В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в РФ» (№ 329- ФЗ, 23.11.2007 г., ред. 05.12.2017 г.) предложено определение «физическое воспитание» - процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области ФК и Спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры [198].
Таким образом, школьное физическое воспитание - это процесс, затрагивающий все стороны развития учащихся, необходимые для успешной жизнедеятельности.
Поэтому общеобразовательным учреждениям в работе по учебной дисциплине «Физическая культура» и с целью укрепления и сохранения психофизического здоровья школьников с различными нозологиями в режиме школьного дня необходимо руководствоваться определенным нормативноправовым и программно-методическим обеспечением.
Мы проанализировали и систематизировали документацию, которая регламентирует организацию и содержание физического воспитания школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Законодательные документы Российской Федерации:
Конституция РФ от 25.12.1993 г. (с изменениями от 30.12. 2008 г.) - статья 41 (каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь), статья 43 (каждый имеет право на образование).
Федеральный закон № 124 от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015 г.), статья 4 (политика государства направлена на «содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному развитию детей»).
Федеральный закон № 329-ФЗ от 04.12.2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 05.12.2017 г.), статья 28, п. 2.3. (организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя: формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом);
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.: статья 51 («образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся»); статья 11, п. 1 («ФГОС и федеральные государственные требования обеспечивают: единство образовательного пространства РФ, преемственность основных образовательных программ, вариативность содержания образовательных программ»).
В то же время преподавателям физической культуры необходимо руководствоваться приказами Министерства здравоохранения РФ, а также правовой и нормативно-методической документацией относительно данной категории учащихся.
Нами был проведен ретроспективный анализ программно-нормативного обеспечения физического воспитания школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, позволивший изучить сложившиеся тенденции и наметить стратегию и пути оптимизации указанного процесса.
Изначально, распределение школьников на медицинские группы по состоянию здоровья для занятий ФК было регламентировано приказом Министерства здравоохранения от 09.11.1966 г. №826 «О мероприятиях по дальнейшему развитию лечебной физической культуры и врачебного контроля за физическим воспитанием населения», что предполагало не только распределение учащихся на основную, подготовительную и специальную медицинскую группы, но и организацию в школах уроков по предмету «Физическая культура» в соответствии с состоянием здоровья детей [158].
Однако в то время физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях было ориентировано на спортивную подготовку школьников, где доминировали образовательные задачи (освоение техники основных видов спорта). Дети, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, часто освобождались от занятий ФК, педагоги, не владея специальными знаниями, проявляли нежелание работать с данной категорией учащихся.
В начале 1980-х гг. Государственный комитет СССР по народному образованию подтвердил данные о прогрессирующей динамике ухудшения состояния здоровья обучающихся, что перенаправило школьное физическое воспитание на постановку и решение оздоровительных задач.
При этом учебная программа по физической культуре для школьников СМГ (1982 г, с изменениями в 1986 г.) вызывала определенные трудности у преподавателей, поскольку в ней не были расписаны в полной мере условия работы с разновозрастными группами, оценивание результатов обучения. Многие физические упражнения, включенные в программное содержание, не соответствовали психофизическому состоянию учащихся.
Следующий документ - методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 15.06.1987 г. № 105/33-24 «О направлении Методических рекомендаций «организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе» раскрывает задачи физического воспитания в СМГ, принципы комплектования групп, организацию, содержание и методические особенности занятий физической культурой, расписывает обязанности учителей [152].
Однако в данном письме декларируется, что уроки в СМГ могут проводить только учителя с физкультурным образованием, прошедшие специальные семинары, владеющие знаниями в области физиологического воздействия физических упражнений на детский организм, что также затруднило организацию качественной физкультурно-образовательной работы с детьми, имеющими различные нозологии.
В 1992 г. вышла новая школьная программа по физической культуре, которая состояла из двух частей: обязательной для всех ОО, и вариативной, разрабатываемой на основе материально-технической базы, уровня
подготовленности преподавателей и т.д. Данное нововведение предопределило большие возможности и в работе со школьниками СМГ, где учителя могли разрабатывать содержание вариативной части программы в соответствии с заболеваниями детей и направленностью учебного процесса.
В целях оптимизации школьной физкультурно-оздоровительной работы Министерство образования и науки РФ утверждает «Примерное положение о центре содействия укреплению здоровья детей, воспитанников образовательного учреждения», которое ратифицирует создание центра в школах как структурного подразделения, определяет организационно-методическую основу деятельности (Приказ Министерства образования РФ от 15.05.2000 г. № 1418). Задачами центра являются: формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях организма школьников; разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления учащихся, образовательных программ, направленных на обучение учащихся здоровому образу жизни.
