В XXI веке ни у кого не вызывает сомнения, что образование - международная стратегия выживания. Развитие современной высшей фармацевтической школы основывается на гуманистической парадигме. Гуманизация является тенденцией развития образования, важнейшей внутренней сутью его нового качества, что особенно необходимо в кругу взаимоотношений «человек-человек», характерных не только для педагогической, но и фармацевтической профессиональной деятельности.
В рамках гуманистической парадигмы главной целью современного образования является организация условий, развивающих и самоорганизующих творческие способности студентов, для вырабатывания у них навыков анализировать и принимать самостоятельные решения, быть готовыми к профессиональной деятельности. Центром государственной образовательной политики России является воспитание именно такого специалиста.
Инновации в профессиональном фармацевтическом образовании были закономерно вызваны социально-экономическими переустройствами в стране и обществе и нашли отражение в государственных документах [155, 192 и др.].
Значительный рост преобразующей роли науки в современном обществе, интенсивный процесс ее развития, стимулируемый научной методологией познания определил актуальность исследования в методологическом аспекте.
Тенденции науки и специфика научного познания находят отражение в учебном предмете и учебном познании, которое является весьма продуктивным, так как содействует генерализации знаний, углубляя их интегративность, системность, функциональность, облегчая их распространение и применение в других образовательных сферах, используя единые и обобщенные методы, идеи, теории и законы. Знание аналитической химии, изучаемой на втором курсе, востребовано при изучении других химических дисциплин, а также при освоении профессиональных учебных предметов.
Роль АХ особенно важна для здравоохранения в анализе лекарственных препаратов, исследовании их свойств, проверке качества, а также анализе медицинских материалов, применяемых в лечении, диагностике. Следовательно, эта сторона АХ, которая нацелена измененять к лучшему жизнь человека, удовлетворять потребности здравоохранения, должна быть полноценно отражена в АХ как учебной химической дисциплине. Это делает ее профессионально направленной, а изучение - личностно значимым.
Цели, которые ставятся перед медицинским вузом, включая фармацевтический факультет, обусловлены внедрением в обучение студентов компетентностного подхода с использованием модульной технологии,
основанной на личностно-ориентированной концепции образования, в соответствии с современной парадигмой российского образования в высшей школе. Новая парадигма образования предполагает модернизацию содержания и структуры изучаемых дисциплин, их согласование с профессиональными стандартами; ориентацию на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций; на изменение содержания примерных учебных планов и программ; на совершенствование существующих и разработку новых образовательных ресурсов.
Следствием реализации стратегии развития фармацевтической отрасли РФ [155] к 2020 году предполагается существенное повышение доли современных эффективных лекарственных препаратов отечественного производства на внутреннем рынке, а также их экспорт. Следовательно, модернизация российской образовательной фармацевтической системы, является объективной необходимостью.
Важнейший критерий научно-методологических знаний - способность предвидения не только результатов, но и тех целесообразных изменений, которые представленное исследование вносит в содержание, структуру и процесс изучения дисциплины «Аналитическая химия», отвечающее ее направлению в фармацевтическом образовании, развитию профессионализма и личности учащихся. Выполнение этого критерия научно-методологическое исследование должно быть интегративным, комплексным и многоуровневым.
При структурной организации учебного содержания и построения процесса изучения учебного предмета АХ, а также развития и формирования в этом процессе химических компетенций, мы считаем ведущими подходы: системный, деятельностный, компетентностный, интегративно-модульный, личностноориентированный, практико-ориентированный.
Направлением научного познания в методологии и социальной практике, основывающемся на рассмотрении объектов как систем, ориентирующим исследование на раскрытие целостности объекта, выявляющее многообразие типов связей в нем и объединение их в цельный теоретический вид, называется системным подходом (В.П. Кузьмин, В.Н. Садовский, А.И. Уемов, Э.Г. Юдин и др.). Он позволяет вникать в сущность объектов исследования.
Для системы характерно наличие таких свойств как: целостность, структурность, иерархичность, взаимосвязанность системы и среды, множественность описаний.
