На сегодняшний день в России функционируют 59 медицинских вузов. Общая численность обучающихся во всех вузах составляет около 180 тысяч студентов. Ежегодно в медицинские вузы России поступают более 40 тысяч юношей и девушек. По данным Минздрава России в 2016 году было подано 23 488 заявлений - это на 24,5 тысячи больше, чем в 2015 году.
Традиционно наиболее востребованными специальностями у абитуриентов являются «Лечебное дело», «Стоматология», «Педиатрия» и «Фармация».
Процесс обучения в медицинском вузе характеризуется сложностью интенсивностью, значительным объёмом информации, внедрением инновационных учебных технологий, в следствие чего к состоянию здоровья студентов предъявляются высокие требования [46; 125; 193; 232; 241]. В то же время для поступления в медицинский вуз допуски по состоянию здоровья значительно больше, чем при поступлении в другие вузы. В связи с этим в медицинских вузах более высокий процент студентов, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья.
По данным ряда исследований [124; 164] более 80% абитуриентов уже имеют ту ли иную патологию, у 30% юношей и девушек - хроническая форма заболеваний. За период обучения в высшей школе число лиц с хроническими заболеваниями возрастает ко второму курсу на 25%, к четвертому - на 40% [17; 125; 188].
За последние 10 - 15 лет количество студентов-медиков, имеющих различные нарушения в состоянии здоровья, увеличилось с 10 до 25 - 30%, в некоторых вузах России эта цифра достигает 40%, а по прогнозам некоторых исследователей в 2020 году может составить более 50% от общего количества студентов. Высокий уровень функционального здоровья имеет 1,8% студентов, средний - 7,7%; низкий - 21,5%; очень низкий - 69%.
По данным медицинского осмотра в 2016 году почти 20% студентов высших медицинских учебных заведений страдают избыточной массой тела. Более 44% студентов имеют синдром вегето-сосудистой дисфункции [124; 130; 144]. Численный состав студентов с нарушением рефракции зрения из года в год не изменяется и составляет более 40% [92; 130].
В последнее время наблюдается увеличение количества студентов с нарушением функций ОДА. Так, в 2013 - 2014 учебном году студентов с заболеванием костно-мышечной системы в среднем по медицинским вузам составило от 28,2% до 37,4%. Среди диагнозов наиболее часто встречались сколиоз, плоскостопие, остеохондроз, нарушения осанки в сочетании с ювенильным остеохондрозом грудного и поясничного отдела позвоночника и т.д. За годы учёбы в вузе заболеваемость будущих специалистов увеличивается в 3 - 8 раз по сравнению с первым годом обучения. На диспансерном учёте находится 24,5% из каждой
тысячи студентов [83; 93; 250].
По данным ряда исследователей, число студентов, отнесённых к основной и подготовительной медицинским группам, снизилось в 1,7 раза (с 50,5% до 30,5%), а количество юношей и девушек специальной медицинской группы возросло в 2,5 раза (с 17,6% до 44,4%), занимающих ЛФК - в 5,5 раз (с 1,7% до 6,1%) [29; 34; 37; 66; 71; 164; 204; 219].
Одновременно с увеличением количества студентов, имеющих хроническую патологию, происходит снижение общего уровня их физического развития и ухудшение функционального состояния [29; 66; 83; 90].
По мнению А.Д. Викулова [26] большинство студентов медицинских вузов имеют низкие значения основных морфофункциональных показателей, эмоциональную неустойчивость и недостаточный мотивационный уровень.
По данным анкетирования студентов медицинских вузов Москвы выявлено, что у будущих врачей имеется высокая предрасположенность к психосоматическим заболеваниям, пограничным и социально-стрессовым психическим расстройствам. Более 70% студентов с хронической соматической патологией имеют выраженные признаки психосоциальной дезадаптации. Такие студенты воспринимают учебную нагрузку более напряженно, чем занимающиеся основного учебного отделения [181].
Эти данные подтверждаются и в работе W. D. Keman [278], который выявил взаимосвязь между объёмом учебных нагрузок и уровнем здоровья студентов одного из университетов Великобритании, а исследование психоэмоционального состояния студентов Германии, Болгарии и Польши [286] показало, что интенсивная учебная деятельность студентов-медиков в условиях нервноэмоционального напряжения вызывает у занимающихся нестабильность функций нервной и сердечно-сосудистой систем.
