Современная система физического воспитания дошкольников является неотъемлемой частью общегосударственной системы физического воспитания. Система физического воспитания дошкольников содержит в себе ряд элементов, которые обладают определенными функциями и особенностями, среди них: концептуальные основы (взгляды отечественных и зарубежных ученых на возникновение и развитие физического воспитания детей), теоретикометодологические основы (связь теории и методики физического воспитания дошкольников с другими науками и методы, которые применяют в физическом воспитании и развитии дошкольников), правовые основы (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, комплексные и парциальные программы дошкольного образования) и организационно-управленческие основы организации педагогического процесса, руководства и управления, способствующие как физическому, личностному развитию, так и воспитанию у дошкольников основ здорового образа жизни [66; 97; 153; 154; 158; 177].
В России в настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, в том числе и дошкольного, установлены Федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) [154]. 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [153]. В соответствии с требованиями нового закона, дошкольное образование признано уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами. Внедрение ФГОС в дошкольное образование направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста, охрану физического и психического здоровья детей, реализацию права ребенка на доступное и качественное образование.
Первоочередной задачей образовательной области «Физическое развитие», согласно ФГОС ДО, является приобретение опыта в двигательной деятельности, развитие физических качеств, формирование первоначальных представлений о видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни [154].
Обратим внимание на тот факт, что одной из новых задач физического воспитания дошкольников является задача приобретения двигательного опыта. При этом ФГОС ДО обращает внимание на необходимость развития дошкольников как субъектов детской деятельности, построение процесса физического воспитания с учетом индивидуальных, возрастных особенностей, особенностей детской деятельности. С этих позиций выделение и определение ключевого понятия «двигательно-игровой опыт» является весьма актуальным.
Поскольку в исследовании рассматривается формирование двигательноигрового опыта средствами спортивных игр рассмотрим их место в современной системе физического воспитания дошкольников. Отметим, что задачи, содержание обучения дошкольников элементам спортивных игр и спортивным играм по упрощенным правилам представлены в примерной и комплексных программах дошкольного образования («Детство», «Истоки», «От рождения до школы» и др.) [66; 97; 158; 177].
О необходимости организовывать спортивные игры на открытом воздухе и в помещении акцентирует внимание Примерная основная программа дошкольного образования [177]. Современные программы рекомендуют применять спортивные и подвижные игры на прогулках и в помещении ежедневно два раза в день, начиная со второй младшей группы и заканчивая подготовительной группой (вторая младшая группа - 15-20 мин, средняя группа - 20-25 мин, старшая группа - 25-30 мин, подготовительная группа - 30-40 мин.). Обучение элементам спортивных игр согласно программам «Детство», «Истоки», «От рождения и до школы» начинается со второй младшей группы [66; 97; 158]. Так предлагаются требования к самостоятельной организации подвижных игр и оценке их результатов. К старшей и подготовительной группе дошкольники обучаются комбинировать движения, придумывать комбинации игр.
Существует ряд парциальных программ физического воспитания дошкольников, построенных на материале спортивных игр: «Выходи играть во двор» (Л.Н. Волошина), «Играйте на здоровье!» (Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова), программа «Физическая культура - дошкольникам» (Л.Д. Глазырина) [34; 36; 50].
Остановимся более подробно на авторской парциальной программе «Играйте на здоровье!» Л.Н. Волошиной, Т.В. Куриловой, так как наша экспериментальная работа будет осуществляться в рамках реализации именно этой программы [36]. Программа «Играйте на здоровье!» предполагает применение спортивных игр в связке с другими укрепляющими здоровье мероприятиями. В основе программы заложены следующие задачи: сформировать у дошкольников интерес к спортивным играм, желание их применять самостоятельно в свободной игровой деятельности; обогатить игровой опыт детей, правильное и последовательное применение игровых элементов; способствовать нравственной волевой подготовке личности. Программа «Играйте на здоровье!» построена на модульной основе, обучение элементам спортивных игр происходит в определенной последовательности. В программе выделено шесть модулей (футбол, настольный теннис, хоккей, городки, баскетбол, бадминтон). В каждом модуле определены задачи обучения, элементарные тесты для оценки полученных результатов. Дана характеристика педагогических условий реализации индивидуально-дифференцированного подхода.
