Для определения особенностей уровня физического развития и функционального состояния здоровья студентов СУО с нарушениями функций ОДА (сколиоз I - II-ой степени в сочетании с плоскостопием I-II-ой степени) был проведён сравнительный анализ морфофункционального портрета 135 студентов 3 курса СУО различных факультетов ВолгГМУ. К 1-ой группе были отнесены 30 девушек и 15 юношей с патологией костно-мышечной системы, к 2-ой - 30 девушек и 15 юношей с миопией, к 3-ей - 30 девушек и 15 юношей с различными нарушениями в деятельности ССС.
Физическое развитие студентов медицинского вуза оценивалось по показателям роста и массы тела, окружности грудной клетки (ОКГ) и динамометрии. Комплексная оценка функционального состояния основных жизнеобеспечивающих функций организма включала в себя оценку уровня физического состояния по Е. А. Пироговой, «вегетативный индекс» Кердо, ортостатическую пробу, пробу Мартине, пробу Г енче, точность мышечных усилий, пробу Ромберга, физическую работоспособность по тесту PWCi70, теппинг - тест, показатель психоэмоционального состояния.
Статистические данные ( ) показателей, характеризующих физическое развитие студентов 3 курса ВолгГМУ, с различными нарушениями здоровья, обучающихся в СУО представлены в Таблице 4.
отклонениями в состоянии здоровья (х + т)
Таблица 4 - Физическое развитие студентов медицинского вуза с различными
Нозологические
группы
Показатели
Пол
1 группа (нарушения ОДА) п=45чел.
2 группа (миопия) п=45 чел.
3 группа (серд.-сосуд. заболевания) п=45 чел.
Рост (см)
Юноши
178,2 ± 0,34
181,9 + 0,31
180,2 + 0,16
Девушки
163,7 ± 0,8
165,6 ± 1,07
166,32 ± 1,17
Масса (кг)
Юноши
69,2 ± 0,5
66,7 + 0,14*
67,2 + 1,4*
Девушки
60,6 ± 3,01
56,35 ± 1,6*
58,05 ± 2,73*
ОКГ
грудной
клетки
в покое (см)
Юноши
90,3 ± 0,69
89,4 + 0,58
88,3 + 0,61
Девушки
84,1 ± 0,54
81,1 ± 1,1*
82,9 ± 0,93*
на вдохе (см)
Юноши
94,2 ± 0,55
95,7 + 0,58
94,8 + 0,81
Девушки
89,5 ± 0,74
88,1 ± 0,56
82,9 ± 0,73*
ОКГ на выдохе (см)
Юноши
87,6 ± 0,61
86,2 + 0,56
86,8 + 0,76
Девушки
83,1 ± 0,72
80,1 ± 0,34*
89,1 ± 0,33*
ОКГ экскурсия (см)
Юноши
6,6 ± 0,76
9,5 ± 0,12*
8,0 ± 0,78*
Девушки
6,4 ± 0,02
8,0 ± 0,23*
7,8 ± 0,43*
Кистевая
динамометрия
(кг)
правая рука (кг)
Юноши
40,4+1,5
39,2 + 1,6
39,8 + 1,9
Девушки
25,9 ± 0,67
22,1 ± 0,45*
23,1 ± 0,47*
левая рука (кг)
Юноши
36,2 + 1,4
37,1 + 1,97
36,9 + 3,1
Девушки
22,3 ± 1,2
20,3 ± 0,91*
20,9 ± 0,89*
Примечание - различия достоверны *p<0,05 к числовым значениям 1-ой группы
Из материалов Таблицы 4 видно, что юноши и девушки, имеющие сочетанные нарушения ОДА, по сравнению со студентами с нарушением зрения и патологией ССС, имеют большую массу тела при меньших значениях роста, и эти различия носят достоверный характер (р < 0,05).
Наибольшие числовые значения ОКГ в покое были зафиксированы у студенток 1-ой группы, но в тоже время у них наблюдалось наименьшие значения её экскурсии. У девушек с нарушениями функций ОДА экскурсия грудной клетки (ЭГК) составила 6,4 ± 0,02 см, во 2-ой группе и 3-ей экспериментальных группах числовые значения ЭГК соответствовали 8,0 ± 0,23 см (р < 0,05) и 7,8 ± 0,43 см (р < 0,05).
У юношей значения ОКГ на вдохе были выше в группе студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В группах занимающихся с нарушениями зрения и сердечно-сосудистыми заболеваниями отмечались меньшие значения ОКГ на выдохе (р < 0,05).
