В Интернет среде существует множество различных форм коммуникации. Американский ученый М. Моррис подразделяет их на 4 категории:
- коммуникация асинхронного характера «один на один» (электронные письма);
- коммуникация асинхронного характера «многих с многими» (сводки, листы рассылок);
- коммуникация асинхронного характера , где пользователь разыскивает сайт для получения конкретной информации. Здесь встречаются такие формы коммуникации: «многие и один», «один на один», «один и многие» (веб-сайты, блоги);
- коммуникация синхронного характера «один на один», «один и несколько», «один с несколькими» (ролевые игры, чаты, социальные сети) [Моррис, 1996].
Одним из самых используемых видов коммуникации в Интернет среде признаются социальные сети, отражающие организацию социальных взаимоотношений. Специфические характеристики Интернет коммуникации в социальных сетях представляют собой новый объект исследования современной лингвистики.
Термин «социальная сеть» появился до изобретения Интернета. В 1954 году этот термин начал использовать американский социолог Джеймс Барнс для обозначения разветвленных взаимосвязей отдельного индивида с другими людьми. Применение понятия «сети» в качестве системных взаимоотношений человека быстро стало популярным, и в настоящее время активно используется для обозначения разных отношений (например, «сети знакомств», «партнерские сети» и т.д.) [Юрьева, 2010].
Н. Г. Марченко отмечает, что социальные сети находят свое выражение в качестве «открытого, креативного пространства, которое способно генерировать новые языковые свойства и речевые новации» для процесса Интернет - коммуникации [Марченко, 2013].
Особый статус социальных сетей, представляющих собой коммуникативный феномен в парадигме других видов взаимодействия, основывается на модификации коммуникативных стратегий и тактик речевого поведения языковой личности. Согласно этому изменяется сам процесс функционирования языковых системных единиц, также происходят изменения в соотношении устной и письменной форм речи, появляются новые речевые жанры.
Н. Г. Марченко также отмечает следующие особенности социальных сетей:
1. в социальных сетях общаются в основном со знакомыми людьми;
2. социальные сети являются комбинированным пространством как для синхронного, так и для асинхронного способа общения;
3. социальные сети предоставляют возможность для обмена информации различного свойства (видео, фото, аудио и т.п.) [там же].
Т. В. Алтухова и Н. Б. Лебедева в своей статье «Виртуальное общение: новый этап развития письменной коммуникации» подчеркивают, что базовые принципы Интернет - коммуникации изменяются или полностью исчезают в социальных сетях посредством кардинальных изменений в параметрах виртуальной коммуникативной среды [Алтухова, Лебедева: 2012].
С одной стороны, языковая личность социальной сети имеет привычные
особенности и свойства виртуальной языковой личности - отсутствует достоверная или полная информация о коммуниканте, искажаются или скрываются физические и статусные параметры. С другой стороны, пользователь социальной сети может наполнить свой профиль реальными анкетными данными. В этом случае обратная связь может осуществляться полноценно.
М. Б. Бергельсон придерживается аналогичного мнения по данному вопросу. Он отмечает, что образ адресата в социальных сетях не в полной мере отражает все характеристики адресата в Интернете: адресат не только «конструирует» автора сообщения, но и дополняет образ реальной личности посредством текста [Бергельсон, 2002]. При таких условиях мы можем говорить об объединении виртуальной и личной коммуникации в социальных сетях. В связи с этим изменяются основополагающие характеристики Интернет - коммуникации, включая статусное равноправие собеседников или неограниченный выбор языковых средств.
Следовательно, организовывая общение в данных условиях, языковая личность старается выбрать такие средства, которые смогут сделать процесс коммуникации более эффективным.
Лингвисты обращают внимание на то, что речь в Интернет - пространстве отличается от общепринятой нормы на всех уровнях языка. По этому вопросу Г. А. Трофимова пишет, что «любой чат либо сайт особенно ярко высвечивает пробелы в орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности его создателей, участников или пользователей» [Трофимова, 2004].
