Языковая личность ведет активную речевую деятельность в рамках различных видов коммуникации, что делает обязательным изучение, как установок отдельной личности, так и языковых норм определенных социальных групп. Так выявилась потребность в разделении таких терминов, как «индивидуальная языковая личность» [Караулов, 2007] и «коллективная языковая личность» [Крысин,2004].
Выделяя индивидуальную языковую личность и коллективную языковую личность, лингвисты отмечают взаимозависимость данных понятий. «Формирование языковой личности, а, следовательно, и механизм ее распознавания обусловлен характером отношений индивида с коллективом» [Наумов, 2007].
Л. П. Крысин отмечает, что при условии, если индивид является членом различных микрогрупп, он все же отдает предпочтение одной группе, с которой у него существует наиболее тесная связь и общие интересы. Данный исследователь называет такую группу референтной. Также, ученый полагает, что в рамках референтной группы имеется специфическая речевая деятельность, поскольку многие предметы речи настолько знакомы, являются естественными и порой не нуждаются в назывании [Крысин, 2004]. Следовательно, коллективная языковая личность является такой группой, в которой происходит репрезентация совокупности общих языковых черт, а также проявляются специфические речевые особенности.
Стоит отметить, что термин «коллективная языковая личность» (некое сообщество людей, говорящих на данном языке) рассматривается в качестве антипода «индивидуальной языковой личности» (отдельного представителя данного сообщества). Также лингвисты дают другие обозначения данному определению [там же].
В. П. Нерознак и Н. С. Трубецкой пишут в своих трудах об «многочеловеческой (полилектной) языковой личности» [Нерознак,1996; Трубецкой, 2003].
И. И. Сентенберг отмечает «совокупную языковую личность», которая является вариативной в территориальных, профессиональных и культурных отношениях [Сентенберг,1994].
Рассматривая этнос в целом, А. А. Ворожбитова использует термины «коллективная языковая личность» или «совокупная языковая личность», а говоря о социальных группах, вводится термин «групповая языковая личность» [Ворожбитова, 2005].
О. Н. Шевченко применяет термин «типовая языковая личность», которая «характеризуется такими свойствами, как абстрактность, эталонность, собирательность, безличность» [Шевченко,2005].
В отличие от объективной реальности, виртуальное пространство не дает возможности заявить о своей личности без участия в коммуникации, в связи с этим главным методом саморепрезентации виртуальной языковой личности является ее коммуникативная деятельность. Раскрывая свой личностный потенциал в процессе беседы с другими людьми, индивид может быть оценен и выделен партнерами по коммуникации. Это объясняется тем, что все аспекты жизни языковой личности в объективной реальности не переносятся в виртуальный дискурс, из-за чего становится допустимым репрезентация какой- либо определенной стороны своей персоны. Но ранее, чем личность проявит свое коммуникативное поведение, она должна обратить на себя внимание будущих коммуникантов, заинтересовать их [Лутовинова, 2013].
С позиции методологии большое значение имеет определение стратегии при анализе речевой коммуникации как деятельности, так как, следуя А. А. Леонтьеву, субъект деятельности представляет собой «коллективный субъект» [Леонтьев, 2001], а не обособленную личность. Исходя из этого, беседу следует рассматривать как внутренний аспект деятельности.
Речевые стратегии виртуальной языковой личности в настоящей работе были рассмотрены как с позиций индивидуальной языковой личности, так и с точки зрения коллективной языковой личности. Специфические свойства выявлены в лингвистических предпочтениях виртуальных коммуникатов, в прецендентных феноменах виртуальной коммуникации и деятельности виртуальной языковой личности по созданию новых языковых оборотов.
Необходимо подчеркнуть, что «коллективной языковой личностью» в представленном исследовании мы называем личность как часть виртуального
сообщества, организованного внутри социальной сети конкретного вида.
Лингвисты давали различные обозначения виртуальной социальной группе - «сетевое сообщество», «виртуальная социальная группа», «сообщество online». Семантическая составляющая этих терминов также не определена среди лингвистов. Оппозиционно виртуальному сообществу ставится сообщество offline.
Социальные роли могут быть самые разные в зависимости от потребностей индивида: например, деловое общение днем, дружеские беседы вечером и тематические кружки по выходным. Каждая из языковых личностей имеет свой ряд индивидуальных масок, но эти маски будут воздействовать на общее коммуникативное поведение индивида. По этой причине многие пользователи создают аккаунты в нескольких социальных сетях или даже увеличивают количество профилей внутри каждой из них, что дает этим людям возможность удовлетворять различные потребности и репрезентовать себя в зависимости от коммуникативной среды.
Определение коммуникативной стратегии в социальной сети личностноориентированного общения происходит в зависимости от специфики конкретного вида сети.
Результаты, полученные в ходе проведенного нами лингвистического анализа речевых высказываний из социальных сетей Facebook, Вконтакте, Одноклассники, показали, что доминантной речевой стратегией, которая используется в социальных сетях личного общения, является аксиологическая речевая стратегия.
Аксиологическая речевая стратегия может осуществляться с помощью прагматических тактик благоприятного отношения, восхищения, одобрения и симпатии.
