагогического сопровождения профессионального роста учителей географии в системе повышения квалификации на основе организации сетевого образовательного взаимодействия включает пакет диагностических материалов (анкеты, тесты, методики сбора и обработки информации) и предусматривает использование двух критериев: критерия личностного профессионального развития и критерия сетевой активности в информационно-образовательной среде.

Как уже отмечалось, оценка результатов по критерию личностного профессионального развития на контрольном этапе эксперимента проводилась на основе анкетирования с целью выяснения информационных потребностей педагогов (использовалась для всех участников образовательных мероприятий на базе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО на этапе входного контроля). Для определения коэффициента индивидуального продвижения в области совершенствования ИКТ-компетентности слушателей в процессе обучения в рамках курсов повышения квалификации использовались входной и итоговый тест. Анализ информационных баз и учебно-методической документации института повышения квалификации был использован для определения динамики участия учителей географии в программах повышения квалификации, других формах обучения и сетевой активности. Для получения информации о публикационной активности учителей проанализированы каталоги печатных изданий ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, в том числе двух методических журналов: «Практические советы учителю», «Региональная школа управления»; сборники материалов региональной конференции «Информационное технологии в образовании»; организовано изучение сайтов ОУ и портфолио учителей в процессе подготовки к процедурам аттестации; интервьюирование учителей. Для определения готовности педагогов к самообразованию и саморазвитию была проанализирована динамика участия учителей географии в сетевых образовательных проектах для педагогов и школьных команд. Особенности трансляции педагогического опыта учителей географии средствами информационно-образовательной среды фиксировались на основе анализа материалов в электронных банках педагогического опыта [2], созданных в региональной информационно-образовательной среде института повышения квалификации, в региональных сетевых сообществах, сайтах образовательных организаций и др.

На констатирующем этапе эксперимента нами были определены количественные и качественные показатели исходного состояния испытуемых на основе сформулированных показателей личностного профессионального развития учителей географии, в том числе развития ИКТ-компетентности. Заключительным этапом реализации опытно-экспериментальной работы стало повторное проведение диагностических процедур.

Результаты полученных на контрольном этапе эксперимента данных, в сравнении с констатирующим этапом, приводятся в Таблице 7.

 

Таблица 7

Результаты диагностики показателей личностного профессионального развития учителей географии на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы

№ показателя

Показатель

Количественные / качественные характеристики результатов

Констатирующий этап эксперимента

Контрольный этап эксперимента

2013

2016

1

Участия учителей географии в программах повышения квалификации, других формах обучения и сетевой активности на базе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО.

Прошли обучение на курсах повышения КПК-155 чел., приняли участие в вебинарах по географии - 28 чел.

Прошли обучение на курсах повышения КПК-159 чел., приняли участие в вебинарах по географии - 338 чел.

2

Сформированность профессиональной ИКТ-компетентности в процессе обучения на курсах повышения квалификации.

Коэффициент индивидуального продвижения:

12,9%

Коэффициент индивидуального продвижения: 41,6%

3

Эффективность освоения модульных ДПП повышения квалификации через анализ публикационной активности педагогов

Разработали рабочие тетради по географии - 3 чел.; опубликованы статьи в региональном метод. журнале «Практические советы учителю» - 1 чел.

Разработали рабочие тетради по географии - 3 чел.; опубликованы статьи в региональном метод. журнале «Практические советы учителю» - 7 чел., других методических журналах и сборниках регионального и федерального уровней- 23 чел.

4

Готовность педагогов к самообразованию и саморазвитию через определения динамики их участия в сетевых образовательных проектах.

Зарегистрированы в сетевом образовательном проекте «Как у нас на Дону» - 23 учителя географии и 78 обучающихся, другие проекты - нет информации

Зарегистрированы в региональном проекте «80 лет Ростовской области» - 68 учителей географии и 478 обучающихся, проекты на образовательный платформе «Глобал- лаб» - 78 учителей и 385 обучающихся.

