Воскресенье, 24.11.2024, 17:43
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 40
Гостей: 40
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Термин «пространство» и его использование во вторичных наименованиях

Пространство - фундаментальное (наряду со временем) понятие человеческого мышления, отображающее множественный характер существования мира, его неоднородность. Множество предметов, объектов, данных в человеческом восприятии одновременно, формирует сложный пространственный образ мира, являющийся необходимым условием ориентации любой человеческой деятельности [ФЭС, 2006, с. 696].

Издавна пространство рассматривалось как генетическое начало мира, тесно связанное с представлениями о структуре материи.

Впервые проблема пространства была поставлена атомистами ещё в древней натурфилософии. Демокрит, Эпикур, Лукреций подразделяли всё существующее на непроницаемые и неизменные материальные атомы и на пустое пространство [БСЭ, 1975, с. 117-118].

В концепции Аристотеля пространство (у него - категория места) рассматривается как объективная категория, свойство природных вещей, некий результат отношений предметов материального мира. По его мнению, топос - это «пространство как место», а всеобщее пространство представляется как объединение всех остальных мест. По Аристотелю, существует только пространственное движение, которое является круговым [Аристотель, 2002, с. 377, 386].

В оценке В.Ф. Асмуса концепция Аристотеля представляет собой модификацию концепции пространства как вместилища. «Пространство - не что иное, как занимаемое телом место. Но место есть граница другого тела, обнимающего данное тело» [Асмус, 1976, с. 303].

И. Ньютон различал абсолютное и относительное пространства. Абсолютное пространство характеризуется как безотносительное к внешнему, всегда одинаковое и неподвижное, как пустое вместилище материальных объектов, в котором протекают вселенские процессы. Относительное пространство рассматривается И. Ньютоном как абстрактная категория, связанная с наивным образом пространства, которое определяется как пустое вместилище и бесконечная протяжённость материальных объектов [Ньютон, 1989].

К основным свойствам пространства в современных концепциях относят протяженность, связность, трёхмерность, непрерывность и относительную прерывность. Последнее свойство предполагает раздельное существование материальных тел, каждому из которых присущи свои границы и размеры [Хорошавина, 2005, с. 155].

И. Кант определял материю как подвижное в пространстве, а пространство называл материальным или относительным пространством. В его теории пространство относится не к действительному эмпирическому миру вещей и событий, а к нашему собственному духовному арсеналу, духовному инструменту, с помощью которого мы постигаем мир. Иными словами, пространство в понимании И. Канта - это форма внешнего чувственного созерцания. Оно выступает как инструмент наблюдения за происходящим вокруг нас [Кант, 1966, с. 70].

Представление о пространстве как о вместилище, заполняемом в разных своих частях вещами, которые в нём размещаются, движутся и со временем меняются, как о чувственном опыте - результате познания окружающего мира - лежит в основе вторичных наименований, в состав которых входит слово «пространство». Под вторичным наименованием понимается статус номинации (прямая, непрямая). М.И. Киосе, изучая техники непрямых номинаций в тексте (соотношение прямых и непрямых номинаций), определила, что «непрямое и прямое наименование представляют собой две стороны единого процесса цепочечного наименования референта, в котором постоянно меняется статус номинаций, что обусловлено взаимосвязью их когнитивных и функциональных оснований» [Киосе, 2015, с. 6]. При реализации определённого механизма, происходит конструирование образа референта (механизм концептуализации для отношений референции, механизм перефокусирования для отношений концептуальной трансформации, механизм языковой категоризации для отношений языковой репрезентации) [Там же, с. 17]. Образность (метафоричность) можно рассматривать как вторичное использование слова в переносном смысле.

Вторичными наименованиями являются термины «дискурсивное пространство», «культурное пространство», «коммуникативное пространство», «языковое пространство», «когнитивное пространство», «семиотическое пространство», «ономастическое пространство» и др.

Термин «дискурсивное пространство» определяется как пространство, включающее необходимый набор стратегий взаимодействия с социальной средой и осмысляемый в терминах речемыслительных и речеповеденческих моделей. Дискурсивное пространство, считает Н.Н. Казыдуб, включает следующие составляющие:      культурологическую, психологическую,

семиологическую, структурную, типологическую и эволюционную [Казыдуб, 2006, с. 53; 58].

Рефлексии субъекта в бесконечном пространстве имеют материальное оформление в виде устных или письменных текстов [Плотникова, 2008, с. 132], следовательно, дискурсивное пространство можно рассматривать как совокупность текстов, функционирующих в пределах определенной коммуникативной формации. Такое понимание дискурсивного пространства перекликается с взглядами на природу дискурса, высказанными Д. Шифрин [Schiffrin,1994], М. Фуко [Фуко, 1996], В.В. Красных [Красных, 2003], В.И. Карасиком [Карасик, 2004] и др. М. Фуко, в частности, считает, что дискурс - «это множество высказываний, принадлежащих одной формации» [Фуко, 1996, с. 207]. Эти высказывания представляют собой языковое выражение общественных практик, обусловленных идеологическим и историческим мировоззрением социальных групп, отдельного индивидуума, научной парадигмы и социума в целом [Там же].