В теории учебной деятельности показано (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, Б.Д. Эльконин, И.С. Якиманская и др.), что овладение содержанием обучения происходит не путем трансляции обучаемому некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Это положение составляет психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению. Знания приобретаются только в деятельности, за умениями и навыками учащегося всегда стоит действие с определенными характеристиками (восприятие, осознание, запоминание, применение, обобщение и систематизация информации, контроль и оценка ее усвоения, т.е. полный цикл его учебно-познавательной деятельности).
Компетентностный подход активно разрабатывается многими учеными (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.П. Симонов, А.В. Хуторской, М.М. Шалашова и др.). Нами этот подход более подробно будет рассмотрен в параграфе 1.4.
Интегративно-модульный подход мы считаем стратегически важным подходом к формированию содержания и структуры курса, который предполагает оформление основных подсистем знаний в виде модулей на основе интеграции внутри- и межпредметной, а также их дидактико-методическое обеспечение.
Интеграция - значимая тенденция дальнейшего развития общества, науки и образования, связанная с лавинообразным ростом научной информации, прогрессом науки. Многие глобальные проблемы были решены через интеграцию науки и практики.
Особенно глубоко интегративные процессы затронули естественные науки. АХ в структуре фармацевтического образования тесно связана со всеми химическими дисциплинами. Тесное взаимодействие и взаимопроникновение химических наук и учебных предметов, разработанных на их основе, позволяют наиболее концентрированно и целесообразно использовать большие потенциальные возможности АХ в подготовке компетентных провизоров.
Интегративный подход в различных контекстах стал объектом изучения многими учеными (М.Н. Берулава, Н.Е. Кузнецова, В.Н. Максимова, М.С. Пак и
др.)-
Используя принцип системного исследования, мы можем выделить инвариант аналитической химии для будущих провизоров, определить связи внутрипредметные и с другими системами (химическими, фармацевтическими, здравоохранения и т.д.), позволяющими более полно реализовывать интегративный подход в фармацевтическом образовании.
Интегративно-модульное обучение является инновационной технологией и опирается на следующие принципы: модульность, укрупнение дидактических единиц, интеграция внутри- и межпредметная. Образовательная система, проявляющаяся через цели, содержание, организационные формы и методы, результаты обучения широко охватывается ИМП, в соответствии с которым, обучение базируется по отдельным функциональным «узлам» - модулям, которые предназначены для достижения установленных дидактических целей.
Инегративно-модульное обучение реализуется на основе внутри- и междисциплинарной интеграции, связывает все компоненты и участников образовательного процесса, отражает механизмы интеграции, технологию, обеспечивающую достижение целей обучения.
Усиление внутри- и междисциплинарной интеграции знаний и умений АХ, как центрального звена в химической подготовке провизора, логически связанное системное и аргументированное, профессионально направленное предъявление учебного материала, а также наличие интегративных показателей его усвоения - это направления, которые мы считаем главными в формировании химических компетенций выпускника фармацевтического факультета.
Механизмом внутри- и междисциплинарной интеграции являются межпредметные связи (МПС). Отечественные авторы рассматривают МПС как:
дидактическое условие дальнейшего повышения качества знаний учащихся [187];
современный принцип обучения [128].
Разработкой теоретических основ межпредметных связей и практических рекомендаций по их реализации занимались многие ученые: Н.М. Верзилин, И.Д. Зверев, Б.Д. Комиссаров, В.Н. Максимова, С.М. Похлебаев, H.A. Рыков, М.Н. Скаткин, A.B. Усова и др.
По мнению И.Д. Зверева, межпредметные связи - это согласованность содержания образования по различным предметам, построение и отбор учебного материала, которые определяются не только целями образования, но и оптимальным учетом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого предмета [64].
В области профессионального образования под междисциплинарными связями понимается система отношений между знаниями и умениями, формируемыми в результате последовательного отражения в средствах, методах и содержании изучаемых предметов тех объективных связей, которые существуют в реальном мире [8, 194]
Применительно к высшей школе В.С. Кукушкин [97] обосновал следующие типы междисциплинарных связей:
учебно-междисциплинарные прямые связи;
исследовательско-междисциплинарные связи проблемного характера;
ментально-опосредованные связи;
опосредованно-прикладные связи.
