Воскресенье, 24.11.2024, 17:48
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 44
Гостей: 44
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Использование элементов спортивного ориентирования в процессе массового физического воспитания

Как вид активной физической деятельности, спортивное ориентирование позволяет удовлетворять многие потребности современного человека. В их числе можно выделить: сочетание физической активности с умственной активностью, потребность в активном отдыхе, общении с природой, реализацию индивида в ориентировании как в виде спорта. Многообразие деятельности в спортивном ориентировании позволяет обозначить следующие основные направления - это ориентирование как спорт высших достижений, здоровый образ жизни (Изоп Э. Оздоровительное ориентирование: Памятка участника. Таллин: ТПИ им. Э. Вильде, 1974. 24 с.), детско-юношеский и любительский спорт (Казанцев С.А. Организация массовых соревнований по спортивному ориентированию: учебно-методическое пособие. СПб.: СПБГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2007. 55 с.).

Спорт высших достижений является основным результатом реализации спортивной подготовки, свидетельствующим о максимальных возможностях спортсмена на определенном этапе его развития (Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1986. 286 с.; Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев: Олимпийская литература, 1997. 583 с.). Для спортивного ориентирования, как спорта высших достижений, социально значимыми являются выступления спортсменов на международных соревнованиях, чемпионатах мира и Европы. Спортивное ориентирование, как и любой другой вид спорта, не может существовать без спорта высших достижений. В то же время практика показывает, что основа высоких результатов выступления спортсменов-ориентировщиков в спорте высших достижений закладывается еще в детском и юношеском спорте (Воронов Ю.С. Система подготовки спортивного резерва в ориентировании: монография. Смоленск: СГИФК, 2003. 192 с.; Спортивное ориентирование: программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и для объединений дополнительного образования детей / Под ред. д-ра пед. наук Ю.С. Константинова. М.: Советский спорт, 2005. 216 с.).

Говоря о детско-юношеском спортивном ориентировании, необходимо отметить значение работы по подготовке спортсменов, проводимой в учреждениях дополнительного образования - детско-юношеских спортивных школах, где многолетний процесс подготовки подчинён общим закономерностям обучения и воспитания и осуществляется в соответствии с основными принципами спортивной тренировки. Так же стоит сказать, что спортивное ориентирование используется и в процессе физического воспитания в общеобразовательных школах. Ориентирование вполне доступный для школьников вид спорта, который является для них не только соревновательной деятельностью, но и полезным для здоровья развлечением, связанным с выездом на природу. Ориентирование также дополняет знания, полученные детьми на уроках природоведения, географии, ОБЖ, показывает, как можно применить эти знания на практике (Капустин П. Тенденции движения спорта для всех // Спорт для всех. 1999. №4. С. 31-32; Белозёрова Ю. Чему учит ориентирование // Спорт в школе. 2000. №11-12 (221-222). С. 6; Воронов Ю.С. Основы многолетней подготовки юных ориентировщиков. С. 4851; Константинов Ю.С. Ориентирование в системе организации летнего отдыха учащихся // Азимут. 2009. № 4. С. 30-33).

Многолетнюю подготовку юных спортсменов всех возрастов, занимающихся спортивным ориентированием, следует рассматривать как единый педагогический процесс, который должен обеспечивать преемственность задач, средств и методов тренировки на всех этапах подготовки (Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования: учебно-методическое пособие. М.: ФЦДЮТиК, 2005. 328 с). При этом рациональное планирование тренировочного процесса на всем протяжении подготовки юных ориентировщиков возможно лишь при условии учёта их возрастных анатомо-физиологических особенностей (Хрущев С.В., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. М.: Физкультура и спорт, 1982. 157 с.; Гаврилов, В.Д. Развитие физических качеств школьников 13-16 лет под влиянием занятий спортивным ориентированием // Материалы III Всесоюзн. конф. по физическому воспитанию и школьной гигиене. М., 1983. С. 82-83; Гимнастика и методика преподавания: учебник для институтов физической культуры / Под ред. В.М. Смоленского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт, 1987. 336 с.; Ренфрю Т., Мак Нейл К., Палмер П. Ориентирование для детей // Информационный вестник спортивного ориентирования.1991. №5-6. С. 54-57; Воронов Ю.С. Индивидуализация тренировочного процесса начинающих ориентировщиков на основе методики активного обучения: методические рекомендации для тренеров- преподавателей ДЮСШ и секций спортивного ориентирования. Смоленск: СГИФК, 1999. 15 с.).

Важным моментом в развитии спортивного ориентирования среди молодёжи является обеспечение преемственности между школьным и студенческим ориентированием, создание условий для занятий этим видом спорта вчерашних школьников, поступивших в вуз. Спортивное ориентирование может успешно интегрироваться в учебный процесс по физическому воспитанию студентов вузов в форме специально организованных учебно-тренировочных занятий (Севастьянов В.В. Содержание учебно-тренировочных занятий по спортивному ориентированию, проводимых в спортивном зале // Наука и образование: векторы развития: матер. I Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2013. С. 528-530). Так же обучение основам данного вида спорта возможно и посредством включения специализированных упражнений в содержание учебных занятий по физической культуре, что гармонично дополняет изучаемый материал и делает занятия более разнообразными и интересными для студентов (Севастьянов В.В. Введение специальных упражнений по спортивному ориентированию в содержание учебных занятий по физическому воспитанию // Теория и практика инновационных технологий в АПК: матер. науч. и учеб.-метод. конф. ВГАУ. Воронеж: ВГАУ, 2013. С. 220-222; Севастьянов В.В., Куликов И.П. Возможности использования спортивного ориентирования в учебном процессе студентов высших учебных заведений // Культура физическая и здоровье. 2014. № 4(51) С. 57 - 60).

