Присоединение России к Болонскому соглашению обусловлено современными проблемами высшей школы, включая фармацевтическую, в результате чего возникла необходимость принятия компетентностного подхода как одной из стратегий профессионального образования. В образовательной системе России большим достижением стала реализация модели непрерывного образования, которая отражает важное положение Болонской декларации - обязательность обучения и подготовки в течение всей жизни [10, 52 и др.]
Наряду с профессиональной направленностью фармацевтического образования, усиление его гуманизации и фундаментализации обуславливается введением химических дисциплин, которые обеспечивают единое восприятие содержания всей системы подготовки провизора.
Исследования значения химических дисциплин в подготовке специалистов различных профилей проводились многими авторами [13, 15, 61, 120, 103, 118 и др.]. В работе В.Х. Усмановой анализируется роль физической химии и коллоидной химии в подготовке инженеров пищевой промышленности [186]. Важность фундаментальных химических дисциплин при подготовке инженеров- металлургов исследовались в работах в работах Н.М. Востриковой и Н.П. Безруковой [30]. Значение роли курса физической и коллоидной химии в профессиональной деятельности будущих провизоров изучено О.В. Балачевской [13]. Роль и функции дисциплины «Общая химия» в подготовке студентов медицинского вуза раскрывается в работах Т.Н. Литвиновой [118, 120, 121]. Анализ значения дисциплины «Аналитическая химия» в педагогическом вузе при подготовке учителя химии проведен в исследовании Н.П. Безруковой [15].
Для формирования научного мировоззрения будущих специалистов, развития их системного мышления, проявляющегося, в частности, в умениях переноса знаний, в сформированности понимания прогностических функций теоретических знаний, в развитии логического, рефлексивного и критического мышления, способностей к саморазвитию химические дисциплины имеют огромный потенциал [228].
Химические дисциплины вносят весомый вклад в формирование у студентов общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций, которые важны для понимания интеграционных процессов, присущих современной науке. Химические дисциплины также обладают высоким потенциалом для осуществления воспитательной роли (патриотизм, гордость за достижения отечественной науки), понимание значения химической грамотности членов общества. Химия является интересной областью для научных изысканий и творческих поисков в области синтеза новых лекарственных веществ [15, 25, 46 и др.]. Для подготовки будущих провизоров химические дисциплины составляют необходимый фундамент, как для теоретической, так и профессиональной подготовки в целом.
Обучение студентов по специальности Фармация с 2011 года проводится в соответствии с ФГОС ВПО [191], реализующий компетентностный подход, в котором определен объект профессиональной деятельности будущих провизоров и перечень профессиональных требований.
ФГОС ВО по специальности 33.05.01 Фармация [192], введенный 26 августа 2016 г., содержит изменения в требованиях к подготовке студентов, где результаты освоения основной образовательной программы выражены в виде следующих компетенций: общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) [Приложение 1]. Проведенный анализ ФГОС ВО позволил представить трансформацию компетенций, формирование которых возможно средствами химических дисциплин, в частности, аналитической химии. Пример изменения в области ОК представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Анализ изменений в области общекультурных компетенций ФГОС ВПО и ФГОС ВО
ФГОС ВПО
Г\
ФГОС ВО
ОК-1
ОК-4
ОК-1
sj
ОК-2
ОК-2
ОК-3
ОК-3
ОК-7
ОК-8
1\
ОК-4
N
U'''"
1\
ОК-5
ОК-6
ОК-5
N
\У
i\
ОК-5
ОК-6
ОК-7
ОК-8
si
1/
Из таблицы 1 видно, что часть общекультурных компетенций ФГОС ВПО включены в содержание ОК ФГОС ВО, а ОК-6 и ОК-7 в таблице отсутствуют, так как являются новыми. Они учитывают необходимость внедрения здорового образа жизни всех групп населения страны, а также реальные возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Наиболее кардинальные преобразования коснулись профессиональных компетенций. В ФГОС ВПО были включены 50 профессиональных компетенций в следующих областях деятельности: производственной, организационно - управленческой, контрольно-разрешительной, научно-исследовательской, информационно-просветительской, оказания первой медицинской помощи. В ФГОС ВО предложено 9 общепрофессиональных компетенций и 23 профессиональные компетенции в трех видах деятельности: фармацевтической, организационно-управленческой и научно-исследовательской. Подобное изменение структуры и содержания требований в виде ОПК и ПК к подготовке специалиста-провизора связано с уточнением области и объектов профессиональной деятельности, из которых для химической подготовки студентов фармацевтического факультета важны лекарственные средства, получение и исследование их свойств.
