Общепринятых и четких понятий и определений в логистике до сих пор не существует. Это объясняется двумя причинами. Первая — логистика является новым научным направлением и находится в стадии формирования. Вторая — логистика является «синтетической» наукой, т.е. включает в себя множество направлений, «перекрывается» в своих функциях с производством, маркетингом или рынком, финансовой деятельностью, транспортом, техникой и технологией, математикой и т.д.
Если же рассмотреть круг проблем, которые затрагивает логистика в совокупности, то общими для них будут вопросы управления и оптимизации разнообразных потоков (вещественных, энергетических, финансовых, информационных и т.п.). Поэтому на объект логистики можно смотреть с разных точек зрения: с позиции маркетолога, финансиста, менеджера по планированию и управлению производством, специалиста по организации перевозок, ученого.
Сегодня под логистикой понимается [13]:
совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте и в нужное время с минимальными затратами;
интеграция перевозочного и производственных процессов;
наука о рациональной организации производства, транспорта и распределения в единую систему;
новое научное направление, связанное с разработкой методов управления материальными и информационными потоками;
инфраструктура экономики.
Ключевыми словами в приведенных понятиях логистики являются: интеграция (совокупность, единая система, экономическая система); поток (материальный, информационный, финансовый, поток услуг); процесс (перевозочный, производственный, распределительный).
Несмотря на различия во взглядах на логистику, в последние годы выработалось общепринятое представление о логистике как науке об управлении и оптимизации разнообразных потоков в экономических системах. Приведем некоторые из этих определений.
Логистика — это сумма деятельности по руководству, планированию, организации и управлению материальными потоками и информационными процессами в границах предприятия или между отраслями экономики с целью получения наибольшего эффекта [71].
В одной из последних отечественных работ по логистике дается определение логистики в широком (как науки) и в узком (с позиции бизнеса) смыслах [53].
В широком смысле логистика — это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей.
В узком смысле логистика — это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств.
Логистический эффект — эффект, связанный со значительным сокращением себестоимости продукции в результате объединения, интеграции всех перечисленных видов деятельности, начиная от первичного источника потока до конечного потребителя в рамках логистической системы. Предполагается, что чем шире границы, в которых производится эта деятельность, чем больше источников и потребителей потоков будут завязаны в единую систему, тем больше будет эффект от такого объединения.
Идеи интеграции, заложенные в логистике, позволяют говорить о новом логистическом подходе к управлению материальными потоками, коренным образом отличающимся от традиционного.
Логистический подход — интеграция отдельных звеньев материального производства в единую систему, упорядоченную вдоль материальных потоков и способную адекватно реагировать на возмущение внешней среды. Новизна логистического подхода к управлению потоками заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками. Лишь сравнительно недавно человечество осознало, каким потенциалом повышения эффективности материального производства обладает рационализация именно потоковых процессов в экономике.
Таким образом, категория потока является ключевой в логистике. В общем случае потоком называется совокупность объектов, воспринимаемая как единое целое, существующая как процесс на некотором временном интервале и измеряемая в абсолютных единицах за определенный период времени. Например, грузопоток определяется как объем перевозок, проходящий в единицу времени через определенное сечение транспортного пути в определенном направлении [10].
В логистике выделяют следующие виды потоков:
материальные потоки — потоки сырья, материалов или готовой продукции;
потоки услуг — работы, выполняемые одними участниками логистического процесса (элементами ЛС) по заявкам других;
информационные потоки — информационные сообщения различной формы, сопутствующие и способствующие продвижению материальных потоков и потоков услуг;
финансовые потоки — движение финансовых средств как денежного эквивалента всех остальных логистических потоков, а также финансовой оценки логистического эффекта ЛС.
Потоки отражают динамику логистической системы. В случае, если поток не находится в состоянии движения, то образуется запас. Более того, материальный поток, рассматриваемый в определенном временном сечении, также является запасом. Например, груз в процессе перевозки является запасом, поскольку на это требуется определенное время. Если продолжительность перевозки несопоставимо мала по сравнению с продолжительностью других логистических операций, то нахождение груза в движении не рассматривается как запас. Таким образом, запас — это «остановленный» поток, а поток — это запас «в движении». Запасы позволяют регулировать скорость и другие параметры логистических потоков.
