Четверг, 28.11.2024, 10:23
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Особенности физического развития и функционального состояния студентов медицинского вуза, имеющих сочетанные нарушения опорно-двигательного аппарата

Для определения особенностей уровня физического развития и функционального состояния здоровья студентов СУО с нарушениями функций ОДА (сколиоз I - II-ой степени в сочетании с плоскостопием I-II-ой степени) был проведён сравнительный анализ морфофункционального портрета 135 студентов 3 курса СУО различных факультетов ВолгГМУ. К 1-ой группе были отнесены 30 девушек и 15 юношей с патологией костно-мышечной системы, к 2-ой - 30 девушек и 15 юношей с миопией, к 3-ей - 30 девушек и 15 юношей с различными нарушениями в деятельности ССС.

Физическое развитие студентов медицинского вуза оценивалось по показателям роста и массы тела, окружности грудной клетки (ОКГ) и динамометрии. Комплексная оценка функционального состояния основных жизнеобеспечивающих функций организма включала в себя оценку уровня физического состояния по Е. А. Пироговой, «вегетативный индекс» Кердо, ортостатическую пробу, пробу Мартине, пробу Г енче, точность мышечных усилий, пробу Ромберга, физическую работоспособность по тесту PWCi70, теппинг - тест, показатель психоэмоционального состояния.

Статистические данные ( ) показателей, характеризующих физическое развитие студентов 3 курса ВолгГМУ, с различными нарушениями здоровья, обучающихся в СУО представлены в Таблице 4.

отклонениями в состоянии здоровья (х + т)

Таблица 4 - Физическое развитие студентов медицинского вуза с различными

Нозологические

группы

Показатели

Пол

1 группа (нарушения ОДА) п=45чел.

2 группа (миопия) п=45 чел.

3 группа (серд.-сосуд. заболевания) п=45 чел.

Рост (см)

Юноши

178,2 ± 0,34

181,9 + 0,31

180,2 + 0,16

Девушки

163,7 ± 0,8

165,6 ± 1,07

166,32 ± 1,17

Масса (кг)

Юноши

69,2 ± 0,5

66,7 + 0,14*

67,2 + 1,4*

Девушки

60,6 ± 3,01

56,35 ± 1,6*

58,05 ± 2,73*

ОКГ

грудной

клетки

в покое (см)

Юноши

90,3 ± 0,69

89,4 + 0,58

88,3 + 0,61

Девушки

84,1 ± 0,54

81,1 ± 1,1*

82,9 ± 0,93*

на вдохе (см)

Юноши

94,2 ± 0,55

95,7 + 0,58

94,8 + 0,81

Девушки

89,5 ± 0,74

88,1 ± 0,56

82,9 ± 0,73*

ОКГ на выдохе (см)

Юноши

87,6 ± 0,61

86,2 + 0,56

86,8 + 0,76

Девушки

83,1 ± 0,72

80,1 ± 0,34*

89,1 ± 0,33*

ОКГ экскурсия (см)

Юноши

6,6 ± 0,76

9,5 ± 0,12*

8,0 ± 0,78*

Девушки

6,4 ± 0,02

8,0 ± 0,23*

7,8 ± 0,43*

Кистевая

динамометрия

(кг)

правая рука (кг)

Юноши

40,4+1,5

39,2 + 1,6

39,8 + 1,9

Девушки

25,9 ± 0,67

22,1 ± 0,45*

23,1 ± 0,47*

левая рука (кг)

Юноши

36,2 + 1,4

37,1 + 1,97

36,9 + 3,1

Девушки

22,3 ± 1,2

20,3 ± 0,91*

20,9 ± 0,89*

Примечание - различия достоверны *p<0,05 к числовым значениям 1-ой группы

 

Из материалов Таблицы 4 видно, что юноши и девушки, имеющие сочетанные нарушения ОДА, по сравнению со студентами с нарушением зрения и патологией ССС, имеют большую массу тела при меньших значениях роста, и эти различия носят достоверный характер (р < 0,05).

Наибольшие числовые значения ОКГ в покое были зафиксированы у студенток 1-ой группы, но в тоже время у них наблюдалось наименьшие значения её экскурсии. У девушек с нарушениями функций ОДА экскурсия грудной клетки (ЭГК) составила 6,4 ± 0,02 см, во 2-ой группе и 3-ей экспериментальных группах числовые значения ЭГК соответствовали 8,0 ± 0,23 см (р < 0,05) и 7,8 ± 0,43 см (р < 0,05).

У юношей значения ОКГ на вдохе были выше в группе студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В группах занимающихся с нарушениями зрения и сердечно-сосудистыми заболеваниями отмечались меньшие значения ОКГ на выдохе (р < 0,05).