Область профессиональной деятельности специалиста, определяемой ФГОС ВО - фармацевтическая деятельность в области обращения лекарственных средств, объекты профессиональной деятельности - совокупность средств и технологий, направленны на создание условий для разработки, производства, контроля качества, обращения и контроль в сфере обращения лекарственных средств, соответствующих установленным требованиям и стандартам в сфере здравоохранения и т.д.
Анализ ФГОС ВПО и ВО в области профессиональных компетенций позволяет установить, что ОПК-1 включает ПК-1 и ПК-2 из ФГОС ВПО, ОПК 2-7 взаимосвязаны с содержанием общекультурных компетенций, ОПК 8-9 предполагают владение элементами медицинской деятельности. Перечень профессиональных компетенций сокращен, уточнен, содержание компетенций стало более емким и конкретным.
Рассмотрение трансформированных компетенций ФГОС ВО определило необходимость уточнения участия разработанных модулей содержания в формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в курсе АХ. На основе анализа ФГОС ВО установлено, что курс аналитической химии в его аспектах (целевом, содержательном, процессуальном и результативном) принимает участие в развитии и формировании общекультурных (ОК 1, 2, 5, 8), общепрофессиональных (ОПК 1, 2, 5, 7) и профессиональных компетенций (ПК 1, 10, 12, 21, 22) (таблица 2).
Таблица 2 - Модули содержания дисциплины «Аналитическая химия», участвующие в развитии и формировании компетенций
Модули содержания дисциплины «Аналитическая химия»
ОК
ОПК
ПК
№ 1, Общие химии
теоретические основы ан
алитической
1, 2, 5, 8
1, 5, 7
10, 21, 22
№ 2. Качестве! фармации
ный химический анализ, п
рименение в
1, 2, 5 ,8
1, 5, 7
1, 10, 12, 21, 22
№ 3. Количе анализ, примен
ственный анализ. Грави ение в фармации
метрический
1, 2, 5, 8
1, 2, 5, 7
1, 10, 12, 21, 22
№ 4. Количе химические ме
ственный анализ. Титри годы анализа, применение
метрические в фармации
1, 2, 5
1, 2, 5, 7
1, 10, 12, 21, 22
№ 5. Физико-х анализа. Опти фармации
имические (инструменталь еские методы анализа, п
ные) методы рименение в
1, 2, 5 ,8
1, 2, 5, 7
1, 10, 12, 21, 22
№ 6. Физико-х анализа. Хро применение в ф
имические (инструменталь •матографические метод армации
ные) методы ы анализа,
1, 2, 5 ,8
1, 2, 5, 7
1, 10, 12, 21, 22
№ 7. Фйзикр-химические (инструментальные)-методы анализа. Электрохимические методм'^ анализа, применение в фармации
1, 2, 5 ,8
1, 2, 5, 7
1, 10, 12, 21, 22
Курсоваяработа
1, 2, 5
1, 2, 5, 7
1, 10, 12, 21, 22
Содержание картирования компетенций по ФГОС ВПО не противоречит изменениям, связанным с введением ФГОС ВО. Произведенное нами картирование заявленных в ФГОС компетенций, позволило установить место дисциплины АХ и ее роль в профессиональной подготовке провизора на основе формирования предметных компетенций. В таблице 3 приведены примеры картирования и оценочные средства компетенций ОК-1, ОПК-7 и ПК-12.