В данной программе учтены климатические условия проживания детей, а также народные игровые традиции. Комбинируется необходимый объем двигательных действий на материале спортивных игр и игровых упражнений. Занятия разработаны таким образом, чтобы развивать у детей дошкольного возраста стремление проявлять самостоятельность, умения быстро и самостоятельно, без помощи взрослого решать проблемную ситуацию, ориентироваться в обстановке, анализировать и сравнивать, оценивать происходящее. Данный материал разработан для детей с разным уровнем физической подготовленности. В процессе собственной активной деятельности дети осваивают элементарные технико-тактические действия в спортивных играх.
Заметим, что по мнению ряда авторов система и правила организации спортивных игр в дошкольный период детства носят упрощенный характер, учитываются возрастные возможности детей [36; 50; 209; 219].
Авторы программы учли недочеты других программ, выделили «процессуальные блоки», позволяющие решать поставленные конкретные задачи. В программе спортивные игры представлены по сезонам. В каждом игровом разделе выделены направления для общефизической, технико-тактической и морально-волевой подготовки, позволяющие решать в комплексе поставленные задачи [36].
Авторы предлагают игры и упражнения для занятий дома, так как очень важно, чтобы у дошкольников появился интерес к спортивным играм, появилось желание самостоятельно их организовывать. В своих исследованиях авторы программы доказывают, что адаптированные для дошкольного возраста спортивные игры и игровые упражнения являются необходимым средством, способствующим гармоничному развитию личности дошкольника. К тому же данный вид игр легко проводить не только в дошкольных образовательных учреждениях, но и во дворе дома, вовлекая в игровую деятельность не только своих сверстников, но и взрослых [36].
Остановимся на характеристике спортивных игр в формировании двигательно-игрового опыта. Поскольку спортивные игры входят в систему физического воспитания дошкольников и рекомендуются ФГОС ДО и программами дошкольного образования как эффективное средство и форма физического воспитания дошкольников, рассмотрим их структуру подробнее.
Ю.И. Портных определяет спортивные игры, как «протекающее в рамках правил противоборство двух сторон, направленное на достижение преимущества, оцениваемого по количеству достижений обусловленной цели игры» [172, с. 5]. В структуру игровой деятельности, Ю.И. Портных включает следующие компоненты: «цель игры», «игровые приемы», «автоматизированные движения или технику», «функциональное состояние организма» [172, с. 8]. Наличие игровой цели влияет на деятельностную мотивацию играющих, которая, в свою очередь, способствует организации планирования деятельности (долговременного или кратковременного). Долговременное достижение игровых целей называется стратегией спортивной борьбы, составной частью которой является тактика, она способствует реализации целей. А способы достижения целей называют техникой. Перечисленные выше категории характеризуют спортивно-игровую деятельность и сущность спортивной игры. Заметим, что на дошкольной ступени дети овладевают только первоначальными основами технических и тактических действий, что будет учтено при разработке содержательных аспектов формирования двигательно-игрового опыта.
Рассмотрим формирование аксиологического компонента двигательноигрового опыта в ходе использования спортивных игр в процессе игровых ситуаций, в общении со сверстниками и взрослыми у дошкольников происходит развитие аксиологического компонента двигательно-игрового опыта. На развитие эмоционально-ценностного отношения дошкольников к спортивным играм огромное значение влияет личный пример взрослых - педагогов, родителей. По утверждению П.Ф. Лесгафта «Ребенок всегда является зеркалом среды; он играми усваивает все привычки и обычаи своей среды, воспринимая все, что чаще видит и узнает от окружающих его лиц» [126].
В работах Л.Н. Волошиной и Л.Д. Глазыриной отмечается, что знание норм и правил проведения спортивных игр, владение дошкольниками спортивной терминологией, знание способов игровых действий и игровых ролей, специальных игровых сигналов позволяет дошкольникам общаться с играющими детьми в ходе спортивных игр и обеспечивает обогащение когнитивного компонента двигательно-игрового опыта [36; 50].
В процессе спортивной игры дошкольнику приходится решать интеллектуальные задачи, воспроизвести алгоритм действия в игре, который будет способствовать победе. И положительная мотивация, в процессе спортивных игр, способствует развитию самопознания дошкольника [183]. По утверждению А.Н. Леонтьева, мотивированность деятельности ребенка приводит к развитию личности дошкольника [121].