Н. Д. Голев полагает, что на уровне фонетики происходит:
- отражение стремления передавать на письме фонетический облик слов, используя транскрипцию или шрифтовые выделения (усиление «дискурсивных тенденций» письменной речи);
- нивелировка фонетического оформления слов, с помощью сокращений и знаковых вариаций (усиление «перлокутивных тенденций» письменной речи) [Голев, 2009].
Отсюда следует, что появляется стратегия нового нестандартного письма, входящая в категорию стратегии карнавализации и языковой игры. Языковая игра проявляется в намеренном искажении написания фонетикофонематического облика слов.
Стоит особо выделить графическую специфику социальной сети, хотя коммуникативная Интернет среда не исключает аудио - визуальный способ общения, все же графический способ взаимодействия участников виртуального общения определяется как основной. Вследствие того, что эмоции передаются интонационно, графическая форма выражения не в состоянии отразить чувства в полной мере. В соответствии с этим графический символ приобретает новое содержание и переосмысление в качестве средства оформления эмоционального выражения.
Рассмотрим также изменения на лексическом уровне. С одной стороны, происходит фиксация на письме субстандартной лексики, которая включает в себя обесцененную лексику, внелитературные фразеологизмы, слова и выражения, использующиеся в молодежной среде, жаргонизмы, профессионализмы. С другой стороны, в социальных сетях применяются термины и общекнижная лексика. Данные процессы сочетаются в коммуникативной среде социальных сетей в связи с устно-письменным характером спонтанной письменной речи, в которой одновременно отражается лексика устной речи, и актуализируются нормы литературной лексики.
В нашем исследовании мы рассмотрели изменения в спонтанной письменной речи на уровне грамматики. С одной стороны, в процессе передачи устной формы речи формируются такие фразы и словоформы, как усиление фатики, эллипсис, неполнота. С другой стороны, существуют фразы и обороты, принадлежащие книжному стилю (причастные обороты, сложные предложения). В результате данных явлений в Интернет - пространстве создается особая система коммуникации, которая сочетает в себе частично грамматические особенности разговорной и книжной речи.
Мы пришли к выводу, что все рассмотренные выше особенности представляют собой характеристики виртуального общения в целом, однако наиболее часто реализуются в таком жанре виртуального общения, как социальные сети.
Из всего вышесказанного мы сделали выводы, что отличительными признаками социальных сетей считаются:
1. уменьшение анонимности в межличностном общении;
2. социальные сети являются комбинированным пространством, как для синхронного, так и для асинхронного способа общения;
3. специфическая репрезентация языковой личности вследствие ежеминутных записей на персональной странице и реализации особой системы мгновенных «статусов»;
4. постоянное обновление языковых средств;
5. появление новых речевых жанров, которые характерны лишь для коммуникации пользователей в социальных сетях.
Однако, несмотря на свои специфические особенности, характерные для виртуального пространства, социальные сети имеют свое выражение в качестве реальной социальной среды. В жизни человека очень важны такие процессы, как самоидентификация и самопрезентация, коммуникативный успех в межличностном общении. Все это находит свое выражение в коммуникативной среде социальных сетей потому, что они предоставляют широкие возможности коммуникации, самовыражения и глобальной персонализации.
Стоит отметить, что исследование специфики общения в социальной среде взаимосвязано со следующими уровнями коммуникации:
- общение людей как представителей тех или иных групп. Следовательно, определяющий фактор коммуникации между людьми зависит от их групповой принадлежности или ролевой позиции (например, продавец-покупатель, учитель-ученик, директор-секретарь и т. д);
- информация передается большому количеству людей. Способ передачи информации может быть прямым, если это публичная речь, или опосредованным, в рамках СМИ [Максимов, 2003].
В общении социально-ориентированной направленности существуют значительные отличия от речи межличностного общения.
