Термины «стратегия» и «тактика» актуальны для множества дисциплин различных направлений. Они активно применяются в сфере современной лингвистики, политологии, психологии, биологии.
Как известно, в сферу лингвистических исследований термин «стратегия»
пришел из военной области. Стратегия (гр. Strategia < stratos - «войско» + ago - «веду») если переводить дословно «искусство генерала» и представляет собой «науку и искусство развертывания войск для боя» [Люкшинов, 2000].
Определяя термин «стратегия» наиболее кратко, было бы верным сказать, что это - генеральное направление деятельности, организация плана действий, соблюдение которых поможет выполнить поставленные задачи и приведет к намеченной цели в будущем.
Термин «коммуникативные стратегии» различно толкуется лингвистами. О. С. Иссерс считает, что данное понятие пришло в язык из сферы военного дела, в которой стратегию определяют как мастерство осуществления крупных операций и ведения войн, т.е. как наука о милитаристических действиях. В политологии же стратегия отражает другое значение - это техника, целью которой является координирование действий в процессе общественнополитической борьбы. Следовательно, в корне понятия «стратегия» находится совокупность умений, тем или иным образом относящихся к планированию своих действий при социальных противостояниях, конфронтации [Иссерс, 2006].
Мы считаем важным подчеркнуть тот факт, что исследование речевых тактик и стратегий является одним из важнейших течений современной лингвистической науки. Многие зарубежные и отечественные лингвисты работали над проблематикой исследования речевых стратегий и тактик (такие, как Иссерс О. С., 2006; Седов К. Ф., 1998; Гойхман О. Я., Надеина Т. М. 2008; Янко Т. Е., 2001; Дейк Т.А. ван, 1989; Пионтковски У., 2003; Верещагин Е.М., Ратмайр Р., Ройтер Т. 1992; Сафонова Н. В., 2001; Макаров М. Л, 2003; Паршина О. Н., 2004 и другие).
В большинстве исследований современные лингвисты часто сравнивают стратегию с шахматной игрой [Аристов, Сусов: 1999]. В игре существуют определенные правила, обязательные для исполнения. Кроме того, в ней имеются различные тактики ведения ходов. Игра в шахматы может завершиться победой одного из игроков и проигрышем другого, а также может быть сыграна вничью. В процессе речевой деятельности участники, применяя различные тактики ведения переговоров, достигают поставленных целей. Коммуникативная цель достигается, если собеседники правильно обыгрывают партнеров по коммуникации. В случае проигрыша они терпят коммуникативную неудачу. Взаимный компромисс отчасти способствует достижению цели, когда была сыграна ничья.
Данная параллель между языком и шахматами отражает развитие лингвистики в целом, начиная с определения постулатов формальной грамматики, занимающейся внутренней, имманентной структурой языка и до установления общих стратегий осуществления и осознания дискурса, до создания теории использования языка, основывающуюся на «деятельностной основе» [Ф. де Соссюр, 2001].
Следовательно, стратегия речевой деятельности определяется пониманием сложившихся обстоятельств, обозначением вектора дальнейшего хода коммуникации, созданием условий для плодотворного общения и
достижением интересующей цели коммуникации. «Это выбор, учет и взаимоувязывание путей, ситуаций и средств, необходимых для достижения главной цели» [Звегинцев, 2009].
Стратегии и тактики как систему организации речи впервые начали исследовать американские ученые. В американской лингвистике речевая деятельность, расценивается, как способ подчинить партнера по коммуникации. В связи с этим, стратегии и тактики определяются как стратегии подчинения.
Следует особо отметить, что основу стратегии подчинения составляет такая организация речи, при которой осуществляется побуждение партнера по коммуникации действовать согласно требованиям говорящего. Следовательно, говорящий может получить от слушающего реакцию, соответствующую его ожиданиям. В качестве примера следует привести американских лингвистов Дж. Френча и Б. Рейвена, определивших наиболее основополагающие принципы власти в условиях социальной коммуникации: принципы наказания и принципы поощрения [цит по: Иссерс, 2006]. Эти принципы сходны с положениями, установленными Т. Парсонсом, которые он назвал побуждением и экспертизой [там же].
Действенность «экспертизы» базируется на способности слушающего воспринимать рациональные аргументы. При этом делается акцент на «законной» власти, когда говорящий имеет право требовать подчинения. Выделяется также «власть референции», когда применяется в некоторой степени «идентификация» как слушающего, так и говорящего [цит по: Иссерс, 2006].
