На современном этапе развития высшего профессионального образования, основной задачей которого является формирование у студентов системы общеобразовательных и профессиональных знаний, умений и навыков, физическому воспитанию как учебной дисциплине присущи определённые функции, одной из которых является прикладная (Лотоненко А.В., Стеблецов Е.А. Молодёжь и физическая культура. М.: Физкультура, образование и наука, 1996. 317 с.; Куделин А.Б., Титов В.В. Профессионально-прикладная физическая культура в системе физического воспитания курсантов военных вузов // Физическая культура и спорт в современном обществе: сб. науч. ст. Ч. 1 / Под общ. ред. Г.Н. Греца. Смоленск: СГАФКСТ, 2010. С. 297-301).
Практика избирательно-направленного использования физических
упражнений и гигиенических факторов внешней среды в процессе специальной подготовки к избранной профессиональной деятельности, а также
непосредственно в сфере производства для оптимизации работоспособности является основанием для выделения особого раздела «Профессиональноприкладной физической культуры» (Матвеев Л.П., Полянский В.Г. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физической культуры. 1996. № 7. С. 42-47; Коровин С.С. Функции профессионально-прикладной физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1997. № 8. С.44; Полянский В.П. О формах прикладной физической культуры // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. М., 1998. С. 46-51).
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определённой профессиональной деятельности (Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебник для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1990. 286 с.; Решетников Н.В., Кислицин Ю.А. Физическая культура: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 152 с). ППФП относится к активным средствам оздоровления и повышения работоспособности, которые непосредственно воздействуют на трудовые процессы человека (Гриненко М.Ф., Саноян Г.Г. Труд, здоровье, физическая культура. М.: Физкультура и спорт, 1974. 228 с. ).
Поскольку основу работоспособности человека составляют его специальные знания, умения, навыки, а также психофизиологические (память, внимание, восприятие), физиологические (особенности сердечно-сосудистой, эндокринной систем, мышечно-двигательного аппарата) и психологические качества (Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. М.: Знание, 1987. 96 с.; Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов: учебное пособие. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ им В.И. Ленина, 1993. 156 с.), основной целью ППФП является психофизическая готовность человека к успешной профессиональной деятельности.
В зависимости от характера будущей профессиональной деятельности различают следующие задачи ППФП: а) формирование необходимых прикладных знаний, б) освоение прикладных умений и навыков, в) воспитание прикладных психофизических качеств, г) воспитание прикладных специальных качеств (Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь. 366 с.; Петраков М.А. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: матер. Всерос. науч.-практ. конф. М.: РГАУ-МСХА, 2014. С. 231-235).
На современном этапе развития теории и практики физической культуры, процесс профессионально-прикладной физической подготовки студентов не может ограничиваться только формированием профессионально значимых двигательных умений, навыков и способностей, он должен быть направлен и на приобретение занимающимися знаний и опыта использования физических упражнений в процессе профессиональной деятельности, а также на формирование личности студента (Пакин А.П., Шаповалова В.А. Роль физического самовоспитания в развитии культурного потенциала, формировании профессиональноприкладных качеств у студента // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: матер. Всерос. науч. - практ. конф. М.: РГАУ-МСХА, 2014. С. 269-276; Парфёнов А.С. Некоторые аспекты профессионально-прикладной физической подготовки студентов // Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодёжи в современных условиях: сб. материалов Всерос. науч. - прак. конф. с международным участием / Под ред. Э.В. Маркина, А.С. Парфёнова. Орёл: ООО «Модуль-К», 2014. С. 52-58; Хитрова Е.С., Парфёнов А.С. Основные факторы, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки // Там же. С. 80-83).
Подготовка молодого человека к профессиональной деятельности требует формирования у него целого ряда качеств (физических, психологических, интеллектуальных, духовных, нравственных). Физическое воспитание студентов должно осуществляться с учётом условий и характера их предстоящей профессиональной деятельности (Кубасова М.С. Прикладная физическая культура для студентов отраслей лесного и сельского хозяйства // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: матер. Всерос. науч.-практ. конф. М.: РГАУ-МСХА, 2014. С. 251-253; Яковлев С.В. Решение задачи выбора содержания профессионально-прикладной физической подготовки, направленного на развитие профессионально важных психофизических качеств студента // Там же. С. 209-212).