Более высокие значения мышечной силы зафиксированы в группе девушек с патологией ОДА(р < 0,05). У юношей сила мышц правой руки больше (p > 0,05) в группе с нарушениями функций ОДА, а сила мышц левой руки - в группе студентов, имеющих миопию (p > 0,05).

Сравнительный анализ по показателям функционального состояния выявил, что ЧСС в покое достоверно выше у девушек с патологией костно-мышечной системы (р < 0,05). Во 2-ой и 3-ей группе студенток отмечаются более высокие значения систолического (САД) и диастолического артериального давления (ДАД) по сравнению с занимающимися 1-ой группы (Таблица 5).

Таблица 5 - Функциональное состояние студентов медицинского вуза

с различными отклонениями в состоянии здоровья (х + т)

Нозологические

группы

Показатели

Пол

1 группа (нарушения ОДА) (п=45чел.)

2 группа (миопия) (п=45 чел.)

3 группа (серд.-сосуд. заболевания) (n=45 чел.)

1

2

3

4

5

ЧСС (уд/мин)

Юноши

74,8 ± 2,74

78,34 ± 1,68*

80,31 ± 1,07*

Девушки

81,8 ± 3,17

78,45 ± 2,18*

79,31 ± 1,58*

СД (мм.рт.ст)

Юноши

117,2 ± 2,38

118,24 ± 2,16

121,57 ± 1,34*

Девушки

107,5 ± 3,68

109,31 ± 2,05*

110,58 ± 1,20*

ДД (мм.рт.ст)

Юноши

73,13 ± 2,2

74,06± 1,31

75,07 ± 1,34*

Девушки

18,23 ± ,21

7,05 ± 3,44**

9,65 ± 2,52**

«В егетативный

Девушки

66,18 ± 2,0

71,06 ± 1,40 *

70,79 ± 1,22*

индекс» Кердо (у.е.)

Юноши

10,25 ± 1,46

12,81 ± 1,43*

13,24 ± 1,61*

УФС

Юноши

0,500 ± 0,06

0,578 ± 0,02 *

0,600 ± 0,07*

по Е. А. Пироговой

Девушки

0,540 ± 0,002

0,531 ± 0,04

0,647 ± 0,01*

Проба Мартине, (% )

Юноши

42,19 ± 1,12

39,12 ± 1,66*

42,15 ± 1,25

Девушки

32,12 ± 0,63

37,2 ± 0,4*

38,0 ± 0,70*


 

Продолжение таблицы 5

1

2

3

4

5

Проба Генчи (сек)

Юноши

41,76 ± 4,17

38,18 ± 3,12*

44,84 ± 3,18*

Девушки

28,27 ± 2,28

27,79 ± 1,63

32,03 ± 2,39*

Теппинг - тест (у.е.)

Юноши

6,35 ± 0,14

6,36 ± 0,15

6,34 ± 0,17

Девушки

6,24 ± 0,18

6,28 ± 0,11

6,27 ± 0,13

Проба Ромберга (сек)

Юноши

18,43 ± 4,2

19,67 ± 4,9

21,25 ± 3,5*

Девушки

16,80 ± 2,47

18,81 ± 6,53*

21,37 ± 3,90*

Точность мышечных усилий (кг), индекс

Юноши

28,09 ± 0,18

17,25 ± 0,17*

18,13 ± 0,16*

Девушки

32,34 ± 1,36

24,88 ± 1,11*

27,14 ± 0,97*

Ортостатическая проба (уд/мин)

Юноши

15,80 ± 1,93

13,23 ± 2,58*

16,54 ± 2,87

Девушки

14,61 ± 3,03

14,98 ± 1,44

17,42 ± 1,06*

О

г~-

о

£

Рн

PWC170

(кгм/мин)

Юноши

671,21 ± 60,37

757,2 ± 96,56*

725,09 ± 65,21*

Девушки

639,24 ± 58,16

701,05 ± 34,11*

653,32 ± 71,19*

PWC170

(кгм/мин/кг)

Юноши

9,71 ± 1,84

11,36 ± 1,56*

10,82 ± 1,43*

Девушки

10,44 ± 1,02

12,44 ± 1,48*

11,12 ± 1,72

Уровень

депрессии, баллы

Юноши

34,6 ± 1,17

35,31 ± 0,98*

35,03 ± 1,64*

Девушки

35,9 ± 2,54

30,38 ± 1,35*

31,03 ± 1,32*

Примечание - различия достоверны *р<0,05, **р<0,01 к значениям 1-ой группы

 

