Воскресенье, 24.11.2024, 17:39
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 49
Гостей: 49
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Современные подходы к организации физического воспитания школьников с отклонениями в состоянии здоровья

Анализ научно-методической литературы позволил выявить существующие подходы в организации физического воспитания учащихся с отклонениями в

состоянии здоровья, которые классифицируются по определенным

содержательно-организационным направлениям.

Значительная группа ученых и практиков предлагает формировать группы СМГ по нозологическому принципу и решать в процессе занятий лечебнокоррекционные и профилактические задачи [9; 15; 16; 31; 34; 58; 92; 94; 121; 164; 167; 173; 180; 187].

Например, В.К. Велитченко (основоположник в обосновании медицинских аспектов и разработке системного подхода к физическому воспитанию школьников с различными нозологиями) в своих научных трудах (1980-2000 г.) впервые раскрыл и описал структуру заболеваемости учащихся, отнесенных к СМГ, методы комплектования данной медицинской группы; предложил систему организованных занятий физической культурой и разработал программу внеклассной двигательной деятельности [34].

Ряд ученых предлагает формировать специальные медицинские группы по однородности заболеваний, половозрастным функциональным возможностям организма, уровню физической подготовленности школьников [9; 31; 164].

При этом они считают, что формировать группы СМГ необходимо на основе определения у школьников вегетативных нарушений, применяя в учебном процессе упражнения, релевантные типу вегетативной регуляции [58; 120; 180].

В основном представленные в научной-исследовательской литературе методические подходы разработаны для определенной нозологической группы учащихся.

Так, Г.И. Нарскин, И.П. Эммануилиди предлагают методику физического воспитания для школьников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата [137; 215], Е.В. Кокорина - для учащихся с заболеваниями органов дыхания [94], Н.В. Балышева - для детей с нарушениями сердечно-сосудистой системы [15].

Подобного взгляда придерживаются и другие специалисты, акцентирующие внимание на внедрение в физическое воспитание школьников с отклонениями в состоянии здоровья комплексов ЛФК, в зависимости от присутствующих у детей нозологий [173; 187].

Их оппоненты считают, что основным подходом в физическом воспитании школьников с различными заболеваниями является разделение детей на возрастные категории, что способствует оптимизации учебного процесса посредством подбора объема физической нагрузки, средств и методов физической культуры, соответствующих функциональным возможностям и физической подготовленности каждой возрастной группы [35; 91; 118; 145].

По их мнению, такой подход наиболее приемлем в организационном плане, так как занятия в группах, сформированных по возрасту (1-2, 3-4, 5-8, 9-11 классы), можно включить в общую школьную сетку расписания. Напротив, занятия СМГ, сформированных по заболеваниям (в состав которых входят одновременно учащиеся начальной, средней и старшей школы) необходимо организовывать вне основного расписания.

Например, Л.Г. Лушпа и А. А. Лушпа в своей работе со школьниками СМГ формировали специальные медицинские группы по возрасту (1-2 и 3-4 классы), применяя следующие методы, формы и средства: дыхательную гимнастику, антистрессовую гимнастику, психокоррекционные занятия с психологом, оздоровление детей в каникулярное время [118].

Также и другие специалисты придерживаются разделения школьников СМГ на возрастные категории. Разрабатывая организационно-содержательные аспекты физического воспитания, они исключили все противопоказанные упражнения в соответствии с возрастными категориями, применяли методы и средства для повышения уровня работоспособности, что в итоге повысило адаптационные возможности детей и улучшило состояние здоровья [36; 145; 189].

При этом Л.Н. Коданева предлагает специальную медицинскую группу «А» формировать по возрасту (1-2кл, 3-4, 5-8, 9-11), включая учащихся

подготовительной и специальной медицинской групп здоровья, так как их объединяют аналогичные нарушения в организме: снижение функциональных

возможностей дыхательной, сердечно-сосудистой систем, физической

подготовленности и работоспособности [92].

Большинство специалистов, занимающихся рассматриваемой проблемой, считают, что фактором эффективности физического воспитания данной категории школьников является врачебно-педагогический контроль (ВПК), который позволит корректировать направление учебного процесса к достижению главной цели - получению максимального оздоровительного эффекта [16; 21; 28; 36; 85; 106; 169; 177; 185; 188].

Однако ряд авторов утверждают, что врачебно-педагогический контроль должен быть направлен на оценку динамики физической подготовленности ослабленного ребенка [16; 106; 185]. Другие считают критерием эффективности занятий физической культурой улучшение функционального состояния систем, ослабленных патологическим процессом [21; 28; 36; 169; 177; 188].

Так, Е.В. Сажнева разработала методику комплексного педагогического контроля в процессе физического воспитания младших школьников СМГ и предлагает оценивать эффективность учебного процесса по степени улучшения функционального состояния кардио-респираторной системы обучающих. По ее мнению, анализ промежуточных результатов тестирования школьников СМГ позволяет корректировать направление физического воспитания, исключая одностороннее развитие определенного показателя, и осуществлять гармоничное физическое развитие детей [169].

При этом, Т.Е. Виленская разработала теоретико-методологическую концепцию снижения уровня педагогических рисков в физическом воспитании учащихся младших классов и предлагает пути минимизации, профилактики и ликвидации рисков в ходе ФВ, связанные с целями и задачами учебного процесса; с обеспечением врачебного контроля [36].

