Одним из целевых ориентиров физического воспитания и развития ребенка- дошкольника, определенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) и современных образовательных программах дошкольного образования, является формирование двигательного опыта дошкольника.
Понятие «двигательный опыт» рассматривается не только в контексте задач физического воспитания растущего человека, но и в рамках профессиональной физической подготовки, в теории и методике адаптивной физической культуры [1; 85; 106; 137; 242]. Обратимся к анализу подходов к определению понятия «двигательный опыт».
В ряде исследований понятие «двигательный опыт» рассматривается в связи с понятием «двигательная активность». По мнению А.А. Гужаловского двигательный опыт влияет на развитие двигательной активности человека, наряду с такими факторами, как общее физическое развитие, состояние здоровья, наличие интереса к двигательной активности и прочее [60]. В свою очередь, А.Л. Давлиев рассматривает двигательный опыт как часть двигательной активности и как «опыт двигательной активности», где выделяет пять его уровней (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий) [60, с. 5].
В работах Ж.К. Холодова и В.С. Кузнецова двигательный опыт рассматривается в связи с формированием двигательных умений и навыков [241]. Здесь представлены следующие двигательные умения и навыки, которые составляют основу двигательного опыта растущего человека:
- умения и навыки, полученные в ходе ходьбы, бега, плавания и т.д.;
- навыки управления положениями и позами своего тела при выполнении стойки, строевых упражнений и т.д.;
- умения и навыки выполнения движений со спортивным инвентарем (мячами, скакалками, лентами и др.);
- навыки управления движениями при выполнении кувырков, переворотов, подъемов, равновесия и т.д.;
- умения выполнять комплексные движения при опорных прыжках, лазании и прыжках в длину и высоту.
Это мнение разделяет и О.Ю. Зинченко, которая рассматривает двигательный опыт как совокупность детских двигательных умений и навыков, двигательных локомоций, приобретенных в ходе как организованного образовательного процесса, так и в ходе самостоятельной двигательной деятельности ребенка [91].
В словаре-справочнике по физической культуре двигательный опыт определяется как «объем освоенных человеком двигательных действий и способов их использования». При этом уровень развития двигательного опыта зависит от количества этих действий и способов их применения. Чем больше количество двигательных действий и способов их применения, тем разнообразней двигательный опыт [226]. С этим определением соотносятся результаты исследований Т.В. Волосниковой и С.О. Филипповой, где отмечено, что движения дошкольников приобретают произвольный характер, становятся более осознанными и самостоятельными, дети применяют выработанный навык в игровой или реальной ситуации, что свидетельствует об освоении двигательноигрового опыта [229].
Таким образом, в научно-методической литературе интерпретация понятия «двигательный опыт» чаще всего связывается: 1) с формированием двигательных умений, навыков и относящихся к ним знаний [54; 240]; 2) с двигательной активностью [1; 54; 60; 61; 64; 73]; 3) с двигательной подготовленностью [33; 229; 249].
На наш взгляд, такое отождествление понятий не отражает личностный аспект двигательного опыта ребенка, а именно, его аксиологическую составляющую: ценности, мотивы, потребности, интересы. Мы полагаем, что деятельностный компонент двигательного опыта должен включать в себя способность ставить цель, планировать двигательную деятельность и достигать в ней определенных результатов, что позволит воссоздавать приобретенный опыт в самостоятельной двигательной деятельности. И тогда оценить результат формирования двигательного опыта можно уже визуально, с учетом проявления инициативы ребенка, его склонности к тому или иному виду двигательной деятельности, готовности к коллективному взаимодействию.
Частично эти позиции находят отражение в определениях, данных Л.В. Абдульмановой, О.Ю. Зинченко, Т.Г. Котовой [1; 91; 106].
Самостоятельная двигательная деятельность в исследованиях Л.В. Абдульмановой рассматривается как итог освоения физической культуры дошкольника, позволяющей осознанно и самостоятельно без помощи взрослых продемонстрировать свои физические возможности и выразить свое отношение, применяя двигательные действия [1].
Так, основываясь на положении А.Н. Леонтьева о единстве сознания и деятельности, Т.Г. Котова дает впервые определение личностного опыта двигательной деятельности как «результат практического освоения и выполнения различной двигательной деятельности, в том числе физкультурно-спортивной (спортивная специализация), опирающийся на приобретенные знания, умения и физические кондиции человека, а также выработанное отношение к данной деятельности, ориентированной на самосовершенствование» [106, с. 96].
В своих исследованиях Л.В. Абдульманова и О.Ю. Зинченко подчеркивают важность того, что формирование двигательного опыта зависит не только от уровня развития двигательных навыков у ребенка, независимо от их степени сложности, но и от использования специально организованной педагогом деятельности на занятиях физической культурой, а также собственной самостоятельной деятельности ребенка, в которой наглядно отражена внутренняя двигательная мотивация дошкольника к занятию спортивной деятельностью [1; 91].