Однако мы считаем, что рассмотрение речевой деятельности только в перспективе способа подчинения партнера по коммуникации не может в полной мере раскрыть возможности стратегического общения.
Интересен тот факт, что наиболее распространенное мнение о речевой
стратегии среди лингвистов заключается в том, что реализация стратегического
12
поведения в процессе речевой деятельности происходит не в изолированном виде, а при более сложных обстоятельствах. Уже до начала коммуникативного акта, каждый из партнеров имеет как минимум три типа информации: сведения о предстоящих переговорах, данные о когнитивных прессуппозициях, а также материал о контексте или ситуации. После формирования этой базы требуется точно выбрать речевую стратегию, чтобы определить наиболее действенный способ для достижения цели, зная всю информацию о коммуникантах.
Исходя из вышеизложенного материала, мы пришли к выводу, что
речевая стратегия является комплексом речевых приемов. Речевая тактика - это лишь один или несколько речевых приемов, осуществляющих определенную коммуникативную стратегию. Речевая тактика имеет существенный отличительный признак в сравнении с речевым актом и представляет собой не только отдельный речевой прием, а чаще всего является способом осуществления коммуникативной стратегии, также средством определения коммуникативного акта на том или ином моменте общения или развертывания выбранного «речевого жанра» [Алефиренко, 2001].
Из описанного ранее мы выяснили, что в речевом акте развертывается коммуникативная цепочка создания и реализации сообщения: акт речи жанр речи ход речи тактика речи стратегия речи:
акт речи является целенаправленным речевым действием, совершаемым в соответствии с нормами, принятыми в конкретном языковом сообществе;
жанр речи - представляет собой «относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний (текстов)» [Ахманова, 2007];
ход речи - действие, имеющее целью осуществление тактики речи;
тактика речи - способ выполнения коммуникативной стратегии;
стратегия речи - реализация глобальной коммуникативной интенции говорящего [там же].
Анализируя в комплексе представления современных ученых о речевой стратегии, мы рассмотрели наиболее часто применяемые подходы к пониманию стратегий и тактик.
С одной стороны, стратегия рассматривается в виде методичных последовательных коммуникативных выборов речевых приемов и средств языка. С другой стороны, лингвисты представляют стратегию как совокупность возможных способов осуществления целей в структуре коммуникации.
М. Л. Макаров утверждает, что объединив эти взгляды, мы можем наиболее ясно раскрывать сущность языковой коммуникации и ее структуру. Каждое изречение сторон коммуникативного акта выполняет дифференциальные роли и определяет многообразие целей, в связи с этим, говорящий делает свой отбор языковых средств, выбирая наилучшие для той
или иной ситуации и соответствующие поставленным целям [Макаров, 2003].
С точки зрения А. А. Романова, речевая стратегия говорящего - один из элементов проекта осуществления, который демонстрируется с помощью определенных языковых формантов и показывает иерархию между глобальной и тактической коммуникативными целями. В речевом поведении стратегия представляется набором некоторых «конституентов - действий, соотносящимися с планом, целями и условиями их достижения» [Романов,2006].
Следовательно, можно заключить, что стратегия требует исследования, рассматривающего ее через призму того, как можно и нужно добиваться тех или иных целей, и какая последовательность приемов должна быть применена.
Часто считают, что основной составляющей стратегий следует принимать глобальный уровень понимания обстоятельств коммуникации в целом. При этом тактики определяются как локальные линии и приемы речевого поведения [Дейк Т.А. ван, 2013]. В эту точку зрения также входит мнение о том, что коммуникативная стратегия обладает гибкостью и динамикой. В процессе общения в зависимости от ситуации она корректируется и пересматривается в соответствии с контекстом дискурса [там же].
По мнению Н. П. Формановской, стратегии неразрывно связаны с результатом коммуникации, то есть с конечной целью общения, а тактики являются определенными речевыми приемами, соответствующими общей стратегии [Формановская, 2007]. В прагматическую компетенцию говорящего входит умение применять стратегии и тактики. В зависимости от того, насколько говорящий владеет главными законами и правилами общения, его стратегии начинают приобретать многовариантность и пластичность, благодаря чему цели достигаются эффективнее и быстрее. В прямой зависимости находятся обстановка и процесс общения: чем более формальна атмосфера и официальны социальные роли участников коммуникации, тем строже сценарии, стереотипнее их основа и сильнее контроль над стратегиями и тактиками [там же].
