Объектом исследования и управления логистики является система материальных, информационных, финансовых потоков и потоков услуг. Напомним, что в отличие от традиционного подхода к производству, транспорту, экономике в целом, когда основным объектом выступает предприятие — источник, потребитель и проводник материальных ресурсов, логистический подход переносит акцент с предприятия на поток — множество объектов (элементов потока) разнообразной природы, воспринимаемых как единое целое.
Понятие «поток» в логистике тесно связано с понятием «запас». Запас — это поток с нулевой скоростью движения. В общем случае запас возникает, когда интенсивность входного потока для логистического элемента становится больше интенсивности выходного потока. Тогда поток представляет собой «ускоренный» запас. С математической точки зрения величина запаса представляет собой результат интегрирования величины интенсивности входного потока в течение периода времени, а интенсивность потока — результат дифференцирования (изменения) запаса по времени.
Сложность исследования и управления логистическими потоками заключается в многочисленности и многообразии их параметров, свойств и характеристик. В настоящее время не существует общепринятой классификации логистических потоков по их свойствам. Кроме того, не разработана система параметров и показателей, что затрудняет принятие решений по управлению потоками в логистической системе и оценку эффективности такого управления. Такая система необходима для проведения мониторинга логистических потоков, их прогнозирования.
В настоящем учебном пособии рассматривается система параметров и показателей, основанная на обобщении классификаци-
онных признаков свойств логистических потоков [53] и системы показателей, предложенной в работе [26].
Параметры логистических потоков разделяются на две группы — физические параметры, отражающие пространственно-временные свойства потоков, и статистические параметры, отражающие закономерности изменения физических параметров.
Группа физических параметров логистических потоков включает в себя параметры, характеризующие свойства потоков в пространстве и времени.
Маршрут движения потока (путь, М) — последовательность n пунктов логистической цепи (вершин транспортной сети, графа) с координатами x, y, которые проходит поток в процессе движения от начального пункта к конечному пункту цепи
M{(,yj),...,(.,y.),...,(n,yn), где i — номер вершины транспортной сети.
Длина маршрута (пути, L) — суммарное расстояние (сумма длин n—1 векторов, составляющих маршрут), проходимое элементом по
тока при движении по маршруту.
n
L=Zi
i=2
y
-1)
Если длины дуг, соединяющих вершины логистической цепи, заданы в явном виде (а не координатами вершин), то длина маршру-
n
та L = ^рi, где — номер вершины, предшествующей i-й при
i=1 1
движении потока по маршруту M; р^ . — длина дуги, соединяю-
i
щей вершины X ■ и i. Величину рх i также называют оценкой дуги транспортной сети. Под оценкой дуги транспортной сети понимают не только расстояние, но и затраты, возникающие при движении потока от вершины Х;- до вершины i. Тогда каждая i-я вершина транспортной сети характеризуется оценкой pi, равной по величине длине маршрута от начальной вершины до i-й, т.е. р( = L, а длина всего маршрута будет равна оценке последней вершины в маршруте движения потока.
Время движения потока по маршруту (T) — затраты времени на движение элемента потока по маршруту M. Время движения по
тока по маршруту будет равно оценке последней вершины маршрута или сумме длин дуг транспортной сети, если оценки дуг соответствуют времени движения потока между вершинами транспортной сети.
Скорость потока (V) — отношение длины маршрута ко времени движения потока по маршруту V = L/T.
Масса (количество) потока (m) — суммарная масса (количество) элементов потока, находящихся в движении по маршруту (дви-
n
жущихся по дугам транспортной сети) m = ^ m .
i=1 ‘l
Интенсивность потока (I) — число элементов потока, проходящих за единицу времени через сечение канала (коммуникации), представляемого дугой транспортной сети. Рассчитывается как отношение массы потока ко времени движения потока по маршруту: I = m/T.
Мощность потока (W) — произведение интенсивности потока на его скорость, W = I V.
Интервал времени между элементами потока (At) — рассчитывается как отношение времени движения потока по маршруту к количеству потока, At = T/m.
Коэффициент дискретности потока (k^ ) — отношение зна
чения интервала времени между элементами потока к минимальному, отличному от нуля значению интервала, при котором поток считается непрерывным, ^искр = At/Atmin, Atmin>0.