Основная образовательная программа (ООП) подготовки провизора содержит следующие химические дисциплины: «Химия общая и неорганическая»
- 6 зачетных единиц; «Химия физическая и коллоидная» - 6 зачетных единиц;
«Аналитическая химия» - 11 зачетных единиц; «Органическая химия» - 11 зачетных единиц; «Биологическая химия» - 6 зачетных единиц,
«Фармацевтическая химия» - 19 зачетных единиц и «Токсикологическая химия»
- 6 зачетных единиц.
Таблица 3 - Картирование и оценочные средства компетенций, заявленных в ФГОС ВО
Индекс
компе
тенции
Содержание компетенции (или ее части)
Оценочные
средства
знать
уметь
владеть
ОК-1
Основные понятия и законы, лежащие в основе АХ; основные этапы развития аналитической химии, задачи, решаемые АХ, ее современное состояние
У станавливать межпредметные связи аналитической химии и предметов гуманитарного цикла и профессионального цикла
Навыками устного общения; навыками работы со справочной литературой; навыками информационног о поиска
Опрос,
собеседование, тестирование, защита курсовой работы, экзамен
ОПК-7
Физико-химические процессы, лежащие в основе лабораторноинструментальных исследований, методы, приемы и способы выполнения физико-химического анализа установления качественного состава и количественных определений
Измерять физикохимические параметры растворов, классифицировать химические соединения, исходя из структурных особенностей; идентифицировать предложенные соединения на основе результатов данных УФ- и ИК-спектроскопии
Техникой работы на физических приборах, используемых для
качественного и
количественного
анализа
(фотоколориметр,
спектрофотометр,
pH-метр,
кулонометр,
амперметр)
Опрос,
собеседование, тестирование, выполнение и защита учебно- исследовательских работ (УИЛР), защита модуля, защита курсовой работы, экзамен
ПК-12
Правила безопасной работы с химическими веществами; методы и способы выполнения качественного анализа; методы, приемы и способы выполнения химического и физико- хими-ческого анализа установления качественного состава и количественных определений; методы обнаружения неорганических катионов и анионов; методы разделения веществ
(хроматографические,
экстракционные)
Собирать простейшие установки для проведения лабораторных исследований, проводить разделение катионов и анионов химическими и хроматографическим и методами; классифицировать химические соединения, исходя из структурных особенностей
Базовой техникой
химических
экспериментов,
проведения
пробирочных
реакций,
навыками работы с химической посудой и простейшими приборами
Опрос,
собеседование, тестирование, выполнение и защита учебно- исследовательских работ (УИЛР), защита модуля, защита курсовой работы, экзамен
При сравнении Государственного образовательного стандарта второго поколения (ГОС), ФГОС ВПО и ФГОС ВО количество академических часов, выделенных на изучение химических дисциплин, видно, что количество учебного времени на изучение ОНХ возросло на 21 %, ФКХ уменьшилось - на 24%.
Незначительные изменения (в пределах 4%) коснулись АХ в сторону увеличения, фармацевтической химии в сторону уменьшения (таблица 4).
Таблица 4 - Сравнительный анализ трудоемкости химических дисциплин ГОС, ФГОС ВПО и ФГОС ВО
Дисциплина
Трудоемкость (в академических часах)
ГОС
ФГОС ВПО
ФГОС ВО
Химия общая и неорганическая
171
216
216
Химия физическая и коллоидная
285
216
216
Химия аналитическая
378
396
396
Химия органическая
378
396
396
Биологическая химия
237
216
216
Токсикологическая химия
219
216
216
Фармацевтическая химия
714
684
684
В характеристиках профессиональной деятельности специалистов по направлению подготовки Фармация (ФГОС ВО) определена готовность к следующим видам профессиональной деятельности: фармацевтическая; медицинская; организационно-управленческая; научно-исследовательская [192].