Особенная сопряженность обнаруживается между стратегическим планом и тактическими приемами. При этом вектор стратегической цели может быть различным: получение влияния или стремление достичь лояльности; формирование у партнера новых представлений, коррекция его убеждений и взглядов; улучшение его настроения или завоевание расположения; запугивание партнера, аннулирование его независимости или способности протестовать; провоцирование эмоционального поведения и дестабилизация психологического состояния; побуждение к выполнению определенных действий, или, напротив, предостережение от совершения необдуманных поступков и прочее [Формановская, 2007]. Стратегический план может реализовываться посредством длинной последовательности тактических ходов. Набор тактических ходов дает импульс к созданию стандартных текстов для переговоров согласно сценариям коммуникативных ситуаций.
Во множестве случаев речевые стратегии и тактики понимаются как основы межличностной коммуникации в качестве монологов, диалогов и полилогов разговорного дискурса.
Следовательно, в той ситуации, когда коммуникативные тактики и стратегии создаются внепланово, формируются в конкретных коммуникативных обстоятельствах и являются предположениями в отношении возможных вариантов ее развития в перспективе, тогда автор прибегает к языковым стратегиям и тактикам для составления определенного речевого произведения, которые осуществляют конкретную авторскую задачу, зависящую в большей мере от функций языка.
Монография О. С. Иссерс «Коммуникативные стратегии и тактики русской речи» внесла большой вклад в исследование и развитие данной темы [ Иссерс, 2006]. В трудах этого автора на основе материалов, актуальных для нашего времени, были представлены дифференциальные речевые стратегии и тактики русскоязычной речи, рекомендованы лингвометодические способы для обучения коммуникативным стратегиям и тактикам.
О. С. Иссерс отмечает, что термин «коммуникативные стратегии» начал повсеместно использоваться с середины 1980-х годов. Следует полагать, что предпосылкой к этому стало прогрессирование прагматического метода в лингвистике [Иссерс, 2006]. По словам данного автора, причиной такого масштабного внимания к прагматическому методу стали экстралингвистические факторы. Точнее говоря, к этому привело появление в обществе потребности в понимании закономерностей взаимодействия участников социума, равно как и необходимость в информации, рассматривающей события жизни человека, учитывая его психические, социальные и этнокультурные факторы.
Исследуя коммуникативные стратегии как комплексную систему, важно учитывать цели и установки обоих сторон общения: говорящего и слушающего. В психологии установлен тот факт, что каждый понимает речь через призму желаемого, что указывает на необходимость принимать во внимание этот аспект в нашем исследовании [Маккьюин, 1989].
В зависимости от того, насколько масштабны замыслы коммуникантов, коммуникативные стратегии изменяются от имеющих цель получить нечто конкретное (согласие на что-либо, помощь и т.д.) или же являются более общими, вектор которых определяется достижением социальных целей (получение влияния, укрепление своего статуса в группе и так далее) [Иссерс, 2006].
Порядок речевых действий определяется в соответствии с планом или целью говорящего. Структура речевых стратегий учитывает систему «ценностей, убеждений говорящего, его социальных норм и конвенций» [Сухих, Зеленская: 1998].
Определяя главным назначением языка функцию управления деятельностью, язык следует считать составляющей всех форм деятельности. [Диброва, 2009]. Коммуникация в социуме представляет собой последовательное течение действий нескольких носителей языка между собой для обмена, получения и передачи информации. Таким образом, в ходе коммуникации осуществляется определенное воздействие на собеседника, иногда требующее реализации коллективной деятельности [Красных , 2001].
Мы считаем, что язык имеет интерпретационный потенциал, который делает возможным проектирование речевого воздействия в перспективе. В основе речевого воздействия лежит определенное умение использования языковых средств, создающих в модели понимания внешних факторов реципиента какие-либо новые сведения или изменяющих уже существующие.