Коэффициент сложности структуры потока (kслож) — характеризует разделение логистического потока, проходящего по маршруту, на струи в зависимости от свойств элементов потока (например, рода груза, типа подвижного состава и т.п.). Предполагается, что чем больше в обще потоке струй с относительно небольшим значением массы (количества) потока, тем сложнее будет его структура. Сложность структуры логистического потока определяет сложность управления этим потоком. Коэффициент сложности структуры потока рассчитывается в соответствии с эмпирическим правилом Парето как отношение числа струй потока, суммарная масса по которым составляет не более 20 % суммарной массы потока, к числу струй потока, на которые приходится не менее 80 % общей массы потока. Вычисление коэффициента сложности произ
водится по следующему алгоритму: рассчитывается m — суммарная масса всех струй, образующих логистический поток; рассчитываются значения массы отдельных струй потока — mr ; струи потока сортируются в порядке возрастания значения их массы; подсчитывается r 20 %— число струй, суммарная масса которых не превышает 20 % от величины m (подсчет производится в порядке возрастания массы струй); рассчитывается значение коэффициента сложности структуры потока &слож = r 20 %/(R — r 20 %), где R — общее число струй в потоке.
Коэффициент дифференцируемости потока (&диф) — отношение числа струй потока в конечном пункте маршрута продвижения потока (гп) к числу струй в начальном пункте (ri), &диф = гп /г^
£ r, Vi £ и
упорядоченности потока (^подряд ) — отношение средневзвешенного по величине скорости числа струй потока, имеющих одинаковые скорости, к суммарному числу струй логистического потока. Вычисление коэффициента упорядоченности потока производится по следующему алгоритму: определяется v — число значений скоростей движения отдельных струй потока (или интервалы значений скоростей); подсчитывается число струй, имеющих одинаковые скорости ri ; рассчитывается значение коэффициента упорядоченности потока по формуле ^подряд
Коэффициент управляемости потока (k^) — отношение количества информационного потока, элементами которого являются сообщения о качественно выполненных (в соответствии с установленными нормативными значениями) управленческих командах (m^, к количеству управляющего информационного потока (число ин- формационно-управляющих сообщений). Для оценки качества выполнения управленческих команд может быть использован комплекс методик, основанный на нормировании представленных здесь показателей логистических потоков и определения степени достижения этих показателей. Для повышения точности расчета коэффициента управляемости целесообразно величину количества информационного потока корректировать с учетом количества информации в каждом сообщении, зависящего от вероятности и, соответственно, сложности той или иной управленческой ситуации.
Группа статистических параметров логистических потоков включает в себя параметры, характеризующие закономерности изменения физических параметров с течением времени.
Средние значения физических параметров потоков рассчитываются по накопленным в течение определенного периода времени фактическим значениям физических параметров потоков. Период времени наблюдения определяется как время, необходимое для пропуска по маршруту K элементов логистического потока. Физические параметры потоков при этом рассчитываются для маршрута в целом. Если период наблюдения равен по величине времени движения потока по маршруту, то усредняются физические значения параметров потоков по отдельным дугам транспортной сети. Такой расчет рекомендуется выполнять, если необходимо более точно определить фактические значения физических параметров потоков для отдельных струй (перевозок).
Коэффициенты вариации физических параметров потока (v) — отношение среднеквадратического отклонения физического параметра потока от его средней величины в течение периода наблюдения.
Коэффициенты неравномерности физических параметров потока (k ) определяют отклонения физических параметров потоков от их средних значений. Коэффициенты неравномерности рассчитываются как сумма единицы и коэффициента вариации v соответствующего параметра логистического потока.
нерег
нерегулярности потока (£нерег) — отношение числа отличных от среднего значения интервалов времени между элементами потока к общему числу интервалов за расчетный период, т. е. вероятность отклонения интервала времени между элементами потока от среднего значения интервала:
5k = 1, при At Ф At;
Ък = 0, при At = At,
где k — номер интервала между элементами потока;
K — число элементов потока, прошедших по маршруту в течение периода наблюдения;
At — среднее значение интервала времени между элементами потока.