Следующий фрагмент виртуального диалога отображает тактику благоприятного отношения через использование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Надежда Дурова 22 года, Ростов-на-Дону
С Днем рожДения моя любимая Девочка ПШя очень сильно люблю тебя моя роДнулечка П+&&&№желаю тебе взаимной любви ПШШчто бы с тобой Дружили вечно )))а когДа буДем старые я поДойДу к тебе и на ухо за ору ну че старая пошли пенсию трать ПШШШС Днем рожДения моя любимая ПШ
Кристина Константинова 21 гоД, Ростов-на-Дону Спасибочки, моя Душечка!!!! Люблю тебя моя слаДенькая булочка)))))
[URL: http://ok.ru/profile/344505086298]. (Орфография и пунктуация оригинала сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении А).
Тактика благоприятного отношения выражена с помощью таких слов - обращений: роДнулечка, Душечка, слаДенькая булочка, любимая Девочка.
В следующем примере мы продемонстрируем тактику симпатии и одобрения:
Татьяна Головина
Помнишь как мы познакомились?
Варвара Титаренко
Пупсик мой любимый конечно помню, помню как я переехала и мы Друг Друга не любили воевали Даже не много((( но потом мы стали лучшими поДругами всегДа вместе, гДе приключения там и мы))))*** я помню как мы Друг Друга назвали пупсами личными, и за тройкой только нас насило*** люблю тебя роДная!
Варвара Титаренко
Как бы мы не ругались ты остаешься только моей, девочкой!
[URL:https://vk.com/golovina_rus].
Тактика симпатии и одобрения предполагает, что автор сообщения обращается к эмоциям собеседника посредством выражения своих чувств. Этот эффект в данном примере достигается с помощью использования таких выражений как: Пупсик мой любимый, люблю тебя родная, ты остаешься только моей, девочкой.
Аксиологическая речевая стратегия также может реализовываться с помощью прагматической тактики порицания, насмешки и пренебрежения. В следующем фрагменте приведем пример использования данной тактики:
Максим 22:41
Здравствуй Может познакомимся?
Екатерина22:42
Ты знаешь атомную массу Резерфордия?
Максим22:42
Эм...нет А что?
Екатерина22:43
Это электронный пароль к моему сердцу
Максим22:44
Ты странная
Екатерина22:45
Я странная не более чем восход солнца каждое утро
Максим22:46
ты меня пугаешь...
Екатерина22:49
Я тебя не пугаю,я же не зеркало
Максим22:50
я понял что ты не хочешь общаться, так что пока [URL:
http://vk.com/karetnyy132]. (Орфография и пунктуация оригинала сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении А).
Как видим из примера, в ходе реализации тактики порицания, насмешки и пренебрежения адресат намеренно эксплицирует свое превосходство над
собеседником с помощью следующих реплик: Я странная не более чем восход
солнца каждое утро, Я тебя не пугаю, я же не зеркало.
В результате собеседник четко отмечает направленность коммуникации, что приводит к невозможности продолжать дальнейшее общение: я понял что
ты не хочешь общаться, так что пока.
В нашем исследовании мы также приводим примеры самопродвижения и саморекламы в рамках стратегии самопрезентации когда, желая привлечь к себе внимание, коммуникант преувеличивает свои достоинства. Стратегия самопрезентации, по нашему мнению, представляет собой подтип аксиологической речевой стратегии. Это подтверждается тем фактом, что в рамках самопрезентации языковая личность оценивает себя, акцентирует внимание на своих достоинствах, заслугах и личностных качествах.
Стратегия самопрезентации является важной для коммуникации в социальных сетях. Р. Баумейстер и А. Стейнхилбер определяют понятие самопрезентации как процесс самораскрытия в межличностной коммуникации посредством демонстрации своих мыслей, характера и т.д. Это неконтролируемый сознанием процесс, он определяет социальную сущность людей, их потребность в признании другими людьми [Baumeister, Steinhilber: 1984]. Данные ученые полагают, что каждый человек имеет необходимость в самораскрытии, т.е. в проявлении себя во внешнем мире.
Одной из ключевых задач исследования самопрезентации является выявление ее вспомогательных типов и видов, которые определяются в качестве совокупности речевых актов личности, распределённых в пространстве и во времени. Также данные речевые акты имеют направленность на конструирование определённого образа. Стратегия самопрезентации является набором различных тактик. Е. Джонс и Т. Питтман разработали одну из первых классификаций стратегий самопрезентации. Они выделили пять основных видов стратегии самопрезентации:
- самопродвижение (тактика демонстрации компетентности - показывать
осведомленность, демонстрировать знания и умения);
запугивание (тактика демонстрации силы - выдвижение требований, угроза нанести неприятности);
инграциация (тактика - казаться привлекательным - выражение согласия, лесть, благосклонность);
примерность (тактика - казаться морально безупречным - демонстрировать свои достоинства);
самоуничижение (тактика демонстрации слабости с целью получения помощи
мольба) [Jones, Pittman, 1982].