 

Продолжение таблицы 8

5

Количество учебно-методических и электронных образовательных ресурсов, в том числе в банке инновационной педагогической и управленческой практики ГБУ ДПО РО РИПК и ПИРО, созданных педагогами.

Прошли экспертизу и опубликовали материалы, иллюстрирующие опыт реализации образовательных программ по географии - 2 чел.

Прошли экспертизу и опубликовали материалы, иллюстрирующие опыт реализации образовательных программ по географии - 22 чел., прошли экспертизу и были размещены на электронной платформе образовательного ресурса Ростовской области авторские материалы - 154 чел.

 

Характеристики роста профессиональной компетентности учителей географии Ростовской области по показателям личностного профессионального развития свидетельствуют о получении положительных результатов апробации предложенной в исследовании модели педагогического сопровождения учителей географии в системе повышения квалификации на основе организации сетевого образовательного взаимодействия. Это подтверждается полученными данными о положительной динамике участия учителей в различных формах обучения и сетевой активности в региональной информационнообразовательной среде. Увеличилось число педагогов, принимающих участие в вебинарах (с 28 чел. в 2013 году до 338 чел. в 2016 году), сетевых образовательных проектах (с 23 чел. в 2013 году до 144 чел. в 2016 году). Рост общего числа педагогов, принимающих участие в образовательных мероприятиях регионального института повышения квалификации, свидетельствует об их заинтересованности и косвенно доказывает эффективность информационнообразовательной среды в решении задач повышения профессиональной компетентности.

Положительным фактом, иллюстрирующим готовность педагогов к самообразованию и саморазвитию, можно определить расширение используемых образовательных платформ для создания и проведения сетевых образовательных проектов. С 2014 года более 150 педагогов разработали проекты на платформе он-лайн среды «Глобальная школьная лаборатория». Только в 2016 году 28 учителей разработали 63 проекта, которые были использованы в организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся в освоении образовательных программ основного общего и среднего общего образования в оответ- ствии с требованиями ФГОС.

Работа, направленная на привлечение педагогов в организацию и проведение сетевых образовательных проектов, получила отражение в динамике привлечения обучающихся в проектную деятельность по освоению содержания образовательных программ по географии. Если на констатирующем этапе эксперимента среди активгых участников сетевых проектов зафиксировано 78 обучающихся, то на контрольном этапе эксперимента в проектную деятельность в сети интернет на региональных и федеральных платформах было вовлечено более 850 обучающихся.

Важной характеристикой роста профессиональной компетентности учителей географии представляются результаты диагностики ИКТ-компетентности в процессе обучения на курсах повышения квалификации, полученные на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы (Приложение 5). Анализируя полученные данные в сравнении с констатирующим этапом исследования, необходимо отметить незначительную динамику развития общепользовательского компонента, по сравнению с другими компонентами ИКТ- компетентности. Это обусловлено наличием высокого уровня пользовательских навыков учителей географии, полученных в результате обучения на курсах повышения квалификации по данному направлению. Высокие коэффициенты продвижения общепедагогического и предметно-педагогического компонентов ИКТ-компетентности позволяют отметить высокую эффективность курсовой подготовки по программе дополнительного профессионального образования «География».

 

Ростовская область

Волгоградская область

 

Рисунок 13. Продвижение уровня ИКТ-компетентности учителей географии Ростовской и Волгоградской областей.


Для получения объективированных данных по данному показателю на контрольном этапе была проведена диагностика ИКТ-компетентности учителей Волгоградской области, проходивших обучение на базе Волгоградской академии последипломного образования в 2015 - 2016 гг. Количество участников в Ростовской области - 155 чел, в Волгоградской области - 142 чел., что позволяет сравнить результаты диагностики по данному показателю. Для получения экспериментальных данных в начале и по окончании обучения учителя отвечали на вопросы теста (Приложение 2), результаты которого легли в основу расчета коэффициента индивидуального продвижения по трем компонентам Некомпетентности: общепользовательский, общепедагогический, предметнопедагогический (Рисунок 13).