В этой связи, профессионально-прикладная физическая подготовка работников сельского хозяйства разных профессий не может быть единой для всех. Формы и средства такой подготовки определяются для каждой конкретной группы сходных специальностей, исходя из условий и характера труда. Работникам различных профессий, чьи условия труда во многом сходны, требуются одинаковые средства физической культуры и спорта для осуществления необходимой в профессиональной деятельности физической подготовки. Исходя из этого, можно выделить четыре наиболее характерные группы профессий, каждая из которых объединяет в себе целый ряд специальностей, близких по характеру и условиям труда: полеводы, животноводы, механизаторы, работники административно-управленческого аппарата (Ильинич В.И., Костин А.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка работников сельского хозяйства лесостепной зоны. Саратов: ССХИ, 1972. 124 с.).
Для того, чтобы определить содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов, применяют психофизиологические, гигиенические, педагогические методы и социологические исследования (Ильинич В.И. Методология определения программного содержания профессиональноприкладной физической подготовки студентов // Теория и практика физической культуры. 1976. № 5. С. 26-29).
Различают следующие основные группы средств ППФП: а) прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта; б) прикладные виды спорта (их целостное применение); в) оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; г) вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса (Зуев С.Н. Профессионально-прикладная психофизическая подготовка в вузе // Вестник МГСУ. М.: МГСУ, 1994. Вып. 4. С. 34-41; Зуев
С.Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка: учебное пособие. М.: МГСУ, 1997. 38 с.; Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь. 366 с.).
Применение физических упражнений позволяет направленно мобилизовать функциональные свойства организма, двигательные и сопряжённые с ними способности, от которых существенно зависит результативность в конкретной профессиональной деятельности. Естественно, что особое место непосредственно прикладные упражнения занимают в физической подготовке тогда, когда она строится применительно к профессиональной деятельности, включающей в большом объёме необходимые в обыденной жизни двигательные действия (ходьбу, поднимание и переноску грузов и т.д.), а также, когда для адекватных действий в экстремальных условиях трудовой деятельности нужны специализированные сложные двигательные навыки (преодоление препятствий, ныряния, единоборства и т.д.). Состав средств ППФП в таких случаях наиболее специфичен (Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учебник для ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.).
Организация ППФП в вузах предполагает использовать специализированную подготовку студентов в учебное и свободное время (Севастьянов В.В., Ершов Е.Н. Применение профессионально-прикладных видов спорта в учебном процессе по физическому воспитанию студентов аграрных специальностей // Наука и образование: векторы развития: матер. II Междунар. научн.-практ. конф. Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2014. С. 139-141). Организация данного раздела на занятиях определяется рабочей программой по дисциплине физическая культура (Севастьянов В.В., Болдинова ЕЕ. Рабочая программа по избранному виду спорта спортивное ориентирование. Воронеж: ВГАУ, 2014. 28 с ). Для расширенной психофизической подготовки с профессиональной направленностью в основном учебном отделении могут быть организованы специализированные группы, а в спортивном - группы по прикладным видам спорта (Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь. 366 с.; Тарасенко И.Р., Кузнецова С.Н., Чеботова Е.В. Роль различных форм организации профессионально-прикладной физической подготовки студентов высших учебных заведений //
Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодёжи в современных условиях: сб. материалов Всерос. науч.-прак. конф. с международным участием / Под ред. Э.В. Маркина, А.С. Парфёнова. Орёл: ООО «Модуль-К», 2014. С. 77-80).