Более высокие значения мышечной силы зафиксированы в группе девушек с патологией ОДА(р < 0,05). У юношей сила мышц правой руки больше (p > 0,05) в группе с нарушениями функций ОДА, а сила мышц левой руки - в группе студентов, имеющих миопию (p > 0,05).
Сравнительный анализ по показателям функционального состояния выявил, что ЧСС в покое достоверно выше у девушек с патологией костно-мышечной системы (р < 0,05). Во 2-ой и 3-ей группе студенток отмечаются более высокие значения систолического (САД) и диастолического артериального давления (ДАД) по сравнению с занимающимися 1-ой группы (Таблица 5).
Таблица 5 - Функциональное состояние студентов медицинского вуза
с различными отклонениями в состоянии здоровья (х + т)
Нозологические
группы
Показатели
Пол
1 группа (нарушения ОДА) (п=45чел.)
2 группа (миопия) (п=45 чел.)
3 группа (серд.-сосуд. заболевания) (n=45 чел.)
1
2
3
4
5
ЧСС (уд/мин)
Юноши
74,8 ± 2,74
78,34 ± 1,68*
80,31 ± 1,07*
Девушки
81,8 ± 3,17
78,45 ± 2,18*
79,31 ± 1,58*
СД (мм.рт.ст)
Юноши
117,2 ± 2,38
118,24 ± 2,16
121,57 ± 1,34*
Девушки
107,5 ± 3,68
109,31 ± 2,05*
110,58 ± 1,20*
ДД (мм.рт.ст)
Юноши
73,13 ± 2,2
74,06± 1,31
75,07 ± 1,34*
Девушки
18,23 ± ,21
7,05 ± 3,44**
9,65 ± 2,52**
«В егетативный
Девушки
66,18 ± 2,0
71,06 ± 1,40 *
70,79 ± 1,22*
индекс» Кердо (у.е.)
Юноши
10,25 ± 1,46
12,81 ± 1,43*
13,24 ± 1,61*
УФС
Юноши
0,500 ± 0,06
0,578 ± 0,02 *
0,600 ± 0,07*
по Е. А. Пироговой
Девушки
0,540 ± 0,002
0,531 ± 0,04
0,647 ± 0,01*
Проба Мартине, (% )
Юноши
42,19 ± 1,12
39,12 ± 1,66*
42,15 ± 1,25
Девушки
32,12 ± 0,63
37,2 ± 0,4*
38,0 ± 0,70*
Продолжение таблицы 5
1
2
3
4
5
Проба Генчи (сек)
Юноши
41,76 ± 4,17
38,18 ± 3,12*
44,84 ± 3,18*
Девушки
28,27 ± 2,28
27,79 ± 1,63
32,03 ± 2,39*
Теппинг - тест (у.е.)
Юноши
6,35 ± 0,14
6,36 ± 0,15
6,34 ± 0,17
Девушки
6,24 ± 0,18
6,28 ± 0,11
6,27 ± 0,13
Проба Ромберга (сек)
Юноши
18,43 ± 4,2
19,67 ± 4,9
21,25 ± 3,5*
Девушки
16,80 ± 2,47
18,81 ± 6,53*
21,37 ± 3,90*
Точность мышечных усилий (кг), индекс
Юноши
28,09 ± 0,18
17,25 ± 0,17*
18,13 ± 0,16*
Девушки
32,34 ± 1,36
24,88 ± 1,11*
27,14 ± 0,97*
Ортостатическая проба (уд/мин)
Юноши
15,80 ± 1,93
13,23 ± 2,58*
16,54 ± 2,87
Девушки
14,61 ± 3,03
14,98 ± 1,44
17,42 ± 1,06*
О
г~-
о
£
Рн
PWC170
(кгм/мин)
Юноши
671,21 ± 60,37
757,2 ± 96,56*
725,09 ± 65,21*
Девушки
639,24 ± 58,16
701,05 ± 34,11*
653,32 ± 71,19*
PWC170
(кгм/мин/кг)
Юноши
9,71 ± 1,84
11,36 ± 1,56*
10,82 ± 1,43*
Девушки
10,44 ± 1,02
12,44 ± 1,48*
11,12 ± 1,72
Уровень
депрессии, баллы
Юноши
34,6 ± 1,17
35,31 ± 0,98*
35,03 ± 1,64*
Девушки
35,9 ± 2,54
30,38 ± 1,35*
31,03 ± 1,32*
Примечание - различия достоверны *р<0,05, **р<0,01 к значениям 1-ой группы
У юношей значения ЧСС и САД достоверно ниже (p < 0,05) в группе студентов с нарушениями функций ОДА. Результаты измерений ДАД оказались ниже в группе студентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Значения ВИ Кердо во 2-ой и 3-й группах девушек соответствовали 7,05 ± 3,44 и 9,65 ± 2,52 у.е., у студенток 1-ой группы - 18,23 ± 2,21 у.е., что значительно превышает соответствующие числовые значения в группе студенток с различными заболеваниями ССС и с миопией (р < 0,05). У юношей достоверных различий в значениях ВИ Кердо не зафиксировано, все представители групп имели значения ВИ Кердо, соответствующие относительному равновесию симпатической и парасимпатической нервной системы.