Коэффициент периодичности потока (&пер) характеризует закономерности изменения физических параметров потока, обычно массы (количества) потока. Исследование периодичности и расчет соответствующего коэффициента проводится с использованием методов анализа временных рядов. Для мультипликативной модели временного ряда коэффициент периодичности рассчитывается как отношение произведения числа уровней регулярных составляющих временного ряда (тренд YT, сезонная Ys и циклическая компоненты Yc), к числу уровней, принадлежащих случайной компоненте YE, то есть k = YT Ys Yc /YE Для аддитивной модели временного ряда коэффициент периодичности рассчитывается как разность между суммой числа уровней регулярных составляющих и числом уровней, принадлежащих случайной компоненте, кпер = (YT+Ys+Yc ) -Ye.
Коэффициент изменчивости потока (^^ ) — величина, обратная максимальной, за время наблюдения, продолжительности непрерывного периода, в течение которого значение коэффициента вариации любого из физических параметров потока не превышало установленной величины.
Группа показателей, применяемых для оценки логистических потоков, включает в себя следующие показатели.
Работа по перемещению потока (транспортная работа) (Pu) — произведение массы (количества) потока на длину маршрута его движения, Pп = m L;
Количество движения потока (P) — произведение массы потока на его скорость, P = m V.
Коэффициент нестабильности потока (k стаб) — оценка максимальной величины отклонения физического параметра потока от его значения на начало расчетного периода. Рассчитывается как k^^ = max |nk - П0| /П0, k = 1, 2, ..., K, где nk — значение физического параметра потока после пропуска к-го элемента потока по маршруту; П0 — значение физического параметра потока на конец предыдущего периода измерения (после пропуска K элементов потока), т.е. на начало текущего периода.
Коэффициент ритмичности потока (^щ^) — определяется как разность единицы (100 %) и коэффициента вариации (v) физического параметра или показателя логистического потока. Для расчета коэффициента вариации при этом формируется выборка, элементами которой являются значения параметров или показателей потока на конец плановых периодов. Сбор данных осуществляется в течение периода наблюдения, включающего в себя несколько плановых периодов. Обычно коэффициент ритмичности рассчитывается для объема транспортной работы (см. первый показатель в группе показателей логистических потоков). При этом вместо среднего значения объема транспортной работы при расчете ее коэффициента вариации используются плановые значения, установленные для каждого периода времени.
Представленные параметры и показатели положены в основу классификации логистических потоков (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Классификация логистических потоков
Классификационный
признак
Свойства потоков
1
2
Пространственный
Отношение к
логистической
системе
Внутренние (все пункты, через которые проходит поток, являются элементами ЛС); внешние (более одного пункта маршрута продвижения потока не являются элементами ЛС)
Отношение к
логистическим
элементам
Входные (внешний поток, поступающий в ЛС через входной элемент); выходные (поток, поступающий из ЛС во внешнюю среду); производственные (циркулирующие внутри перерабатывающего элемента ЛС); грузопотоки (потоки, находящиеся в процессе транспортирования); запасы (потоки, циркулирующие внутри накопительного элемента); управляющие (информационные и финансовые потоки управляющего элемента)
Маршрут движения
Замкнутые (начальный пункт маршрута совпадает с конечным); разомкнутые (поток не проходит ни через один пункт маршрута дважды); комбинированные (маршрут продвижения потока содержит хотя бы один пункт, через который поток проходит дважды)
1
2
Параметрический
Непрерывность
Непрерывные (интервал времени между элементами потока равен нулю или не превышает значения, при котором поток считается дискретным); дискретные (интервал времени между элементами потока больше значения, при котором поток считается непрерывным)
Сложность
структуры
Сложные (число струй потока, суммарная масса которых не превышает 20 % массы всего потока, составляет не менее 80 % от общего числа струй в потоке); простые (число струй потока, суммарная масса которых не превышает 20 % массы всего потока, составляет меньше 20 % от общего числа струй в потоке)
Дифференци
руемость
Дифференцируемые (число струй потока в конечном пункте маршрута его движения больше числа струй в начальном пункте маршрута); недифференцируемые (число струй потока в конечном пункте маршрута его движения меньше или равно числу струй в начальном пункте маршрута)