Для превращения запасов в потоки и их дальнейшего продвижения и переработки необходимо выполнить работу, а точнее — целый набор операций. Запасы руды, например, самопроизвольно не превратятся в чугун, затем в прокат и автомобиль как конечный продукт. Однако производство автомобилей существовало и до логистического подхода. Поэтому операции по продвижению и переработке материального потока только тогда становятся логистическими, когда они выполняются согласованно и четко распределены между участниками процесса продвижения потоков. Каждый такой участник выполняет определенный набор логистических операций, т.е. говорят, что он выполняет определенную логистическую функцию. Прежде чем переходить к рассмотрению состава и содержания логистических операций и функций, необходимо остановиться на участниках логистического процесса.
В нашем примере с производством автомобилей основными участниками процесса их производства и реализации являются горнодобывающее, металлургическое, машиностроительное предприятия, дистрибьютор автомобилей. Хотя эти предприятия существовали и раньше (как элементы экономической системы), но слабые или формальные связи между ними не позволяли говорить о том, что они образуют единую систему.
Если между ними устанавливаются сильные стабильные (логистические) связи для управления материальными и сопутствующими потоками с целью сокращения общих издержек на производство и реализацию автомобилей, то формируется особая система, называемая логистической. Соответственно, экономическая система, в которой между предприятиями существуют именно такие связи, называется логистической.
Логистическая система (ЛС) — это сложная организационно-завершенная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками, причем задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями.
Логистическая система отличается (в основном) от простой совокупности предприятий тем, что у нее появляются новые качества, не свойственные ее элементам в отдельности (такое свойство систем называют эмерджентностью). Ни одно из известных предприятий не способно обеспечить производство продукции максимально высокого качества при заданном уровне издержек, если цехи этого предприятия не организованы в так называемую производственную логистическую систему и (или) само предприятие не является звеном логистической системы. Кроме того, что меняются свойства всей экономической системы при ее трансформации в логистическую за счет установления логистических связей между предприятиями, организациями, фирмами, в логистической системе также образуются новые элементы и изменяются функции существующих элементов.
Например, с целью сокращения издержек нескольких предприятий на содержание запасов в логистической системе создается распределительный центр, выполняющий централизованное управление запасами и поставками. Помимо снижения удельных затрат на хранение за счет применения современных автоматизированных технологий складирования (что может позволить себе не каждое предприятие), сокращаются потери предприятий за счет обеспечения распределительным центром своевременности (высокого качества) поставок.
Изменение функций элементов логистической системы можно проиллюстрировать на примере транспорта. Традиционно задача транспорта сводилась к перевозке заданного объема грузов в течение заданного периода. В логистической системе задача транспорта заключается в перевозке заданного количества груза в заданное место и время с минимальными (или заданными) затратами. Для выполнения этой задачи, как будет показано в следующих главах, необходимо коренным образом пересматривать как структуру транспортной системы, так и организацию, и технологию транспортирования.
Рассмотренные свойства логистической системы определяют, на наш взгляд, подход к выделению ее элементов или звеньев. Существует несколько подходов к ответу на вопрос «Что считать элементом (звеном) логистической системы?»
Один из них [13] основан на свойстве эмерджентности логистических систем и относит к звеньям логистической системы те элементы, которые сами не являются логистическими системами, хотя могут представлять сложные системы. Например, склад представляет собой сложную техническую, но не логистическую систему.
Согласно этому подходу выделяются следующие элементы логистических систем: закупка (подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему); склады (здания, сооружения, устройства и т.п., где временно размещаются и хранятся материальные запасы, преобразуются материальные потоки); запасы (запасы материалов, которые позволяют данной системе быстро реагировать на изменение спроса и помогают решать ряд логистических задач); транспорт; сбыт (подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы);
информация (подсистема, которая обеспечивает информационную связь между другими элементами логистической системы, контролирует выполнение логистических операций и т.д.); кадры (организованный персонал, занятый выполнением логистических операций).
Руководствуясь этим подходом, достаточно сложно выделить производственный элемент, т.е. элемент, который преобразовывает материальные потоки, поскольку предприятие само зачастую является логистической системой, в которой присутствуют все перечисленные элементы.