Мы считаем важным подчеркнуть тот факт, что социальная коммуникация осуществляет обслуживающую функцию речевого поведения. Это указывает на то, что речевая деятельность подчиняется внеречевой цели и имеет направление на организацию совместной деятельности людей. Данная особенность предполагает более четкое (в сравнении с межличностным общением) регламентирование речевого взаимодействия.
Регламентация речевого поведения подразумевает выполнение конкретных правил, позволяющих людям кооперативно взаимодействовать. Данные правила, включают в себя выполнение определенных условий:
- у участников коммуникации должна быть хотя бы кратковременная ближайшая общая цель;
- коммуникация должна продолжаться до того момента, пока оба собеседника не решат ее прекратить.
Г. П. Грайс в работе «Логика и речевое общение» утверждает, что в основе речевой коммуникации находится «принцип кооперации», который предполагает наличие готовности у собеседников взаимодействовать в согласии с поставленной целью и заданным вектором коммуникации [Грайс,1985]. Другими словами, «принцип кооперации» выражается в готовности участников коммуникативного процесса сотрудничать.
Согласно с мнением Л. А. Введенской мы считаем необходимым отметить базовые правила речевой коммуникации, определенные принципом кооперации: - в высказывании должна содержаться только та информация, которая необходима для реализации текущей цели коммуникации;
- в высказывании должна содержаться достоверная информация;
- высказывание должно соответствовать теме разговора;
- высказывание не должно содержать непонятные выражения [Введенская, 2002].
В реальной речи возможно отступление от этих правил при условии, что все - таки не нарушается базовый принцип кооперации. В таком случае общение продолжается и даже вероятно достижение того или иного уровня взаимопонимания. При нарушении базового принципа кооперации происходит разрушении коммуникации и наблюдается процесс деградации речи.
Наравне с «принципом кооперации» для регулирования социальных взаимодействий применяется принцип вежливости». Он относится к категории речевого этикета. На характер социального взаимоотношения влияют такие максимы принципа вежливости, как благожелательность, великодушие, тактичность, согласие, скромность [Максимов, 2003].
Отсюда следует, что отличительной особенностью речи в социальноориентированной коммуникации являются также конкретные ожидания со стороны получателей сообщений. Более того, эти ожидания обуславливаются стереотипами выбранных ролей, которые представляет себе адресат, а именно: какие выражения должен использовать в своей речи участник определенной социальной группы, какие речевые характеристики вызывают или не вызывают доверие и т. п.
А. Н. Баранов отмечает, что часто в социальном общении наблюдается своеобразная обезличенность речи, когда коммуниканты пишут не от своего имени, а «от имени группы», т.е. используют такие речевые особенности, которые приняты в той группе, с которой они себя соотносят [Баранов, 2007].
Следовательно, речевая ситуация определяет выбор стратегий и тактик общения, а также позволяет правильно использовать необходимые языковые средства.
Под стратегией речевого общения именно в пространстве социальных сетей мы понимаем такой процесс создания коммуникации, с помощью которого достигаются долговременные результаты. В данном понимании, стратегия состоит из планирования речи в соответствии с конкретными условиями общения и направлена на определенных собеседников. Это свидетельствует о том, что цели стратегии могут быть самые разные, например, оказание определенного влияния на мировоззрение партнера по коммуникации, призыв к какому-либо действию, завоевание авторитета и даже отказ от какого- либо действия.
Под тактикой речевой коммуникации в социальных сетях мы понимаем совокупность приемов ведения разговора и линию речевого поведения на определенном этапе в рамках отдельной беседы (диалога). Тактика включает в себя определенные приемы привлечения внимания, убеждение или переубеждение адресата, установление и поддержание контакта с партнером, приведение его в определенное эмоциональное состояние и т. д.
Следовательно, тактика меняется в соответствии с условиями коммуникации, полученными сведениями, выраженными чувствами и эмоциями. Согласно этому, один и тот же индивид, в зависимости от обстоятельств, реализует разные цели и соответственно использует разные речевые стратеги и тактики. Смена тактик в разговоре представляет собой мыслительную операцию, хотя порой это происходит интуитивно. Однако, проведя анализ тактических приемов, каждый может научиться применять стратегии тактики с особым мастерством.