В старшем дошкольном возрасте, в ходе общения при организации спортивной игры, при распределении ролей, в процессе выполнения игровых действий происходит знакомство детей с нормами поведения, умением сдерживать свои эмоции, регулировать свое общение со сверстниками, происходит формирование понимания собственной значимости (коммуникативный компонент). О важности его формирования уже на начальных этапах обучения спортивным играм говорили Ю.И. Портных и Ю.Д. Железняк [79; 172].
Развитие деятельностного компонента можно наблюдать в процессе игры, когда ребенок понимает и оценивает происходящую игровую ситуацию, оценивает свои собственные поступки и поведение, проявляет настойчивое стремление к достижению игровой цели. Дошкольник может принять правильное, требуемое в данной ситуации решение и применить его в игре, а также воспроизвести в конкретной игре требуемый алгоритм игровых действий в ходе взаимообучения, когда ребенок оказывает помощь своим сверстникам, испытывающим затруднения в ходе игровых ситуаций. Такая игровая деятельность каждому участнику помогает обогатить друг друга (Э.А. Колидзей, А.В. Петровский) [103; 163].
В спортивных играх формируются игровые навыки, которые являются частью двигательно-игрового опыта. Игровые навыки представляют собой автоматизированные движения, разделенные на следующие взаимосвязанные между собой фазы:
сенсорная, когда игрок сосредоточивает внимание на игре;
центральная, - игроку необходимо принять то или иное решение;
конечная, - игрок осуществляет движение.
В основе игровых действий лежат информационные операции, отражение в сознании воздействий, оказываемых со стороны внешнего окружающего мира. Деятельность играющих определяется игровой тактикой (формы и методы игры) и техникой (двигательное воплощение) [172, с. 5-8].
Как отмечается в ряде современных исследований, спортивные игры не только позволяют ребенку освоить технику того или иного движения и приобрести навык его выполнения, но и оказывают воздействие на поведение и сознание, интеллектуальное развитие личности дошкольника [36, с. 65]. Спортивные игры обогащают внутренний мир ребенка, способствуют формированию своего «Я», изменению его поведения, ответственности и целеустремленности, развитию самоконтроля, способствуют повышению иммунитета, стрессоустойчивости. Если на ранних стадиях развития ребенка преобладают биологические факторы, то с его ростом и развитием более важными становятся социальные. Однако при организации спортивных игр нельзя забывать и об индивидуальных особенностях отдельно взятой личности [183, с. 6]. В процессе спортивных игр ребенок не только оценивает текущую игровую ситуацию, в процессе поиска решений происходит сложнейшая работа сенсорных, моторных, когнитивных процессов [183].
Овладение игровой деятельностью проходит в три уровня: на первом игроку нужно выбрать из множества информации самую необходимую, что позволит в дальнейшем при повторении игровой ситуации легко найти решение (осуществление двигательной реакции в единоборстве). На втором уровне осуществляется применение усвоенных ранее алгоритмов при решении игровых комбинаций. Последний, самый высший уровень принятия решения происходит, когда игрок сталкивается с новыми игровыми ситуациями и ему требуется применить творческий подход.
При использовании физических упражнений и игр важно помнить о принципах развивающего обучения. Чтобы процесс обучения и воспитания проходил эффективнее, нужно перед ребенком ставить задачи, доступные для выполнения, но с уровнем сложности, их решение потребует от дошкольника двигательной активности, волевого напряжения, целеустремленности. Сочетание этих условий приводит к тому, что ребенок обучается и развивается. Процесс этот сложный, полученный результат зависит от деятельности как обучаемого, так и обучающего. Дошкольник, реализуя потребности в процессе деятельности, выражает свои эмоции, позволяя при этом взрослым корректировать свою работу [183]. Процесс воспитания в спортивных играх ребенка идет более эффективно, если обстановка, в которой он находится, является эмоционально-благополучной, такой может быть обстановка игровой деятельности. Это подчеркивали в своих исследованиях Д.Л. Беленова, О.В. Козырева, И.В. Фрайфельд [18; 102; 236].
Таким образом, спортивные игры являются частью целостной системы физического воспитания дошкольников, выступают его средством и формой организации. Использование спортивных игр как средства и формы организации физического воспитания способствует формированию всех компонентов двигательно-игрового опыта, а именно: деятельностного (владение способами игровых действий), аксиологического (эмоционально-ценностное отношение к спортивным играм), когнитивного (наличие первоначальных представлений о содержании спортивных игр, правилах и нормах взаимодействия) и коммуникативного (проявление способности к общению и взаимодействию в спортивных играх).
|