Другой подход к выделению звеньев основан на их соответствии базисным (основным) функциям логистической системы [53], к которым отнесены снабжение, производство и сбыт (дистрибьюция). Соответственно выделяются три типа звеньев: генерирующие, преобразующие и поглощающие материальные и сопутствующие им информационные и финансовые потоки. Кроме того, выделяют смешанные звенья, в которых три основных типа звеньев комбинируются в различных сочетаниях.
Наряду с открытостью вопроса о том, что считать базисными функциями логистической системы, такой подход, на наш взгляд, отрывает функции логистической системы от ее структуры.
С точки зрения формирования, развития или конструирования системы, главенствующее значение имеют ее функции и цели, для выполнения и достижения которых она создается. Если имеется готовая (существующая) система, то функции рассматриваются уже в привязке к конкретным ее элементам, к конкретной структуре или конструкции.
В настоящее время имеется возможность изучать реально существующие, а не абстрактные логистические системы, поэтому методически верным будет рассматривать логистические функции и операции в непосредственной привязке к тем звеньям логистической системы, которые их выполняют.
В соответствии с этим подходом выделим следующие элементы[1] логистической системы и их основные функции:
входной элемент — обеспечивает поступление материального потока и потока услуг в ЛС;
перерабатывающий элемент — осуществляет переработку (изменение свойств) материального потока, продвижение потока услуг, т.е. выполнение определенных работ;
накопительный элемент — осуществляет хранение, накопление материальных потоков, управление запасами, регулирование потока услуг по времени;
транспортный элемент — обеспечивает продвижение материального потока в ЛС;
выходной элемент — обеспечивает выбытие материального потока и потока услуг из ЛС;
управляющий элемент — координирует действия всех элементов ЛС по переработке и продвижению материального потока и потока услуг на основе изменения свойств информационных и финансовых потоков.
Элементом логистической системы (ЭЛС) называется некоторый экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или построения логистической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.
Наряду с логистической системой в западной и отечественной литературе повсеместно используется понятие логистической цепи (ЛЦ) как множества элементов логистической системы, линейно упорядоченных по материальному (или другому) потоку с целью анализа или проектирования определенного набора логистических функций и (или) издержек.
Логистическая цепь, таким образом, представляет собой ограниченный набор элементов логистической системы. Например, выходной элемент ЛС может быть представлен как логистическая цепь, объединяющая производителя (продавца) продукции, перевозчика и потребителя (покупателя). В рамках данной цепи может быть достигнуто снижение логистических издержек за счет скоординированной работы только этих трех звеньев.
Логистические цепи фактически следует представлять как фрагменты логистической системы. Они могут включать в себя все рассмотренные элементы ЛС за исключением управляющего, поскольку последний предполагает координацию действий всех элементов ЛС без исключения. Разумеется, что управление осуществляется и в границах ЛЦ, но его цель локальна и не реализует целевую функцию всей логистической системы.
Для анализа логистических систем используют различные конфигурации логистических элементов и логистических цепей, например логистические сети (набор взаимодействующих между собой ЛЦ) или логистические каналы (когда рассматриваются все логистические цепи, проводящие все потоки от поставщиков всех ресурсов, необходимых для производства готовой продукции, до ее конечного потребителя).
Каждый элемент логистической системы выполняет определенные операции. Логистической операцией называется действие, направленное на генерацию, преобразование, накопление, хранение, транспортировку и поглощение материальных и сопутствующих им информационных, финансовых и сервисных потоков. К логистическим операциям относятся такие, например, действия, как погрузка, разгрузка, перевозка, перегрузка, сортировка, маркировка и т.д. — для материального потока; сбор, хранение, обработка, передача, выдача информации — для информационного потока; расчеты с поставщиками, страхование груза, передача прав собственности на товар и т.д. — для финансовых потоков.
Обособленную совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой и (или) ее элементами задач, будем называть логистической функцией. Выделяют базисные (основные), ключевые и поддерживающие функции, различающиеся степенью обобщения логистических операций.