В настоящее время, в связи с пересмотром производственной политики в аграрно-промышленном комплексе (АПК), изменились требования к специалисту, который не только должен иметь высокий уровень профессиональных качеств, но и отличаться высокой производительностью труда. Успешная профессиональная деятельность любого специалиста агропромышленного комплекса предполагает хорошее здоровье и определённый уровень сформированности физических и интеллектуальных качеств, а также создание соответствующих условий для их развития (Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих агрономов // Теория и практика физической культуры. 1980. № 10. С. 41; Андрющенко Л.Б., Коломок О.И. Концептуальные основы формирования готовности к развитию физической культуры студентов сельскохозяйственных вузов. Воронеж: ВГАУ, 2006. 32 с.; Пащенков А.К., Ткачева Е.Г., Хомутова Е.В. Функции профессионально-прикладной физической культуры в непрерывном образовательном процессе // Физическая культура и спорт в 21 веке: сб. науч. тр. вып. 3. Волжский: ВГИ, 2006. С. 275-277; Ковригин В.А., Чаргеишвили С.В. Профессиональноприкладная физическая культура студентов с применением легкоатлетических дисциплин // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: матер. Всерос. науч.-практ. конф. М.: РГАУ-МСХА, 2014. С. 238-241).
Проведённые Е.А. Остапенко (Формирование профессионально-прикладной физической культуры специалистов аграрного профиля в высших учебных заведениях. 24 с. ) исследования показали, что наибольшее утомление работники АПК испытывают в первые пять лет трудовой деятельности. Это проявляется в общем утомлении (86,0%), ухудшении скорости реакции (14,0%). Особенно это заметно в конце рабочего дня, к исходу рабочей недели, в конце года перед отпуском. Причинами такого самочувствия 33,7% респондентов видят в плохой организации и методике профессионально-прикладной физической подготовки в вузах, в слабом развитии профессионально важных психофизических качеств; 12,0% - в слабой общей физической подготовке. Специалисты АПК (60,7%) дополнительно подтверждают, что занятия в вузе по физической культуре будут наиболее полезны в том случае, если комплекс знаний, двигательных умений и навыков подобран с учётом их будущей профессии.
Рассматривая эту проблему со стороны организации ППФП студентов в процессе по физическому воспитанию, стоит отметить ряд объективных трудностей: отсутствие или недостаток надлежащей базы для проведения занятий по данному разделу физического воспитания, неготовность преподавателей кафедр физического воспитания, влияние климатических и погодных условий на возможность проведения специально организованных занятий (Ильинич В.И. О некоторых проблемных вопросах профессионально-прикладной физической подготовки (вопросы теории) // Теория и практика физической культуры. 1990. № 3. С. 13-25; Фёдоров В.Г. Проблемные аспекты физкультурно-спортивной деятельности студентов в системе профессионального образования // Актуальные проблемы физического воспитания студентов: матер. науч.-практ. конф. СПб.: ГУПС, 2010. С. 9-14; Назаров Ю.Н. Формирование профессионального мастерства у студентов средствами физической культуры // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: матер. Всерос. науч.-практ. конф. М.: РГАУ-МСХА, 2014. С. 212-216).
затрудняет реализацию ППФП в учебное время недостаточная физическая подготовленность абитуриентов, поступивших в вуз (Ковалёва С.А., Греховодов В.А. Модернизация профессионально-прикладной физической подготовки студентов сельскохозяйственных вузов как научная проблема // Физическая культура и спорт в современном обществе: сб. науч. ст. Ч. 1 / Под общ. Ред. Г.Н. Греца. Смоленск: СГАФКСТ, 2010. С. 276-281). Здесь следует подчеркнуть, что данный вид подготовки будущих специалистов осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой (ОФП), где ОФП является фундаментом для ППФП студентов любой специальности (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 480 с.; Раевский Р.Т., Конишевский С.М.
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов высших учебных заведений: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. проф. Р.Г. Раевского. Омск.: Наука и техника, 2010. 380 с.).
