В настоящее время учеными и практиками наработан определенный опыт программно-методического обеспечения физического воспитания школьников, имеющих различные нозологии [15; 58; 91; 118; 120; 132; 145; 167; 188 и др.].
Анализируя специальную литературу, мы отметили, что основная масса авторских программ и методических рекомендаций для школьников СМГ разработана для учащихся начальной школы и студентов вузов.
Недостаточность и узконаправленность программно-методических
разработок обусловила детальный анализ предлагаемых и используемых средств и методов физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья всех возрастных категорий.
Стоит отметить, что в среднем звене школы дети с различными нозологиями выходят во взрослую учебную жизнь с определенными трудностями в адаптации: появляется психоэмоциональное напряжение из-за введения новых учебных предметов; происходит уменьшение двигательной активности; физиологическая пубертатная перестройка проявляется в поведении, мышлении и состоянии здоровья, что необходимо учитывать при разработке учебных программ по физической культуре для данной категории обучающихся [8; 13; 23; 53; 198].
Общеизвестно, что развитие ребенка в онтогенезе - это процесс количественных и качественных изменений всего организма. Переход от одного возрастного периода к следующему считается переломным этапом индивидуального развития и приводит растущий организм в состояние дисбаланса функциональных и регулирующих систем [22; 26; 42; 47; 100].
Возрастной период детей с 11-13 до 15 лет - процесс бурного полового созревания, вызывающий интенсивное анатомо-физиологическое и физическое развитие организма.
Влияние гормонов в период полового созревания на функции центральной нервной системы (ЦНС) и эмоционально-стрессовые реакции от интенсификации учебного процесса приводят к срыву функциональных механизмов адаптации у 81,5 % детей, растет уровень заболеваемости (6,26-7,08 дней, пропущенных по болезни, на одного ребенка) [8; 146; 186; 191].
Для адекватной адаптации учащихся к информационным и препубертатным перегрузкам необходимо правильно организовывать учебный процесс с учетом физиологических и психофизических особенностей созревания подросткового организма [10; 68].
Поэтому в нашем исследовании были проанализированы специальные научные источники для выявления ведущих анатомо-физиологических и психофизических особенностей развития подростков и определены соответственные им содержательные рекомендации к организации двигательного режима [8; 13; 14; 22; 25; 47; 48; 159; 198].
Нами было обнаружено, что большая часть проанализированных рабочих программ для школьников СМГ направлена на решение в учебном процессе коррекционно-оздоровительных и профилактических задач.
Например, М.Н. Макарова разработала учебную программу по корригирующей гимнастике для (1-11 кл.) с нарушениями опорно-двигательного аппарата, где объединяет детей подготовительной и специальной медицинской групп, имеющих рекомендации к занятиям корригирующей гимнастикой. Она предлагает ввести в содержание раздела специальной подготовки упражнения на формирование естественного мышечного корсета, активное и пассивное растяжение позвоночника, развитие мышечно-суставного чувства, укрепление мышечно-связочного аппарата стопы, расслабление всех мышечных групп, что будет содействовать улучшению здоровья детей [124].
Мы считаем целесообразным введение в содержание учебной программы упражнений для укрепления мышечного корсета спины, так как в 11-13 лет у подростков быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков, что делает позвоночник податливым к различным условиям жизни [22].
Одновременно, при переходе в среднюю школу, дети в режиме учебного дня до 80% находятся в статическом положении, что ведет к различным нарушениям осанки; деформации позвоночника, грудной клетки и нарушениям работы сердца и легких [26].
Также интенсивное развитие скелета детей тесно связано с усиленным ростом скелетных мышц (масса скелетных мышц увеличивается на 12%, вес мышц составляет 35% к весу тела), который идет в условиях тканевой и кислородной недостаточности, организм испытывает перегрузки [48].
Поэтому правильно подобранные ФУ позволят содействовать формированию естественного мышечного корсета и здоровому развитию грудной клетки (увеличению окружности на 7-8 см.) [22].
Советуем в учебном процессе придерживаться следующих правил: не рекомендуются прыжки с высоты с приземлением на жесткий грунт во избежание повреждения эпифизарных хрящей; силовые статические упражнения во избежание преждевременного окостенения хрящей и остановки их роста; рекомендуются метания, ходьба на лыжах, бег [8].
Стоит отметить актуальность объединения детей подготовительной и специальной медицинской группы в единую группу для занятий ФК, потому что дети с отклонениями в состоянии здоровья имеют проблемы в адаптации к современному образовательному процессу и нуждаются в специальной учебной программе по физической культуре.
