В настоящее время во всех регионах Российской Федерации функционирует большое количество образовательных учреждений, центров и родительских организаций, осуществляющих педагогическую деятельность среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Существует практический и теоретический опыт, накопленный благодаря анализу деятельности данных организаций. Современное общество осознало проблему детей инвалидов, которая должна решаться не только с помощью создания материальнотехнических условий для улучшения их жизнедеятельности, но и в усилении психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающим таких детей. Исследование, проведённое А.В. Мининой в 2011-2012 гг., посвященное изучению состояния педагогической компетентности родителей в воспитании детей дошкольного возраста, обнаружило её недостаточный уровень. В ходе данного исследования были проанализированы результаты эксперимента, в котором приняли участие 400 родителей детей дошкольного возраста. Эксперимент осуществлялся на базе детских садов города Москвы (Минина, А.В. Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / Анна Владимировна Минина // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 13. - С. 100).
Опыт объединения родителей детей с особыми потребностями, их взаимодействия и взаимопомощи, а также опыт различных акций, проводимых подобными объединениями, нередко демонстрирует положительные результаты. Часто инициаторами различных мероприятий для детей с ОВЗ и их родителей выступают образовательные учреждения. Исследователи отмечают, что праздники, в которых могут участвовать дети-инвалиды, в первую очередь, являются праздниками для их родителей (Лопатина, В. Инклюзия - не самоцель, а шаг навстречу / В. Лопатина // Учительская газета. - 2010. - 2 марта (№ 8)).
«Современное дошкольное учреждение имеет возможность оказать квалифицированную помощь родителям по формированию здоровья их детей, по повышению уровня физической подготовленности, в успешной социализации посредством занятий физическими упражнениями. Эта помощь может быть выражена в различных формах взаимодействия: организация совместных занятий родителей и детей физическими упражнениями, индивидуальные и групповые консультации для родителей, обследование детей». (Филиппова, С О. Физическая культура дошкольников Санкт-Петербурга: проблемы и перспективы / С.О. Филиппова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. № 3. С. 58).
Одним из перспективных путей повышения эффективности педагогического процесса является использование в работе с родителями гуманитарных технологий. Специалист по физической культуре может разрабатывать и применять гуманитарные технологии с целью привлечения родителей к активному взаимодействию в физическом воспитании их детей. Как известно, суть применения гуманитарных технологий в физической культуре заключается в мягком влиянии на поведение адресата воздействия (Митин А. Е., Филиппова С. О., Митин Е. А. Гуманитарные технологии в физической культуре: концептуальные основы // Теория и практика физической культуры. 2009. № 2). В рамках рассматриваемой проблемы, это мягкое влияние выражается в проектировании условий и конструировании ситуаций, которые способствуют выбору родителями, желаемого для педагога поведения. Также оно заключается в том, что создаваемая ситуация выделяет для родителей положительные стороны желаемого поведения (как правило, за счет осознания возможных перспектив) и целесообразность принимаемого решения. Желаемое для педагога решение или поведение родителей становиться желаемым и для них самих. Таким образом, педагог и родители становятся союзниками, соратниками в реализации задач физического воспитания детей. Это положение становится еще более актуальным, когда речь идет о работе с родителями детей, в интеллектуальном развитии (Митин А.Е. Применение гуманитарных технологий специалистом по АФК в работе с родителями детей- инвалидов // АФК. - 2012. - №49. - С. 16).
Примером успешной интеграции родителей в процесс физического развития своих детей является часть программы Специальной Олимпиады- семейная программа, которая проводит мероприятия для атлетов с ментальными нарушениями, живущих в семьях по всему миру. С точки зрения Специальной Олимпиады, семьи, воспитывающие детей с интеллектуальными нарушениями, являются энергичными и мотивированными проводниками её ценностей и идей. Они оказывают моральную поддержку другим семья, имеющих детей с интеллектуальными нарушениями. Такие семьи могут обеспечить друг другу неоценимую поддержку через обмен опытом. «Семьи - мощный ресурс и ядро
Специальной Олимпиады. Именно они участвуют в тренировках, судействе, сопровождении других спортсменов, сборе средств, транспортных перевозках и обучении новых добровольцев» (Программы Специальной Олимпиады [Электронный ресурс] // Специальный Олимпиада России. - Режим доступа : http://www.special-olympics.ru/o- nas/programmy.html. - (дата обращения: 04.04.2017). Помимо привлечения родителей к организации учебно-тренировочной и организационной деятельности, в рамках данного проекта в различных регионах РФ регулярно проходят физкультурномассовые мероприятия, рекреационные и спортивные праздники для лиц с ментальными нарушениями и их родителей. Положительный опыт имеет организация детских спортивно-экологических лагерей для детей со стойкими ОВЗ и их родителей.