Это сводится к тому, что для управления беседой в социальных сетях следует продумать структуру и возможные варианты развития данного разговора, подготовиться к распознаванию ключевых точек, в которых может произойти смена темы, осознать приемы речевого воздействия, которые применяет собеседник, понять его стратегии и тактики, а также выработать свои стратегии и тактики для реагирования.
В результате анализа речевого выражения языковой личности в пространстве социальных сетей мы можем отметить, что в процессе создания коммуникации могут применяться два противоположных процесса речевого развития:
- передача звучащей устной речи;
- усложнение речи согласно письменному способу представления информации.
До изобретения Интернета спонтанная речь была одномоментной и находила выражение в устной форме. Однако, в Интернет - пространстве спонтанная разговорная устная речь фиксируется в печатную, письменную форму.
Соответственно, все языковые и речевые ошибки также фиксируются на письме. Формулы «личность=текст или личность=язык» [Трофимова, 2004] являются аксиомой в виртуальной среде, поскольку все индивидуальные речевые особенности оказываются на виду.
Мы также считаем важным отметить, что в социальных сетях стирается грань между личностно-ориентированным и статусно-ориентированным общением. По данному вопросу О. Б. Сиротинина высказывает мнение о том, что новое поколение языковых личностей не прекратит использовать жаргонизмы и фамильярно-разговорный стиль языковых выражений. Она пишет о том, что в результате данных процессов появятся языковые личности со «среднелитературным», а скорее всего - «литературно - разговорным типом» (Сиротинина, 2004].
В социальных сетях возникают новые способы оформления эмоционального состояния: для обозначения крика используют заглавные буквы, «смайлики», в скобках описывается вербальное описание чувств (grin; shrug) . «Нетрудно заметить, что в «смайликах» все элементарные знаки теряют свое содержание и используются только как носители определенной формы, а полученные сложные знаки, как правило, носят иконический характер и выражают эмотивные смыслы через изображение соответствующей мимики» [Шейгал, 1996].
О. А. Леонтович отмечает, что находит свое проявление одномерный взгляд на дискурс и это находит свое выражение в «неумении различать жанровую и стилистическую уместность языковых средств» [Леонтович, 2000].
Все это указывает на то, что изменяется оформленность текстов, речь становится более свернутой, вариативность речевых высказываний исчезает. Из-за заниженных требований к речевому этикету претерпевает изменения уровень уважения и вежливости по отношению к собеседнику. Это проявляется в том, что имя или обращение пишется с маленькой буквы, в сообщении к преподавателю студенты часто используют разговорный стиль речи. В свою очередь написание сообщения без применения пунктуации, превращает текстовое сообщение в свободный поток сознания.
В языке социальных сетей существует еще одна особенность: применение жаргонизмов, восполняющих краткую оперативную информацию, с помощью которых стараются привлечь аудиторию к прочтению сообщения. Также наблюдается приближенность к партнеру по коммуникации посредством доверительного тона общения.
Виртуальное пространство социальных сетей, являясь искусственно созданной средой общения, предполагает присутствие искусственных коммуникантов. В таком случае, говоря о виртуальном общении в социальных сетях, мы не можем считать его живым общением с реальным собеседником. Хотя, с другой стороны, за виртуальным обликом коммуникантов могут выступать реальные личности, которые конструируют адресат с помощью своего жизненного опыта, воображения, а также дополняют его психологическими проблемами и стереотипами [Бергельсон, 2002], а компьютер рассматривается как техническое средство связи между собеседниками аналогично телефону. Согласно этому, мы можем считать виртуальную коммуникацию в социальных сетях отдельным явлением, которое требует более тщательного теоретического исследования [Леонтович, 2000].
Рассмотрим базовые отличия субъекта, существующего в объективной реальности, от него же самого, входящего в виртуальное коммуникативное пространство.
