Сочетанные нарушения ОДА создают у студентов медицинского вуза определенные ограничения в выборе будущей специальности, способствуют раннему возникновению профессионально обусловленной патологии, снижают умственную и физическую работоспособность [9; 45; 63; 67; 76; 132; 158; 255; 311].
Анализ научно-методической литературы позволяет констатировать, что в практике вузовского физического воспитания, для профилактики и коррекции нарушений функций ОДА наиболее часто используются бодибилдинг, «циклическая» аэробика, ритмическая гимнастика, калланетик, пилатес, ушу, йога, упражнения на фитболах [1; 9; 45; 63; 72; 119; 127; 134; 159]. Каждая из оздоровительных систем показала свою эффективность на практике и имеет как многочисленных приверженцев, так и критиков [178].
Н. В. Селуянов, сравнивая в своих исследованиях по физиологическим характеристикам основные виды оздоровительной физической культуры (ОФК), пришел к выводу, что аэробные упражнения являются низкоэффективным средством оздоровительной тренировки и могут использоваться в занятиях как дополнительное средство. Силовые нагрузки являются эффективными в профилактике основных видов заболеваний человека, но их могут выполнять только абсолютно здоровые люди, без признаков нарушений со стороны ОДА и сердечнососудистой системы (ССС). По мнению учёного, эффективные современные технологии ОФК должны базироваться на концепции, согласно которой в основе биологического благополучия человека лежит нормальное функционирование психики, эндокринной и иммунной систем. Физиологические показатели мышечной, сердечно-сосудистой и других систем организма играют важную, однако, подчиненную роль в решении проблемы здоровья.
Н. В. Селуянов [178] с коллегами обосновали основные закономерности применения физических упражнений с оздоровительной направленностью и разработали авторскую методику «Изотон», в которой предлагается комплексное воздействие на человека средствами изотонической и аэробной тренировки, стретчинга, выполнения асан Хатха-йоги и дыхательных упражнений.
На сегодняшний день для коррекции функциональных нарушений ОДА у студентов вузов, в основном, используются специализированные корригирующих упражнений. При этом занятия проводятся групповым методом, нередко без учета вида деформаций ОДА [172;177; 224].
По мнению ряда авторов, первым этапом реабилитации занимающихся со сколиозом, помимо стандартных антропометрических измерений, должны стать исследования по определению истинной длины ног, положения костей таза, оценки тонусно-силовых взаимоотношений и определения функциональной силы отдельных мышц и мышечных групп, измерение объема движений в суставах конечностей [58; 152; 177] .
В настоящее время среди специалистов по профилактике и коррекции фронтальных деформаций позвоночника идёт дискуссия о последовательности применяемых мероприятий при данной патологии. Одни считают, что в первую очередь целесообразно устранить мышечные гипертонусы, что будет способствовать «разблокировке» позвоночно-двигательных сегментов. Другие авторы предлагают сначала устранить фиксацию отдельных двигательных сегментов, а затем уже мышечные гипертонусы, которые снова возникают из-за изменения положения центра тяжести и вновь возникших тонусно-силовых отношений) [60; 157].
В. В. Письменский [157] предлагает осуществлять коррекцию функциональных нарушений ОДА, используя следующую схему:
устранение различий в истинной длине нижних конечностей;
устранение блокирования в различных отделах позвоночника;
устранение гипермобильности в отдельных позвоночно-двигательных сегментах при помощи стабилизирующих упражнений;
укрепление постуральных мышц и коррекция сводов стопы;
повышение силовой выносливости мышц нижних конечностей при определенных аномалиях формы ног.
А. В. Левин [112] считает, что для коррекции боковых деформаций позвоночника средства обычной лечебной гимнастики малоэффективны и предлагает при помощи специальных кинезиотерапевтических приёмов первоначально устранять нарушения положения костей таза.
Среди специалистов по физической культуре широко распространено мнение, что основной задачей при сколиозе и плоскостопии является укрепление мышц. Как показали результаты исследований ряда авторов, у студентов с нарушениями осанки наиболее слабыми являются ромбовидные мышцы, большие ягодичные мышцы, мышцы-разгибатели позвоночника, прямая мышца живота [9; 71; 85; 122; 301; 305]. Вместо искомого развития силы ромбовидных мышц, в большинстве комплексов корригирующей гимнастики предлагается использовать упражнения на развитие силы мышц плечевого пояса [13; 214; 224]. Некоторые авторы для улучшения силовой выносливости мышц брюшного пресса рекомендуют выполнять упражнения из исходного положения «ноги выпрямлены, стопы закреплены» [173; 176]. По мнению других специалистов, выполнение движений при таком исходном положении является методической ошибкой, так как в этом случае в основном происходит развитие силовой выносливости подвздошнопоясничной мышцы [73]. При работе со студентами данной нозологической группы не рекомендуется выполнять упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника, наклоны в сторону, вперёд, скручивания, прогибы назад, висы на перекладине и интенсивное активное вытяжение [73; 301; 305].
Исследовательские работы последних лет свидетельствуют о том, что при сколиозе основой оздоровительного эффекта физических упражнений должно стать расслабление скелетных мышц, и главной задачей занимающихся является овладение техникой расслабления мышцы спины, несущих основную нагрузку [9; 73; 112; 127;302].
В качестве дополнительных средств реабилитации при данной патологии ОДА некоторые учёные рекомендуют коррекцию положением и массаж. При стабильном сколиозе показан тонизирующий массаж мышц спины на выпуклой стороне деформации позвоночника и приемы на растяжение мышц на противоположной стороне [38; 49; 60; 142; 184].
Для формирования правильной осанки многие авторы предлагают использовать традиционные комплексы упражнений при плоскостопии: различные виды ходьбы (на носках, на пятках, на наружном крае стопы, с параллельной постановкой стоп); сгибание и разгибание пальцев стоп; пронация стоп внутрь; катание обруча, ходьба по гимнастической палке, различные движения ног с сопротивлением [49; 56; 106; 136; 146; 156; 206]. При подборе упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия необходимо учитывать виды деформаций ОДА. В случае признаков варусной постановки стоп следует обратить особое внимание на ослабленные мышцы нижних конечностей. При плоско-вальгусном деформировании стоп рекомендуется выполнение упражнений, повышающих силовые характеристики разгибателей и супинаторов стоп, абдукторов и сгибателей бедра, разгибателей и супинаторов голени [45; 56; 63; 97].
В подготовительной и заключительной части занятия для уменьшения проявления болевого синдрома, а также для укрепления мышц голени и стопы, рекомендуется массаж и самомассаж. Массаж проводится с акцентом на мышцы передней и внутренней поверхности голени, при массаже стоп - на подошвенной поверхности. Во время выполнения массажа используются приёмы поглаживания, растирания, разминания и вибрации [22; 106; 118].
На занятиях по физической культуре нагрузка регулируется в зависимости от значений частоты сердечных сокращений и артериального давления, а также самочувствия занимающихся. Количество повторов движений определяется индивидуально для каждого студента [105; 125; 203].
Таким образом, среди специалистов физического воспитания не существует единого мнения по выбору средств и методов, а также форм организации занятий со студентами, имеющими сочетанные нарушения ОДА. Авторами предлагается методики физической реабилитации при сколиозе и плоскостопии отдельно для каждого из выше перечисленных нарушений ОДА, преимущественно для детей и подростков.
Несмотря на большую практическую значимость, научноисследовательских работ, в которых бы раскрывались оганизационно- методические особенности процесса физического воспитания студентов СУО, имеющих сочетанные нарушения функций ОДА, недостаточно.
|