Рассматривая проблему физической подготовленности абитуриентов, поступающих в вуз, мы провели анализ результатов тестирования студентов первого курса ВГАУ им. императора Петра I, на основе данных, полученных Л.Н. Лексиной (Сравнительная характеристика физической подготовленности студентов первого курса набора 2013 года и предыдущих лет обучения // Теория и практика инновационных технологой в АПК: материалы научной и учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава ВГАУ им. императора Петра I, Воронеж, 2014. С. 189-191). Для оценки ОФП студентов использовались такие контрольные испытания, как бег на 100 м, прыжок в длину с места, бег на 2000 м для девушек и 3000 м для юношей, подтягивание на перекладине для юношей, поднимание туловища из положения лёжа для девушек (таблицы 1-2).
Таблица 1 - Результаты тестирования уровня физической подготовленности студентов первого курса ВГАУ имени императора Петра I за период с 1978 по 2013 годы (по Л.Н. Лексиной)
Год
тестирования
Тестовые испытания (средние значения)
Бег на 100 м, с
Прыжок в длину с места, см
Бег 3000 м, мин
Подтягивание, кол. раз
1978
14,3
209
-
8
1998
14,4
221
13,25
11
2001
14,7
220
14,09
11
2003
14,4
219
14,00
11
2004
14,3
220
14,01
11
2005
13,9
226
14,14
11
2006
14,3
217
14,26
11
2007
14,5
212
14,08
10
2008
14,2
218
14,21
10
2009
14,2
217
14,31
10
2010
14,2
220
14,09
12
2011
13,9
222
14,11
11
2012
13,7
229
14,11
13
2013
14,5
223
15,32
10
Таблица 2 - Результаты тестирования уровня физической подготовленности студенток первого курса ВГАУ имени императора Петра I за период с 1978 по 2013 годы (по Л.Н. Лексиной)
Год
тестирования
Тестовые испытания (средние значения)
Бег 100 м, с
Прыжок с места, см
Бег 2000 м, мин
Поднимание туловища, раз
1978
17,6
155
-
-
1997
18,4
160
11,57
38
2000
18,5
164
12,41
45
2001
18,2
164
12,41
45
2003
18,5
164
12,22
59
2004
18,1
161
12,20
52
2005
17,9
160
11,52
62
2006
17,6
160
11,52
57
2007
18,1
158
11,58
49
2008
18,1
157
12,08
40
2009
17,9
161
12,28
40
2010
18,3
158
11,53
42
2011
18,0
160
12,03
52
2012
18,2
158
12,39
52
2013
17,4
161
12,08
52
Анализ результатов с 1997 по 2013 годы показал, что уровень физической подготовленности юношей снизился по всем показателям, а результаты девушек имеют вариативный характер.
Так же стоит обратить внимание на увеличившееся в последнее время количество студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Так по данным исследований, проводимых на кафедре физического воспитания ВГАУ им. императора Петра I В.И. Воропаевым (Воропаев В.И., Бедняков Ю.А., Богачёв А.В. Физическая подготовленность студентов приёма 1978-1998 годов // Актуальные проблемы гуманитарных, социально-политических наук: межвуз. сб. науч. трудов. Вып. II. Воронеж, 1999.
С. 92-93) и Л.Н. Лексиной (Сравнительная характеристика физической подготовленности студентов первого курса набора 2013 года и предыдущих лет обучения. С. 189-191), в 1978 году численность занимающихся, отнесённых к специальной медицинской группе, составляла 96 человек, а в 2013 году значительно возросла - до 382 человек.
Анализируя данные выполнения контрольных нормативов студентами первого курса и ежегодное увеличение занимающихся в специальной медицинской группе, можно сделать вывод о снижении общего уровня физической подготовленности и состояния здоровья юношей и девушек, поступивших в вуз, что связано с их низкой физической активностью, недостаточным интересом к занятиям физической культурой и спортом.