У юношей значения ЧСС и САД достоверно ниже (p < 0,05) в группе студентов с нарушениями функций ОДА. Результаты измерений ДАД оказались ниже в группе студентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Значения ВИ Кердо во 2-ой и 3-й группах девушек соответствовали 7,05 ± 3,44 и 9,65 ± 2,52 у.е., у студенток 1-ой группы - 18,23 ± 2,21 у.е., что значительно превышает соответствующие числовые значения в группе студенток с различными заболеваниями ССС и с миопией (р < 0,05). У юношей достоверных различий в значениях ВИ Кердо не зафиксировано, все представители групп имели значения ВИ Кердо, соответствующие относительному равновесию симпатической и парасимпатической нервной системы.

Прирост ЧСС после 2-ой нагрузки в пробе Мартине оказался наибольшим у девушек с патологией ССС - 44,83 ± 3, 19%; у юношей - в группе студентов, имеющих нарушения функций ОДА.

Наихудшие значения в пробе Г енчи показали студентки с нарушением зрения - 27,79 ± 1,63 секунд (р < 0,05); у юношей - в группе с нарушениями функций ОДА (32,12 + 0,63 сек) (р < 0,05).

Результаты теппинг-теста у юношей и девушек в исследуемых группах не имели достоверных различий. В пробе Ромберга лучшие значения зафиксированы в группах девушек с миопией и юношей с заболеваниями ССС (р < 0,05).

Наиболее высокие значения в тесте, характеризующие точность мышечных усилий, были отмечены у студентов 3-ей группы. У юношей с нарушениями функций ОДА отмечались наихудшие результаты по данному показателю. Отклонение от величины заданного значения составило: у юношей - 28,09 ± 0,18% (р < 0,05), девушек - 32,34 ± 1,36(р < 0,05).

В ортостатической пробе наилучшая разница в значениях частоты пульса в положении лёжа и стоя зафиксирована у студенток 1-ой группы - 14,61 ± 3,03 уд/мин (р < 0,05); у юношей - во 2-ой группе (13,23 + 2,58) (р < 0,05).

Абсолютные показатели физической работоспособности по тесту PWC170 у девушек с нарушениями функций ОДА составили 639,24 ± 58,16 кгм/мин, во 2-ой и в 3-ей группах - 701,05 ± 34,11кгм/мин и 653,32 ± 71,19 кгм/мин соответственно (р < 0,05). Наилучшие значения относительной величины PWC170 наблюдались во 2-ой группе юношей и девушек, наименьшие - у студентов с патологией ОДА (р < 0,05).

Психоэмоциональный статус студенток с различными нарушениями здоровья определялся по методике Э.Р. Ахмеджанова. По результатам тестирования установлено, что наиболее стабильное состояние в группе девушек с нарушениями зрения (р < 0,05). Числовые значения уровня депрессии у студенток с патологией ОДА были выше, чем в группе девушек с заболеваниями ССС (р < 0,05). У юношей уровень депрессии был достоверно выше в группах студентов с сердечно - сосудистыми заболеваниями и миопией различной степени.

Таким образом, сравнительный анализ морфофункционального статуса студентов медицинского вуза, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, выявил отличительные особенности показателей физического развития и функционального состояния занимающихся с патологией ОДА:

Студенты с плоскостопием и сколиозом I-II-ой степеней имеют наибольшие значения весо-ростового индекса, находящиеся на верхних границах нормы.

У студентов с патологией костно-мышечной системы зафиксированы наименьшие значения экскурсии грудной клетки.

В группе студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата отмечены наименьшие относительные числовые значения уровня физической работоспособности, которые констатируются как «ниже среднего» и «низкий».

В группе девушек с патологией ОДА числовые значения ВИ Кердо свидетельствуют о преобладании тонуса симпатической системы и в 2 и более раз отличаются относительно показателей студенток с различными заболеваниями ССС и миопией.

У студентов, имеющих сочетанные нарушения функций ОДА, наблюдаются наихудшие значения по показателям вестибулярной устойчивости по сравнению с занимающимися других нозологических групп.

Таким образом, при организации физического воспитания студентов СУО, имеющих сочетанные нарушения ОДА, рекомендуется учитывать выявленные особенности физического развития и функционального состояния занимающихся с данной патологией. Наиболее важными задачами физического воспитания студентов этой нозологической группы должны стать развитие общей выносливости и совершенствование вестибулярной устойчивости. Для профилактики психоэмоционального перенапряжения рекомендуется шире использовать психотехники, улучшающие психоэмоциональный статус.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (06.05.2018)
Просмотров: 302 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%