Специалисты Л.Г. Лушпа и А.А. Лушпа разработали программу по физической культуре для школьников СМГ 1-4 классов, где акцентировали внимание на профилактику переутомления детей, построив график учебного процесса циклично, применяя методы, формы и средства для повышения уровня работоспособности (психологическая коррекция), что повысило адаптационные возможности и улучшило здоровье [118].
Нас заинтересовало данное направление по профилактике переутомления детей, так как особенности развития сердечно-сосудистой системы и начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции сопровождаются повышенной возбудимостью и неустойчивостью ЦНС подростков, что отражается на их эмоциональном уровне (склонность к аффектам, раздражительность). Под влиянием сильных или длительных монотонных раздражителей ЦНС часто переходит в состояние торможения или сильного возбуждения, что ведет к дезадаптации растущего организма к физическим нагрузкам [14; 159].
В то же время применение дифференцированного подхода на уроке физической культуры приведет к положительному морфофункциональному развитию подросткового организма, так как физические упражнения, совершенствуя мышечную систему и вегетативные функции, стимулируют функции ЦНС.
В подтверждение целесообразности дифференцированного подхода в физическом воспитании данной категории школьников, нами отмечена научнопрактическая работа К. Р. Мамедова, который разработал календарно-тематическое планирование уроков для учащихся СМГ, где предложены упражнения для индивидуальной работы на уроках и дома, правила построения уроков, вопросы и практические задания для подготовки к аттестации выпускников [123].
При анализе учебных программ ряд программно-методических разработок вызвал у нас определенный интерес.
Например, М.Е. Злобина разработала учебную программу физического воспитания для школьников 5-6 классов только подготовительной медицинской группы, так как учащиеся данной категории имеют отличия по показателям физического развития, физической подготовленности, состояния здоровья от детей основной медицинской группы, и, занимаясь по единой программе, испытывают определенные трудности в овладении учебным материалом. Данная программа представлена в форме кластеров-модулей стандартных двигательных заданий с определенной величиной пульсового напряжения, что содействует преемственности функциональных воздействий из урока в урок и достижению долговременной адаптации учащихся [79].
При этом, Л.Н. Коданева разработала авторскую программу, где объединила учащихся подготовительной и специальной медицинских групп для занятий ФК. Она предлагает для воспитания двигательных качеств использовать методы стандартно-непрерывного и стандартно-интервального упражнения и
рекомендует допустимое у школьников данной категории соотношение объема и интенсивности физических нагрузок при различных методах работы и различных заболеваниях [91].
Стоит отметить, что данные авторы в своей педагогической практике правильно используют нормативно-правовые документы, предложенные к работе с детьми СМГ рекомендации, акцентируя процесс физического воспитания на влияние соотношения нагрузки на функциональное состояние организма обучающихся.
У подростков в связи с возрастным несоответствием в развитии сердечнососудистой системы (объём сердца увеличивается на 60-70%, пульс учащенный до 84-90 уд/мин.), сердце работает более мощно, диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии, кровяное давление повышается и затрудняет работу сердца [47]. Для школьников 11-13 лет характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, вызывающие быструю смену их физического состояния и настроения.
Исходя из вышесказанного, урок ФК должен быть не только с постоянно меняющимся объёмом физической нагрузки в соответствии с самочувствием детей [212], но и эмоционально-увлекательным. Следует подчеркнуть, что у подростков, регулярно занимающихся физической культурой, такого ослабления работоспособности не наблюдается, так как адаптация к мышечной деятельности позволяет им с минимальными потерями преодолевать этот возрастной этап [22].
Поэтому, для улучшения психофизической адаптации подростков с отклонениями в состоянии здоровья к современному учебному процессу, необходимы систематические занятия физическими упражнениями с учетом их интересов и строго дозированной физической нагрузкой.
Объединение детей подготовительной и специальной медицинской группы в единую группу для занятий ФК будет способствовать улучшению адаптационных возможностей к жизнедеятельности, так как данной категории школьников необходима специальная учебная программа по физической культуре с учетом состояния здоровья.
Так, С. А. Мажаева экспериментально доказала, что школьникам СМГ для улучшения здоровья необходимы регулярные занятия ФУ. Она разработала и внедрила «Комплексную учебно-оздоровительную программу физического воспитания школьников 11-14 лет СМГ с элементами тренировочной направленности», где были применены повышенные объемы физических нагрузок (дети 11-12 лет - до 8 часов в неделю, дети 13-14 лет - до 10 часов) для развития общей выносливости посредством циклических упражнений. Учебный материал запланирован в круглогодичном цикле по периодам (подготовительный, основной, поддерживающий). В учебный недельный цикл включены два занятия в зале, два - в бассейне, занятие на улице [120].