Компетентностная модель специалиста провизора подразумевает включение следующих характеристик:
- интеллектуальную компетентность, под которой понимается обобщенность, гибкость и оперативность в анализе ситуаций, обеспечивающая возможность принятия результативных решений в профессиональной сфере деятельности;
- интеллектуальную инициативу - личностное свойство, которое представляет собой готовность к саморазвитию;
- самоорганизацию, саморегуляцию, означающие умение свободно управлять собственной интеллектуальной деятельностью [157].
Современными тенденциями развития фармацевтического рынка, а, следовательно, и фармацевтического образования являются:
Увеличение количества и насыщенный обмен лекарственных средств в международном масштабе.
Развитие отечественного рынка лекарственных средств, введение импортозамещения в связи с политической ситуацией в России, санкциями Евросоюза и США.
Переориентирование аптечной службы в своей деятельности на приобретение, хранение и распределение, а не на приготовление лекарственных средств.
4. Вопрос целесообразного применения лекарственных средств (проведение фармакотерапии, адекватной клиническому состоянию пациента).
Повышение требований к контролю качества, проверка и борьба с фальсификацией лекарственных средств.
Роль провизора в разных странах мира имеет различные формы [74]. В таких странах как Великобритания, Франция, Япония полагают, что на фармацевтическом производстве число специалистов с высшим
фармацевтическим образованием для повышения его эффективности должно составлять 90% [24].
На современном этапе развития фармации провизоры осуществляют функции - исследования, разработки, производства лекарственных средств, оценки их качества; лицензирование фармацевтической деятельности, маркетинговые исследования фармацевтического рынка, распределение лекарственных средств, хранение, реализация, мониторинг и обучение [219].
В реализации компетентностного подхода в системе фармацевтического образования, учитывая современные тенденции его развития, на наш взгляд, большая роль принадлежит химическому образованию, и, в частности, аналитической химии как его подсистеме.
Курс аналитической химии, интегративный по своей сути, играет существенную роль в формировании профессиональных компетенций будущего провизора, служит базой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла, которое невозможно без сформированных химических компетенций и химической компетентности в целом.
Объем, содержание и структура курса аналитической химии, изучаемого студентами учреждений высшего профессионального образования разного типа (классических университетов, химико-технологических, технологических, медицинских, сельскохозяйственных, педагогических, военных и других), его целеполагающая направленность, соответствие современному уровню науки различаются очень существенно, что наглядно показывает сопоставительный анализ распределение изучаемых тем по аналитической химии в учебниках для студентов различных специальностей (таблица 5).
Таблица 5 - Распределение изучаемых тем по аналитической химии в учебниках для студентов различных специальностей
Название учебника
Темы
1
2
3
4
5
6
7
Аналитическая химия (аналитика). В 2 кн. Харитонов Ю.А.
Учебник для вузов (фармацевтических и нехимическитхспециальнстей). М.: Высшая школа, 2003. Кн. 1 - 615 с. Кн 2 - 559 с.
233
39%
224
38%
60
11%
229
42%
93
17%
40
7%
64
12%
Основы аналитической химии. В 2 кн.
Подред. Золотова Ю.А.
Учебник для вузов (химического направления химических специальностей). М.: Высшая школа, 1996. Ч.1 -320 с. Ч.2 - 461с.
168
45%
-
26
6%
72
16%
147
33%
75
20%
82
18,5%
Аналитическая химия в 2 ч. Васильев В.Н. Учебник для химико-технологических спец. вузов М.: Высшая школа, 1989. Ч. 1 - 383 с. Ч. 2 - 384 с.
112
35%
-
45
14%
129
40%
157
41,5%
59
16%
107
28%
Аналитическая химия. Логинов И.Я., Воскресенский А.Г., Солодкин И.С.
Учебное пособие для студентов химикобиологических и биолого-химических специальностей пед. институтов. М.: «Просвещение», 1975, - 478 с.
177
40%
35
8%
37
8%
87
20%
19
4%
14
3%
19
4%
Аналитическая химия для будущих провизоров. Жерносек А.К., Талуть И.Е.; под ред. Жебентяева А.И..