Существует также противоречие между общественной потребностью в обеспечении высокого уровня профессионально-прикладной физической подготовки и современным состоянием процесса физического воспитания студентов аграрных специальностей (Ковалёва С.А., Греховодов В.А. Модернизация профессионально-прикладной физической подготовки студентов сельскохозяйственных вузов как научная проблема. С. 276-281; Севастьянов В.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов аграрных вузов // Инновационные технологии и технические средства для АПК: матер. Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых и специалистов. Ч. II. Воронеж: ВГАУ, 2014. С. 217-221).
При подборе физических упражнений важно, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым физическим и специальным качествам, необходимым в будущей профессиональной деятельности (Ильинич В.И. Методика реализации профессионально-прикладной физической подготовки студентов на отдельном факультете // Матер. третьей науч. метод. конф. преподавателей физического воспитания сельскохозяйственных вузов. М., 1974. С. 44). Данное совпадение направленностей воздействия обеспечивает высокий тренировочный эффект, который сказывается и после прекращения спортивных занятий (Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся средних ПТУ. М.: Высшая школа, 1982. 176 с.; Кабачков В.А.,
Полиевский С.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ: учебное пособие. М.: Высшая школа, 1991. 247 с.).
использовать различные виды спорта в качестве средства ППФП студентов. Если физические и психофизиологические качества, двигательные умения и навыки, освоенные в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта можно считать профессионально-прикладными (Дьяков А. Является ли спортивное ориентирование прикладным видом спорта // Азимут. 2006. № 2. С. 28-29; Ильинич В.И.
Физическая культура студента и жизнь. 366 с.). Применение профессиональноприкладных видов спорта и их элементов в учебном процессе по физическому воспитанию должно осуществляться в соответствии с ранжированными требованиями профессии к организму на основании анализа профессиограмм, учитывающих направленность трудовой деятельности (Полиевский С.А., Шафранская А.Н., Борисова О.В., Волохова С.В. Медико-биологические аспекты курса профессиональноприкладной физической подготовки учащейся молодежи // Теория физического воспитания и общая теория физической культуры: Состояние и перспективы: матер. Междунар. науч. конф. / Под общ. ред. Л.П. Матвеева, В.П. Полянского. М.: РИО РГУФК, 2006. С. 86-90).
Профессиограмма представляет собой описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту; включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности и психофизиологических требований. В профессиограмме указывают функции данной профессии и затруднения в её освоении, а также психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности (Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии. Саратов: Изд-во СГУ, 1992. 196с ). Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности (Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987. 208 с.; Кукин П.П. Безопасность технических процессов и производств. Охрана труда. М.: Высшая школа, 1999. 321 с.).
Следует отметить прикладной характер спортивного ориентирования, которое играет важную роль в подготовке кадров полевых специальностей, т.к.
эти профессии связанны с картографическим материалом (Михайлов Б.А. Туризм и профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. 151 с.; Евсеев Ю.И.
Физическая культура. 8-е изд., испр. Ростов н/Д.: Феникс, 2012. 444 с.; Воронов Ю.С., Севастьянов В.В. Спортивное ориентирование в профессиональной подготовке будущих работников аграрных специальностей // Культура физическая и здоровье. 2015. № 4(55). С. 6568).
К группе полеводов могут быть отнесены землеустроители в период полевых работ, агрономы, садоводы и т.д. Трудовая деятельность полеводов связана с преодолением определённых расстояний пешком, их работа проходит на открытом воздухе, практически в любых метеорологических условиях (Ильинич В.И., Костин А.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка работников сельского хозяйства лесостепной зоны. 124 с.). Используя природные и гигиенические факторы, с помощью специально организованных занятий можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, резким колебаниям температуры воздуха (Жолдак В.И., Иваницкий В.Н. Физическая культура и физический труд человека: учебное пособие. Томск, 1991. 36 с.).