Сравнение полученных данных свидетельствует о том, что сложившаяся в Ростовской области в результате экспериментальной детальности модель педагогического сопровождения профессионального роста учителей географии, созданная на основе организации сетевого взаимодействия имеет образовательный эффект, направлена на формирование ИКТ-компетентности педагога.

Рост публикационной активности учителей географии на формирующем и контрольном этапах эксперимента можно проиллюстрировать двумя показа
телями: увеличение числа печатных работ и числа авторских материалов, представленных в банке цифровых образовательных ресурсов и банке эффективной педагогической практики, на страницах электронного образовательного ресурса Ростовской области.

Качественной характеристикой эффективности предложенной модели сопровождения учительского роста, можно определить увеличение числа рабочих тетрадей на печатной основе, созданных в период проведения экспериментальной работы учителями географии индивидуально или в соавторстве. Перечислим некоторые из них: «Краеведение. Мой город Новочеркасск», автор И.Ф. Мясникова; «Краеведение. Мой родной Миллеровский район», автор Е.В. Буевич; «Краеведение. Мой родной Шолоховский район», автор В.И. Овчелупова; «Краеведение. Мой родной Красносулинский район», автор Е.А. Феденко; «Краеведение. Твой край родной - Кагальницкий район», автор Е.В. Коротыч; «Край родной - Чертковский район», авторы Е.Ю. Малеванная, А.Б. Эртель; «Пролетарская земля - мой родной край», авторы Н.В. Зивенко, А.Б. Эртель; «Мой родной Матвеево-Курганский район», авторы Н.Н. Серикова, А.Б. Эртель; «Неклиновский район - мой родной край», авторы Е.В. Петренко, И.И. Коноваленко, А.Б. Эртель; «Орловский район - мой родной край», авторы Н.Н. Семендяева, Л.Е.Рязанова, Н.Г. Банько, Т.П. Михайлюк, А.Б. Эртель; «Наш край - Азовский район», авторы - В.А. Козырева, А.Б. Эртель; «Каменский район - мой родной край», авторы Т.В. Зинченко, А.Б. Эртель; «Милютинский район - мой родной край», авторы Л.И. Тицкая, А.Б. Эртель; «Песчанокопский район - мой родной край», авторы Р.С. Лунева, А.Б. Эртель [39, 40, 53, 58,67, 69, 81, 104, 105, 113]. В 2016 году были опубликованы 3 рабочие тетради по географии для школьников Милютинского, Песчанокопского, Шолоховского районов Ростовской области. В настоящее время готовятся к выходу в свет тетради для школьников Зерноградского района.

В процессе реализации формирующего этапа эксперимента выросло и число публикации в региональном методическом журнале «Практические советы учителю» в сравнении с констатирующим этапом эксперимента (от 1 в 2013 г. до 7 в 2016 г.). Многие учителя предъявляют свой педагогических методических журналах и сборниках регионального и федерального уровней (методические журналы «География в школе», «Методист» и др., сборники научнопрактической конференции-выставки ИТО-РОСТОВ «Информационные технологии в образовании»). В 2016 году зафиксировано 23 публикации, представленные учителями географии Ростовской области в печатных изданиях.

В период экспериментальной работы зафиксирован рост числа авторских материалов, представленных в банке цифровых образовательных ресурсов и банке эффективной педагогической практики: если в 2013 году были размещены 2 авторских материала в банке эффективной педагогической практики, то в 2016 г. 22 учителя географии разместили материалы, иллюстрирующие собственный профессиональный опыт, на сетевых ресурсах банков педагогического опыта РИПК и ППРО.

Разработка электронного образовательного ресурса Ростовской области стала возможна в условиях организации сетевого образовательного взаимодействия учителей географии, в настоящее время 154 педагога разместили учебные, учебно-методические, программно-методические материалы на электронном ресурсе (http://obr-don.org.ru), созданном для поддержки реализации регионального содержания образовательных программ по географии.