В. Б. Кашкин, считает, что коммуникативная стратегия является одной из составляющих коммуникативного общения или коммуникативного взаимодействия, в котором для достижения поставленной коммуникативной цели используется совокупность как вербальных, так и невербальных средств [Кашкин , 2000]. В соответствии с В. Б. Кашкиным, коммуникативная тактика противопоставляется речевой стратегии, так как последняя является общей моделью коммуникативного образа действий. Согласно его работам коммуникативная тактика является комплексом практических действий в реальном процессе диалогового взаимодействия. При таком подходе коммуникативная тактика становится лишь небольшой частью процесса коммуникации при сопоставлении с коммуникативной стратегией. Коммуникативная тактика связана с последовательностью частных коммуникативных замыслов, но не с окончательной коммуникативной целью [там же].
В то же время другой автор, Е. В. Клюев, описывает коммуникативную
цель как «стратегический результат, на который направлен коммуникативный
акт» [Клюев, 2002]. Стратегия - единая поведенческая схема при взаимодействии с другими участниками внутри коммуникативной группы, в которой, однако, нередко наблюдается отступление от поставленной цели в некоторых этапах коммуникации.
Е. В. Клюев в своем труде «Речевая коммуникация» трактует термин «коммуникативная стратегия» как «совокупность запланированных говорящим заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели» [Клюев, 2002]. В свою очередь, коммуникативная цель определяется в качестве вектора на протяжении всего коммуникативного процесса. Цель коммуникативного акта состоит в принятии адресатом содержания, сущности переданной информации и цели говорящего.
Более специализированно дает определение стратегии Т. Е. Янко. Позиция этого лингвиста определяется тем, что коммуникативная стратегия позиционируется как выбор коммуникативных целей составляющими очередность «коммуникативных составляющих в предложении» [Янко, 2001].
Согласно положениям, выдвинутыми Т. Е. Янко, мы определили следующие составляющие коммуникативной стратегии:
определение основной речевой цели;
объем изложенной информации;
эмпатия участников коммуникации;
придание коммуникативному строению предложения определенного коммуникативного режима, стиля и жанра [Янко, 2001].
В процессе нашего исследования мы выяснили, что любое планирование речевой деятельности происходит в соответствии со стратегиями и тактиками. Данные термины активно применяются в работах, связанных с прагматическим подходом. Однако лингвисты не имеют однозначного мнения по вопросу определения значения терминов «речевая стратегия» и «речевая тактика».
В работах различных ученых, мы находим использование таких терминов, как семантические стратегии, коммуникативные стратегии, когнитивные стратегии, речевые стратегии. Однако рассматриваются при этом, как правило, близкие явления. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что в нашем исследовании термины коммуникативная и речевая стратегии синонимичны.
В настоящее время для определения термина «речевая стратегия» в лингвистике выделяется несколько дифференцированных по содержанию методов, которые имеют теоретическую основу многих наук, исследующих коммуникацию как феномен в человеческом социуме: лингвистическая прагматика, теория информации, этика, логика и психология.
Исследования показывают, что речевые стратегии определяются согласно
анализу процесса речевого взаимодействия в течение всего коммуникативного
акта. Мельчайшая единица исследования — диалоговый «шаг» — часть
диалога, определяющаяся смысловой исчерпанностью. Количество диалоговых
«шагов» может варьироваться в соответствии с темой и предметом разговора,
отношениями среди участников коммуникации и всеми прагматическими
19
факторами [Колоева, 2006]. В стратегии немаловажным представляется поиск общего языка и создание базы для диалогического сотрудничества: это избрание тональности разговора, выбор речевого способа формирования у другого участника представления о настоящем положении дел. Создание стратегии всегда реализуется согласно требованиям стилистической нормы.
В классификации О.С. Иссерс уделялось внимание основным и вспомогательным стратегиям. Основные стратегии подразделяются на когнитивные и семантические. Основной называется стратегия, «которая на данном этапе коммуникативного воздействия является более значимой по отношению к основным стратегиям иерархии мотивов и целей. В большинстве случаев к основным стратегиям относятся те, которые непосредственно связанны с воздействием на адресата, его модель мира, систему ценностей, его поведение» [Иссерс, 2006]. О. С. Иссерс выделяет как вспомогательные те стратегии, которые «способствуют эффективной организации диалогического взаимодействия, оптимальному воздействию» [там же]. Вспомогательные стратегии состоят из прагматических (коммуникативно-ситуативных), диалогических и риторических.
Опираясь на классификацию О. С. Иссерс, Л. Р. Безуглая считает важным расширить ряд вспомогательных стратегий:
- прагматические речевые стратегии подразделяются на: социальные и психологические;
- диалоговые речевые стратегии подразделяются на: смысловые и регулятивные;
- риторические речевые стратегии подразделяются на: этнокультурные и эстетические [Безуглая, 2003].