Каждый элемент ЛС, выполняя свои функции, должен ориентироваться на достижение общей цели ЛС. Постоянно растущие требования потребителей в качественных товарах и услугах формируют цели не только логистической системы, но и каждого ее элемента, каждой фирмы. Необходимо понимать, что в настоящее время логистические системы являются не формальными структурами, запроектированными для выполнения рассмотренных логистических функций, а представляют собой самоорганизующиеся формы, объединения различных фирм, предприятий для достижения общей цели бизнеса. Логистическая система образуется только при условии совпадения интересов множества или нескольких различных фирм, когда равнодействующая их целей, образно говоря, «совпадает» с направлением тех потоков, которыми оперируют эти фирмы.
На современном этапе развития рыночных отношений для большинства фирм целью становится максимальное удовлетворение требований потребителей к качеству товаров и услуг. Глобализация экономики привела к тому, что современные потребители ориентируются на качество продукции самых лучших компаний в мире, требуют более высокого качества товаров и услуг по более низким ценам, ожидают быстрой реакции на их запросы. Помимо высокого качества продукции и сервиса потребители ожидают своевременную доставку готовой продукции в небольших объемах непосредственно к месту потребления.
С одной стороны, придерживаясь такой стратегии поведения, фирма имеет шанс стать участником высокоэффективной логистической системы или цепи, а с другой стороны, потенциал логистики, функционирование предприятия в качестве элемента ЛС позволяют добиться ее целей в условиях усиления конкуренции.
Основу логистической стратегии поведения предприятия в условиях логистической экономики составляет так называемая логистическая миссия или набор семи правил логистики:
объект потока (нужный продукт, услуга, сообщение или платеж);
качество (требуемое качество объекта);
количество (в необходимом количестве);
время (доставка в заданные сроки или к определенному моменту);
место (доставка в нужное место);
потребитель (для конкретного потребителя);
затраты (с минимальными затратами).
Полностью логистическая миссия для фирмы, занимающейся, например, производством продукции, звучит следующим образом: «фирма в составе логистической системы должна обеспечивать наличие нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с наименьшими затратами».
Обобщим рассмотренные в этой главе понятия в виде принципов логистики.
Принцип системности. Предполагает рассмотрение всех логистических элементов и связей между ними как одного целого — единой большой (сложной) системы, обладающей системными свойствами. Эти системы обладают набором свойств, изучение которых является предметом так называемого системного анализа [8, 9]. Для ЛС этот принцип означает, в частности, что все элементы ЛС должны работать как единая слаженная система. В этом случае достигается максимальный эффект за счет согласованного управления логистическими потоками на всем протяжении от первичного источника сырья до конечного потребителя. Для решения такой задачи необходимо с системных (общих) позиций подходить к выбору техники, к взаимоувязке технологических процессов на различных участках движения материалов и к другим вопросам, касающимся организации материальных потоков. Все остальные принципы логистики являются уточнением принципа системного подхода к логистике.
Принцип адаптивности. На функционирование ЛС оказывает влияние множество внешних факторов, таких, например, как изменение конъюнктуры рынка, объема спроса, появление конкурентов, сбои в работе отдельных элементов ЛС и т.д. Для сохранения устойчивости ЛС на рынке, она должна обладать свойством адаптации, т.е. управляющий элемент ЛС должен обладать механизмом приспособления к изменениям. Этот механизм основан на алгоритме идентификации ситуации и выбора для этой ситуации одного из множества стандартных решений.
Принцип развития. В условиях жесткой конкуренции только способность ЛС постоянно и целенаправленно совершенствовать свою структуру и функции, например, повышать уровень качества потоков, позволяет достигать устойчивого положения на рынке. Принцип развития реализуется на основе стратегических планов развития, которые задают цели для ЛС.
Принцип самоорганизации. Реализация выбранной стратегии развития ЛС в условиях непредсказуемых изменений на рынке и в обществе невозможна без учета случайных отклонений от этой стратегии, происходящих в результате влияния непредвиденных факторов. Значение этих отклонений (флуктуаций) резко возрастает в периоды перехода ЛС на новый качественный уровень своего развития. Наличие флуктуаций является одним из условий процесса самоорганизации, в результате которого ЛС «самопроизвольно» находит решение, возможно, лучшее, чем это предусмотрено стратегическим планом ее развития. Собственно, и возникновение самих ЛС является результатом процесса самоорганизации в экономической (рыночной) системе, приведшего к формированию потоковых организаций, эффективность которых качественно выше эффективности обособленных предприятий.
