Воскресенье, 24.11.2024, 17:52
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 43
Гостей: 43
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Особенности использования спортивного ориентирования в учебном процессе студентов высших учебных заведений

В настоящее время современному обществу в любой сфере профессиональной деятельности необходимы специалисты, способные грамотно и надёжно осуществлять рабочие действия, самостоятельно принимать ответственные решения, а в ситуации выбора быть мобильными и конструктивными. Всё это предопределяет поступательное развитие системы высшего профессионального образования в нашей стране. Согласно требованиям ФГОС ВО, у выпускников высшего учебного заведения должны быть сформированы общекультурные и общепрофессиональные компетенции, в числе которых необходимо выделить способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и

профессиональной деятельности.

Общеизвестно, что физическую и функциональную подготовленность организма, в первую очередь, определяет уровень состояния здоровья человека (Гилев Г.А. Физическое воспитание в вузе. М.: МГИУ, 2010. 376 с.). Согласно Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ, в высших учебных заведениях нашей страны «Физическая культура» представлена как обязательная учебная дисциплина.

Исходя из того, что физическое воспитание представляет собой формирование отношения личности к физической культуре как к одному из

средств и способов собственного гармонического развития, осознанной потребности в занятиях различными видами и формами физических упражнений, образование в сфере физической культуры осуществляется в следующих направлениях: общее физкультурное образование, которое предполагает совершенствование двигательных навыков и физических качеств; профессионально-прикладное физкультурное образование, направленное на формирование и совершенствование специфических двигательных навыков, позволяющих человеку эффективно выполнять профессиональные функции, сохраняя при этом высокую работоспособность; образование, целью которого является овладение знаниями для раскрытия биологических резервов и адаптационных возможностей человека (Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: монография. / Алексеев С.В. [и др.]. М.: Научноиздательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2013. 780 с.).

Таким образом, физкультурное образование в высших учебных заведениях должно формировать у студентов знания о влиянии физических упражнений на организм человека, развивать физические качества, интеллектуальные способности, двигательные навыки, обеспечивать физическую подготовку молодёжи к общественной и профессиональной деятельности (Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов: учебное пособие. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. 128 с.; Андрющенко Л.Б. Педагогическая система формирования готовности к развитию физической культуры у студентов сельскохозяйственных вузов: дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2006. 463 с.). При этом, говоря о трудовой деятельности выпускников вузов, стоит отметить, что существенные изменения технологий современного производства предъявляют высокие требования не только к уровню специальных знаний и умений специалистов, но и к их профессиональноприкладной физической подготовке, что актуализирует потребность в разработке новых образовательных методик в области физической культуры. Одним из средств, которое может с успехом применяться в ППФП студентов вузов, является спортивное ориентирование.

Возрастные особенности студенческой молодёжи, условия обучения и быта студентов, особенности их психомоторных возможностей и условий занятий физической культурой и спортом позволяют выделить в отдельную категорию студенческий спорт (Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь. 366 с.). Во многих вузах задачи физического воспитания студентов решаются средствами различных видов спорта. Применение спортивного ориентирования в значительной степени повышает эффективность функционирования системы физической подготовки в целом (Куклин Л.А. Массовое обучение студентов старших курсов педагогического института спортивному ориентированию // Теория и практика физической культуры. 1982. № 10. С. 42-44; Кочергин В.В. Спортивное ориентирование как средство воспитания физической культуры студента // Культура физическая и здоровье. 2006. № 2(8). С. 38). К основным факторам, определяющим эффективность применения спортивного ориентирования в процессе физического воспитания студентов, можно отнести: высокую степень сформированности прикладных навыков топографической подготовки, уровень развития общей выносливости и прикладных навыков по преодолению естественных и искусственных препятствий (Болотин А.Э., Сильчук С.М., Щедрин Ю.Н. Спортивное ориентирование в системе подготовки студентов: учебное пособие. СПб.: СПБГУ ИТМО, 2009. 89 с.).

Спортивное ориентирование имеет связь с некоторыми специальными дисциплинами, изучаемыми в вузах. Так, например, моделируя содержание профессиональной деятельности, данный вид спорта может являться эффективным средством профессионально-педагогической подготовки учителя- географа. Результаты исследований, проведённых В.Д. Вороничем (Спортивное ориентирование в системе профессиональной подготовки студентов естественногеографического факультета. 24 с), свидетельствуют об эффективности использования спортивного ориентирования в качестве средства физического воспитания студентов естественно-географического факультета. Доказано, что включение данного вида спорта в процесс профессиональной подготовки будущих учителей географии содействует эффективному формированию их практических знаний и умений, расширяет диапазон воспитательной деятельности будущего учителя с

учениками, усиливает межпредметные связи географии и физического воспитания.

Стоит отметить связь спортивного ориентирования с профессиональной и физической подготовкой студентов военных кафедр вузов. В исследовании Н.Н. Ключниковой (Педагогическая технология применения спортивного ориентирования в системе физической культуры студентов военной кафедры вуза. С. 45-48) для обоснования эффективности применения данного вида спорта в военно-профессиональной подготовке студентов, была выявлена высокая корреляционная связь спортивного ориентирования с такими тактико-специальными действиями военных, как определение своего места нахождения с последующим выходом в заданный маршрут. Дальнейшие исследования доказали эффективность использования этого вида спорта в системе физической культуры студентов, обучающихся по программе офицеров запаса, что выразилось в повышении уровня их военноприкладной и физической подготовленности.