В процессе лингвистического анализа высказываний из социальных сетей личностно - ориентированного общения, мы обнаружили реализацию виртуальными коммуникантами некоторых из вышеописанных видов самопрезентации. Приведем пример:
Людмила Исаева commented on a link.
1 апреля 2016 г.
Я участвую в онлайн-интенсиве «Бизнес Элита»
и узнаю, только работающие технологии бизнеса! Присоединяйся!
http://superconf.ru/businesselite/
Людмила Исаева
30 мая 2016 г.
Я участвую в онлайн-интенсиве
«Искусство Жить» Присоединяйся!
http://superconf.ru/art-of-living/
Людмила Исаева прокомментировала seosecrets.conferencevip.ru
2 декабря 2016 г.
«Я участвую в БЕСПЛАТНОЙ онлайн-конференции „Секреты интернетпродвижения 2016!“ Там буДут все!» [URL: https://ru-
.facebook.com/people/100003126402058]. (Орфография и пунктуация
оригинала сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении А).
В данном фрагменте отображены речевые высказывании, извлеченные из социальной сети Facebook, отмечающие такой вид самопрезентации как «самопродвижение». Прежде всего, следует отметить, что для демонстрации своих действий, мыслей и желаний активно используется личное местоимения «я»: Я участвую в онлайн-интенсиве. Представляя собой активную и эрудированную личность, Людмила Исаева призывает всех пользователей социальной сети принимать участие в ее проектах. Побуждение к действию отображает многократное использование глагола в повелительном наклонении: Присоединяйся!
В связи с тем, что основной целью «инграциации» является желание казаться привлекательным для коммуникации посредством выражения согласия, применение данного вида самопрезентации часто используется в личном общении. В следующем фрагменте цитируются коммуникативные действия участников виртуального пространства с целью демонстрации применения «инграциации» в процессе коммуникации:
Анастасия Громович Шумилина
30 лет,
15 ноя 2016
Когда выходишь из одноклассников, появляется надпись: "Как, вы уже уходите? Так быстро?" И так это вежливо... трогательно... так и хочется ответить: "Нет, ну что вы! Сейчас доползу до кровати и с мобильного зайду Ю л е н ь к а
О да
Анна Короткова
00:56
ты не одна такая
ЕВГЕНИЙ ШУМИЛИН
01:14
Это точно нас много. [URL: http://ok.ru/profile/576976999211]. (Орфография и пунктуация оригинала сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении А).
В процитированном фрагменте мы четко видим усиление «инграциации», так первый собеседник выразил свою позицию короткой фразой: О да; второй участник интернет беседы поставил себя на место одного из коммуникантов: ты не одна такая; в завершение общения последний участник обобщил: Это точно нас много.
Лингвистический анализ показал, что «примерность» в качестве одного их видов самопрезентации довольно часто применяется с целью привлечения внимания к своим достоинствам. Примером может служить следующий фрагмент:
Людмила10.01.16
Расскажи о себе)
Елизавета10.01.16
По характеру я добрая очень, но бываю вспыльчивой.В последнее время я стала более сентиментальна.Не завистливая,весёлая,с чувством юмора, люблю всех близких мне людей)
Людмила10.01.16
Это хорошо)а есть какие нибудь ценности в жизни?
Елизавета10.01.16
Для меня главные ценности это семья, здоровье, благополучие, образование, взаимопонимание и любовь))
Людмила10.01.16
Я вижу ты очень хороший человек)
Это очень хорошо, что ты добрая и знаешь чего ты хочешь в жизни! ведь так?
Елизавета10.01.16
Так оно и есть))
Людмила10.01.16
А о чем ты сейчас мечтаешь?)
Елизавета10.01.16
Закончить колледж мечтаю,поступить в университет,найти в будущем хорошую работу,чтобы меня никогда не покидали мои близкие,ведь без их поддержки будет сложно воплотить мои мечты в реальность))
Людмила10.01.16
Это точно я думаю сейчас у людей твоего возроста такие же мечты
[URL: https://vk.com/id136538860]. (Орфография и пунктуация оригинала
сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении А).
Заметим, что, репликант Елизавета гиперболизирует свои, по ее мнению, достоинства, желая предстать для собеседника в более выгодной позиции.
Отметим такие фразы как: По характеру я добрая очень, более сентиментальна, люблю всех. Данные реплики позволяют воспринять человека только с положительной точки зрения.
В процессе общения собеседники представляют свое внутреннее содержание: мысли, характер, ценности, убеждения. Их цель не только произвести хорошее впечатление, но и продемонстрировать то, что они из себя представляют.
В своем исследовании мы также пришли к выводу, что в социальных сетях личностно - ориентированного общения используется еще один подтип аксиологической стратегии - стратегия персонификации, которая обеспечивается различными средствами манипулятивного воздействия.
