Воскресенье, 24.11.2024, 17:34
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 46
Гостей: 46
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Современное понимание роли семьи в развитии детей с нарушением интеллекта

Выдающиеся российские и советские учёные- педагоги и психологи в своих трудах посвящённых вопросам воспитания и образования детей, в том числе детей с ОВЗ, традиционно отмечали, что ведущая образовательная роль принадлежит семье, в которой этот ребёнок воспитывается (Эльконин, Д Б. Детская психология : (Развитие ребенка от рождения до семи лет) / Д.Б. Эльконин ; АПН РСФСР ; Ин-т психологии. - Москва : Учпедгиз, 1960. - С. 231., Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург : Лань, 2003. - С. 346). Так П.Ф. Лесгафт физическом и духовном развитии ребенка придавал решающее значение не наследственным факторам, а микросоциуму и воздействию, которое он оказывает на ребёнка. «Как бы ни были способны родители, говорил он, дети их, оставленные без воспитания и образования, непременно являлись бы в том диком состоянии, в котором описывают детей, попавших в лес и живших там в продолжении нескольких лет» (Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение/ П.Ф. Лесгафт.- М.:Педагогика,1991.-С. 97). Позднее Л.С. Выготский введёт понятие «социальной ситуации развития» для различных возрастных этапов, в которых опишет роль участия родителей для развития ребёнка (Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб: Лань, 2003.С.132).

А. Бандура - американский учёный-психолог, проводящий свою исследовательскую деятельность с позиции теории систем, автор теории социального научения, в своих работах обосновывая предположение о том, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями внешних и внутренних факторов, приходит к выводу, что социальные процессы оказывают на поведение ничуть не меньшее влияние, чем когнитивные. Помимо прочего, он утверждал, что «само же выучивание нового поведения зависит от поведения окружающих человека людей - то есть от социальной среды». (Bandura, A., Azzi, R, Polydoro, R Teoria social cognitiva: Conceitor basicos. (Social cognitive theory: Basic concepts) // Porto Allegre, Brasil: ARTMED Editors S/A, 2008.-P. 168).

Конец XX века столетия ознаменован во всём мире повышенным интересом специалистов различного профиля (социологов, экономистов, психологов, педагогов и др.) к проблемам современной семьи. Особым объектом изучения являются семьи, воспитывающие детей со стойкими отклонениями в состоянии здоровья. Для данных семей характерен высокий уровень проявления «проблемности». Существенная гуманизация отношения к лицам с особыми потребностями, произошедшая в последние десятилетия в России, определяет особый интерес к семье, воспитывающей такого ребенка. «Практика свидетельствует, что в таких семьях выявляется высокий уровень потребности в оказании им помощи» (Ткачева В. В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: дис. д-ра психол. Наук. Нижний Новгород род, 2005. С 125.).

Появление в семье ребенка с ОВЗ крайне тяжелый психологический стресс для членов семьи. Крепость семейных отношений часто ослабевает, чувство растерянности и подавленности в сочетании с постоянной тревогой за ребёнка, часто являются причиной распада семьи, значительно реже- причиной сплочения семьи. Часто такие семьи испытывают на себе отрицательное отношение со стороны окружающих, у которых некомфортные условия существования рядом (особенно если речь идёт о ребенке с задержкой интеллектуального развития) вызывают раздражение. Окружающие часто уклоняются и избегают общения, в следствии чего дети с ОВЗ оказываются практически лишены возможности полноценных социальных контактов, особенно со здоровыми сверстниками.

Д. Леонов обращает внимание на то, что родители часто испытывают стеснение за своего ребенка-инвалида, особенно если у него поведенческие проблемы. Многие родители детей-инвалидов перестают следить за собой, меньше уделяют внимания своей внешности, чем до рождения ребенка. По мнению автора, «это плохо не только с точки зрения имиджа семьи, но и производит негативный педагогический эффект» (Леонов, Д. Социальный статус родителей детей инвалидов [Электронный ресурс] / Д. Леонов // Дорога в мир. - 2010. - Режим доступа : http://dorogavmir.chat.ru/status.htm. - (дата обращения: 07. 03. 2017)).