По мнению О.В. Балачевской, в образовательной практике классификация МПС должна строиться на основе трех признаков:
- обширность учебных дисциплин;
- время изучения учебных дисциплин;
- компоненты процесса обучения [13].
Опираясь на исследования О.В. Балачевский, Н.Е. Кузнецовой, В.С. Кукушкина, М.А. Шаталова и других авторов, мы выделяем следующие виды МПС при изучении курса аналитической химии:
Учебно-дисциплинарные прямые и обратные. Прямые учебнодисциплинарные связи - основываясь на системе знаний, приобретенных студентами в процессе изучения химии довузовского этапа, общей и неорганической химии, физической и коллоидной химии, органической химии формируются новые понятия или способы действия, позволяющие раскрыть химические знания, требуемые будущему провизору для изучения профильных дисциплин и использования в профессиональной деятельности. Например, на знании химии элементов, приобретенных при изучении ХОН на 1-ом курсе, основываются методы качественного анализа, которые являются базой для определения подлинности и идентификации лекарственных веществ при освоении фармацевтической химии. Обратные учебно-дисциплинарные связи - основываясь на приобретении новой информации, овладении новыми приемами интеллектуальной и практической деятельности, конкретизируют и углубляют ранее сформированные понятия и способы действия, содействуют раскрытию роли модулей содержания аналитической химии в системе профильных дисциплин фармацевтического образования.
Экспериментально-исследовательские связи междисциплинарного и проблемного характера направлены на формирование и развитие у студентов экспериментально-исследовательских умений при решении разноуровневых и разнохарактерных задач фармацевтической направленности, в ходе выполнения экспериментальных лабораторных работ с моделированными лекарственными вещества, написания курсовой работы профессионального характера.
Исследовательско-междисциплинарные прямые связи проблемного характера существуют в том случае, если две или более дисциплины имеют общий объект исследования или общие проблемы, но рассматривают их с разных дисциплинарных подходов и в различных аспектах. Общими проблемами и объектами провизора являются лекарственные препараты и способы их анализа, исследования контроля качества.
3. Аналитико-прикладные, направленные на формирование умений студентов применять химико-аналитические знания и умения при изучении фармацевтической, токсикологический химии и других профессиональных дисциплин.
Прикладные связи формируются, когда понятия одной науки используются при изучении другой. Например, эти связи возникают в процессе гуманизации, фундаментализации, экологизации, химизации фармацевтического образования.
Одним из наиболее эффективных способов реализации данных МПС является решение прикладных задач из смежных дисциплин, позволяющих продемонстрировать студентам применение химико-аналитических знаний и умений для решения задач из других предметных областей.
ИМП используется нами как средство структурирования содержания обучения, который требует рассматривать в рамках модуля учебный материал, не только как цельный, направленный на достижение цели, но и как структурноорганизованный блок, связанный внутри- и межпредметным объединением.
При целенаправленном формировании содержания и структуры модуля, а также его осуществления в учебном процессе, мы опираемся на следующие принципы, выделенные Т.Н. Литвиновой [120]:
- структурной организации (обеспечение системности модуля);
- гибкости (возможность перемещения модуля в модульной структуре, модификации порядка освоения модулей);
- динамичности (потенциал обновления учебного содержания модуля);
- фундаментальности (основными компонентами инварианта содержания модуля являются фундаментальные теории, законы, понятия);
- деятельности (активное оперирование содержанием модуля в личной деятельности учащихся).
Личностно-ориентированный подход (К.А. Абульханова-Славская, И.А. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич,
А.А. Орлов, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) разрабатывался с интерпретацией воспитания как субъект-субъектного процесса.
Впервые термин «личностно-ориентированный подход» стал использовать К. Роджерс. При этом он говорил о таком методе обучения как о принципиально новом, позволяющим ученику не просто учиться, а учиться с удовольствием и получать насыщенный информацией материал, развивающий воображение [160].