Обратим внимание на тот факт, что наличие, в свою очередь, двигательного опыта у дошкольника приводит к развитию у него стремления быть самостоятельным и к развитию интереса к сверстникам. Это способствует объединению дошкольников в «детские сообщества», обогащению не только двигательного, но и игрового опыта. Здесь мы исходим из теоретических положений, разработанных А.В. Запорожцем, согласно которым игра является ведущим видом деятельности дошкольников и способствует накоплению реального опыта [84].
В научно-методической литературе достаточно широко раскрыты потенциальные возможности игровой деятельности в формировании двигательного опыта дошкольников [84; 126; 219]. Значимость детской игры для формирования двигательного опыта отмечена в работах Ж. Пиаже, по мнению которого основными функциями детской игры являются имитация и символизация. И в том и другом случае речь идет о переводе полученного опыта в память тела (моторную память) [164].
Поскольку в дошкольный период детства игровая деятельность является ведущей в освоении ребенком опыта, обратимся к понятию двигательно-игрового опыта. В психолого-педагогических исследованиях это понятие рассматривается чаще с позиции его развития в сюжетно-ролевой игре.
Так, Д.Б. Эльконин в содержание детского игрового опыта включает такие компоненты как обобщение действия и его схематизация, процесс моделирования социальных связей [254]. По утверждению Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой «игровой опыт» включает способность применять игрушки (реалистические, символические, условные), Ф.И. Фрадкина добавляет такой компонент, как «алгоритм действий», Н.Я. Михайленко рассматривает словесное отображение игрового действия, суммирование сюжетов, ролевое взаимодействие в ходе игры [87; 138; 152; 235]. В работах Н.Н. Палагиной находим такой компонент игрового опыта, как отношение к игровым предметам, понимание происхождения игровых сюжетов, конкретизация игрового сюжета [159]. По мнению С.Н. Литвиновой, процесс формирования игрового опыта в сюжетно-ролевых играх у детей 5-го года жизни следует рассматривать как систему таких компонентов, как деятельностный, когнитивный, эмоциональный [128].
В исследуемой литературе не найдено определение понятия двигательноигрового опыта, поэтому осмелимся определить его, как составную часть социального опыта, совокупность освоенных двигательных действий ребенка и способов их применения, элементарных знаний о содержании и правилах спортивных игр, эмоционально-ценностного отношения к этому виду деятельности, способности детей к взаимодействию в процессе освоения спортивных игр и способности к осуществлению взаимодействия субъектов игровой деятельности.
Поскольку процесс деятельности играет огромную роль в развитии человеческого опыта, для нашего исследования актуально выяснить взаимосвязь социального и двигательно-игрового опыта. А.В. Мудрик считает, что социальный опыт представляет совокупность, в которой сочетаются знания, умения, навыки, способы мышления, нормы поведения, ценностные ориентиры, ощущения, имеющийся опыт взаимодействия с другими людьми, опыт «приспособления и обособления, самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения» [140, с. 162-163]. Автором отмечается, что передача его осуществляется в процессе коллективной жизнедеятельности, в ходе организованного обучения и взаимодействия, а также поощрения, инициативы и творчества.
Исходя из этого определения, мы можем считать двигательно-игровой опыт составной частью социального, что позволяет рассмотреть его структуру по аналогии со структурой социального опыта.
Интересным, на наш взгляд, является суждение И.А. Липчанской о том, что опыт содержит в себе такие компоненты, как аксиологический, операционный, личностно-творческий. Субъектный опыт у дошкольников может быть пассивнонегативный (когда познания незначительны), индифферентно-неустойчивый (отличающийся безсистемностью знаний) и позитивно-устойчивый (для него характерны навыки, знания, умения) [127]. Мы будем это учитывать при выявлении критериев и показателей сформированности двигательно-игрового опыта.
Обращение к научным трудам свидетельствует о том, что единого мнения о составляющих социального опыта нет. Первоначально основным компонентом социального опыта были знания, что нашло свое отражение еще в трудах Аристотеля, Г. Гегеля, Платона [9; 46; 164]. Со временем, уже в исследованиях Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо добавились такие компоненты социального опыта, как умения, навыки, ценности, нормы [129; 189].
Нет единого мнения и в современных исследованиях на составляющие социального опыта. Так, у Н.Ф. Талызиной и Н.Ф. Головановой это знания и способы деятельности, А.И. Раев включает в этот перечень еще общие ценности и нормы. И.А. Кудаева называет социальные представления, понятия, знания о социальных явлениях, опыт выполнения способов деятельности, опыт эмоциональных отношений, опыт творческой деятельности [52; 113; 180; 212].
По утверждению И.В. Стародубцевой, социальный опыт - это сочетание трех компонентов:
- знаний, определяющих поведение дошкольника в коллективе сверстников;
- умений, способствующих как общению, так и взаимодействию детей;
- навыков взаимодействия [208].
В исследованиях Н.Ф. Головановой, Н.Г. Капустиной, И.А. Кудаевой и др. отмечается, что освоение социального опыта у дошкольника связано с восприятием большого количества новой информации об окружающем, нормах и правилах общественного поведения, социальных ролях и т.д. [52; 99; 113]. Качество освоения знаний зависит от того, как осуществляется процесс восприятия, осмысления, запоминания и практического применения. Социальные знания лежат в основе социального поведения и находят свое выражение в человеческом сознании в виде социальных представлений и социальных понятий.