Упорядоченность
Ламинарные (отсутствует взаимное перемещение объектов потока, скорости всех струй потока равны); турбулентные (скорости движения отдельных струй потока различны)
Управляемость
Управляемые (адекватно реагирующие на управляющее воздействие — информационный поток, содержащий информационно-управляющие сообщения); неуправляемые (не реагирующие на управление)
Статистический
Равномерность
Равномерные (значение коэффициента неравномерности любого из параметров потока не превышает 1,2); неравномерные (значение коэффициента неравномерности любого из параметров потока больше 1,2)
Регулярность
Детерминированные (интервал времени между элементами потока — постоянная величина); стохастические (интервал времени между элементами потока изменяется случайным образом)
Периодичность
Периодические (характеризуются наличием закономерностей изменения физических параметров потока с течением времени); непериодические (отсутствуют закономерности изменения физических параметров потока)
1
2
Статистический
Изменчивость
Стационарные (установившиеся); нестационарные (неустановившиеся)
Показательный
Стабильность
Стабильные (значения любого из физических параметров потока в начале и в конце расчетного периода равны или различаются на установленную величину); нестабильные (значения любого из физических параметров потока в начале и в конце расчетного периода больше установленной величины)
Ритмичность
Ритмичные (отклонения от установленных значений параметров или показателей логистических потоков на конец плановых периодов не превышает установленной величины); неритмичные (отклонения от установленных значений параметров или показателей логистических потоков на конец плановых периодов больше установленной величины)
Рассмотрим некоторые принципиальные особенности каждого из логистических потоков.
Материальные потоки
Основным логистическим потоком, наряду с потоком услуг, является материальный поток. Это объясняется тем, что материальные потребности людей подразделяются на продукцию и услуги (работы). Материальный поток — это продукция (товары), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в запас.
Внешний материальный поток, поступающий в ЛС через входной элемент, называется входным потоком и представляет собой, как правило, поток материалов, сырья и полуфабрикатов, перерабатываемый и преобразуемый в границах логистической системы в выходной материальный поток ЛС. Он представляет собой по-
ток готовой продукции, доставляемой выходным элементом ЛС до потребителя.
Производственные материальные потоки циркулируют в границах перерабатывающих элементов ЛС и представляют собой потоки сырья, материалов, полуфабрикатов, незавершенного производства, находящихся в процессе производства или движущихся между подразделениями промышленных предприятий.
Потоки, циркулирующие внутри накопительного элемента ЛС, называются запасами. В зависимости от степени удаленности накопительного элемента от входного элемента ЛС и, соответственно, близости к выходному элементу, запасы сырья и материалов становятся запасами товаров и готовой продукции.
Материальный поток, находящийся в процессе транспортировки, называется грузопотоком. Грузовой поток — количество грузов, перевезенных отдельными видами транспорта в определенном направлении за определенный период. Грузопоток является четко выраженным векторным понятием, так как имеет и размер, и направление [18].
Учитывая важность понятия грузопотока для транспортной логистики, рассмотрим классификацию и важнейшие параметры грузопотоков. Помимо универсальных классификационных признаков потоков (см. табл. 2.1), грузопотоки дополнительно классифицируются по территории освоения и по размеру.
В зависимости от территории освоения, грузопотоки могут относиться к элементу ЛС (обычно перерабатывающему), к транспортному элементу, к логистической цепи, к логистической системе в целом. Такое подразделение грузопотоков обусловливается, главным образом, целями анализа ЛС. Грузопоток элемента ЛС (склада, грузовой станции, пристани, порта, предприятия и т.д.) измеряется количеством прибывающих, отправляемых и транзитных грузов. Грузопоток логистической цепи (участка железной дороги, участка «поставщик—транспорт—потребитель») характеризуется количеством грузов, проходящих по нему в обоих направлениях. Грузопоток логистической системы (отрасли, экономического района или страны) определяется суммарным количеством отправляемых и прибывающих грузов, включая и транзитные грузы.
По размеру грузопотоки подразделяются на массовые и мелкопартионные.