С. А. Сухих определяет свой метод для представления стратегий. Он рассматривает в составе речевой стратегии такое явление, как «однозначное прочтение речевого действия» [Сухих, 1998]. Его мнение заключается в том, что речевая стратегия осуществляет те или иные установки (диспозиции) индивида. Именно в соответствии с речевой стратегией определяется очередность действий в соответствии с планом или установками говорящего. Структура речевой стратегии может модифицироваться в зависимости от мировоззрения, социальных конвенций и норм говорящего.
Важным компонентом механизма речевых стратегий следует обозначить целеполагание, состоящее из выбора определенной конкретной цели, изменение мотива в мотив-цель, обозначение промежуточных целей . Кроме того, к этапу создания стратегий также относится оценка имеющихся в данных момент обстоятельств. В процессе коммуникации может осуществляться корректирование ранее созданного проекта и внесение каких-либо изменений. Коммуникативные стратегии претерпевают значительные модификации благодаря процессу взаимодействия участников коммуникации. В разговоре, как правило, присутствует как минимум два типа производимых действий: как перспективных, так и реактивных. В ходе анализа диалогового взаимодействия становится понятно, что те или иные виды коммуникативных актов имеют различные значения для осуществления стратегий. Вид стратегии может варьироваться в зависимости от социальных диспозиций личности.
Говоря о когнитивной стратегии, Ван Дейк предлагает рассматривать ее как «способ обработки информации в памяти» [Дейк Т.А. ван, 2013]. По его мнению, новая информация должна быть подана адресату так, чтобы он получил ее, согласился и при этом принял как свое собственное мнение. Таким образом, когнитивная стратегия представляет собой план, целью которого является стремление содействовать адресату в процессе обработки получаемых знаний. Важно дать адресату импульс для того, чтобы перейти от частного к общему, из общего представления сделать определенные заключения о частных случаях, трансформировать информацию из одной когнитивной области в другую и так далее.
Следует рассмотреть еще один тип стратегии, называемый
«семантическая стратегия». Ее можно идентифицировать как метод индицирования желательной семантики, которой реализуется при помощи применения множества дифференцированных языков ресурсов. Именно семантические стратегии фиксируют способы и приемы для достижения коммуникационной цели. Следовательно, стратегии, представляющие этот тип, являются основополагающими при выборе семантических, стилистических и прагматических языковых средств [Дейк Т.А. ван, 2013].
В трудах И. В. Сорокиной указываются следующие представления о процессе создания стратегий участниками коммуникации. На ее взгляд, стратегии коммуникантов формируются благодаря очередности коммуникативных шагов и коммуникативных ходов, возникающих на основе «определенных тактических речевых приемов» [Сорокина, 1994].
Анализ получаемой реплики производится слушателем на основе конкретных речевых действий. Эти действия характеризуются особой композицией, состоящей из оценки обстоятельств речи, организации задач действия и определения применяемых языковых средств. В оценке говорящего всегда наличествует направление речи к адресату. В зависимости от ожидаемой или реализуемой в ходе озвучивания фразы реакции слушателя указанные ранее
элементы структуры речевого действия могут изменяться [Макарова, 2006].
Верным можно назвать суждение о том, что оратор - первый приемный пункт собственных коммуникативных усилий. Любой, вступающий в коммуникацию участник, имеет собственные сформированные цели коммуникации и определенную информацию о своих партнерах. В диалогическом дискурсе инициатору известно, чего необходимо добиться в результате коммуникации со своими собеседниками. Каждый член коммуникации сопоставляет свои коммуникативные цели с потенциальными целями других для того, чтобы коммуникацию можно было считать результативной. Инициатор общения создает в своем воображении психологическую и личностную модель адресатов, причем зачастую это может
происходить совершенно неосознанно [Диброва,2009].
Построив представленную модель, инициатору коммуникации необходимо выявить характеристики адресата, которые требуется модифицировать, то есть создать центральную характеристику.