По данному вопросу Ю. Хабермас пишет, что «идеи уникальности индивида, постоянного выбора собственной идентичности приводят в дальнейшем, при появлении темы коммуникации, к представлению, согласно которому идентичность невозможно реализовать в одиночку, успешность выбора собственной идентичности зависит во многом от Других» [Хабермас, 2003].
Согласно этому, каждый индивид может оформиться как личность только в процессе межличностной коммуникации.
Мы считаем, что в процессе виртуальной коммуникации ясно наблюдается тенденция к постепенной отмене субъектно-субъектной парадигмы общения. В виртуальном пространстве проявляется только символический субъект, чей функцией выступает не только коммуникация, но и персонализация информации.
Отсюда следует, что в виртуальной коммуникативной среде происходит процесс самовыражения человека. В условиях данного процесса теряет свою актуальность положение М. М. Бахтина о невозможности существования абстрактного слова или языкового действия. Личность, самовыражающаяся в Интернет - пространстве, воспринимает аудиторию абстрактно. Аудитория просто существует как факт вне ее социальных и личностных характеристик [Бахтин,2000].
Также важным представляется обширность данной аудитории, посредством которой человек имеет возможность заявить о себе большему числу людей.
При таких условиях, сам акт сетевой коммуникации не может рассматриваться в качестве истинного диалога в традиционном смысле этого понятия.
Общаясь при помощи технических возможностей Интернета, пользователь Сети создает такое психологическое состояние, в котором сам говорящий не нуждается в реальном собеседнике. Он просто проецирует образ партнера по коммуникации исходя из своих собственных умозаключений и желаний. Наряду с этим, происходит удовлетворение всех личностнокоммуникативных потребностей говорящего субъекта [Жичкина, 1999].
На основе данных фактов, мы можем заключить, что говорящий субъект самовыражается в процессе коммуникации с самим собой, поскольку образ партнера создается им самим.
Таким образом, создается иллюзия самореализации индивида в процессе иллюзорной коммуникации с символическим Другим. В условиях реальной коммуникации субъект существует, противопоставляя себя окружающим и взаимодействуя с ними. Центром внимания электронной коммуникации является двухуровневая коммуникационная модель, которая включает в себя взаимодействующих субъектов и их посредников.
М. М. Бахтин считает, что «Я» имеет лишь внутреннюю сущность, являющуюся совокупностью своих личных ощущений, а «внешним телом» для него представляется тело Другого, которое существует только с позиции Другого. В виртуальном дискурсе партнер по коммуникации часто является не реальной личностью, а частью самого говорящего. У М. М. Бахтина автор, который находится вне героя, может обладать «избытком видения» по отношению к последнему и поэтому способен создать законченный образ героя и события [Бахтин,2000].
М. М. Бахтин утверждает, что монологическое повествование помогает автору реализовывать свои идеи посредством необходимых сюжетных положений, в которых герои наиболее полно раскрывают свой характер и сущность. Для того чтобы свести героев и идеи «в одну пространственную и временную «точку» необходимы карнавальная свобода и карнавальная художественная концепция пространства и времени» [там же], успешно реализующиеся в сетевом общении.
В процессе общения происходит самовыражение участников посредством двух различных видов коммуникации:
- произвольное самовыражение, когда человек предоставляет личную информацию с помощью общезначимых символов;
- непроизвольное самовыражение, которым люди выдают себя.
Однако, используя эти два вида коммуникации, люди должны учитывать объективные ограничения непосредственного взаимодействия (когда одни факты выставляются напоказ, а другие скрываются). Данные ограничения способствуют преобразованию обыкновенных проявлений речевой деятельности коммуникантов в театрализованные представления. Отсюда следует, что в процессе такой коммуникации вместо свободного проявления чувств люди лишь изображают деятельность и передают свои эмоции в нарочитой, но приемлемой для собеседников форме.
Согласно этому, речевое взаимодействие осуществляется не между целостными неделимыми личностями, а между персонажами, которых они изображают в процессе коммуникации.