В то же время дискурс - это коммуникативное действие, в ходе которого продуцируются тексты, это само речевое поведение, процесс осуществления речевых намерений говорящего (пишущего) и интерпретация речевых сообщений слушающими (читающими) в конкретной речевой ситуации в совокупности с экстралингвистическими факторами [Арутюнова, 1990; Васильева, 1996; Dijk T.A, 1981 и др.].

Акцент на динамической стороне дискурса, а также на первичности дискурса по отношению к тексту является одним из ключевых аспектов при различении понятий «дискурс» и «текст».

Учёные предлагают рассматривать текст и дискурс с точки зрения результативности и процессуальности [Бисималиева, 1999; Ерофеева 2003; Карасик, 2004; Плотникова, 2008; Чернявская, 2009; Dijk, 1981, Charaudeau, 1983]. Выделяют ряд оппозитивных критериев: процесс - продукт, диалогичность - статичность, актуальность - виртуальность [Maingueneau,

1991,   Charaudeau, 1992]. По мнению П. Шародо, текст в дискурсе, так же как предложение актуализируется в высказывании. Причем один и тот же текст может реализоваться в разных способах организациии дискурса [Charaudeau,

1992,   c. 635]. Дискурс понимается как речевая деятельность, являющаяся в то же время и языковым материалом [Костюшкина, 2006].

В организацию дискурсивного пространства входят такие аспекты как коммуникативная потребность, коммуникативная компетенция и речевое поведение. Эти аспекты зависят от того, на каком уровне развития находится человек как мыслящее существо, в какой социальной сфере он коммуницирует, и насколько сама коммуникация и речевое поведение востребованы остальными участниками коммуникативного сообщества. Речевое поведение и речевое взаимодействие, в свою очередь, моделируются культурным пространством, в котором задаются ценностные смыслы языковой личности. Н.Н. Казыдуб отмечает, что ценностные смыслы в культурном пространстве приобретают статус культурных констант, регламентирующих речевую деятельность и речевое поведение языковой личности [Казыдуб, 2009, с. 134].

Будучи помещённым в дискурсивное пространство, человек осуществляет коммуницирующую функцию. Коммуницирующая функция, по определению Н.Н. Казыдуб, - это взаимодействие партнёров по коммуникации, которое основывается на взаимодействии их картин мира [Казыдуб, 2006, с. 26]. Сообщая свои интенции в виде речевых высказываний, партнёры по коммуникации задают коммуникативное пространство, представляющее собой «пространство живых людей. Нахождение человека в коммуникативном пространстве зависит от его нахождения в нужном дискурсивном пространстве - от его способности производить такие дискурсы, которые, во-первых, будут понятными для других людей и, во-вторых, будут востребованными ими» [Плотникова, 2008, с. 134].

Дискурсивное пространство и коммуникативное пространство - части языкового пространства. Языковое пространство - это «некая логическая среда, в которую погружен человек» [Плотникова, 2008, с. 131]. Этой логической средой является язык, обеспечивающий языковой личности возможность порождать тексты, которые образуют совокупность текстов и затем входят в языковое пространство.

Основой языкового, коммуникативного и дискурсивного пространств выступает когнитивное пространство. В.В. Красных отмечает, что когнитивное пространство - «структурированная совокупность всех знаний и представлений, присущих либо конкретной языковой личности, либо тому или иному социуму» [Красных, 2003, с. 61]. Именно когнитивное пространство задаёт модели дискурсивного понимания, которые создаются и изменяются непосредственно в процессе коммуникации [Белькова, 2009, с. 21].

Ещё одним вторичным наименованием является семиотическое пространство. Семиотическое пространство - это синтез всех знаков, служащих источником для порождения текстов [Лотман, 1999, с. 296, 307]. Один из типов таких знаков - имена собственные, образующие особую подсистему семиотического пространства - ономастическое пространство.

Под ономастическим пространством понимается совокупность имён собственных, представленных на определённой территории в определённый исторический период; эти имена представляют собой как реально существующие предметы, так и предметы, созданные фантазией людей [Суперанская, 1973, с. 138-139, 142].

Ономастическое пространство имеет как национальное, так и межкультурное значение. Имена собственные - названия натурфактов, населённых пунктов и артефактов, гор, рек, населённых пунктов и т.п. - часто не ограничиваются использованием в одном национально-культурном сообществе. Имена собственные - имена людей (антропонимы) - гораздо реже выходят на межкультурный уровень употребления. Это происходит только при определённых условиях, когда антропонимы получают особый аксиологический статус. Этот статус позволяет антропонимам занять особое место, и в отдельных случаях объединить представителей разных языковых сообществ, что дает антропонимам возможность получить межкультурное значение.

Эти условия возможны в случае:

1)     если данное имя собственное обозначает видного, известного на политической арене общественного деятеля, учёного, спортсмена и т.д.;

2)     если данное имя собственное обозначает творческого человека, чьи произведения известны за пределами языкового сообщества.

Каждое из перечисленных пространств («дискурсивное пространство», «коммуникативное пространство», «языковое пространство», «культурное пространство», «когнитивное пространство», «семиотическое пространство», «ономастическое пространство») являются частью семиотического пространства.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (07.05.2018)
Просмотров: 287 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%