В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО) III-его поколения физическая культура представлена в вузах как учебная дисциплина и является важнейшим базовым компонентом развития общей культуры студентов, способствует гармонизации телесно-духовного единства, обеспечивает биологический потенциал жизнедеятельности организма, содействует проявлению высокого уровня социальной активности и творческого отношения к деятельности [9; 17; 29; 35; 164; 185].
Проблема совершенствования процесса физического воспитания в вузе обусловлена, прежде всего, противоречивостью обстоятельств, определяющих его эффективность. С одной стороны, многочисленные исследования физического развития и физической подготовленности студенческой молодежи свидетельствуют об увеличении количества занимающихся с различными нарушениями в состоянии здоровья [1; 13; 18; 30; 127; 140; 177; 227; 230; 232; 239]. В то же время, в современной теории и практике вузовского физического воспитания приоритет по-прежнему отдается формированию двигательных компонентов и развитию физических качеств обучаемых [44; 64; 67].
По данным Всероссийской диспансеризации (2007-2012 гг.) количество юношей и девушек, имеющих хронические заболевания, увеличилось на 50%, показатели заболеваемости костно-мышечной системы выросли на 60% [1; 13; 17; 96; 172; 176; 219; 222; 279; 243]. Большую настороженность вызывает факт значительной распространенности среди молодежи болезней системы кровообращения (БСК), что представляет собой угрозу для полноценной жизни людей в наиболее творческом возрасте и является одной из основных причин их временной нетрудоспособности и инвалидности, нанося большой моральный и экономический ущерб обществу. Ежегодно увеличивается количество несчастных случаев со смертельным исходом непосредственно на занятиях по физической культуре, причиной которых являются БСК [144; 208].
Современная концепция сохранения здоровья и жизнеспособности населения является главным направлением национальной программы В. В. Путина. Но, все усилия, которые предпринимает правительство Российской Федерации для охраны здоровья своих граждан, не могут полностью воплотиться в жизнь, пока в системе высшего образования действует существующая программа преподавания физической культуры. За годы реформаторских изменений в нашей стране практически обесценились идеи здорового образа жизни, не сформировался идеал физического здоровья как важнейшей составляющей личного и общественного престижа [1; 9; 13; 98; 115; 119; 130; 146; 155; 161; 222].
По мнению В. Б. Мандрикова [123; 145] главными пропагандистами здорового образа жизни должны стать выпускники медицинских, физкультурных и педагогических вузов. К сожалению, преподавание физической культуры в медицинском вузе пока не обеспечивает выпускников достаточными теоретическими знаниями о современном многообразии форм и методов оздоровления организма человека, профилактики профессионально обусловленных заболеваний.
Как альтернативой традиционным взглядам на организацию физического воспитания студентов в вузах, может стать концепция комплексного применения традиционных и нетрадиционных средств физического воспитания, современных оздоровительных систем, привлекательных среди студентов видов двигательной активности, а также формирование общих и профессиональных компетенций по предмету «Физическая культура».
До сих пор остаётся открытым вопрос о разработке Рабочей программы по физической культуре для студентов медицинских и фармацевтических вузов, где учитывались бы особенности организации учебного процесса для студентов, имеющих различные заболевания [164; 165; 180]. В Примерной программе по физической культуре для студентов высших учебных заведений не указаны принципы формирования специальной медицинской группы (СМГ), не даются рекомендации по содержанию учебного процесса с данным контингентом, а также контролю за функциональным и физическим состоянием студентов, имеющих различные заболевания [123] .
Из-за недостаточного количества квалифицированных специалистов, владеющих современными научно-обоснованными методологическими подходами к организации физического воспитания студентов специальной медицинской группы, нехватки специализированных спортивных залов, инвентаря, юноши и девушки с различными отклонениями в состоянии здоровья, а также лица, временно освобождённые от занятий по физической культуре, в ряде вузов остаются без должного внимания [1; 9; 17; 26; 28; 30; 98; 99; 105; 127; 222].
Таким образом, процесс физического воспитания студентов высших учебных заведений требует модернизации и дополнительных исследований по рациональной организации и методике занятий, особенно со студентами, имеющими различные заболевания.
Профессиональная успешность и востребованность выпускника вуза, сегодня, как никогда, зависит от его умений и навыков оперативно управлять состоянием своего здоровья [70; 74; 11; 121]. Достижение установленного уровня психофизической подготовленности, необходимые компетенции и сформированная мотивация к занятиям физической культурой должны стать конечным результатом образования студента медицинского вуза по завершении обучения по предмету «Физическая культура» [17; 189; 192].
|