В данном исследовании манипулятивная тактика персонификации представляет собой особую группу лингвистических (языковых, дискурсивных, текстовых) и экстралингвистических средств, с помощью которых автор обращается к адресату как к личности, следовательно, отмечает его персональные параметры, выделяющие адресата из ряда остальных пользователей социальной сети. Успешность реализации данной стратегии базируется на том факте, что в настоящее время постоянно усиливается коммуникативная потребность человека. Известно, что без постоянного информационного контакта невозможно полноценное развитие человека и нормальное функционирование социальных групп в целом. Одним из средств реализации стратегии персонификации является тактика диалогизации. Например:
Наталья Чехунова:
НЕВОЗМОЖНО КРАСИВАЯ,,,!!!!
30 марта 2017 г. в 15:40
Lenchik Karpova:
Ахаха, спасибо большое!:)))
31 марта 2017 г. в 23:10
Александр Карпов:
Красавица! Любимейшая сестренка!
1 апреля 2017 г. в 18:53
Lenchik Karpova:
Спасибо, братишка!!!:))))
1 апреля 2017 г. в 21:06
Tatyana Lavrinenko:
Красавица и платье обалденное!!
7 сентябрь 2017 г. в 0:40
[URL: https://www.facebook.com/people/100007216607372]. (Орфография и
пунктуация оригинала сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении А).
Наглядно видим, что на каждую реплику собеседников Lenchik Karpova находит соответствующий ответ: Ахаха, спасибо большое!:))) Спасибо, братишка!!!:))))
Также стратегия персонификации активно реализуется с помощью тактики индивидуализации. Для провоцирования к желаемым для себя действиям автор сообщения обращается к чувству собственного достоинства своего собеседника, что отражает большую заинтересованность и внимание по отношению к данному партнеру по коммуникации. В следующем примере наглядно показана заинтересованность и внимание коммуниканта Мила к собеседнику Мариами. В своих репликах Мила хвалит партнера по коммуникации Ты молодец)) и выражает желание встретиться и пообщаться ну
вы как будете в Ростове звони может и увидимся)) :
Мила 07.08.17
Мариамииииии,ты куда пропала?
Мариами24.08.17
привет, я ездила заграницу с предками, вернулась две недели назад мног чего случилось вобщем.
Мила25.08.17
Ты молодец)) ну вы как будете в Ростове звони может и увидимся))в шахты в какой институт поступила?
Мариами25.08.17
В ИСОиП - он сейчас филиал ДГТУ [URL: https://vk.com/id136538860] . (Орфография и пунктуация оригинала сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении А).
Как показал лингвистический анализ, пользователи социальных сетей довольно активно используют лингвокреативную речевую стратегию, которая в основном реализуется с помощью речевой тактики эпатирования и оформления юмористического воздействия.
Данная тактика позволяет интернет - коммуникантам часто использовать
игровые возможности языка в словообразовании (словосложение, графическая
гибридизация, сокращение слов путем усечения). Например:
Человек Загадочный
Не грусти!
Твой человек, жДет впереДи О.
Татевик
Человек, я не грущу, бро
Человек ЗагаДочный
смотри мне, иначе приДется тебя веселить бро
Татевик
Человек, нееее всё норм
Человек ЗагаДочный
уууу ты моя хорошая! [URL:https://vk.com/id204759983]. (Орфография и
пунктуация оригинала сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении А).
Анализ сообщений, циркулирующих в коммуникативном пространстве социальных сетей показал, что наиболее часто используется сокращение слов путем усечения. В данном примере: бро- вместо брат, норм- вместо нормально.
На уровне лексики собеседники используют сленговую деаббревиацию, трансформацию фразеологизмов, окказионализмы. Прием использования сленговой деаббревиации эффективно применяется для общения с узким кругом лиц, которые знают особенности расшифровки той или иной аббревиатуры. Наглядно покажем на примере:
Аська20:59
ГМО?
Ольга20:59
Что?
Аська20:59
Где мой обед?
Ольга 21:00
СОС
Аська21:01 эм...
Ольга 21:01 Сюда,обед стынет!
Аська21:05
УБП
Ольга21:06
Бежишь?
Аська21:07
Уже бегу! Подожди!
Ольга21:08
ЖДу [URL: http://vk.com/id178189036] .(Орфография и пунктуация оригинала
сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении А).
В цитируемом выше фрагменте диалога участники коммуникации довольно быстро, хотя и с некоторыми затруднениями, понимают реплики друг друга, что в конечном итоге приводит к полному единению в общении.
Также лингвокреативная речевая стратегия подразумевает эксперименты с орфографией, графикой и фонетикой. В следующем фрагменте использование эрративов позволяет создать юмористический эффект самого процесса коммуникации. Приведем пример:
Людмила06.06.17
ооооойййййййййййй,УЗБАГОЙСЯ
Мариами06.06.17 я ЗБОГОЕН!!!
Людмила06.06.17
вот так,а то УЗБАГОИНА пропишу
Мариами06.06.17
Вот же ж!! То ж мне, ГРАЧЬ-УЗБАГОИТЕЛЬ!!!
Людмила06.06.17
ну КОНЕЧНО Я ГРАЧЬ
Мариами06.06.17
Хаххахахахахахахахааххахахахахахааххаааххвааааа [URL: http://vk.com/elzil]. (Орфография и пунктуация оригинала сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении А).