Мы считаем вышеуказанные исследования ценными в работе с подростками, имеющими различные нозологии, так как только на основании данных врачебнопедагогического контроля (улучшение показателей физического развития, физической подготовленности учащихся) можно говорить об эффективности физического воспитания школьников с отклонениями в состоянии здоровья.

В связи с развитием новой научной сферы - адаптивной физической культуры (АФК), ряд авторов предлагают опираться в физическом воспитании школьников, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, на базовые концепции АФК [2; 18; 65; 66; 106; 190; 210; 215].

Группа ученых в разработанной Концепции модернизации физического воспитания в ОО утверждают, что детям с отклонениями в состоянии здоровья необходимо заниматься в группах адаптивного физического воспитания (АФВ), где занятия должны проводить преподаватели АФК по специальной программе в отдельном спортивном зале в то же время, что и уроки физической культуры [18].

Так, И.Н. Тимошина в своих научно-практических работах раскрывает организационно-методические аспекты адаптивного физического воспитания школьников с различными нозологиями, формы врачебно-педагогического контроля, обобщает медико-биологические противопоказания и рекомендации по содержанию занятий [188; 190; 191].

Другие ученые и практики утверждают, что педагогический подход в физическом воспитании школьников с отклонениями в состоянии здоровья, направленный на создание здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды способствует валеологическому воспитанию детей, привитию норм здорового образа жизни [29; 32; 37; 71; 103; 104; 155; 172; 176; 178; 193; 208].

В доказательство своей концепции они предлагают стратегии и технологии, основанные на введении в режим школьного дня комплексов физических упражнений различной направленности, дополнительных секций по видам спорта, внеурочных физкультурных состязаний; организацию и внедрение в образовательные учреждения программы «Здоровье»; создание «Школ здоровья».

Между тем, многие специалисты считают, что в физическом воспитании данной категории школьников необходимо присутствие двух направлений с учетом медико-педагогических показаний: общая для всех медицинских групп программа по ФК и коррекционно-оздоровительная программа, что будет способствовать оздоровительному и тренировочному эффекту, постепенному улучшению состояния здоровья учащихся [91; 123; 133; 146].

И все же основная проблема данной категории обучающихся, независимо от возраста и заболеваний, - это отсутствие интереса, мотивации и потребности в занятиях физической культурой. Существующая проблема физического воспитания школьников с отклонениями в состоянии здоровья охватывает практически все общеобразовательные учреждения [65; 80; 96; 101; 122; 146; 213].

Сравнительный анализ научно-методической литературы показал

разнообразие вариативного применения методов, форм и средств физической культуры для формирования у школьников с различными нозологиями интереса, мотивации и потребности к систематической двигательной активности [3; 15; 63; 94; 95; 114; 123; 213;].

Например, В.Ю. Базарова в своей работе со школьниками 1-11 классов СМГ опирается на реализацию задачи повышения интереса к занятиям физической культуры посредством применения в учебном процессе подвижных игр с элементами различных видов спорта, упражнений по методу психомышечной тренировки, спортивных развлечений с щадящей физической нагрузкой, позволяющих развить у школьников устойчивый интерес к играм, что в результате формирует стимул для систематических физкультурных занятий и улучшает состояние здоровья [15].

Интересна и многогранна концепция спортизированного физического воспитания В.К. Бальсевича и Л.И. Лубышевой, способная перевести образовательный процесс на новый уровень формирования качеств личности школьников, привлечение их к спорту. Они считают, что, формируя у школьников изначально пассивный интерес к спорту, возможно содействовать созданию познавательного интереса, желания быть похожими на спортсменов, в результате смещая их интерес к миру физической культуры и спорта [113; 115].

Большая группа ученых и практиков считают, что для воспитания у школьников с различными нозологиями мотивации и потребности к занятиям физическими упражнениями необходимо предоставить им теоретические знания в области физической культуры на основе метапредметных и предметных понятий [10; 63; 97; 116; 135; 139; 140; 146].

Стоит отметить, что практически во всех выше затронутых трудах прослеживается мнение, что формирование у детей теоретических знаний происходит в процессе проведения занятия, что не способствует повышению интереса к уроку и, тем более, мотивации к двигательной активности.

Однако Л.Б. Кофман и В.П. Лукъяненко утверждают, что смещение акцентов с телесного развития на физкультурное образование приведет к повышению эффективности образовательного процесса [97; 116].

Также и другие специалисты считают, что межпредметный подход в физическом воспитании школьников с отклонениями в состоянии здоровья будет способствовать воспитанию интереса, устойчивой мотивации и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями [135; 184].

В данном направлении особого внимания заслуживают научные работы Л.А. Парфеновой, в которых концептуально-стержневой идеей декларируется интеграция интеллектуального и двигательного компонентов физического воспитания учащихся с различными нозологиями. Она доказала, что системное формирование у школьников СМГ теоретических знаний на основе межпредметных связей и углубленное овладение избранным видом спорта способствуют созданию осознанных мотивов и потребностей в физическом совершенствовании, улучшению их состояния здоровья [144; 145; 146; 147].

Таким образом, проанализировав научно-методические труды, мы пришли к выводу, что только альянс вышеуказанных педагогических подходов в физическом воспитании учащихся с отклонениями в состоянии здоровья, направленный на формирование интереса, мотивации и потребности к занятиям физической культурой посредством углубленного овладения теоретическими знаниями и применения средств оздоровительной тренировки будет способствовать оптимизации образовательного процесса и улучшению состояния здоровья учащихся с отклонениями в состоянии здоровья.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (05.05.2018)
Просмотров: 267 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%