Массовым называется такое количество груза, которое не может загрузить целое транспортное средство (один автомобиль, один железнодорожный вагон или даже состав). К массовым, обычно, относят потоки сырья и материалов. Наиболее массовыми в России являются потоки сырья металлургических предприятий, составляющих до 75 % всех грузопотоков страны. Массовые грузопотоки характеризуются относительной стабильностью, стационарностью, периодичностью, ритмичностью, но, одновременно, значительной неравномерностью.
Под мелкой отправкой грузов понимается такое их количество, которое может загрузить целое транспортное средство. На железнодорожном транспорте мелкопартионными грузами считают партии весом от 75 до 700 т (1—10 вагонов), на автомобильном — от 10 до 2000 кг.
В общем случае под партией груза понимается совокупность однородных грузовых единиц, одновременно перемещаемых по одному маршруту.
По степени периодичности грузопотоки подразделяют на постоянные, временные и сезонные.
По степени сложности грузопотоки бывают однопродуктовые и многопродуктовые, соответственно, объединяющие одно или несколько наименований различных грузов.
Рассмотренные параметры материальных потоков взаимозависимы и в значительной степени определяются параметрами всех без исключения элементов ЛС. Например, при увеличении размера партии груза вследствие роста интенсивности его потребления или переработки, возникает необходимость повышения производительности поставщика этого груза. В противном случае резко снижается ритмичность материального потока, возрастают затраты на его хранение (накопление) у поставщика и затраты на переработку или сбыт у потребителя. Это требует принятия управленческого решения, которое в данном случае может быть либо технологическим, предусматривающим уменьшение размера партии при одновременном повышение частоты отправок, либо структурным, согласно которому в ЛЦ вводится дополнительный поставщик, а возможно и распределительный центр, занимающийся объединением уже двух потоков от двух поставщиков.
Таким образом, в логистике рассмотренные признаки и параметры материальных потоков непосредственно влияют на степень
их управляемости при достигнутом современном уровне управления и координации этими потоками. В логистической системе для достижения ее целей с минимальными затратами должна оперативно осуществляться постоянная коррекция параметров материальных потоков. В третьей главе подробно рассматриваются свойства элементов ЛС, непосредственно влияющие на параметры материальных потоков. В последующих главах настоящего учебного пособия представлены различные технологические, организационные, финансовые, информационные решения и способы изменения параметров материальных потоков.
Потоки услуг
Выделение услуг в самостоятельный логистический поток обусловлено двумя моментами. Во-первых, услуги или работы являются, наряду с продукцией, результатом деятельности любого предприятия. Во-вторых, за счет комбинации материального потока с потоком услуг появляется возможность дополнительно повышать качество продукции, что соответствует основной цели логистики. В большинстве случаев поток услуг следует рассматривать как дополнительные работы, выполняемые с целью повышения качества материального потока. Если рассматривать комбинацию потока услуг с грузопотоком, то в результате выполнения этих дополнительных работ значительно изменяются параметры грузопотока и достигается повышение качества транспортного обслуживания грузовладельцев.
Характерно, что общей тенденцией развития экономических систем является постепенное замещение материальных потоков потоками услуг. Расширение сферы услуг объясняется многими причинами, в том числе переориентацией деятельности многих фирм на конечного потребителя; развитием концепции всеобщего управления качеством в условиях усиления конкуренции; значительным (в большинстве случаев) превышением стоимости услуг прямых затрат на производство продукции; повышением степени специализации предприятий и организаций; социальными программами, принимаемыми государством.
К предприятиям сферы услуг относят, прежде всего, различные транспортные, дистрибьюторские компании, финансовые, торговые, страховые организации, консультационные фирмы, а также рестораны, медицинские учреждения, отели и т.д. Большое число элементов ЛС в той или иной степени являются предприятиями сервиса, в которых услуги неразрывно связаны с материальным потоком, продвигаемым на рынок или через различные элементы ЛС. Существуют также логистические системы, ориентированные исключительно на потоки услуг, как например сеть станций технического обслуживания и пунктов автосервиса автомобилестроительных фирм, сфера образования, медицины, культуры, в которых материальные потоки вторичны и вводятся в систему постольку, поскольку обеспечивают выполнение услуг.