Отметим, что нарочному искажению подвергнуты следующие слова: УЗБАГОЙСЯ (успокойся), ГРАЧЬ (врач), УЗБАГОИТЕЛЬ (успокоитель), ЗБОГОЕН (спокоен).
При использовании эмоционально - экспрессивной речевой стратегии собеседники воздействуют на сферу эмоционального восприятия. Образность, наглядность и новизна являются основными средствами выражения экспрессивности. В качестве примера данной речевой стратегии процитируем фрагмент диалога:
Мариами16.06.17
приедешь - я тебя задушу!!! *р*... в объятьях
Ируся 16.06.17
ррр)** окей
Мариами16.06.17
чё это ты такая "на всё согласная"!!?!?!?!
Ируся16.06.17
от такого грех отказываться
Мариами16.06.17
.... ого !!! нежданчик однако ты влип
Ируся 16.06.17
вай...что же делать
я хоть выживу после твоих объятий??
Мариами16.06.17
СПАКУХА!!! ещё ни кто не жаловался!... *_* гихихихи
Ируся 16.06.17
раз так я спокойна
Мариами16.06.17
ну ну...[ URL: http://vk.com/id136538860]. (Орфография и пунктуация оригинала
сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении А).
В подобных случаях можно говорить о полном переносе моделей речевого поведения из сферы спонтанного бытового общения в сферу Интернет - коммуникации:ррр)** окей, нежДанчик оДнако ты влип, СПАКУХА!!! ну ну..
Стоит отметить, что для реализации эмоционально - экспрессивной речевой стратегии часто применяется речевая тактика метафоризации, которая
уменьшает информационную плотность речевых произведений и оптимизирует восприятие и усвоение по - новому изложенных данных. Например: Людмила18:47
Что делаешь?
Елизавета18:47
Лежу))
Людмила18:48
Ты чего лежишь,как бревно?пошли в душ
Елизавета18:49
Я не как бревно))я как морская звезда на дне
Людмила18:49
Аха,морская звезда! Так что идём?
Елизавета18:50
Хорошо,пошли))будем плескаться,как лососи на нересте))
Людмила18:56
Или как всплеск волн на солнце
[URL: http://vk.com/im?peers=179566600&sel=136538860]. (Орфография и пунктуация оригинала сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении А).
Известно, что основная функция метафоры - это придание речи образно - экспрессивной окраски. В процитированном примере с помощью метафорических оборотов Ты чего лежишь,как бревно))я как морская звезДа на Дне, буДем плескаться,как лососи на нересте)) вполне обыденные действия обретают яркую образность.
Применение эмоционально - экспрессивной речевой стратегии может быть обусловлено психологическим состоянием адресанта, его моральными установками и эмоциональным настроем. Следующие высказывания выражают шутку:
АнДрей Карапетян
А ложка большая зачем?? ))
Евгения Лытаева
АнДрей, Для овсянки) она поД персиками спрятана)))
АнДрей Карапетян
Аааа, овсянка на шифре???)))
Евгения Лытаева
АнДрей, именно) с глаз Долой))) [URL: https://vk.com/goptsar]. (Орфография и пунктуация оригинала сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении А).
Собеседники шутят Аааа, овсянка на шифре???))) именно) с глаз Долой))). Каждая фраза заканчивается смайликами, что говорит о веселом расположении духа участников коммуникации и обоюдном шуточном настроении.
В процессе нашего лингвистического исследования мы заметили, что эмоционально - экспрессивная речевая стратегия довольно часто реализуется с помощью рефлексивной речевой тактики. Используя данную речевую тактику, авторы виртуальных высказываний размышляют о каком либо своем поступке в частности, и о своей жизни в целом. Продемонстрируем сказанное следующим примером:
Татевик ВарДанян
Я всего лишь человек. Я Делаю ошибки, но я учусь на них. Я проваливаюсь в некоторых ситуациях, но я нахожу из них выхоД. Я не величайший Друг, но я буДу зДесь, если тебе нужна моя поДДержка. Я и сама разочаровываюсь в люДях, но нахожу в себе силы прощать. ИногДа, я говорю вещи, которые не имею в виДу. Только потому, что они сказаны со злости или разочарования. Я не хочу быть иДеальной, потому что мне нравится то, кем я являюсь. ИДеальных люДей не существует. Поэтому не обвиняйте люДей в их ошибках,
прощайте , цените то что имеете и буДьте счастливы несмотря ни на что | URI/littps:/AV<.coin/tatevil<4954|.(Op(|)orpa(|)u>i и пунктуация оригинала сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении А).
Высказывания, нацеленные на реализацию ре(лексивной речевой тактики представляют собой одновременно и проект, и выражение внутренних преобразований языковой личности. В процитированном примере мы отметим обильное использование личного местоимения «я». Автор сообщения рассуждает о вечных ценностях, таких как: дружба (Я не величайший друг, но я буду здесь, если тебе нужна моя поддержка.), прощение (не обвиняйте людей в их ошибках, прощайте ,), счастье (цените то что имеете и будьте счастливы несмотря ни на что).