Таким образом, понятие «стратегия» неразрывно сопряжено с выводами, заключающимися в принятии решения: изменять что - либо и требуется ли это менять. Правила коммуникации выходят на первый план и играют роль первых реализаций стратегии. В соответствии со своей стратегией инициатор общения определяет какой она будет: кооперативной или некооперативной, доброжелательной или конфликтной. Сами по себе стратегии являются нейтральными, что означает их неконвенциональность, несоциальность, внекультурность, и неэтноспецифичность. Их задачей является то, что необходимо оратору, при этом они определяют коммуникацию интенционально. Им присуща форма и содержание, осуществляющиеся через главный коммуникационный акт, который, следует заметить, зачастую не озвучивается вслух, а выражается благодаря импликатуре.
Тем не менее, оформление коммуникативных приемов подчиняется не одним лишь интенциям. Мы считаем, что речевая тактика является своего рода проектом для реализации стратегии, который включает описание параметров партнера по коммуникации, необходимых для модифицирования. Их принципиальное отличие от стратегий, заключается в том, что тактики являются неким общим конституентом, включающим общепринятые правила коммуникации, которые конвенциональны и установлены культурой и традициями. Тактики направлены на дифференцированное множество параметров адресата и обстоятельств общения. Инициатор коммуникации выносит вердикт: согласована или не согласована форма реплики с имеющимися обстоятельствами и необходим ли конкретный коммуникационный акт. Тактика сопоставляется с определенными речевыми актами или приемами и устанавливается в соответствии с социальнопсихологическими параметрами.
Мы пришли к выводу, что задачи стратегии определяются в соответствии с коммуникативным значением участников в определенном эпизоде общения, в то время как оформление коммуникативной роли (или значения) является тактической характеристикой. При этом задача инициатора общения заключается в том, чтобы подобрать необходимую тактику для стратегии. Между тем, задача адресата в коммуникативном акте заключается в том, чтобы проследить стратегию за всеми тактическими приемами. Исследование коммуникативных стратегий и тактик позволяет выразить и определить ролевые значения речевого поведения коммуникантов, расширить описание содержания реплик.
И. Н. Кузнецов отмечает следующие типы стратегий коммуникации:
- закрытое - открытое общение;
диалогическое - монологическое;
личностное - ролевое [Кузнецов, 2000].
Открытое общение означает стремление и способность коммуниканта полноценно высказывать свои соображения по какому-либо вопросу и при этом готовность принять во внимание мнения других. Эталоном является умение проводить любые типы коммуникации со стратегией открытого общения, включая проведение переговоров.
Закрытое общение - уклонение или неспособность участника высказать свою позицию и суждения, полноценно передать знания. В обстоятельствах назревающего конфликта открытое общение, честное и прямое выражение своих мыслей и планов нерационально для оппонента. Стратегия открытой коммуникации эффективна если в коммуникации присутствует сопоставимость,
но не идентичность мнений по какому-либо вопросу. Должно оставаться
некоторое пространство для обмена знаниями и взглядами.
Диалогическая форма коммуникации является наиболее эффективной формой разговора, в процессе которого собеседники могут поделиться мнениями или информацией, высказать перспективы на будущее и идеи. В таком случае коммуникантам интересно друг с другом, они узнают новое или решают проблемы.
Монологическая форма коммуникации более приемлема на лекции или выступлении, когда собравшиеся внимательно слушают докладчика, а уже потом задают вопросы.
Общение ролевое «по ситуации» наблюдается в тех случаях, когда человек вынужден вести себя не так, как ему хочется, а как того требует ситуация, сдерживая свои эмоции, не высказывая свои мнения, ведя себя и разговаривая определенным образом. Исполняемая роль накладывает отпечаток на поведение, изменяя его. Например: учитель в школе вынужден быть строгим и требовательным, справедливым и всезнающим - это черты профессии учителя. В домашней обстановке учитель может быть мягче и ласковее.
Личностное общение «по душам» чаще всего осуществляется с близкими людьми, друзьями, когда собеседники ведут себя свободно и раскованно, как им хочется, и они могут чувствовать себя самими собой. Это самый приятный и легкий тип общения.
Для установления контакта применяется несколько методик, одна из которых была разработана И. Н. Кузнецовым [Кузнецов, 2000].
Эта методика заключается в поэтапном прохождении пяти стадий:
разрушение психологических барьеров;
обнаружение сходных интересов;
установление правил общения;
определение качеств, нежелательных для коммуникации;
- адаптация к партнеру и установление контакта [там же].