Личностно-ориентированный подход - одновременное отношение преподавателя к студенту как к личности, к самосознательному ответственному субъекту собственного развития, к субъекту воспитательного взаимодействия [142].
Основу организации личностно-ориентированного подхода в обучении составляют концептуальные положения психологов о доминирующей роли деятельности в общении и формировании личности. В силу этого учебный процесс должен быть направлен не исключительно на изучение материала, а и на способы усвоения и процессы мышления, на развитие познавательных сил и творческих способностей. Мы считаем, что в соответствии с этим в центре обучения должен находиться обучаемый, его цели, мотивы, интересы, склонности, уровень его обученности и способности.
Личностно-ориентированный поход это применение на практике идей гуманистической психологии.
Практико-ориентированный подход лежит в основе современных педагогических технологий (Ю. Ветров, Н. Клушина, Т. Дмитриенко, П. Образцов, Ф.Г. Ялалов и др.), предполагает структурирование деятельности студентов через следующие этапы приобретения знаний: восприятие, постижение, уяснение, запоминание, использование, систематизация, широко используются в обучении, позволяет эффективно использовать элементы модульного обучения.
Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска обучаемых [76].
В деятельностно-компетентностной парадигме мы придерживаемся формулировки Ф.Г. Ялалова, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение, кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности, цель которого - достижение профессионально и социально значимых компетентностей. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в решении практической задачи [232].
Для осуществления модернизации содержания, структуры и процесса изучения курса АХ с целью развития и формирования химических компетенций как основы готовности студентов профессиональной деятельности мы, опираясь на общепедагогические и дидактические принципы, выделили группу принципов построения конкретного курса АХ для студентов фармацевтического факультета и процесса его изучения:
- системности, который реализует структурно-функциональный подход к построению структуры, в подаче и усвоении материала курса АХ, увеличении в процессе постоянной подготовки будущих провизоров функций теоретических знаний;
- фундаментализации и методологизации химико-аналитической подготовки, ориентирующей на активное использование полифункциональности фундаментальных химических знаний, обобщенных умений, универсальных методов исследования, а также на разностороннюю и разноуровневую деятельность студентов для формирования системного мышления, ценностного отношения к химико-аналитическим знаниям и умениям;
- внутрипредметной и междисциплинарной интеграции химических, химико - аналитических знаний, химико-фармацевтических умений, навыков, ценностей, составляющих фундамент содержательного и процессуального аспектов профессиональной подготовки студентов;
- последовательности и непрерывности, предполагающей органическую связь и последовательность химической подготовки, формирование химической компетентности, логично включающейся в профессиональную;
- личностной ориентации в образовательном процессе, которая предполагает применять личностно-ориентированные и ценностно-мотивационные подходы к развитию личности будущих провизоров, способствует формированию у них общечеловеческих ценностей, личностной значимости химико-фармацевтического образования, создание положительной образовательной среды и условий для межличностного общения и самореализации личности как преподавателя, так и студента;
- преемственности, предполагающей установление тесной внутрипредметной связи между модулями аналитической химии и межпредметной - между химическими дисциплинами; анализ аналитической химии как фундаментальной дисциплины, стоящей на перекрестке базовых химических дисциплин и фармацевтической химии профессионального блока;
- профессиональной направленности, рассчитывающий на активное введение объектов фармацевтических знаний, фактов, примеров в процесс конкретизации химических теорий, законов, понятий, закономерностей, выполнения химикоаналитического эксперимента, решении химико-фармацевтических задач, использование фундаментальных химико-аналитических знаний и умений в решении фармацевтических проблем с целью усиления мотивации, интереса и ценностного отношения к химической подготовке, имеющей существенное значение для их дальнейшей учебно-профессиональной деятельности;
- компьютеризации, предусматривающей включение АХ в общую систему формирования у специалистов фармацевтического профиля информационной безопасности и компьютерной культуры, связанное с использованием студентами знаний по информатике в процессе изучения АХ, введением в учебный процесс прикладных компьютерных программ по АХ различного типа. Для профессиональной работы провизора компьютерные знания необходимы и актуальны.