Поток услуг — это комплекс специализированных работ, выполняемых каждым элементом ЛС для повышения эффективности всей ЛС и достижения ее целей. Классификация потоков услуг приведена в табл. 2.2.
Отличительными особенностями потока услуг по сравнению с другими логистическими потоками являются:
неосязаемость потока услуг;
невозможность накапливать услуги;
невозможность оценки услуг до момента окончания их оказания;
сложность количественной оценки качества услуг.
Перечисленные особенности объясняют сложность оценки параметров потока услуг. Например, оценка качества при анализе и проектировании логистических систем должна основываться на критериях, используемых потребителями этих услуг. Когда потребитель оценивает качество услуг, он сравнивает некоторые фактические значения результатов выполненных работ с ожидаемыми им величинами этих параметров. Если ожидания оправдываются, то качество услуг признается им удовлетворительным. Ожидаемые значения параметров формируются на основании личных (для конкретного потребителя) или специфических (для организации) потребностей, на основании прошлого опыта или анализа результатов работы аналогичных (лучших) сервисных предприятий.
Для оптимизации логистического управления потоками услуг необходимо уметь оценивать параметры качества услуг и основывать функционирование ЛС на тех логистических концепциях, которые сводят к минимуму расхождения между ожидаемыми и фактическими уровнями качества услуг. Для этого используют различные методы оценок, такие, например, как анкетные опросы потребителей, экспертные оценки, статистические методы и т.п.
Классификация потоков услуг
Классификационный
признак
Свойства потоков услуг
Отношение к материальным потокам
Основные — услуги, не требующие значительных материальных ресурсов; обеспечивающие — направленные на поддержание нормальной работы других элементов ЛС по пропуску материальных потоков; вспомогательные — направленные на обслуживание и повышение качества исключительно материального потока
Отношение к логистической системе
Внутренние — услуги, оказываемые элементами ЛС друг другу; внешние — услуги, оказываемые конечному потребителю или получаемые от другой организации или ЛС; входные — услуги, оказываемые логистической системе сторонними организациями; выходные — получаемые от другой организации или ЛС
Связь с потребителем услуг
Непосредственные — оказываемые при личном участии потребителя; дистанционные — не предусматривающие непосредственный контакт с потребителем услуг; анонимные — предполагающие отсутствие информации о потребителе услуг или их исполнителе
Законченность
Комплексные — предполагающие выполнение всех работ в определенной области; частичные — представляющие часть более общей сервисной операции; единичные — отдельные сервисные работы или услуги
Периодичность
Регулярные, периодические, оперативные
Доступность
Конфиденциальные, коммерческие, открытые
По мере накопления опыта по оказанию услуг вырабатываются единые нормы, которые закрепляются соответствующими стандартами и используются для лицензирования создающихся сервисных организаций и оценки качества услуг существующих предприятий.
Несмотря на то, что услуги по перевозке оказываются с незапамятных времен, до 1996 г. в России отсутствовали стандарты, нормирующие качество транспортных услуг. Однако утверждение ГОСТ Р51004-96 (Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества); ГОСТ Р51005-96 (Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества) в отечественных условиях (монополизм магистрального железнодорожного транспорта, низкое насыщение рынка автомобильных перевозок, их недостаточное техническое оснащение и т.д.) еще не означает выполнение и соблюдение этих стандартов. Ситуация осложняется отсутствием методик оценки нормируемых показателей качества транспортных услуг.
Сервис в логистике
Показатели качества грузовых перевозок в соответствии со стандартом [36] образуют систему показателей (рис. 2.1) и используются для нормирования и оценки качества транспортных услуг.
При помощи показателей перевозки груза к назначенному сроку оценивают степень отклонения момента прибытия груза от установленного значения. Показатели регулярности прибытия груза оценивают частоту поступлений груза в течение установленного периода времени. Показатели срочности перевозки груза оценивают скорость доставки.
Для расчета значений показателей своевременности перевозки рекомендуется пользоваться формулами, приведенными в табл. 2.3.