Обучение в медицинском вузе имеет ряд отличительных особенностей:
1. Самые продолжительные сроки обучения. Длительность обучения на медицинских специальностях в вузах - 5 - 6 лет. По окончании высшего учебного заведения выпускник должен получить сертификат специалиста. Не обладая сертификатом, он не может осуществлять медицинскую деятельность. Чтобы получить данный сертификат, необходимо отучиться в ординатуре. Обучение в ординатуре длится 2 года. По окончании ординатуры выпускникам выдаётся сертификат соответствия. Срок действия сертификата, полученного после ординатуры, 5 лет. После того, как действие сертификата закончится, с периодичностью один раз в 5 лет врачу необходимо проходить переподготовку и подтверждать свою квалификацию. По желанию выпускник ординатуры может продолжить свое обучение в аспирантуре, которое длится 3 года на очной форме обучения и 4 года на заочной. Получив учёную степень кандидата наук, у специалиста есть возможность поступить в докторантуру, где срок обучения составляет 3 года.
Таким образом, путь становления врача, в зависимости от целей, которые ставит перед собой будущий специалист практического здравоохранения, может растянуться от 8 до 15 лет. А если учитывать тот факт, что каждые пять лет врач должен проходить курсы повышения квалификации, то получается, что медики обучаются всю свою жизнь (URL: http: //www.moeobrazovanie.ru).
2. Самый продолжительный учебный рабочий день. Ежедневно студенту медицинского вуза приходится учиться с 8.00 до 18.00, а на некоторых факультетах занятия могут заканчиваться в 20.00. Как правило, студенты немедицинских вузов заканчивают обучение уже в 15.00. Эта особенность обучения студентов- медиков обусловлена тем, что клинические медицинские базы, где проходят практические занятия, располагаются не в одном месте, а в разных районах города. Студенты добираются до них различными видами общественного транспорта, что является следующей особенностью [123].
3. Длинные транспортные перемещения по городу. В зависимости от удалённости клинических медицинских баз, студенты затрачивают на дорогу от 30 минут до полутора часов, что требует дополнительного физического и психического напряжения [123].
4. Необходимость дополнительного времени для работы после учёбы в библиотеке, в лабораториях с препаратами и т. п..
5. Непосредственный контакт с инфекционными больными, работа в ночное время суток предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья и физической работоспособности студентов-медиков.
6. Психоэмоциональные переживания, связанные с болезнью, а иногда и смертью больных [123]. По данным результатам диссертационного исследования
А. В. Доронцева [46] до 76,2% студентов медицинских вузов имеют субклинические уровни и до 25,2% - клинические уровни невротических состояний. Неблагоприятным маркером социально-профессиональной адаптации является наличие астенических состояний у 62,1 - 85,2% студентов-медиков, сопровождающихся снижением работоспособности, чувством усталости, рассеянностью и неустойчивостью внимания.
Всё это в своё время явилось предпосылкой для создания отдельной программы для студентов медицинских и фармацевтических вузов. В 1989 году на заключительной Всесоюзной конференции заведующих кафедрами физического воспитания медицинских и фармацевтических вузов была утверждена отдельная программа по дисциплине, в которой были учтены все особенности и специфика обучения в медицинском вузе. В соответствии с ФГОС ВПО III-его поколения общая трудоемкость дисциплины «Физическая культура» составляет 400 академических часов для всех медицинских направлений. Выпускник медицинского и фармацевтического вуза, в соответствии с новыми образовательными стандартами должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
- способностью и готовностью применять реабилитационные мероприятия среди взрослого населения и подростков при различных заболеваниях;
- способностью и готовностью оптимально подбирать режим двигательной
активности;
- способностью и готовностью к обучению взрослых и подростков необходимым гигиеническим мероприятиям.
К сожалению, существующая государственная программа по физическому воспитанию для студентов медицинских и фармацевтических вузов (1997) не обеспечивает в должной мере ни оздоровительного эффекта, ни возможности поддержания на должном уровне основных двигательных качеств у лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья [46; 123; 130].
В экспериментальной программе для студентов специального учебного отделения медицинского вуза, гигиенически обоснованной в диссертационной работе М. П. Мицулиной [130], предложены лишь основные принципы построения учебных занятий по физической культуре для студентов с заболеваниями различных нозологических групп, без учёта специализированных задач физического воспитания занимающихся, имеющих нарушения ОДА, и влияния особенностей врачебной профессиональной деятельности на состояние костно-мышечной системы и здоровье в целом. Уровень и структура заболеваемости во многом формируется в период обучения в вузе, а негативное взаимодействие рассмотренных выше факторов, наблюдающееся на протяжении всех лет обучения, способствует ухудшению здоровья студентов-медиков, возникновению или прогрессированию уже имеющихся заболеваний [19; 23; 26; 37; 40; 46; 83; 93; 95; 96].
|