Критерий сетевой активности в информационно-образовательной среде в нашем исследовании был определен следующими показателями: использование педагогами региональных банков инновационной педагогической и управленческой практики, участия педагогов в работе профессиональных сетевых образовательных сообществ (количественные данные и их интерпретация в сопоставлении с данными анкетирования учителей географии Ростовской и Волгоградской областей). Для каждого показателя в исследовании были определены уровни сетевой активности в информационно-образовательной среде.

Проведенный анализ результатов анкетирования на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал, что в период проведения исследования зафиксирован рост востребованности материалов банка информационнометодических материалов эффективной педагогической и управленческой практики, банка ЦОР, среди учителей географии Ростовской области (Рисунок 14).

Используете ли Вы ресурсы банка
информационно-методических материалов
инновационной педагогической и
управленческой практики, банка ЦОР,
размещенных на сайте ГБУ ДПО РО РИПК и...

Рисунок 14. Использование учителями географии материалов регионального банка инновационной педагогической и управленческой практики (2013- 2016 гг.)

 

Анализируя степень участия учителей географии в интернет-конкурсах, других сетевых мероприятиях, проводимых на базе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, иных образовательных организаций (Рисунок 15), были получены данные, свидетельствующие об увеличении доли участников в такого рода сетевых активностях до 18%. Разработали собственные сетевые образовательные проектов для школьников более 100 педагогов.

Принимали ли Вы участие в конкурсах, других
сетевых мероприятиях, проводимых на базе ГБУ
ДПО РО РИПК и ППРО, иных образовательных
организаций?

Рисунок 15. Участие учителей географии в конкурсах, сетевых образовательных

проектах

 

Важным результатом, полученным на контрольном этапе проведенного исследования, стало сравнение результатов анкетирования по определению степени использования ресурсов сетевых сообществ учителей географии и непосредственного их участия в работе сетевых образовательных сообществ, т.е. предъявления собственных материалов в региональной информационнообразовательной среде. Анкетирование учителей географии по этому показателю проводилось одновременно на базе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО в Ростовской области и ВГАПО в Волгоградской области. На констатирующем этапе эксперимента было определено, что лишь 15% учителей, из числа участников анкетирования в Ростовской области, были зарегистрированы и принимали участие в работе сетевых образовательных сообществ учителей географии, к 2016 году этот показатель вырос до 58% (Рисунок 16), при этом в настоящее время 72 % опрошенных активно использовали ресурсы сетевых сообществ учителей географии для решения профессиональных задач (Рисунок 17). По результатам анкетирования учителей географии Волгоградской области (Рисунки 18, 19) не зафиксировано значительного роста данных показателей, что дает основания для формулирования вывода об эффективности модели, реализуемой в Ростовской области.

 

 

Являетесь ли Вы
участником сетевого
сообщества учителей
географии?

 

2013год                    2016год

 

Рисунок 16. Динамика участия учителей географии в работе сетевых образовательных сообществ учителей географии (Ростовская область)

Являетесь ли

Вы

участником сетевого сообщества учителей географии?

32%

12%

*1

1

2013год 2016год

Рисунок 18. Участие учителей географии в работе сетевых образовательных сообществ учителей географии (Волгоградская область)

 

Используете ли Вы
ресурсы сетевых
сообществ учителей
географии для решения
профессиональных задач?

 

2013год                  2016год

Рисунок 17. Использование ресурсов сетевых сообществ учителей географии (Ростовская область)

 

Используете ли Вы
ресурсы сетевых
сообществ учителей
географии для решения
профессиональных...

 

48%

2013год               2016год

Рисунок 19. Использование ресурсов сетевых сообществ учителей географии (Волгоградская область)


Таким образом, на основании разработанной уровневой характеристики активности в информационно-образовательной среде учителей географии Ростовской области, на контрольном этапе нашего исследования был зафиксирован высокий уровень по всем показателям, включенным в диагностический инструментарий нашего исследования.

На региональных открытых ресурсах региональной информационнообразовательной среды к 2017 году работают более 700 учителей географии. Наиболее активна работа в предметном сетевом сообществе «Учителя географии Ростовской области» (http://www.openclass.ru/node/109952) на платформе «Открытый класс». Сегодня в сообществе зарегистрировано и активно работает 300 учителей географии. Здесь публикуются результаты обучения на курсах повышения квалификации, разработки уроков, обсуждаются актуальные вопросы преподавания географии, размещается информация об олимпиадах, конференциях, сетевых конкурсах для учителей и учащихся.