В своем жизненном воплощении спортивная деятельность студенческой молодёжи - это стремление к расширению границ возможностей своего организма, реализуемое через физическую тренировку и систематическое участие в соревнованиях (Козлов А.В., Игнатьев А.С. Спортивная деятельность в жизни студента // Культура физическая и здоровье. 2008. №1(15). С. 11-13). Во многих крупных городах нашей страны проводится круглогодичная студенческая универсиада, включающая в себя соревнования по наиболее популярным и массовым видам спорта, в том числе и спортивному ориентированию. Наиболее подготовленные вузовские команды принимают участие во Всероссийской универсиаде по данному виду спорта, а лучшие студенты (спортсмены высокой квалификации) в составе студенческой сборной защищают честь нашей страны и на Всемирной универсиаде. Поэтому развитие студенческого спортивного ориентирования имеет большое значение для престижа нашей страны на мировой спортивной арене.

Для людей, чей возраст старше 30 лет, стремящихся поддерживать высокий уровень физической активности, а также бывших спортсменов, не желающих расставаться со своим увлечением, существует ориентирование ветеранов. Очень многие соревнования по спортивному ориентированию включают возрастные группы для данной категории участников. Среди ветеранов проводятся Чемпионаты России и Мира, где спортсмены, преодолевая довольно сложные технически дистанции, борются за победу в своих возрастных группах (Нурмимаа В. Спортивное ориентирование: Пер. с финского. М.: Физкультура и спорт, 1967. 158 с.; Елаховский С.Б. Бег к невидимой цели (очерки о спортивном ориентировании). М.: Физкультура и спорт, 1973. 144 с.; Вейялайнен Л. Зелеными маршрутами: Пер. с финского. М.: Физкультура и спорт, 1986. 192 с.; Шур Г.В. Охотники за призмами // Азимут. 2001. № 1. С. 23; Стеблецов Е.А., Зязин А.К., Севастьянов В.В. Ориентирование - спортивное и оздоровительное // Физическая культура и спорт в XXI веке: материалы IV Международной научнопрактической конференции. Волгоград: Издательство «Экстремум», 2008. С. 279-281; Севастьянов В.В., Ершов Е.Н. Здоровый образ жизни студентов и спортивное ориентирование // Образовательный потенциал: материалы IV Международной ярмарки образовательных технологий. Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2015. С. 169-172).

В процессе реализации спортивного ориентирования в системе массового спорта необходимо отметить общественно-значимое изучение и использование национального компонента. В качестве примера можно привести данные исследований Ч.А. Дажы (Спортивное ориентирование как национально-региональный компонент процесса физического воспитания школьников (на примере основной школы Республики Тыва): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2005. 24 с.) о состоянии материально-технической базы общеобразовательных школ республики Тыва, где 40% школ не имеют спортивных залов и необходимого для проведения занятий инвентаря. При этом 85% школ республики расположены в непосредственной близости к горно-лесным массивам, что создает благоприятные условия для включения спортивного ориентирования в учебный процесс по физическому воспитанию.

Рассматривая спортивное ориентирование с точки зрения массовости его применения среди различных слоев населения, следует отметить его значение в системе адаптивного спорта. Обучение людей с ограниченными возможностями спортивному ориентированию имеет значительные отличия.

Например, в результате исследований, проведённых Т.А. Фёдоровой (Педагогическая модель обучения спортивному ориентированию детей с нарушением слуха на основе использования упражнений креативного характера: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2001. 22 с.), показала свою целесообразность специально разработанная модель использования упражнений креативного характера в процессе обучения спортивному ориентированию детей с нарушением слуха. Эффективность использования данной модели выразилась в улучшении динамики физической подготовленности, морфофункционального состояния, значительном улучшении в психическом развитии.

Спортивное ориентирование имеет высокую показательность как часть программ спортивных праздников. В программах, включающих спортивное ориентирование, можно запланировать участие до нескольких тысяч человек, причем соревнующимися могут быть и зрители. Ориентирование дополняет любой массовый спортивный праздник, поскольку требования для данного вила спорта минимальные, участком проведения может служить зона отдыха, близлежащий парк, сквер, школьный двор. Примером являются Всероссийские спортивные массовые соревнования «Российский Азимут». Впервые эти соревнования были организованы и проведены по инициативе Федерации спортивного ориентирования России в 2006 году. Тогда на старт вышли 170000 участников: школьников, опытных спортсменов и просто любителей активного отдыха. Сейчас соревнования по спортивному ориентированию «Российский Азимут» являются самыми масштабными и массовыми в нашей стране и проводятся ежегодно во всех крупных городах (Кузьмин А.Р. Ориентирование как спорт, как отдых, как образ жизни // Пути развития инновационных спортивно - оздоровительных программ в сфере досуга детей и молодежи: сборник тезисов. М.: Советский спорт, 2000. С. 20-23; Шур Г.В. Парковое ориентирование // Азимут. 2006. № 2. С. 18-21; Прохоров А.М. Российский Азимут 2013 // Азимут. 2013. № 3. С. 6-7).

Таким образом, спортивное ориентирование имеет высокую популярность среди различных слоев населения благодаря тому, что им можно заниматься в любом возрасте с приемлемой нагрузкой, всей семьей в качестве активного отдыха на природе.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (06.05.2018)
Просмотров: 259 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%