Учебное пособие. Витебск, ВГМУ, 2003.- 362с.
87
24%
8
2%
11
3%
93
26%
42
11,6%
37
10%
29
8%
Примечание: 1 - общие теоретические основы аналитической химии; 2 - качественный химический анализ; 3 - гравиметрия; 4 - титриметрический анализ; 5 - оптический анализ; 6 - хроматографический анализ; 7 - электрохимический анализ
Особенностью изучения АХ на фармацевтических факультетах является:
■ в примерную программу включены методы анализа, применяемые в фармацевтическом анализе;
■ студенты применяют полученные знания к конкретным лекарственным веществам, средствам, препаратам;
■ основные умения и навыки, полученные студентами, тесно связаны с выполнением работ при приготовлении титрованных, испытательных и эталонных растворов, фармацевтическим анализом всех видов лекарственных препаратов, самостоятельной аналитической и научно-исследовательской работе;
■ на знаниях теоретических основ аналитической химии и практических навыков, полученных при изучении курса АХ, базируется подготовка провизоров при усвоении дисциплин профессионального блока (фармацевтическая химия, токсикологическая химия, фармацевтическая технология, фармакогнозия, биофармация и прикладная фармакокинетика).
Курс аналитической химии преемственно и последовательно связывает химические предметы фармацевтического образования, является фундаментом для их изучения и компонентом специальных фармацевтических дисциплин (рисунок 1).
Рисунок 1 - Взаимосвязь аналитической химии с другими химическими
дисциплинами
На основе методов аналитической химии осуществляется фармацевтический анализ - определение качества лекарств и лекарственных средств, производимых промышленностью и аптеками.
Исследование роли и места курса аналитической химии в системе фармацевтического образования, проведенный анализ учебных программ, учебных пособий по АХ для вузов России показывает, что курс аналитической химии:
несет серьезную общеобразовательную и профессиональную химическую нагрузку для фармацевтического образования, является как теоретической так и практической базой для изучения других химических и профессиональных дисциплин, а потому в значительной степени обеспечивает готовность студентов к учебной и профессиональной деятельности, как элемент его содержательного компонента;
для провизоров значительно различается по структуре и содержанию от аналитической химии для студентов университетов, педагогических и технических вузов. Набор имеющихся учебников и практических пособий недостаточно вариативен;
должен быть представлен целостным учебно-методическим комплексом, включающим рабочую программу, дидактический материал, методические указания (по выполнению лабораторных работ, для преподавателей и для студентов), контролирующие материалы, учебно-методические пособия и указания и т.д.
Так как изучение курса аналитической химии на фармацевтическом факультете обеспечивает взаимосвязь базовых химических дисциплин с профильными, служит основой для подготовки учащихся к дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, мы считаем, что содержание и структура курса аналитической химии для фармацевтических вузов, а также методика его преподавания, нуждаются в модернизации.
Для обеспечения профессиональной деятельности, согласно требованиям нормативных документов и запросам времени, нужны современные подходы к подготовке выпускников, позволяющие сформировать химические компетенции при изучении АХ как аспект готовности студентов фармацевтического факультета к последующей учебной и профессиональной деятельности в современном, многоаспектном понимании этого понятия.
Идея нашей работы - научно обосновать модернизацию курса АХ системно и модульноотражающую его основные разделы и выделенные компоненты, аспекты, функции в системе подготовки провизора, особенно в развивающем и воспитательном плане компетентного провизора. Важно раскрыть курс АХ как общекультурную, общепрофессиональную и профессиональную ценность, повысить уровень системности и функциональности содержания АХ, сформированности химико-аналитических умений, обеспечивающих более интенсивное развитие личности студента.
Для реализации идей и направлений обновления химико-аналитического образования нами выбраны способы: интегративно-модульный, деятельностный, компетентностный подходы, личностно ориентированные технологии; механизмы - целенаправленное, взаимообусловленное и взаимосвязанное взаимодействие преподавателей и студентов.
|