Однако, данный проект не получил широкого применения на практике, так как для функционирования центра в каждой школе необходимы были преподаватели с валеологическим образованием и серьезная совместная работа медицинского персонала и учителей в формировании базы данных о состоянии здоровья детей, в разработке образовательных программ.
Следующий Приказ Министерства здравоохранения РФ № 621 от
30.12.2003 г. «О комплексной оценке состояния здоровья детей» и письмо Министерства образования РФ от 31.10.2003 г. № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» послужили отправной точкой для научно-исследовательской деятельности в области физического воспитания детей СМГ [153].
В 2004 году Министерством образования РФ была предложена учебная программа для школьников СМГ (авторы - сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина, 2004 г.), которая послужила основой авторских учебных программ, разработанных с учетом региональных, материально-технических и других, имеющихся в образовательных учреждениях, условий.
В 2010 г. публикуются примерные программы (1-11 классы) для учащихся, отнесенных к СМГ, разработанные на основе Обязательного минимума содержания образования и Минимальных требований к уровню подготовки школьников в области физической культуры [127].
Однако, следует отметить, что вышеуказанные программные рекомендации не принесли ожидаемого эффекта и не получили широкого применения на практике, что объясняется слабой методической подготовленностью большинства учителей и отсутствием системного представления о работе с изучаемой категорией учащихся.
Констатируя постоянное ухудшение состояния здоровья и
прогрессирующую гиподинамию обучающихся, государство ратифицирует ряд нормативно-правовых и программно-методических документов, направленных на создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения.
Так, «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года» (распоряжение правительства РФ № 1101-р от 07.08.2009 г.) определяет цель и задачи государственной политики в развитии физической культуры и спорта на период до 2020 г. Одна из основных задач - модернизация системы физического воспитания в ОО, которая направлена на
совершенствование физического воспитания и развитие массового спорта. Целевые ориентиры - увеличение доли обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом до 80%, повышение объема недельной двигательной активности (6-12 часов) в зависимости от особенностей детей [162].
В целях увеличения объема двигательной активности детей в режиме школьного дня Министерство образования направляет в субъекты РФ письмо об обязательном введении третьего часа ФК (письмо Минобрнауки РФ от 08.10.2010 № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры»), что будет содействовать повышению уровня физического развития и физической подготовленности школьников, улучшению состояния здоровья [154].
Однако и введение третьего урока ФК в учебный цикл практически не повлияло на улучшение состояния здоровья школьников с различными нозологиями.
Также Правительство РФ утверждает план первоочередных действий по модернизации образования на 2010 год (распоряжение Правительства РФ от 27.02.2010 г. № 246-р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша школа»), что послужило ратифицированию следующих нормативноправовых документов:
Письмо Министерства образования и науки от 29.03.2010 г. № 06-499 «О проведении мониторинга физического развития обучающихся».
Приказ Министерства образования и науки от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», где представлены условия, которые обеспечат сохранение и укрепление здоровья школьников.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821
10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного
Государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 с изменениями от 29.06.2011 г.).
В целях совершенствования физического воспитания школьников с различными нозологиями, приобщения к регулярным занятиям физическими упражнениями Министерство образования РФ направляет в ОО методические рекомендации (письмо Министерства образования и науки от 30.05.2012 г. № МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический
контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья») [151].
В документе приведены правила комплектования медицинских групп обучающихся для занятий физической культурой, особенности медикопедагогического контроля, особенности методики физического воспитания детей специальной медицинской группы «А».
Также, для раннего выявления у школьников различных нозологий, Министерство здравоохранения РФ издает Приказ № 1346н от 21.12.2012 г. «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них», что позволит своевременно выявлять начальные формы заболеваний, применять меры по восстановлению и сохранению здоровья подрастающего поколения [157].
Стоит отметить, что в школе основным документом по организации физического воспитания детей с различными нозологиями является Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» [156].
Согласно ФГОС, цель школьного образования по физической культуре - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и сохранения здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к здоровью, целостном развитии психофизических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В результате принятия выше указанных нормативно-правовых документов, наметились позитивные тенденции в оптимизации физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья (учителя более активно работают с данной категорией школьников, разрабатывают и внедряют авторские учебные программы), но ежегодное увеличение количества детей, отнесенных к СМГ, указывает на малую эффективность школьного физического воспитания.
В настоящее время государство в целом и Министерство образования в частности исследуют вопрос: каким образом модернизировать школьное физическое воспитание в целях воспитания разносторонне физически развитой личности, какими компетентностями в области сохранения и укрепления собственного здоровья должен владеть будущий гражданин общества для успешной жизнедеятельности.
|