В своем исследовании мы опираемся на мнение тех лингвистов, которые в своих работах на тему коммуникативных стратегий и тактик позиционируют речевую коммуникацию как один из видов жизнедеятельности человека. Также речевая коммуникация всегда имеет определенные цели, направленные на удовлетворение коммуникативно - деятельностных потребностей индивида [Гойхман, Надеина: 2008]. В любой высказанной фразе можно выявить определенную цель коммуниканта, то есть конечный результат, получение которого указывает на эффективность коммуникации.
Д. М. Леви представляет стратегию как когнитивный процесс, в котором важным моментом является то, «что говорящий соотносит свою коммуникативную цель с конкретным языковым выражением» [цитата по: Макаров, 2003]. В соответствии с имеющейся коммуникативной целью каждый коммуникант определяет для себя набор языковых средств, гармонирующих с его личностными (ценностными, когнитивными и поведенческими) составляющими.
Многие лингвисты сходятся во мнении, что в естественно сформированной коммуникации достижение поставленной коммуникационной цели посредством одной произнесенной реплики, как правило, почти невозможно и реализуется крайне редко. В процессе коммуникации участники используют различные тактики. Динамические свойства речевых тактик дают возможность модифицировать речевую стратегию в ходе разговора, то есть осуществляется гибкость речевой стратегии.
Лингвисты реализуют номинацию речевых тактик с помощью «определенных семантических «бирок» или с помощью семантического инварианта через общее название в виде реплик-клише [Верещагин, Ратмайр, Ройтер 1992].
Следует отметить, что важное исследование для изучения коммуникативных стратегий и тактик речевого поведения представлено у Т. А. Ван Дейка в труде «Язык. Познание. Коммуникация», где автор называет базовые когнитивные тактики, то есть процедуры над мнением и имеющейся информацией реципиента, которые говорящий производит в своих интересах [Т.А. Ван Дейк, 1989].
Т. А. Ван Дейк считает, что составляющими характеристиками речевых тактик являются коммуникативные ходы. Дейк определяет коммуникативный, или речевой ход, как функциональную единицу методично сменяющихся действий в рамках конкретной задачи под управлением стратегии [там же].
Изучая речевые тактики, мы обратили внимание на то, что ни одна из предложенных тактик не является универсальной относительно всех жизненных ситуаций. В коммуникации, возникшей в бытовых обстоятельствах, наиболее результативными можно признать одни тактики, в сфере делового общения лучше использовать другие. Одни тактики имеют вектор, заключающийся в управлении вниманием собеседника, другие ставят целью демонстрацию каких- либо чувств или характеристик, акцентирование на субъективной макроинформации для доказательства валидности передаваемых сведений.
Использование стратегии всегда влияет на собеседника: модифицирование установки партнера, его мнения, в конце концов, оказывает воздействие на поведенческий аспект объекта коммуникации. Любая стратегия направлена на определенные психологические стороны участника, релевантные по отношению к поставленной цели: его знания, соображения, оценки, стремления, психологические параметры.
Следует подчеркнуть, что в ходе коммуникации, всегда осуществляется модифицирование как психологических, так и когнитивных параметров [Баранов, 2007].
Ученые указывают на то, что оказывать воздействие на личность возможно посредством нескольких методов: заставляя ее, управляя «ее сознанием или привлекая ее к сотрудничеству» [Звегинцев, 2009]. Целью речевого воздействия на индивида является склонить его к сознательному согласию с мнением говорящего. В то время как управление является процессом влияния на личность с целью подтолкнуть его к совершению каких-либо действий (сообщить сведения, реорганизовать свою поведенческую линию) «неосознанно или вопреки его собственному желанию, мнению» [Лемяскина, Стернин: 2000].
А. К. Михальская описывает приемы манипуляции над репликами. Так, например, она приводит в своей работе прием скольжения, гибкости смысла,
когда одно и то же явление индивид дифференцирует семантически.
Использование приема размывания смысла - намеренное применение слов без определенного понятийно - логического содержания, для чего используется «прием затемнения истинности высказывания, когда для передачи каких-либо сведений говорящий дает партнеру представление якобы реально существовавших обстоятельств; прием упрощенности, или редукции смысла; прием убеждения с помощью веры» [Михальская, 2003].
Подводя итоги нашего исследования, посвященному изучению стратегий и тактик, мы выяснили, что речевая стратегия является комплексом речевых приемов, вектором которых является свершение основной поставленной цели коммуникации. Речевую тактику мы определяем как определенные речевые действия, содействующие реализации речевой стратегии.
|