Показатели перевозки груза к назначенному сроку и показатели регулярности перевозки фактически различаются значением ^max — максимально допустимой величиной отклонения времени прибы-
Рис. 2.1. Система показателей качества грузовых перевозок
тия груза от назначенного срока. Если в первом случае она значительно меньше интервала времени между нормативными моментами прибытия груза, то для второго показателя она равна величине интервала времени, на которую делится весь отчетный период. Например, отклонения от моментов прибытия по графику могут составлять 10 часов при потребном графике прибытия груза раз в сутки. Тогда при оценке равномерности прибытия груза месячный отчетный период разделяют на сутки и подсчитывают количество подач п, прибывших в течение каждых суток. Разумеется, что для осуществления доставки груза к назначенному сроку, при прочих равных условиях, требуется выполнение большего объема транспортной работы, чем при регулярной перевозке. Следовательно, такая доставка будут дороже. Поэтому показатели регулярности перевозки применяют для оценки качества перевозок массовых грузов, а показатели перевозки к назначенному сроку — для внутризаводских перевозок по графику или для доставки грузов клиентам, у которых отсутствуют складские мощности.
Таблица 2.3
Формулы для расчета показателей своевременности грузовых перевозок
Показатель
Расчетная формула
Примечание
1. Показатели перевозки груза к назначенному сроку
1.1. Средняя величина отклонения прибытия груза от назначенного срока
п
У t., -1.
^ 1,ф 1,н
t i=1
п — общее количество поставок груза за отчетный период; ti-ф — фактический момент прибытия груза;
11 н — назначенный (нормативный, установленный) срок (момент) прибытия груза; tmax — максимально допустимая величина отклонения времени прибытия груза от назначенного срока
о п
1.2. Средняя величина превышения назначенного срока прибытия груза
1 £Ма
•6- Я ’в'
V
1.3. Максимальная величина превышения назначенного срока
max It. , -1. |,
\i ,ф /,н/
i = 1, 2,..., п
1.4. Процент отклонения прибытий груза к назначенному сроку
|Г o^i
X
о
о
35
Показатель
Расчетная формула
Примечание
2. Показатели регулярности прибытия груза
2.1. Среднее число прибытий груза за единицу времени
n
Т
о
То — продолжительность отчетного периода (в сменах или часах в зависимости от принятой оперативности учета);
ni — число прибытий груза i-й отрезок времени (в течение смены или часа)
2.2. Минимальное число прибытий груза за единицу времени
min {n^, i = 1, 2, ...,То
2.3. Среднее время между поступлениями груза
X+1,ф -ti,ф)
i = 1
n
2.4. Максимальное время между поступлениями груза
max ki+1,ф " ti,ф)’
i = 1, 2, n-1
2.5. Минимальное время между поступлениями груза
min It. -1. ),
\l +1,ф l ,ф/
i = 1, 2,..., n-1
2.6. Проценты отклонений от установленной регулярности поступления груза
п - n,
план факт ^%
П
план
Пплан — плановые (установленные) значения показателей 2.1—2.4; Пфакт — фактические значения показателей
2.4;
Пфакт i — фактические значения показателей
2.4, рассчитанные для i-го отрезка времени (смены, часа)
2.7. Проценты поступлений грузов с заданной (согласованной) регулярностью
n
X n
1 =1 -100%, Vn., n 1
если П, . = П
факт, план
3. Показатели срочности перевозки груза
3.1. Среднее время перевозки груза
c к и
i^c
ti — время перевозки i-й партии груза, сутки (часы)
3.2. Максимальное отклонение от среднего времени перевозки груза
max-1.^,i = 1,2, ... , n
Покзатель
Расчетная формула
Примечание
3.3. Процент прибытий груза в сверхнормативное время
n
i=1— • 100%, n
\ 1, если t. > t ; 8, = \ * н i I 0, если t. < t . L i н
tK — нормативное время перевозки груза, сутки (часы)
3.4. Средняя величина отклонений от нормативного времени перевозки груза
n
11 - t “1 i н
i=1
n
3.5. Средняя скорость перевозки груза
n ( L 3
If
v = 1 =^ 1 ' n
Li — расстояние перевозки i-й партии груза, км
3.6. Величина суточного пробега транспортного средства
v t
n
3.7. Процент прибытий груза за нормативное время
n
i-=^ • 100%, n
\ 0, если t. > t ; 8, = \ 1 н 1 11, если t. < t . L i н
При расчете значений некоторых показателей используются различные нормативные величины. Для показателей перевозки груза к назначенному сроку это:
нормативный график прибытия грузов как совокупность моментов t( н;
максимально допустимая величина отклонения времени прибытия груза от назначенного срока (tmax).