Способствуя всесторонней физической и интеллектуальной подготовке студенческой молодёжи, спортивное ориентирование имеет большое оздоровительное и профессионально-прикладное значение. В процессе многолетней подготовки спортсмены-ориентировщики добиваются высоких показателей психических качеств: скорости мыслительных процессов, оперативного мышления, устойчивости внимания и способностей к его переключению, зрительной и оперативной памяти (Вяткин Л.А. Тренировка зрительной памяти в процессе подготовки спортсменов-ориентировщиков: методическая разработка. Ульяновск, 1983. 10 с.; Дроздовский Л.К. О процессах пространственного мышления соревнующегося ориентировщика // Азимут. 2002. №6. С. 52-55). Анализ взаимосвязи показателей психических качеств и физической подготовленности студентов с успешностью обучения спортивному ориентированию позволили выявить показатели, оказывающие влияние как на эффективность обучения, так и на соревновательную результативность. К таковым можно отнести оперативное мышление, оперативную память, переключение, устойчивость и сосредоточенность внимания, а также совокупное проявление психических качеств. Вместе с тем, данное исследование не выявило достоверных связей физической подготовленности с успешностью обучения начинающих ориентировщиков (Агальцов В.Н., Ботух В.А., Нугманов ГГ. Факторы обуславливающие успешность обучения и их связь с соревновательной результативностью у начинающих ориентировщиков // Тез. докл. 41 науч. конф. Омск: ОГИФК, 1990. С. 104-106).

Анализируя эффективность развития физических качеств студентов в процессе регулярных занятий спортивным ориентированием, следует отметить, что занятие данным видом спорта позволяет развивать общую и специальную выносливость у студентов в первый год обучения. Об этом свидетельствуют результаты педагогического эксперимента, проведённого М.Г. Сухановой (Спортивное ориентирование как одно из средств воспитания физических и интеллектуальных способностей студентов. 24 с ), в процессе которого были выявлены изменения показателей в беге на 3000 м как у юношей, так и у девушек. Объёмная нагрузка невысокой интенсивности, которую получали студенты, преодолевая учебные дистанции спортивного ориентирования, способствовала повышению общей работоспособности.

Начальное обучение студентов должно отличаться от обучения юных ориентировщиков как по срокам, так и по содержанию программы. Одним из вариантов успешного обучения студентов спортивному ориентированию в рамках физического воспитания в вузах является методика, основанная на поэтапном формировании умственных действий и целенаправленном развитии ведущих психических качеств (Севастьянов В.В., Чеснокова Н.П. Спортивное ориентирование в учебном процессе по физическому воспитанию (начальная подготовка): методическое пособие. Воронеж: ВГАУ, 2013. 67 с). Критерием оценки эффективности данной методики является спортивная результативность студентов, которая напрямую зависит от их физической и технической подготовленности, а также развития данных качеств.

Экспериментальные исследования, проведённые В.Н. Агальцовым (Методика начального обучения спортивному ориентированию студентов. 244 с.), показали, что уровень развития физических и психических качеств у спортсменов- ориентировщиков МС и КМС выше, чем у перворазрядников и начинающих спортсменов. Динамика их роста по мере повышения спортивной квалификации указывает на то, что в процессе занятий спортивным ориентированием происходит развитие этих качеств.

Являясь одним из средств воспитания физических и интеллектуальных способностей студентов, спортивное ориентирование, внедрённое в учебный процесс, благотворно влияет на адаптацию студентов младших курсов к обучению в вузе путём повышения их работоспособности (Суханова М.Г. Спортивное ориентирование как одно из средств воспитания физических и интеллектуальных способностей студентов. 24 с.). Знания, умения и навыки, приобретённые в процессе регулярных занятий спортивным ориентированием, важны не только для здоровья студентов, но и для их успешной учебной деятельности (Коробейникова Е.И., Лукьянова Л.М. Применение элементов спортивного ориентирования со студентами педагогического вуза на занятиях физической культурой // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России: тез. докл. VI Всерос. науч.-практ. конф. М.: Физическая культура, 2008. С. 72-74).

В процессе обучения студентов спортивному ориентированию в рамках учебного плана по физическому воспитанию целесообразно комплектовать группы специализации «Спортивное ориентирование». По мере выполнения спортивных разрядов, занимающиеся на специализации могут быть переведены в группы спортивного совершенствования (Агальцов В.Н. Методика начального обучения спортивному ориентированию студентов. 244 с.). Начальное обучение студентов спортивному ориентированию осуществляется в соответствии с основными педагогическими принципами и должно предусматривать целенаправленное развитие тех физических и психических качеств, которые определяют соревновательную результативность в данном виде спорта. Условием успешного обучения является наличие вблизи вуза учебного полигона и его спортивной карты. Желательно, чтобы это был легко проходимый лес или парк с развитой сетью дорог без зарослей и опасных участков. В процессе обучения студентов спортивному ориентированию учитывается последовательность усвоения умений и навыков. Исходя из этого, рекомендуются следующие упражнения: бег по «нитке» группами, в парах; линейное ориентирование; постановка и снятие контрольных пунктов в парах и т.п. При этом поручать занимающимся постановку тренировочных дистанций необходимо по принципу «от простого к сложному» (Суханова М.Г. Спортивное ориентирование как одно из средств воспитания физических и интеллектуальных способностей студентов. 24 с.). В целях обеспечения последовательности обучения, после освоения занимающимися технических приёмов (определение направления и расстояний), рекомендуется использовать учебные трассы в следующей последовательности: маркированные дистанции, линейное ориентирование, ориентирование по выбору, ориентирование в заданном направлении. Для проведения учебных занятий на указанных трассах целесообразно оборудовать постоянные опорные точки и контрольные пункты, а дистанции промаркировать яркими флажками.

Таким образом, на основании анализа вышеизложенного материала можно отметить, что спортивное ориентирование имеет большое значение в ППФП студенческой молодёжи, высокий уровень которой окажет положительное влияние на их дальнейшую профессиональную деятельность.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (06.05.2018)
Просмотров: 274 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%