Прирост ЧСС после 2-ой нагрузки в пробе Мартине оказался наибольшим у девушек с патологией ССС - 44,83 ± 3, 19%; у юношей - в группе студентов, имеющих нарушения функций ОДА.
Наихудшие значения в пробе Г енчи показали студентки с нарушением зрения - 27,79 ± 1,63 секунд (р < 0,05); у юношей - в группе с нарушениями функций ОДА (32,12 + 0,63 сек) (р < 0,05).
Результаты теппинг-теста у юношей и девушек в исследуемых группах не имели достоверных различий. В пробе Ромберга лучшие значения зафиксированы в группах девушек с миопией и юношей с заболеваниями ССС (р < 0,05).
Наиболее высокие значения в тесте, характеризующие точность мышечных усилий, были отмечены у студентов 3-ей группы. У юношей с нарушениями функций ОДА отмечались наихудшие результаты по данному показателю. Отклонение от величины заданного значения составило: у юношей - 28,09 ± 0,18% (р < 0,05), девушек - 32,34 ± 1,36(р < 0,05).
В ортостатической пробе наилучшая разница в значениях частоты пульса в положении лёжа и стоя зафиксирована у студенток 1-ой группы - 14,61 ± 3,03 уд/мин (р < 0,05); у юношей - во 2-ой группе (13,23 + 2,58) (р < 0,05).
Абсолютные показатели физической работоспособности по тесту PWC170 у девушек с нарушениями функций ОДА составили 639,24 ± 58,16 кгм/мин, во 2-ой и в 3-ей группах - 701,05 ± 34,11кгм/мин и 653,32 ± 71,19 кгм/мин соответственно (р < 0,05). Наилучшие значения относительной величины PWC170 наблюдались во 2-ой группе юношей и девушек, наименьшие - у студентов с патологией ОДА (р < 0,05).
Психоэмоциональный статус студенток с различными нарушениями здоровья определялся по методике Э.Р. Ахмеджанова. По результатам тестирования установлено, что наиболее стабильное состояние в группе девушек с нарушениями зрения (р < 0,05). Числовые значения уровня депрессии у студенток с патологией ОДА были выше, чем в группе девушек с заболеваниями ССС (р < 0,05). У юношей уровень депрессии был достоверно выше в группах студентов с сердечно - сосудистыми заболеваниями и миопией различной степени.
Таким образом, сравнительный анализ морфофункционального статуса студентов медицинского вуза, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, выявил отличительные особенности показателей физического развития и функционального состояния занимающихся с патологией ОДА:
Студенты с плоскостопием и сколиозом I-II-ой степеней имеют наибольшие значения весо-ростового индекса, находящиеся на верхних границах нормы.
У студентов с патологией костно-мышечной системы зафиксированы наименьшие значения экскурсии грудной клетки.
В группе студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата отмечены наименьшие относительные числовые значения уровня физической работоспособности, которые констатируются как «ниже среднего» и «низкий».
В группе девушек с патологией ОДА числовые значения ВИ Кердо свидетельствуют о преобладании тонуса симпатической системы и в 2 и более раз отличаются относительно показателей студенток с различными заболеваниями ССС и миопией.
У студентов, имеющих сочетанные нарушения функций ОДА, наблюдаются наихудшие значения по показателям вестибулярной устойчивости по сравнению с занимающимися других нозологических групп.
Таким образом, при организации физического воспитания студентов СУО, имеющих сочетанные нарушения ОДА, рекомендуется учитывать выявленные особенности физического развития и функционального состояния занимающихся с данной патологией. Наиболее важными задачами физического воспитания студентов этой нозологической группы должны стать развитие общей выносливости и совершенствование вестибулярной устойчивости. Для профилактики психоэмоционального перенапряжения рекомендуется шире использовать психотехники, улучшающие психоэмоциональный статус.
|