Лингвистический анализ речевых высказываний социальных сетей личностно - ориентированного общения показал, что коммуниканты довольно часто пытаются откорректировать речевые высказывания партнера по коммуникации и занять позицию эксперта в той или иной тематической области.
Для достижения поставленных задач применяется тактика экспертной оценки. Рассмотрим на примере:
Забитый Кот Готовим крутой ногав &
Евгения Елисеева
Почему не "штанину"?
Виктор Кот ответил Евгении
Евгения, чулочек как то приятней звучит
Евгения Елисеева ответила Виктору
Виктор, мужики чулки не носят ^чулочек, как-то не по мужски V
Забитый Кот ответил Евгении
Евгения,, хехлаДно штанина^ |URI/lntps:/AV<.coin/zabitYl<ot|.((.')p(boipa(|)u>i и пунктуация оригинала сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении А).
В процитированном выше фрагменте виртуальная языковая личность Евгения Елисеева в процессе коммуникации выступает в роли эксперта и прибегает к использованию таких аргументов мужики чулки не носят, как-то не по мужски. В итоге собеседник вынужден согласиться с мнением собеседника Евгения,, хехлаДно штанина.
В следующем примере мы отметили использование личных и притяжательных местоимений, императивных конструкций пойДем поговорим, со мной поговорить, жДу ,Давай сейчас модальных глаголов Ты Должна, которые, по нашему мнению, также являются языковыми средствами выражения коррекционно - экспертной речевой стратегии в виртуальном пространстве социальных сетей. Например:
ЛюДмила21:19
Лиз,пойДем поговорим!
Елизавета21:21
Я сейчас занята, Давай позже?
ЛюДмила 21:21
Ты Должна со мной поговорить
Елизавета21:21
Сейчас прям?
ЛюДмила 21:21
Давай сейчас
Елизавета21:22
Это на столько серьезно?
ЛюДмила 21:23
Да очень, я тебя жДу в 10 часов на лестнице!
Елизавета21:24
Хорошо,буДу [http://vk.com/id136538860]. (Орфография и пунктуация оригинала сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении А).
Используя сепаративную речевую стратегию, пользователи социальных противопоставляют себя интернет - сообществу, это чаще всего отображается в выборе интересующих человека тем, стихотворений и высказываний. В качестве иллюстрации приведем пример:
Евгения Боковец
Я решила, что вообще ничего не буДу жДать. Ничего и никого. Мне и так хорошо. Без всех. Просто жить. Просто Для себя. Просто в свое удовольствие. То, что сужДено, приДет само.
Ф. Раневская.
Евгения Боковец
Важно никому ничего не обещать
Евгения Боковец
Альтернативное мышление 19 Дек 2018 в 22:27
ПриДёт День, когДа ты поймёшь, что всю Вселенную ты можешь найти внутри себя, и тогДа ты станешь волшебником. Став волшебником, ты уже не буДешь жить в мире — мир буДет жить в тебе. © Дипак Чопра [URL: https://vk.com/id22773486] . (Орфография и пунктуация оригинала сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении А).
В приведенном примере наглядно видно, что коммуникант описывает свои чувства и настроение посредством использования высказываний известных людей. В данных высказываниях прослеживается тематика одиночества и фокусирования на собственных желаниях, этот эффект достигается за счет использования следующих фраз: никому ничего не обещать, всю Вселенную ты можешь найти внутри себя, мир буДет жить в тебе.
В анализируемом примере демонстрируется реализация тактики отчуждения, которое предстает как состояние, которое характеризуется погруженностью в себя, внутренней отдаленностью от окружающего, ощущением недостатка теплых отношений с другими.
Когда в процессе коммуникации происходит нарушение принципов кооперативного общения, следует отметить использование следующих тактик сепаративной стратегии: речевая тактика спама, речевая тактика флуда и речевая тактика флейма, речевая тактика троллинга.
Так, в рамках осуществления речевой тактики троллинга коммуниканты подшучивают друг над другом, используя речевой прием иронию. Например: Александр БуДянский
Если лень озвучивать, то попробуй напечатать!
Оксана Тимофеева ответила Александру
АлексанДр, лень
Сергей Поцелуйко
Больше похоже на слова "преуспевающего"первокурсника^
Оксана Тимофеева ответила Сергею
Сергей, это заразно
Сергей Поцелуйко ответил Оксане
Оксана, хоДят слухи, во всем виноват рутений!!!
Константин Башлаев
'<) & [URL: https://vk.com/id2041705]. (Орфография и пунктуация оригинала
сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении А).
Ирония позволяет собеседникам делать выводы или оценивать что - то словами, которые могут создавать контраст контексту. В данном примере
контрастируют фразы Больше похоже на слова "преуспевающего" первокурсника и хоДят слухи, во всем виноват рутений.
Также с помощью речевой тактики троллинга коммуниканты могут вносить
разлад в общение или противопоставлять себя интернет - собеседникам: НаДежДа ЛаДария
Всё, сфоткали! Можно выДохнуть и расслабиться.
Вера ХуДякова
ужас...
Алёна Элис
возьмите мою, неДорого отДам
Айсылу Галлямова
Что тебе не хватает
Наталья Тарасова
Хороша!!!