В тоже время, О. Б. Чарова в своём диссертационном исследовании обратила внимание на то, что только в начале 2000 годов (т.е. относительно недавно) стали появляться исследования, направленные на изучение зависимости родительского отношения от характера патологии ребенка (Чарова, О Б. Особенности материнского отношения к детям с нарушением интеллекта : дис. ... канд. психол. наук / О.Б. Чарова. Орел, 2003. С. 9). В результатах одного из таких исследований было описано, что матери детей с нарушением интеллекта значительно менее активны вербально, в сравнении с матерями нормально развивающихся детей и детей с депривацией слуха. Они не склонны к партнерским отношениям с ребенком, чаще занимают доминирующую позицию, излишне концентрируясь на ребенке. Эти матери гораздо чаще испытывают раздражение по отношению к своему ребенку, а также испытывают чувство самопожертвования (Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия : учебное пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. ,Санкт-Петербург : Речь, 2003. С. 211). Следует отметить, что научные исследования, посвященные вопросами изучения родительского отношения и его влияния на ребенка, свидетельствуют о наличии зависимости этого отношения от личностных особенностей самих родителей, их жизненного опыта, эмоциональной стабильности и в меньшей степени, от особенностей детей. Митин А. Е. и Филиппова С. О в своём исследовании 2009 года выделили следующие особенности семей воспитывающих детей с ограничениями в состоянии здоровья:

Каждый из родителей хотел бы испытать чувство гордости за своего ребенка. Для родителей детей-инвалидов это особенно важно, так как их дети не могут по многим параметрам не только быть лучше здоровых детей, но просто составить им конкуренцию. По этой причине потребность гордиться своим ребенком у родителей детей-инвалидов остается неудовлетворенной.

Особенности детей с нарушениями интеллектуального развития не позволяют родителям в полной мере погрузиться в «родительскую жизнь», предполагающую посещение кружков и секций, выезды с ребенком на общественные мероприятия (праздники, фестивали и т. п.), участие в творческих конкурсах. Это является дополнительным фактором, усиливающим стрессовое состояние родителей.

Дошкольники с нарушениями интеллектуального развития при целенаправленной работе специалиста по физической культуре могут быть достаточно успешными в двигательной деятельности. А зачастую, в видах движений, не сложных технически и не требующих значительного интеллектуального напряжения, эти дети могут превосходить своих здоровых сверстников.

Эффективность двигательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития повышается, если групповые упражнения они выполняют совместно с педагогом.

Многие родители детей-инвалидов боятся проявления жалости по отношению к себе и к своим детям. Похвала в адрес ребенка воспринимается как адекватная, только если она исходит от специалистов, которые могут профессионально оценить результаты его деятельности

(Митин, А.Е. Гуманитарные технологии в физической культуре : концептуальные основы / А.Е.

Митин, С О. Филиппова, Е.А. Митин ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург //

Теория и практика физической культуры. 2009. № 2. С. 51).

Большинство современных авторов изучающих проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ отмечают, что отношение родителей к диагнозу умственная отсталость у их ребенка далеко не однозначное. Ситуация, в которой оказываются родители часто вводит в состояния паники, апатии и фрустрации. Из-за дезорганизации они сами нуждаются в своевременной психотерапевтической помощи, в отсутствии которой оказываются не способными адекватно помогать ребенку. Некоторые родители отказываются принимать диагноз своего ребёнка (Иванов, Е С. Что такое умственная отсталость. Руководство для родителей/ Е.С. Иванов, Д.Н. Исаев. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000 С.9). Это подтверждают Justin W. Peer и Stephen B. Hillman в 2014 году опубликовавшие научный обзор, посвящённый изучению ключевых стрессовых факторов и устойчивости к стрессу родителей детей с нарушениями интеллектуального развития. Согласно данным исследования, наибольшую тревогу у специалистов вызывает тот факт, что уникальная стрессовая ситуация, в которой находятся родители, зачастую негативно отражается на их способности к рациональному и объективному педагогическому воздействию на ребёнка, т.е. на выполнении родительских функций. Так же в исследовании отмечается, что наиболее эффективными коппинг-механизмами для родителей являются:

оптимистический жизненный стиль

социальная поддержка.

Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстикцис в 1999 году выделили 5 неадекватных типов семейного воспитания:

доминирующая гиперпротекция;

потворствующая гиперпротекция;

повышенная моральная ответственность;

эмоциональное отвержение;

гипопротекция.

Специалисты отмечают, что к детям со стойкими ОВЗ в семьях предъявляются, как правило, заниженные требования, санкции, запросы (Маслова, С.И. Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах воспитания ребёнка дошкольника / С.И. Маслова // Дошкольное образование Белгородчины: проблемы, находки, опыт. - 2009. - № 4. С-56, Селина, В.В. Педагогические условия развития компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания / В.В. Селина // Вестник НовГУ. - 2008. - № 45. - С. 69) Ребенок обычно ограничен в собственной активности. Это способствует закреплению инфальтивности, неуверенности в себе,

несамостоятельности, что ведет за собой трудности в общении, установленияи межличностных, межполовых контактов. Чтобы родительская любовь стала силой, формирующей характер и психическое состояние ребенка, по мнению Л.М. Шипицыной, родители детей с интеллектуальными нарушениями должны обладать следующими ключевыми чертами:

иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие;

строить свои отношения к ребенку в ожидании успешности; четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы;

развивать самостоятельность своего ребенка (Шипицына, Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе : Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына ; Ин-т спец. педагогики и психологии, Междунар. ун-т семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. СПб ; Москва : Дидактика Плюс Ин-т общегуманит. исслед., 2002. С. 242).

Развитие ребенка с ОВЗ в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом духовном становлении, разнообразии воспитательных воздействий. Многие родители могут помочь своим детям, если начнут применять систему коррекционного воспитания как можно раньше, уже с первых месяцев жизни ребенка, так как именно первые 2-3 года жизни являются критическими периодами развития, этапом формирования «функциональных ансамблей» нервно-психической деятельности (Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта. (Руководство для родителей и программа для педагогов)/ Л.М. Шипицына. СПб: Ин-т спец. педагогики и психологии, 2000. - 11с.). Необходимо убедить родителей, что ребенок отличается от нас и внешне и внутренне. Он не болен, но другой. У него иной язык и система восприятия, отличные от наших мотивы и ценности. Только в том случае, если родители смогут «отойти» от понятия «болезни» и сформируют восприятие ребенка, как особого, отличающегося от нас человека, педагогический процесс сможет перейти на качественно новый уровень (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. С. 96).

Современные исследования подтверждают, что родителям часто не достаёт необходимых знаний и умений в воспитании ребёнка с особенностями психического развития, что способствует деструктивности внутрисемейных отношений и затрудняет процесс социально адаптации ребёнка (Волковская Т. Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития// Коррекционная педагогика. 2003. - № 2. С. 63; Левченко И.Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. -М.: Просвещение, 2006 г С 121; Фирсова, Е.Ю. Социальнопедагогическое сопровождение семей умственно отсталых лиц: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 // - М., 2011. С.11). Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Пролонгированное стрессовое воздействие, оказывает деформирующее воздействие на психику родителей и является исходным условием травмирующего изменения жизненного уклада (Зайцева Е.С.

Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью: автореф. дис. канд. пс. наук : 19.00.07 //. СПб., 2005. С.4; Ткачева, В.В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: автореф. дис. канд. пс. наук : 19.00.10 //- Нижний Новгород, 2005. - С.3).

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (06.05.2018)
Просмотров: 266 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%