Одной из широко используемых в нашей стране программ ведущих образовательную деятельность в том числе и среди родителей детей дошкольного возраста является программа «Азбука общения». Программа «Азбука общения» — разносторонний теоретический и практический психолого-педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей от 3 до 6 лет со сверстниками и взрослыми.
Данная программа адресована в первую очередь специалистам, которые работают или готовятся к работе с детьми, педагогам, психологам, социальным работникам, воспитателям детских садов, педиаторам, студентам соответствующих вузов и факультетов, а также родителям и будущим родителям детей.
«Азбука общения» построена в соответствии с учебным планом. Основы разделов курса практических занятий по формированию коммуникативных навыков у детей 3—7 лет являются базисными. Однако содержание этих разделов соответствует особенностям психического развития детей дошкольного возраста (Дополнительная образовательная программа «Азбука общения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ddtzd.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=228&Itemid=174. - (дата обращения: 04.04.2017)). В программе особое внимание уделяется формированию у взрослых людей — педагогов, воспитателей, родителей — ответственного отношения к воспитанию маленького человека, развитию различных форм контактов человека, живущего в цивилизованном обществе, а также с окружающим миром и людьми. Программа решает следующие задачи:
Формирование у детей представления о человеческих взаимоотношениях;
Формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по
отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;
Формирование у детей представлений об адекватном поведении в обществе;
Способствование гармоничному развитию личности ребёнка.
Программа «Азбука общения» включает в себя следующие компоненты:
Теоретический курс для обучения родителей и специалистов, работающих с детьми имеющими особенности коммуникативной деятельности, детей дошкольного возраста в условиях семьи и коллектива, средствам и методам развития у детей навыков общения, а также предупреждения и коррекции возможных трудностей, возникающих в данным процессе.
Практический курс для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет), направленный на формирование коммуникативных навыков (учебный план программы).
Методы оценки эффективности использования программы.
Методическое руководство по обучению детей (конспекты занятий).
Так же нельзя не отметить программу, широко используемую в образовании детей дошкольного возраста- программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я, ТЫ, МЫ».
Данная программа состоит из трёх основных разделов:
«Уверенность в себе»;
«Чувства, желания, взгляды»;
«Социальные навыки».
Целью первого раздела программы- «Уверенность в себе» является помощь ребёнку в осознании своих характерных особенностей и предпочтений, принятии своей уникальности.
Второй раздел программы- «Чувства, желания, взгляды» призван
сформировать осмысленное переживание собственных эмоций и развить навыки эмпатии.
Третий раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей эстетически ценным формам и способам коммуникации с другими людьми (Князева, О.Л. "Я, ты, мы" : учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста / О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - Москва : Дрофа, 1999. С. 73-75).
Один из способов повышения качества педагогического процесса в условиях семейного воспитания- обучить родителей детей с ОВЗ средствам, методам и методическим приемам, которые они смогут применять в процессе воспитания своего ребенка. Для решения данной задачи в педагогической практике исторически сложились следующие методы:
Первый метод-это метод моделирования различных бытовых ситуаций. Ребенок развивается, наблюдая за ежедневными событиями в доме: приготовление еды, стирка белья, разговор родителей по телефону и т.д. Для того, чтобы «особый» ребенок усвоил эти ситуации, чтобы он чувствовал себя в них комфортно, родители могут создавать подобные ситуации и обучать ребенка элементарным действиям: как нужно брать телефонную трубку, куда нажимать, как вежливо ответить на звонок, что дает ребенку определенный опыт, который постепенно накапливаясь, готовит его к самостоятельной жизни.
Второй метод - игровой: использование сюжетно-ролевых игр; игр, моделирующие поведение; разыгрывание домашних спектаклей; развивающие и подвижные игры. Игра - это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формировании коллектива. Игра увлекает ребенка, доставляет ему радость, вызывает положительные чувства и переживания, удовлетворяет его интересы в творческом отображении жизненных впечатлений.
Третий метод-смена обстановки. Выезды на природу, прогулки в лес на озеро и т.д. На природе дети с ОВЗ чувствуют себя более раскрепощенными, они не ощущают давления города, правила поведения в котором жёстко регламентированы. Помимо эмоциональной разрядки такие поездки имеют образовательное значение. Познакомить ребёнка с флорой и фауной; дать основу экологических знаний и техники безопасности; научить собирать ягоды, грибы, и т.п.
Четвертый метод - выполнение доступных ребенку творческих заданий: нарисовать, вылепить из пластилина или глины, вырезать из бумаги, раскрасить картинку, сделать аппликацию и пр. В настоящее время проводится большое количество конкурсов и выставок работ детей со стойкими ОВЗ.