При определении содержания ППФП для студентов специальной медицинской группы необходимо уделить достаточное количество внимания изучению факторов и условий их будущей трудовой деятельности, которые предъявляют повышенные требования к различным функциональным системам организма. Поскольку студенты данной медицинской группы имеют низкий уровень морфофункциональных показателей, а также хронические заболевания, то их подготовку к будущей трудовой деятельности следует рассматривать с позиции профилактики возможных неблагоприятных воздействий санитарногигиенических и психофизиологических условий труда на здоровье (Павлова В.А. Новый подход к ППФП студентов специального отделения сельскохозяйственного вуза // Вопросы физического воспитания студентов: межвуз. сб. Вып. XVIII. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1987. С. 23-32).
Для успешного планирования и осуществления профессиональноприкладной подготовки студентов необходимо знать критерии ее эффективности.
Можно выделить следующие группы критериев: а) характеризующие социально-экономическую эффективность ППФП. Определяют влияние ППФП на результаты производственной деятельности; б) характеризующие влияние ППФП на личность специалиста в целом (его профессиональная дееспособность, развитие отдельных свойств и качеств, необходимых в его профессиональной деятельности). Оценивают профессиональную дееспособность специалиста, занимающегося ППФП или уровень развития его отдельных свойств и качеств; в) характеризующие методику и организацию ППФП; г) определяющие экономическую целесообразность ППФП. Показателями эффективности здесь являются материальные средства, а также время, затраченные в процессе подготовки на улучшение результатов труда или повышение уровня психофизиологической подготовленности специалиста (Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. 136 с.).
При разработке ППФП студентов различных специальностей, совместно с основными положениями физиологии и психологии труда, должны широко использоваться научно-методические основы физического воспитания и спортивной тренировки (Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. 144 с.; Фёдоров В.Г. Профессионально-прикладная физическая подготовка как психолого-педагогический фактор обеспечения комплексной готовности студентов к профессиональной деятельности // Актуальные проблемы физического воспитания студентов: матер. науч.-прак. конф. СПб.: ГУПС, 2010. С. 133-135; Варнавская В.И. Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодёжи в современных условиях: сб. материалов Всерос. науч.-прак. конф. с международным участием / Под ред. Э.В. Маркина, А.С. Парфёнова. Орёл: ООО «Модуль-К», 2014. С. 88-91).
Таким образом, на основании вышеизложенного материала можно заключить, что вопрос применения средств ППФП в учебном процессе студентов вузов находит свое отражение в специальных литературных источниках и представляет собой высокую практическую значимость. Вместе с тем, внедрение программ ППФП в учебный процесс по физическому воспитанию сопряжён с рядом объективных трудностей и представляет собой творческую поэтапную работу, нуждающуюся в выборе кардинально новых решений.
Заключение по первой главе
форма физической активности, спортивное ориентирование является доступным для разных слоев населения нашей страны. Об этом свидетельствуют работы С.Б. Елаховского (Бег к невидимой цели (очерки о спортивном ориентировании). М.: Физкультура и спорт, 1973. 144 с.), Е.И. Иванова (Начальная подготовка
ориентировщика. М.: Физкультура и спорт, 1985. 158 с.), С.А. Казанцева (Организация массовых соревнований по спортивному ориентированию. 55 с.) и других авторов, посвящённые обучению основам спортивного ориентирования. При этом следует обратить внимание на разнообразие видов ориентирования, а также широкий спектр умений и навыков, формируемых в результате занятий данным видом спорта.
Говоря о соревновательной деятельности в спортивном ориентировании, стоит отметить высокие требования, предъявляемые к организму спортсмена данным видом спорта, и большое количество факторов, влияющих на конечный результат.
Спортивное ориентирование занимает важное место в системе студенческого спорта. Рассматривая варианты использования спортивного ориентирования в учебном процессе студентов высших учебных заведений, мы видим, что данный вид спорта является одним из средств воспитания физических и интеллектуальных способностей.
Спортивное ориентирование так же может успешно применяться в качестве средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов, об этом свидетельствуют работы В.Д. Воронича (Спортивное ориентирование в системе профессиональной подготовки студентов естественно-географического факультета. 24 с.) и Н.Н. Ключниковой (Педагогическая технология применения спортивного ориентирования в системе физической культуры студентов военной кафедры вуза. С. 45-48), где авторами рассматривается данный вид спорта в структуре профессиональной подготовки будущих географов и военных.