При организации обучения АХ, используя общие выделенные принципы, мы применили также следующие принципы: четкое целеполагание; тщательный отбор учебного материала для каждой лекции и практического занятия, учитывая научность, наглядность; опережающее обучение (лекции «обгоняют» практические занятия и готовят к следующему); профессиональная направленность; формирование осознанного отношения студентов к процессу обучения аналитической химии; опора на известные понятия, законы, закономерности, факты, на установление их внутрипредметных и межпредметных связей; создание положительной образовательной среды в период аудиторной и внеаудиторной деятельности.
Решение проблемы модернизации курса АХ направлено на развитие и формирование химических компетенций при изучении курса АХ как необходимого условия профессиональной подготовки студентов фармацевтического факультета потребовало выбора комплекса методологических подходов к отбору содержания, его структурирования в модули курса АХ, разработке методики обучения, ориентированной на подготовку компетентного специалиста.
Наше стремление модернизировать содержание и структуру курса АХ связано с тем, чтобы в полной мере опираясь на комплекс методологических подходов, принципы системности, фундаментальности, внутрипредметной химической и междисциплинарной интеграции химических, профессионально - ориентиро-ванных знаний, умений, навыков, ценностей; профессиональной направленности каждого модуля содержания; реализации личностной ориентации в образовательном процессе; последовательности и непрерывности; методологизации; компьютеризации, создать и реализовать теоретико
методическую модель процесса профессиональной подготовки студентов фармацевтического факультета на основе формирования химических
компетенций при изучении АХ.
Для модернизации содержания курса АХ, которая как наука является не единственным, но одним из важнейших источником отбора содержания химического образования, большое значение имеет его анализ.
На основе общедидактических положений нами разработано содержание курса АХ, в котором выделены четыре основные части - знание, умение, ценность, опыт творческой деятельности [102], учитывая современные тенденции развития АХ, а также фармации, фармацевтического образования, в основных модулях учебного предмета раскрывает их структуру и содержание, целевое назначение и методологические функции в учебном процессе.
Смысловое и аксиологическое наполнение учебного материала совершается за счет выявления научных и мировоззренческих идей, комплексных химикоаналитических, химико-фармацевтических, химико-медицинских вопросов, ценностей и методологии познания, проектирования, прогнозирования и моделирования химико-аналитических процессов и явлений, предполагающих анализ знаний и умений для их решения, приобщает учащихся к практической деятельности, побуждает к поиску конструктивных действий.
Мы видим следующие направления решения проблемы модернизации курса АХ в системе фармацевтического образования:
рассмотрение аналитической химии как части системы профессионального образования провизоров;
отбор, содержание и структура курса с профессиональной ориентацией на основе ИМП;
реализация деятельностного подхода - направленность на развитие и формирование химических компетенций как основы профессиональной подготовки;
повышение эффективности учебной аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся исходя из целостного, преемственного и последовательного познания осваиваемых химико-аналитических элементов;
создание психолого-педагогической атмосферы открытости мышления, как преподавателя, так и студентов, положительной образовательной среды;
активизация познавательной деятельности студентов, развитие интеллектуальных и экспериментальных умений обобщенного характера как основу профессиональных компетенций.
Целевые ориентиры обучения АХ подчиняются общим целям фармацевтического образования и соотносятся в цели предметного обучения его отдельных модулей. Конструктивный характер придает постановка целей через планируемые результаты и преломляемая через предметное содержание, обусловленное социальными запросами общества и нормативными документами по специальности «Фармация».
Добиться планируемых результатов - сформированности химических компетенций - возможно через научно- и методически обоснованную совместную деятельность студентов и преподавателей в атмосфере положительной образовательной среды вуза, факультета, кафедры (рисунок 2).
Рисунок 2 - Совместная деятельность студентов и преподавателей в атмосфере положительной образовательной среды: Ц - цель; Д - деятельность; Р - результат
Главная особенность учебного процесса, обеспечивающийся соответственным планированием, системой заданий для самостоятельной работы студента, методическим обеспечением, подготовленным нами, а также выбор средств и методов, стимуляция мотивов и активизация учебной, профессионально-направленной деятельности - наибольший деятельностный характер.
|