Эти персонажи отожествляют весь спектр социальных стереотипов, актуализирующихся посредством театрализованного диалога, в котором существуют заданные роли, мотивации, коммуникативные стратегии и речевые модели.
В результате всех этих процессов претерпевает изменения и виртуальный текст, характеризующийся интерактивностью, спонтанностью, ситуативной обусловленностью, гибкостью, первичностью и отчужденностью.
Рассмотрим данные особенности более подробно. Интерактивность в условиях компьютерно - опосредованной коммуникации подразумевает, что между репликами собеседников должно проходить столько же времени, сколько затрачивается на создание диалогического единства в условиях реальной коммуникации.
Спонтанность ориентирована на отсутствие временного периода для обдумывания и создания электронного текста в сравнении с литературным текстом. Если на производство текста затрачивается длинный временной отрезок, нивелируется актуальность самого текста, как продукта речевой деятельности автора.
Ситуативная обусловленность помогает создать такой электронной текст, который воспринимается реципиентом как содержательно-актуальный и коммуникативно-адекватный.
С помощью гибкости электронного текста, его изменение возможно в любом аспекте, для динамического развития. Литературный же текст отличается своей стабильностью и статичностью.
Первичность электронного текста обусловлена тем, что в виртуальной коммуникации текст рассматривается в качестве знака личности, с помощью текста мы распознаем субъект. В условиях объективной реальности сам субъект представляет собой знак текста и при восприятии текста мы опираемся на личность, производящую данный текст.
В данном контексте мы можем говорить о некоторой степени тождественности текста и производящей его личности. В процессе электронной коммуникации личность автора не влияет на то, как адресат реагирует на текст, в результате чего происходит отчуждение текста. Адресат условно остается «один на один» с текстом, что создает иллюзию объективности восприятия, посредством того, что интерпретация текста основывается на собственном субъективном опыте получателя.
Фуко перефразирует цитату Беккета и указывает в ней на безразличие к субъекту, который производит текст: «Какая разница, кто говорит...», продолжает: «Какая разница, кто говорит... это я решаю сам» [Фуко ,1996]. В данном примере ясно видно, что собеседник сам формирует личность оппонента, исходя из собственного опыта, или создает его в соответствии со своими предпочтениями.
Р. Барт пишет: «присвоить текст автору - это значит наделить его окончательным значением... закончить письмо» [Барт, 1994].Искусный автор всегда прячется за маской и добивается внимания с помощью «всевозможных уловок, которые пишущий субъект устанавливает между собой и тем, что он пишет...» и достигает успеха «когда запутывает все следы, все знаки своей особой индивидуальности: когда маркер писателя - это не более чем своеобразие его отсутствия» [Фуко, 1996].
Отсюда следует, что сетевая коммуникация, с одной стороны, расширяет горизонты для самовыражения людей, а с другой стороны, нивелирует автора как субъекта коммуникации. Коммуникативно - деятельностная активность «другого» не направляется на реальный субъект, так как реальный человек, стоящий за персонажем, становится практически недосягаем по причине расхождения в кодах, которые принадлежат автору, персонажу и реальному субъекту [там же].
Подводя итог нашему исследованию речевого поведения в социальных сетях, мы отметили несколько особенностей: - социально-ролевому статусу партнеров по коммуникации отводится значительное место в плане речевого оформления высказываний;
- форма и содержание посылаемых речевых сообщений достаточно жестко контролируются;
- в речевом поведении происходит снижение личностного начала.
Мы пришли к выводу, что в коммуникации, имеющей социально
ориентированную направленность, посредством различных условий увеличивается расстояние между собеседниками и вследствие пространственной или временной разобщенности осложняется контактнообразующая составляющая между партнерами по общению, что приводит к различию социального положения или неравноправию собеседников, которое обусловливается ситуационно. В связи с этим, речь выражает большую отстраненность от субъекта речи и ее адресата, по сравнению с речью в межличностной коммуникации.
|