Стоит отметить, что реализации спортивного ориентирования в условиях вуза посвящены работы В.Н. Агальцова (Методика начального обучения спортивному ориентированию студентов. 244 с.), М.Г. Сухановой (Спортивное ориентирование как одно из средств воспитания физических и интеллектуальных способностей студентов. 24 с.), Е.В. Штыковой (Штыкова Е.В., Агальцов В.М. Топография и ориентирование на местности. 52 с.), А.Э. Болотина (Болотин А.Э., Сильчук С.М., Щедрин Ю.Н. Спортивное ориентирование в системе подготовки студентов. 89 с.), Н.Н. Ключниковой (Ключникова Н.Н., Чернова Н.А. Спортивное ориентирование. 102 с.) и других авторов, в которых рассматривается методика обучения студентов данному виду спорта. Однако сопоставив рассмотренные нами учебные пособия, а также научно-методические разработки, применяемые в учебном процессе по физическому воспитанию, с количеством вузов нашей страны, можно сделать вывод, что многие учебные заведения не имеют собственную научно-методическую базу, обеспечивающую учебнотренировочный процесс по спортивному ориентированию.
Рассматривая профессионально-прикладную физическую подготовку студентов аграрных вузов, можно отметить, что содержание данного раздела дисциплины физическая культура не может быть единым для всех направлений обучения. Об этом свидетельствуют исследования В.И. Ильинича (Ильинич В.И., Костин А.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка работников сельского хозяйства лесостепной зоны. 124 с), где он ещё в начале 70-х годов указывал на то, что формы и средства ППФП должны быть дифференцированы для каждой группы родственных профессий, объединяющих в себе специальности, сходные по уровню и характеру труда. Так же исследования учёного говорят о возможности применения спортивного ориентирования в подготовке работников полевых специальностей, включающих в себя землеустроителей, агрономов, садоводов и др.
Анализируя объективные трудности, возникающие в процессе реализации ППФП студентов аграрных вузов, можно выделить недостаток или отсутствие соответствующей специфике занятий материальной базы. Здесь стоит отметить доступность спортивного ориентирования, где для проведения занятий достаточно того, чтобы рядом с вузом находился небольшой лесной массив, парк или сквер. К тому же обеспечение учебного процесса компасами и картами не является дорогостоящим. При этом необходимым условием для обучения студентов спортивному ориентированию является наличие соответствующей научно-методической литературы.
Обращает на себя внимание тот факт, что идеи В.И. Ильинича нашли отражение в трудах других ученых (Ежков ВС. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов машиностроительных специальностей на основе базовых психофизиологических свойств индивида. 23 с.; Остапенко Е.А. Формирование
профессионально-прикладной физической культуры специалистов аграрного профиля в высших учебных заведениях. 24 с.), разработавших теоретические основы применения средств физической культуры и спорта с целью профессионально-прикладной физической подготовки будущих работников аграрных специальностей, где применяемыми средствами, в основном, являлись элементы силовых видов спорта. При этом стоит отметить, что применение спортивного ориентирования в подготовке работников аграрных специальностей дальнейшего развития не получило, на что указывает отсутствие теоретико-методологической базы по применению спортивного ориентирования в процессе профессиональноприкладной физической подготовки будущих специалистов, что и определило проблему исследования.
На основании вышеизложенного можно сделать заключение, что спортивное ориентирование является значимым и наиболее эффективным видом спорта в физической подготовке будущих работников аграрно-промышленного комплекса. Вместе с тем, обращает на себя внимание отсутствие фундаментальных разработок по ППФП студентов аграрных специальностей на основе спортивного ориентирования. Поэтому теоретическая разработка и экспериментальное обоснование методики профессионально-прикладной физической подготовки в процессе учебных занятий по физическому воспитанию в аграрных вузах средствами данного вида спорта будет иметь актуальное значение.
|