Основными средствами физической культуры при нарушениях осанки и сколиозе являются корригирующие симметричные, ассиметричные и деторсионные упражнения [55; 58; 60; 107; 160; 172; 230; 321]. Ряд исследователей [53; 60; 73; 96; 112; 160; 173; 176; 224; 253] считают, что наибольший корригирующий эффект при данной патологии достигается при использовании симметричных упражнений. Важным преимуществом авторы считают относительную простоту методики их проведения и биомеханические механизмы деформированного ОДА при сколиозе, что значительно снижает риск их неправильного применения.
По мнению других учёных, оказать корригирующее воздействие при сколиозе возможно лишь в случае применения асимметричных упражнений. При их выполнении умеренно растягивается мышечно-связочный аппарат на вогнутой стороне дуги искривления позвоночника и дифференцированно укрепляются ослабленные мышцы на выпуклой стороне [83; 127; 183; 206; 269; 270; 310].
Структурный сколиоз всегда сопровождается ротацией позвонков вокруг вертикальной оси позвоночника. С целью коррекции торсионных изменений некоторые исследователи рекомендуют использовать деторсионные упражнения, такие как поворот таза и туловища, заведение конечностей в сторону, противоположную развороту позвонков [56; 60; 103; 160; 162; 183].
Другие учёные считают, что при использовании деторсионных упражнений скручивание происходит не только в том отделе, который считается задействованным в упражнении, но и в других отделах позвоночника [73; 86; 256; 257]. Поэтому осуществить вращение изолированно в зоне максимальной торсии против её естественного направления вообще представляется трудновыполнимым, если не сказать невозможным.
Е. В. Давиденко, И. И. Вржесневский, С. Г. Сесюнин [40] считают, что при нарушениях функций ОДА основными средствами адаптивного физического воспитания являются физические упражнения циклического характера (ходьба, бег, плавание). Они рекомендуют включать эти виды двигательной активности в подготовительную и заключительную части занятия. В основной части занятия авторы советуют использовать специальные упражнения лечебной физкультуры, которые подбираются индивидуально для каждого занимающегося.
По мнению других учёных, занимающимся с нарушениями функций ОДА противопоказаны длительные бег и ходьба, поэтому для улучшения показателей аэробной работоспособности представителям этой нозологической группы в содержание занятий по физической культуре они советуют активно включать дыхательные упражнения [9; 43; 61; 63; 71; 72; 99; 256].
Как наиболее эффективный вид двигательной активности при сколиозе и плоскостопии во многих исследованиях рекомендуются занятия оздоровительным плаванием [47; 87; 94; 154; 182; 234]. Вместе с тем, необходимо учитывать, что при данных нарушениях функций ОДА противопоказаны упражнения и стили плавания, увеличивающие мобильность позвоночника, а также движения с вращением позвоночника вокруг вертикальной оси туловища [16; 26; 73; 112; 114; 174; 218; 248; 257].
Многие авторы отмечают положительное влияние на состояние ОДА занятий легкой атлетикой, художественной гимнастикой, академической греблей, фигурным катанием, бальными танцами, конным и конькобежным спортом [13; 45; 49; 56; 69; 158].
Другие исследователи считают, что при нарушениях функций ОДА эти виды спорта нельзя рекомендовать занимающимся, так как в результате таких занятий травмируются межпозвонковые диски и растягивается мышечно-связочный аппарат, поддерживающий позвоночник в вертикальном положении. Прыжки, бег, подскоки вызывают сотрясения тела, что является недопустимым при работе с контингентом данной нозологической группы [9; 34; 47; 96; 128; 229].
Ввиду нежелательности ударных воздействий и негативного влияния односторонней нагрузки на позвоночник, при сколиозе противопоказаны верховая езда, тяжелая атлетика, гребля на каноэ, фехтование, теннис, бадминтон, метание копья [63; 160].
Наряду с зарекомендовавшими себя методиками профилактики и коррекции статических деформаций ОДА в настоящее время назрела необходимость поиска новых средств и методов при организации занятий со студентами данной нозологической группы с целью формирования у них позитивного отношения к физической культуре и улучшения функционального состояния [1; 25; 29; 43; 51; 6о; 62; 123; 127; 192].