Ирина Ольховская
Норм!
Анастасия Коровина
Если ты так глупа то тебе уже ничего не поможет...
Татьяна ГотфриД
Думаю моя не хуже ,хоть мне и не 20 лет и не 30 и не 40 лет.
Дмитрий Иванов
Это мужик вообще.
Елизавета Лягузина
Сколько завистниц
Валентина Копытова
Руки и плечи как у мужчины. [URL: https://vk.com/id174864741]. (Орфография и пунктуация оригинала сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении А).
Как видим из примера, собеседники обсуждают фотографию и одновременно происходит усиление негативной смысловой нагрузки лексики: Всё, сфоткали! Можно выДохнуть и расслабиться, Что тебе не хватает, тебе уже ничего не поможет, Это мужик вообще.
Речевая тактика спама предполагает размещение в социальных сетях сообщений, новостей рекламного типа не имея согласия адресата. Например:
Игорь Ващенко в ЛюДмила Исаева
30 мая 2017 г. ■
С Днём рожДения, ЛюДмила^и Пусть всё великолепное, раДостное и вДохновляющее сбуДется! Почему? Именно потому, что: я против переплат монополиям! Считаю, что сэкономленные при покупках Деньги - это, по сути, заработанные! Вам нравится совершать выгоДные и экономные покупки? В поДарок - метасообщение: "Покупки на Aliexpress с кэшбэком от 6,5% - кэшбэк с кажДого заказа
ВОЙТИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КЭШБЭКА: http://clcorp.ru/auth/join?id=5298 - по этой ссылке также можно заказать со значительной скиДкой курс английского языка по новейшей игровой метоДике Яны Граусовой! Интернет-магазин AliExpress (АлиЭкспресс) на русском языке. ПроДажа мобильных телефонов, компьютеров, электроники, оДежДы, товаров Для Дома, отДыха и спорта. Краткое руковоДство и советы покупателям. [URL:https://www.facebook.com/profile.php?id=100003126402058]. (Орфография и пунктуация оригинала сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении А).
В данном примере наглядно видно как один интернет - коммуникант Игорь Ващенко под видом поздравления другого интернет - коммуниканта
Людмила Исаева, начинает рекламировать возможности получения кэшбэков. При этом фраза, которая несет основную смысловую нагрузку написана заглавными буквами (ВОЙТИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КЭШБЭКА) для того чтобы выделить тематику рекламного сообщения.
Речевая тактика флейма по своей сути используется для утверждения статусного превосходства при помощи конфронтационного механизма травли
объекта агрессии. Приведем пример из социальной сети Одноклассники:
Наталья сергеевна ответила Валентине
Тебе до маей жизни доликовато. Это ты топай дальше и не хварай.
Наталья сергеевна
Читав все ваши высказывания .такое чувство что сдесь собрались одни старые бабки которые кроме обсуждения чьей либо личности больше не умеют ни чего. Вам на базар нужно там много таких разговорчивых . Лучше бы мужику что нибудь вкусное варили да стряпали чем мусолить свой грязный язык. Позор таким бабам. Вы не женщины а бабы .грубое не воспитанное и не сдержанное бабъе
НИНАПЕРЕСЫПКИНА(ТЮКОВА) ответила Наталье
Наталья, извини, но прежде чем тут рассуждать,надо грамоте научиться, а то "маей"-вместо моей, "доликовато"- вместо далековато, а также,правильно не хворай, а не хварай. А ещё слова невоспитанное и несдержанное пишутся вместе. Наталья, а сами вы,видно, с базара, раз так осведомлены о наличии там разговорчивых, хотя я в этом не вижу ничего плохого. Спасибо за заботу о мужьях,но мой муж сам любит готовить и это у него получается очень хорошо! И ещё,Наталья, напоследок: ни 'читав", а читая, ни "сдесь" а здесь, " не умеют ни чего", ничего, в данном случае, пишется вместе. Извини, вот где позор!
Валентина Зайцева
Наталья,и это все говорите нам ВЫ?
Перечитайте свои сообщения, которые писали выше. Как вы выразились " бабье" ( большинство) не использует в своей лексике ненормативную лексику!!! И,кстати,так...на минуточку,Вы сами же и принимаете непосредственно е участие в нашем " базаре".
А что касается мужчин тут Два варианта:
У Вас,к сожалению нет крепкого мужского плеча,который поддерживал бы Вас. И Вы раздаете всем бесплатные советы.
Несмотря на Ваш кулинарный талант,мужчины не выдерживают Ваш характер.
Следите за собой лучше. И переливайте за своего мужчину,если такой имеется!!!
ВИТАЛИЙ КВН
А ТЫ ЧЕ, САМАЯ УМНАЯ?????? ПРИЕДЬ И ДОБЕЙСЯ. А ЖИТЬ НА УЛИЦЕ Я БУДУ!!!!!!!!!
[URL:https http://www.ok.ru/profile/439544266828/statuses/62304017263436]. (Орфография и пунктуация оригинала сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении А).