В настоящее время существует несколько подходов к пониманию того, как должна быть организована логистическая система, как должны соблюдаться правила и принципы логистики, каким путем достигается цель логистической системы. Логистическая концепция — это идея, положенная в основу построения конкретной логистической системы. Наиболее распространенными логистическими концепциями являются:
концепция «точно в срок» (just-in-time) — основана на идее синхронизации процессов доставки материального потока в необходимом количестве к тому времени, когда логистический элемент в нем нуждается;
концепция KANBAN (разновидность концепции «точно в срок») — основана на идее своевременного удовлетворения потребности в материальном потоке каждого элемента ЛС за счет поставок из предыдущих элементов, с использованием оперативных заказов-заявок в форме карточек (с японского kanban — карточка);
концепция оптимального планирования материальных ресурсов MRP (materials resource planning) — основана на идее глобального оперативного оптимального планирования продвижения всех потоков и функционирования всех элементов ЛС на основании оперативно собираемой и анализируемой информации;
концепция «тощего производства» — основана на идее оптимизации (сокращения) количества ресурсов, резервов и запасов, задействованных в сфере материального производства на основе выпуска мелкопартионной высококачественной продукции;
концепция «реагирования на спрос» — является разновидностью концепции MRP и основана на применении различных способов улучшения (ускорения) реакции на изменение спроса, таких, например, как мониторинг спроса, устранение необходимости в постоянных заказах, «автоматического пополнения запасов».
После рассмотрения основных понятий и определений логистики остается открытым вопрос о предмете транспортной логистики и ее взаимосвязях с логистикой как более общей наукой.
Разные специалисты в области логистики по-разному относятся к идее выделения в логистике как науке об управлении потоками в экономической системе разделов, связанных с изучением особенностей логистического управления различными потоками в различных элементах логистической системы. Одни считают, что необходимо рассматривать конкретные логистические решения, концепции и технологии для каждого элемента ЛС (этот подход уже упоминался в п. 1.1). В последнее время преобладает мнение, что при конкретной технологии работы различных предприятий, фирм — элементов ЛС, их эффективность определяется главным образом тем, придерживается или нет эта фирма логистических принципов, основывает или нет фирма стратегию и тактику своего поведения в рынке в соответствии с логистической миссией.
Думается, что разделение логистической системы на части в соответствии с первым подходом, лишает смысла саму идею логистики, предполагающую непрерывное управление потоками в экономической системе на всем пути их следования от точки генерации до точки поглощения. Однако не следует забывать два момента. Первый — логистическая система формируется на основе баланса (равнодействующей) интересов множества фирм, предприятий — реальных участников рынка, каждый из которых обладает своей технологией, ноу-хау, амбициями и т.д. Второй — от знания конкретных технологий до понимания идеи логистики и от этого понимания до реализации конкретных логистических концепций на конкретных предприятиях порой лежит целая пропасть. Поэтому считаем, что имеют право на существование разделы логистики, которые исследуют вопросы формирования структуры ЛС, ее функционирования как в условиях логистической системы, так и в переходный этап от «обычного» предприятия до логистического.
С этой точки зрения особое значение имеет раздел «Транспортная логистика», поскольку транспорт тесно связан как со структурой, так и с функциями всех элементов ЛС без исключения, а также то, что выполнение четырех из семи правил логистики (количество, место, время, потребитель) обеспечивается, в основном, транспортным элементом ЛС. Транспорт одновременно является тем критическим элементом, из-за которого наиболее часто дают сбой ЛЦ, и наиболее гибким, адаптивным элементом ЛС, способным обеспечить успех логистической концепции.
[1] До сих пор мы употребляли термины «элемент» и «звено» как синонимы. Для строгости изложения договоримся, что в дальнейшем термин «элемент» будем применять в том случае, когда речь будет вестись о логистической системе, а термин «звено» будем употреблять применительно к логистическим цепям (линейно упорядоченным ЛС).
|