В последнее годы для профилактики и коррекции нарушений функций ОДА стали активно использоваться элементы оздоровительной системы Хатха-йоги [9; 30; 63; 72; 153; 213; 221]. В то же время, некоторые авторы считают, что при сколиозе занятия йогой противопоказаны, так как при выполнении скручиваний, наклонов в сторону, вперёд и назад ухудшается положение вторичной дуги, что сводит корректирующий эффект упражнений на нет [256; 257; 305].
С целью профилактики и коррекции сколиоза I - II-ой степени, кифоза, синдрома гипермобильности суставов и других нарушений функций ОДА Л. В. Палей совместно с врачом-ревматологом П. В. Евдокименко разработала авторскую оригинальную систему лечебной гимнастики, основанную на сочетании статических поз, упражнений для улучшения осанки, а также особых дыхательных упражнений.
Для восстановления нормального тонуса мышц при шейном остеохондрозе С. А. Егоровой, С. Ю. Шумаковой и Н. А. Егоровым [55] была разработана и апробирована лечебная артгимнастика, созданная на основе артобразов. Игровая направленность предложенных упражнений позволяет занимающимся быстрее запомнить движения и выполнять их с большей заинтересованностью.
Ряд авторов для коррекции структурно-функциональных нарушений позвоночника предлагают использовать комплексные методики, включающие занятия плаванием, упражнения в воде в бассейнах с различной глубиной и статические упражнения, дополненные элементами аэробики и различными видами оздоровительной гимнастики [45; 63; 71; 96; 127; 159].
Существенный вклад в разработку различных аспектов коррекции профессионально-зависимых нарушений осанки сделан в диссертации Л. И. Юмашевой [222]. На основании выявленных индивидуальных показателей нарушений осанки автор разработала методические положения формирования корригирующих мышечных напряжений и предложила использовать запатентованные технические устройства «Приспособление для вытяжения позвоночного столба и коррекции нарушений осанки» и «Корректор-уголок».
В исследовании О. Л. Смирновой [185] научно обоснована технология применения в физическом воспитании студенток вуза различных видов гимнастики, включающей занятия, организованные по системе «Пилатес», «Изотон», аэробику и кондиционную гимнастику.
В работе О. А. Заплатиной [67] проведено исследование взаимосвязи функциональных изменений при сколиозе, связанных с асимметричным тонусом мышц, и уровнем развития основных физических качеств у студенток технического вуза. Автор предлагает использовать на учебно-тренировочных занятиях целый комплекс организационно-методических мероприятий по коррекции и профилактике функциональных изменений, связанных с нарушениями осанки.
И. Зубкова [69] исследовала различные аспекты построения факультативных занятий по физическому воспитанию для студентов с различными видами деформации ОДА. Предложенная ею методика основана на комплексном применении хореографических и гимнастических упражнений. В ходе исследования автор доказывает, что предложенная ею факультативная форма организации занятий по физической культуре позволяет эффективно осуществлять оздоровительные задачи физической подготовки студентов, имеющих различный уровень физической подготовленности и состояния костно-мышечной системы.
О. А. Козловой [93] была разработана авторская программа физического воспитания студентов СУО гуманитарных вузов на основе внедрения спортивных технологий, позволяющая более эффективно осуществлять учебный процесс по физической культуре. Для предупреждения возникновения нарушений осанки и сколиоза ею разработан тренажер-корректор для лиц различных возрастнополовых групп.
Д. В. Яковенко [224] считает, что разработанный им комплекс корригирующих воздействий на позвоночник, включающий в себя упражнения на тренажерах со свободными весами, грязевые процедуры и физиотерапию, способствует эффективному предупреждению и преодолению болевого синдрома у студентов с остеохондрозом позвоночника.
Расширению арсенала средств коррекции при нарушениях функций ОДА способствовали исследования Д. В. Эрденко [220].
В своей диссертационной работе автор предлагает программу коррекции деформации позвоночника во фронтальной плоскости с использованием упражнений оздоровительной гимнастики Тай Чи и ортопедических мячей.