Отметим, что речевая тактика флейма реализуется коммуникантами с помощью следующих фраз: Тебе до маей жизни доликовато, Позор таким бабам. Вы не женщины а бабы, извини, но прежде чем тут рассуждать,надо грамоте научиться, Следите за собой лучше.
Кульминационный накал эмоций заметен в репликах последнего участника общения. Все фразы написаны заглавными буквами А ТЫ ЧЕ, САМАЯ УМНАЯ?????? ПРИЕДЬ И ДОБЕЙСЯ. А ЖИТЬ НА УЛИЦЕ Я
БУДУ!!!!!!!!!.Это говорит о том, что данный репликант уже кричит в ответ на предыдущие сообщения.
Речевая тактика флуда используется для привлечения внимания собеседника. В социальных сетях размещается не несущая смысловой нагрузки
и не связанная с контекстом информация. Например:
Eugene Kutumov за старое 4j>:)
Александр Закалкин Снова? Главное не попаДись ! А так все чиииииииииил !
Евгений Трощенко ГДе нормальные треки раста голова?
Глеб Мороз Ну что Лёша ,вот теперь жДём нормальные трэки ! А то Ты без "вазгена"сДулся ...
Алекс Кузнецов Palubomu budet novi trek...krasava
Заур Мирзоев ПоДлечи и переДай -и □
Василий Пират Воу Воу, полэгчэ!!! Леха, выДыхай!
Курбанов Руслан трава не наркотик
Артур Саакян Опять 25 )))
Dmitry Podorsky С возвращением, бро
Sintija Cynthia Nu krasafchik
Азамат УзДенов МЫ ЗНАЕМ ЧТО ТЫ НЕ ФОТОГЕНИЧНЫЙ, ИНТЕРЕСНО С КАКОЙ ПОПЫТКИ?
Olja Lukyanovich Я тебя ОБОЖАЮ!!)) вот и рисую,ни разу не виДела тебя- вживую..
[URL:https://www.facebook.com/GUFalekseyDolmatov?fref=pb&hc_location=friend s_tab&pnref=friends.all]. (Орфография и пунктуация оригинала сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении А).
Языковыми средствами сепаративной речевой стратегии мы считаем такие стилистические фигуры, как гипербола, оксюморон и повтор, а также междометия, жаргонизмы, перифраз, использование не общепринятых сокращений, безличные и неопределенно-личные предложения.
Следовательно, коммуникативное поведение языковых личностей в пространстве социальных сетей личностно - ориентированной направленности реализуется посредством использования конкретных речевых стратегий, которые представляют собой выбор оптимальных средств и способов коммуникации. А богатый языковой арсенал языковой личности, которая использует данные речевые стратегии, позволяет донести до адресата нужную ему информацию, вовлечь его в размышления, принять сторону автора.
Важным считаем тот факт, что в процессе личностно - ориентированной коммуникации языковые личности используют разнообразные речевые стратегии и тактики. Представим результаты нашего исследования в таблице.
Таблица 1 «Речевые стратегии и тактики в социальных сетях личностно - ориентированного общения»:
п/п
Речевые стратегии и
их подтипы
Языковые средства
Речевые тактики
1.
Аксиологическая
Лексические: уменьшительно
Прагматические
речевая стратегия,
- ласкательные суффиксы,
тактики
имеющая следующие
префиксы-усилители;
порицания,
подтипы:
грамматические:
насмешки,
- самопрезентация;
прилагательные с семантикой
пренебрежения;
-персонификация
суперлатива, фразовые
тактики
глаголы, существительные с
благоприятного
нумеральным значением,
отношения,
личные местоимения, глаголы
одобрения,
в повелительном наклонении,
восхищения;
трансформация
тактика
фразеологизмов;
диалогизации,
синтаксические: повторы
оценочной лексики
тактика
индивидуализации
2.
Лингвокреативная
Лексические: словосложение,
тактики
речевая стратегия
графическая гибридизация,
вербализация, сленговая
деаббревиация,
трансформация
фразеологизмов,
окказионализмы;
синтаксические:
парцелляция;
эксперименты с графикой
орфографией и фонетикой:
эрративы, литуративы,
аллитерация
эпатирования и
оформления
юмористического
воздействия
3.
Эмоционально-
Лексические: идиомы;
тактика
экспрессивная
грамматические:
метафоризации,
речевая стратегия
фразеологические обороты,
сравнительные конструкции
рефлексивная
тактика
4.
Коррекционно-
Лексические: использование
Тактика
экспертная речевая
неологизмов;
экспертной оценки
стратегия
грамматические: личные,
отрицательные и
притяжательные
местоимения, императивные
конструкции, модальные
глаголы, формы
высказываний
собеседника
сослагательного наклонения;
синтаксические: безличные
или неопределенно-личные
предложения
5.
Сепаративная речевая
Лексические: оксюморон,
Тактика
речевого
стратегия
жаргонизмы;
отчуждения,
стилистические: гипербола,
речевая
тактика
перифраз;
спама,
речевая
использование не
тактика
флейма,
общепринятых сокращений
речевая
тактика
флуда,
речевая
тактика троллинга
|