Также зафиксированы новые площадки сетевого образовательного взаимодействия учителей географии, созданные в региональной информационнообразовательной среде: 13 методических объединении учителей географии, таких, как учителя географии Красносулинского района Ростовской области (http://www.openclass.ru/node/287020), учителя географии Неклиновского района Ростовской области (http://geografij201 Q.ucoz.ru/), учителя географии Шолоховского района Ростовской области (http://www.openclass.ru/node/241685) и др.; 12 непредметных сетевых сообществ - смешанное обучение (http://www.openclass.ru/node/430807), региональный клуб «Учитель года Дона» (http://www.openclass.ru/community/98665) и др.

Можно сделать вывод о том, что реализация процесса повышения квалификации в условиях информационно-образовательной среды на основе организации сетевого образовательного взаимодействия по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет:

увеличить возможности выбора средств, форм и темпа изучения различных модулей образовательных программ дополнительного профессионального образования;

обеспечить доступ к разнообразной информации из лучших библиотек, музеев и др.;

предоставляет возможность знакомиться с материалами ведущих педагогов в области преподаваемого предмета, задавать им вопросы в процессе участия в вебинарах, вебкоференциях, других формах сетевой работы;

использовать дистанционные формы повышения квалификации педагогов, принимать участие в мастер-классах ведущих педагогов;

повысить мотивацию к педагогов к созданию собственных материалов, иллюстрирующих профессиональный педагогический опыт;

активно использовать методы взаимообучения (обсуждение педагогических проблем на форумах, в чатах);

создавать условия для организации непрерывного профессионального образования в течение жизни

Ретроспективная проверка гипотезы.

С целью проверки устойчивости результатов, полученных в процессе обучения на основе организации сетевого образовательного взаимодействия, была проанализирована сетевая активность учителей географии. Для этого были изучены количественные и качественные параметры, характеризующие качественное своеобразие деятельности учителей по активизаци участия школьных команд в сетевых образовательных проектах и качества учебнометодических, программных и общедидактических материалов, размещаемых авторами из числа учителей географии в банках регионального педагогического опыта и публикуемых на сайте электронного образовательного портала Ростовской области.

Была зафиксирована положительная динамика участия педагогов и школьников в сетевых образовательных проектах, инициируемых Центром методической поддержки внедрения информационных технологий РИПК и ППРО (Таблица 8).

 

Таблица 8

Динамика участия учителей географии в сетевых образовательных

проектах

Год

Название проекта

Кол-во

участников

(учителя)

Ссылка

2012 г

Региональный проект "Как у нас на Дону"

22

https://goo.gl/bYLXKE

2013 г

Всероссийский проект «Мой параграф в учебнике географии»

28

http://goo.gl/AobAsw

2014 г

Всероссийский проект «Жемчужины Земли»

35

https://goo.gl/NDd2Hw

2015 г

Международный проект «Хочу всё знать!»

38

https://goo.gl/Pw7eyu

2016 г

Международный проект «Методический навигатор»

118

https://goo.gl/ueBAZU

2017 г

Региональный проект «80 лет Ростовской области».

Идет регистрация участников

http://roipkpro.ru/newscmp.html



Как показывает анализ содержания таблицы, в период с 2012 по 2017 г. сохраянется положительная динамика участия учителей Ростовской области в сетевых образовательных проектах, что позволяет сделать вывод об устойчивости полученных результатов экспериментальной работы. Кроме того, отмечена новая тенденция, касающаяся изменения состава участников сетевых пректов. С 2013 года к работе над инициируеми учителями географии Ростовской области сетевыми проектами присоединялись педагоги других регионов РФ, а с 2015 года в число участников проектов вошли учителя из стран Ближнего Зарубежья.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (04.05.2018)
Просмотров: 294 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%