Для формирования навыков правильной осанки и развития статической выносливости мышц нижних и верхних конечностей А. В. Макаров [119] рекомендует выполнение Суставной гимнастики, комплекса психофизических упражнений «Старый - молодой», использование функциональной музыки, медитативного комплекса «Три круга» и дыхательных упражнений по методике Цигун.
В 2002 году южнокорейским профессором Пак Чжэ Ву [148] были разработаны основы Спиральной гимнастики. По мнению исследователя, определённая комбинация скручивающих движений способствует перераспределению натяжений в миофасциальной системе, улучшению кровообращения и проводимости нервных импульсов, уменьшению болевых ощущений.
В диссертации Т. М. Сквозновой [183] при дефектах осанки и сколиозах I—II-ой степени рекомендуется применять проприоцептивные тренировки, упражнения на медицинских тренажерах, петлевом комплексе и фитболах.
В диссертационной работе Ю. И. Ретивых [172] предложена авторская методика физического воспитания студентов с различными нарушениями осанки, основанная на использовании корригирующих, статико-динамических и дыхательных упражнений.
В работе Н. А. Колоса [95] представлен комплексный подход при изучении нарушений функций ОДА. В ней автор впервые экспериментально обосновал технологию коррекции нарушений осанки на основе использования информационно-методической системы «Гармония тела».
Л. В. Семашко [179] внедрила в практику общеобразовательных школ и вузов Москвы и Московской области авторскую «Систему адаптации организма занимающихся к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам» и для широких слоёв населения разработала комплекс для формирования правильной осанки «Пять минут для здоровья».
Для профилактики нарушений функций ОДА у студенток в процессе физического воспитания Ж. А. Беликовой [9] были разработаны программы, основанные на использовании путём чередования равных долей оздоровительной классической аэробики, Хатха-йоги, упражнений из Пилатеса и релаксации. В ходе эксперимента автор пришла к выводу, что занятия йогой положительно сказываются на развитии силовой выносливости мышц, участвующих в формировании осанки. Пилатес и классическая аэробика в большей степени оказывают влияние на силу верхних конечностей и на состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
В последнее время у российских специалистов возрос интерес к методу коррекции функциональных нарушений позвоночника, используемой в специализированном ортопедическом реабилитационном центре «Asklepios» (Г ермания). В его основе - продвинутая интенсивная консервативная концепция трехмерного лечения сколиоза по методике К. Шрот, согласно которой основной задачей коррекции является улучшение функциональных показателей основных жизнеобеспечивающих систем, а не формирование мышечного корсета [304; 305].
Для профилактики различных отклонений в состоянии здоровья и для формирования правильной осанки большое значение имеет положение сводов стоп [45; 63; 106; 110; 136; 156; 277; 285]. К специальным упражнениям для профилактики и коррекции плоскостопия относятся упражнения на укрепление икроножных мышц, малоберцовых и большеберцовых мышц, длинных сгибателей больших пальцев и коротких сгибателей пальцев, задних большеберцовых мышц [91; 118; 160; 222]. Важным элементом профилактики и реабилитации деформаций стоп является использование физиотерапии и различных видов массажа нижних конечностей [22; 45; 63; 136; 146].
При анализе научно-методической литературы выявлено крайне мало исследований, в которых бы рассматривались научно обоснованные методы физической реабилитации занимающихся с сочетанными нарушениями функций ОДА.
А. В. Добежин [45] для профилактики плоскостопия и нарушений осанки рекомендует использовать локальные силовые упражнения, выполняемых в квазиизотоническом режиме на разработанных технических устройствах.
И. А. Жарова [63] для лечения и для предупреждения возникновения остеохондроза и плоскостопия разработала программу с использованием лечебной гимнастики, массажа, альтернативных средств, ортопедических технологий, гид- рокинезиотерапии, физиотерапии и бальнеотерапии.
Большинство других авторов предлагают использовать методики профилактики и коррекции нарушений ОДА отдельно друг от друга, рассматривая их как самостоятельные патологические процессы, а не как фактор, способствующий системному поражению организма в целом [22; 56; 72; 108; 183; 211; 215].
|