Вслед за В.В. Краевским и И.Я. Лернером будем ориентироваться на структуру социального опыта, включающую четыре развернутых компонента социального опыта: 1) знания, которые представляют собой объем информации об окружающем ребенка мире, способах освоенной деятельности; 2) опыт осуществления известных способов деятельности, который заключает в себе способность ребенка соблюдать определенные правила, нормы; 3) опыт творческой деятельности, представленный в способности ребенка к творческому подходу к деятельности, проявлению инициативы; 4) опыт эмоциональноценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, который включает социальные потребности, влияющие на восприятие ребенком окружающего мира и заключаются в определенную систему ценностей [110; 125].
Эти компоненты будут учтены нами при разработке модели двигательно - игрового опыта и включены в критерии формирования двигательно-игрового опыта в параграфе 3.1.
Важно обратиться к работам, отражающим проблемы формирования социального опыта в период детства. В них нашли отражение разные подходы к выделению структуры компонентов опыта ребенка-дошкольника.
Так, А. Черняк подчеркивает, что социальный опыт - это не что иное, как взаимосвязь знаний и умений, где умение влияет на проявление знания и наоборот [245]. Дошкольник, выполняя действия, применяет имеющийся у него багаж знаний, навыков, постоянно анализирует свои действия, усваивая опыт других людей. Имеющиеся детские навыки совершенствуются.
Модель социального опыта Е.В. Рылеевой включает четыре компонента: аксиологический, познавательный, коммуникативный и деятельностный [190]. В аксиологическом компоненте содержатся такие ценностные ориентиры, как вежливость, трудолюбие, честность, правдивость, доверие и т.д., которые дошкольник желает проявить во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. В познавательном компоненте заключены социальные понятия, суждения и представления ребенка, которые использует дошкольник, общаясь с окружающими его людьми. Переданный опыт практической деятельности заключен в деятельностном компоненте социального опыта [190].
У Е.П. Поповой представлена модель социального опыта ребенка, включающая три компонента: мотивационный, когнитивный и деятельностный. Мотивационный - показывает желание ребенка общаться со сверстниками и взрослыми. Когнитивный - содержит в себе социальные понятия, представления. Деятельностный - заключается в практической готовности ребенка к принятому в социуме поведению [171].
Заслуживает внимания модель социального опыта, представленная Л.В. Абдульмановой, при изучении проблемы развития основ физической культуры детей 4-7 лет в парадигме культуросообразного образования. Согласно этой модели, социальный опыт представляет собой сочетание знаний о физической культуре, ценностных ориентиров, влияющих на становление личности дошкольника, социокультурных «кодов», которые влияют на его формирование [1].
В отличие от предыдущих авторов, Н.Ф. Голованова в социальном опыте выделяет содержательный, позиционно-оценочный и функциональный компоненты. В содержательном компоненте имеется когнитивная и материальная составляющие. Позиционно-оценочный характеризуется анализом личностью своего поведения, своих действий при решении различных вопросов. Для функционального характерно формирование у индивида определенного стиля поведения в жизни, который влияет на его дальнейшую социализацию [52].
Проанализировав различные модели структуры социального опыта, мы сочли необходимым рассмотреть возможности спортивных игр в развитии деятельностного, аксиологического, когнитивного и коммуникационного компонентов двигательно-игрового опыта.
Итак, двигательно-игровой опыт, являясь составной частью социального опыта, формируется в результате деятельности самого ребенка в процессе его взаимодействия с окружающими его взрослыми и детьми. В деятельностном компоненте важно рассмотреть не только умения и навыки, приобретаемые
дошкольниками в процессе освоения спортивных игр, но и опыт осуществления способов двигательно-игровой деятельности, который отражается в
самостоятельном их использовании, проявлении активности, инициативы, творчества.
Аксиологический компонент определяется эмоциональным отношением ребенка к такому средству физического воспитания, как спортивная игра. Он включает определенную систему ценностей: осознанное отношение к нравственным нормам поведения в игровой деятельности, понимание эмоционального состояния окружающих, сверстников; осознание игровой ситуации и личностную готовность к достижению общего положительного результата.
Выделение когнитивного компонента предполагает формирование у ребенка представлений о спортивных играх, игровых ролях, игровых сигналах, элементарных знаний о технике, о способах выполнения действий, правилах игрового взаимодействия.
Проявление способности к выполнению социальных норм общения со сверстниками и взрослыми; овладение вербальными и невербальными способами передачи информации в процессе овладения спортивными играми мы отнесли к коммуникативному компоненту.
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что в исследовании двигательно-игровой опыт понимается как составная часть социального опыта, совокупность освоенных двигательных действий ребенка и способов их применения, элементарных знаний о содержании и правилах спортивных игр, эмоционально-ценностного отношения к этому виду деятельности, способности детей к взаимодействию в процессе освоения спортивных игр и способности к осуществлению взаимодействия субъектов игровой деятельности. С учетом этого рассмотрим возможности спортивных игр в развитии деятельностного, аксиологического, когнитивного и коммуникационного компонентов двигательно-игрового опыта.
|