Для показателей регулярности прибытия груза:
нормативные величины среднего и минимального числа прибытий груза за единицу времени;
величины среднего, максимального и минимального времени между поступлениями груза (Дплан).
Для показателей срочности перевозки груза — нормативное время перевозки груза (7н).
Значения перечисленных нормативных величин устанавливают для каждого конкретного случая на основе расчетов оптимальных параметров грузопотоков. Методы, методики и примеры этих расчетов представлены в 5-й главе настоящего пособия.
Показатели сохранности перевозки характеризуют выполнение ее без потерь, повреждений, пропаж и загрязнения грузов.
Соблюдение показателей выполнения перевозки без потерь означает сдачу грузов в конечных пунктах их владельцам без претензий и возмещения ущерба. Эти показатели используются при перевозке насыпных, навалочных и скоропортящихся грузов, которые могут изменять свою массу в процессе транспортировки.
При помощи показателей перевозки грузов без повреждений устанавливают свойства транспортной услуги обеспечивать сохранность грузов в течение времени перевозки и их пригодность к использованию по назначению после перевозки. Эти показатели рекомендуется использовать при перевозке готовой продукции бытового и производственно-технического назначения, которая после транспортировки должна находиться в исправном или работоспособном состоянии.
Показатели перевозки грузов без пропажи характеризуют свойство транспортной услуги сохранять количество мест груза одинаковым в начале перевозки и после ее завершения. Эти показатели пригодны для оценки качества перевозки мелко- и крупнопартионных тарно-штучных грузов.
Показатели перевозки грузов без загрязнения характеризуют свойство транспортной услуги сохранять чистоту перевозимого груза в соответствии с установленными требованиями. Такие показатели целесообразно использовать при перевозке грузов, изменение чистоты которых после транспортировки влияет на эффективность их использования по назначению или на возможность дальнейшего применения.
Формулы для расчета значений показателей сохранности перевозки приводятся в табл. 2.4.
В качестве нормативных показателей для оценки сохранности перевозок используются: норма убыли — для выполнения перевозок без потерь; допустимый процент посторонних примесей в грузе — для перевозок без загрязнения.
Таблица 2.4
Формулы для расчета показателей сохранности грузовых перевозок
Показатель
Расчетная формула
Примечание
1. Показатели выполнения перевозки без потерь
1.1. Удельные потери
n
n — общее количество поставок
груза
I \п
груза за отчетный период;
i=1
qi п — величина потерь груза
Q
за i-ю перевозку, тонн (штук,
1.2. Средняя величи-
n
мест);
на потерь грузов при
I^n
Q — объем перевозок за отчет-
транспортировке
i=1 ’
ный период, тонн (штук, мест);
n
Ci — стоимость единицы груза в
1.3. Стоимост=ь
n
i-й перевозке
потерь груза при
I(qi ,п Ci)
транспортировке
i=1
1.4. Проценты грузов,
n
доставленных без
Q-I v
потерь и снижения их
i=1 -100%
качества при перевозке
Q
2. Показатели перевозки грузов без повреждений
2.1. Процент грузов,
n
M — количество перевезенного
перевезенных без
M-I m.
груза за отчетный период, штук
повреждений
i = -100%
(мест и т.д.);
M
mi,n — количество поврежден-
2.2. Средняя величи-
n .
ных в i-ю перевозку единиц
на ущерба от повреж-
1пп ci)
груза, штук;
дений груза
i=1l ',п ’
Ci — стоимость единицы груза в
n
i-й перевозке
2.3. Удельные издер-
жки от повреждений
1(тЦп Ci)
груза
i=V ' M
3. Показатели перевозки грузов без пропажи
3.1. Удельные издер-
h \
mi пр — количество потерянных
жки от несохранной
I m. c.
M г,пр i
мест груза в течение i-й пере-
перевозки
i =1
M
возки
|