Пятый метод - тесное сотрудничество специалистов и семьи. Проведение консультативных собраний родителей и специалистов, на которых разрабатывается маршрут развития для ребенка. Специалисты могут в консультативной форме помочь составить план домашнего воспитания, поставить цели и помочь родителю подобрать средства и методы для их решения, на что нужно обратить внимание (Зинкевич- Евстигнеева, Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии/ СПб.: Речь, 2001-С. 137).
Шестой метод-театр. В этом методе сосредоточено много важных моментов для социальной адаптации, так как ребенок приобретает знания через деятельность. Спектакль, созданный родителями, обладает особой энергией. Дети могут непосредственно взаимодействовать с героями в домашней обстановке. Если это кукольный спектакль, то это придает ему особую силу. Ведь не только куклу можно создать, можно еще самим и написать сказку, обсудить какую-то проблему, которая актуальна в данный момент, и сказочным путем найти пути решения этой проблемы (Зинкевич- Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии/ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб.: «Златоуст», 1998.-С. 93).
Находясь во взаимодействии со своим ребёнком, родители начинают лучше его понимать, пытаться находить творческие разрешения возникающих проблем. Важной стороной работы с семьями детей с ограниченными возможностями, является создание общественных объединений детей-инвалидов.
Одним из действенных способ оказания помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, является «родительский клуб». Родительский клуб, как объединение родителей, воспитывающих ребенка с особенностями развития ставит перед собой следующие задачи:
• Содействие формированию адекватного восприятия родителями своего ребенка: важно отойти от понятия “болезни” и перейти к понятию “особых законов развития”.
Содействие формированию благоприятного микроклимата в семье, способствующего максимальному раскрытию имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов.
Формирование партнерских взаимоотношений родителей с учреждением, позволяющих реализовать принцип взаимосвязи и взаимодополнения знаний, получаемых в учреждении и семье.
Содействие личностному и социальному развитию родителей,
формирование навыков социальной активности и конструктивности. Традиционные формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями:
индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка;
организация выездных мероприятий: посещение театров, музеев, выставок, выезд за город и пр;
образовательные семинары;
психологические тренинги;
общественные акции;
пресс-клубы и круглые столы;
публикации опыта воспитания ребенка в семье;
встречи с представителями власти;
занятия в системе “Ребенок—Родитель—Специалист”;
участие в экспертизе динамики развития ребенка.
Родительские клубы, как правило работают в следующих направлениях: Образовательное направление.
Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления - сформировать у родителей адекватное восприятие ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия развития. Данные мероприятия осуществляются в индивидуальной и групповой форме посредством лекционных и семинарских занятий; а также занятий в системе “Ребенок-Родитель- Специалист”
Психо-терапевтическое направление.
Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления - снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа будущего для ребенка и семьи в целом. Мероприятия данного направления осуществляются в индивидуальной и групповой форме с использованием современных методов психотерапии и психологического консультирования: релаксационный практикум, сказкотерапия, арттерапия, данс-терапия, формопластика, эвритмия и пр. Благодаря мероприятиям психотерапевтического направления родители становятся более спокойными, склонными к сотрудничеству, воспринимают будущее достаточно конструктивно, изъявляют желание конструктивных изменений. Мы отмечаем и значительную стабилизацию психоэмоционального состояния и у детей.
Социально-тренинговое направление.
Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления - обучение родителей адекватным и эффективным формам поведения в различных социальных ситуациях и отношениях. Мероприятия данного направления осуществляются преимущественно в групповой форме. На занятиях моделируются разнообразные социальные ситуации (в собесе, транспорте, магазине и пр.) и конструируются новые формы социального поведения.
Благодаря мероприятиям данного направления родители преодолевают социальную тревогу и неуверенность, приобретают гибкость поведения и реагирования, становятся более коммуникативно-компетентными.
Правовое направление.
Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления- приобретение родителями правовой грамотности в отношении гражданского законодательства, касающегося детей-инвалидов и их семей. Родители изучают федеральные и региональные законы, конвенции, постановления. Знания, приобретенные на занятиях и в процессе самостоятельного изучения законодательства, помогают родителям изменять жизненные ситуации, улучшать условия жизни ребенка и семьи.
Интеграционное направление.
Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления - общественная самореализация родителей, изменение отношения к ним в обществе. Родители обобщают опыт воспитания “особых” детей в семье, участвуют в диалоге со средствами массовой информации, в пресс-клубах и круглых столах, публикуют свои статьи. Благодаря этому формируется ощущение сопричастности с общественной жизнью, социальной значимости, что существенно отражается на развитии ребенка.
|