Так как развитие физических способностей происходит в соответствии с физиологическими изменениями детского организма, развитие выносливости к динамической работе проявляется у подростков с 11-12 лет. При этом уровень выносливости зависит от степени полового созревания, что необходимо учитывать учителю и акцентировать внимание на правильное планирование физических нагрузок.
Наиболее оптимальным для кардио-респираторной системы данной категории школьников является выполнение физических упражнений в условиях аэробного дыхания при ЧСС 130-150 уд./мин., что дает хороший оздоровительнотренирующий эффект.
На занятиях ФК необходимо акцентировать внимание на правильном дыхании, так как дыхательная система развивается неравномерно - грудная клетка растет быстрее, чем легкие, отчего легкие постоянно (даже при выдохе) растянуты [13]. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл. кислорода (взрослый - 20 мл.), то есть он гораздо меньше, чем взрослый, способен работать в условиях недостатка кислорода [14].
Рекомендуемые виды двигательной деятельности для учащихся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья - оздоровительный бег и лыжная подготовка.
Ряд авторов в работе со школьниками специальной медицинской группы используют средства современных двигательных систем.
Например, А.Е. Дивинская разработала рабочую программу для девушек 1516 лет, отнесенных к СМГ, на основе применения оздоровительных методик: фитбол-пилатес, фитбол-аэробика, пилатес, стретчинг [58].
Подобная практическая разработка освещена И.А. Мокрушиной, в работе со старшеклассницами СМГ она использовала занятия йогой с обязательным домашним занятием, где девушки должны были закреплять разученные асаны, пранаямы, медитации [132].
Однако использование в педагогической практике таких направлений, как пилатес и йога, трудны в применении, так как необходимо дополнительное образование учителей. Овладение данными современными оздоровительными методиками через методические рекомендации нереально и не желательно применять в учебной практике с детьми, имеющими различные нозологии.
Другие проанализированные, авторские программы для школьников с различными нозологиями, в основном разработаны на основе учебной программы
А.П. Матвеева, дополненные по различным заболеваниям, по возрастной категории, с включением современных оздоровительных методик, увеличением двигательной активности посредством урочной и внеурочной физкультурной деятельности [71; 86; 134; 195 и др.].
При организации физического воспитания учащихся среднего школьного возраста стоит обратить внимание не только на анатомо-физиологические особенности развития, но также и на психоэмоциональные и социальные особенности развития подростков: завершение детства и начальный переход к взрослости; эмансипация от взрослых, группирование со сверстниками.
Основные психоэмоциональные и интеллектуально-познавательные
характеристики данного возраста: появление мужского и женского взгляда на мир; активное развитие рефлексии, познавательных процессов, формирование логической памяти, самостоятельного мышления; возбудимость эмоциональноволевой сферы [22].
Специалисты утверждают, что именно в этом возрасте наблюдается потеря интереса как к двигательной деятельности и активному отдыху, так и к уроку физической культуры [63; 81; 101; 122]. Повсеместное увлечение современных школьников компьютерными играми, виртуальным общением по интересам, далекими от ценностей физической культуры и здорового образа жизни, ведет к уменьшению двигательной активности, ухудшению здоровья [3; 62; 80; 95; 149; 213].
В данном направлении особого внимания заслуживают научнопрактические работы Л.А. Парфеновой, которая разработала программы по физической культуре для учащихся СМГ 1-4 классов на основе оздоровительной тренировки с учетом интересов и предпочтений в двигательной деятельности. Она экспериментально доказала, что данные условия организации ФВ способствовали формированию у школьников познавательного интереса и мотивации к занятиям физическими упражнениями, повышению уровня физического развития и физической подготовленности, улучшению состояния здоровья [144; 145; 146].
По нашему мнению, современная учебная программа по ФК для учащихся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья должна быть акцентирована на воспитание у подростков мотивационно-ценностных ориентиров в физкультурно-оздоровительной сфере и направлена на
формирование компетентности (готовности и способности) в эффективном решении физкультурно-образовательных, профилактических, спортивно
оздоровительных, лечебно-коррекционных задач с учетом индивидуального самочувствия, что создаст большой потенциал для улучшения здоровья.
|