В современном обществе социальные сети используются не только для развлечений, отдыха и игр. В сфере бизнеса социальные сети помогают предпринимателям установить новые деловые связи, прорекламировать свою
деятельность, также они являются хорошим способом поиска работы.
Социальные сети профессионально - ориентированного общения предоставляют возможности для карьерного роста в определенной компании или отрасли. Они дают возможность разместить интересующие вопросы и получить ответы от опытных пользователей виртуального сообщества, а также получить необходимые рекомендации, завязать полезные знакомства и т.д.
В социальных сетях профессиональной направленности достаточно продуктивной речевой стратегией, также как и в социальных сетях личностно - ориентированного общения, является аксиологическая речевая стратегия, а именно ее подтип - «самопрезентация». Заметим, что в отличие от реализации данной стратегии в социальных сетях личностно-ориентированного общения, она применяется для самовыражения не своих личных качеств и достоинств, а главным образом для репрезентации своего профессионального опыта, знаний и умений. Приведем использование этой стратегии на примере практического материала, взятого на сайте https://delovoymir.biz - социальная сеть для делового
общения экономически активных людей:
ЛебеДева Ирина
Консультант по управлению карьерой. Коуч. Бизнес-тренер. HR-Директор экспертной компании Местоположение: Россия, Москва
Должность: Консультант по управлению карьерой. Коуч. Бизнес-тренер. HR- Директор экспертной компании
[URL: https://delovoymir.biz/profile/158136.html]. (Орфография и пунктуация
оригинала сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении Б).
Коновалова Светлана
Профессиональный бухгалтер, налоговый консультант, влаДелец и
руководитель аутсорсинговой компании «Бизнес Гарант»
Местоположение: Россия, Москва
Место работы: Профессиональный бухгалтер, налоговый консультант, влаДелец и руководитель аутсорсинговой компании "Бизнес Гарант ", член попечительского совета Благотворительного фонДа "УДел БогороДицы "
[URL: https://delovoymir.biz/profile/186028.html]. (Орфография и пунктуация оригинала сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении Б).
Как видно, из процитированных фрагментов, языковыми средствами отображения стратегии самопрезентации являются существительные, обозначающие сферу деятельности, например: бизнес-тренер, налоговый консультант, профессиональный бухгалтер, консультант по управлению карьерой.
Отметим, что реализация стратегии самопрезентации в качестве подтипа аксиологической речевой стратегии осуществляется с помощью тактик демонстрации компетентности, демонстрации осведомленности и демонстрации своих знаний и умений в определенной профессиональной сфере деятельности.
В своем исследовании мы также проанализировали речевые стратегии профессионально - ориентированной сети информационного типа.
Информационные социальные сети представляют собой сообщество пользователей, которые желают решить повседневные проблемы. Информация представлена в виде советов, новостей, написанных профессионалами и экспертами по конкретной тематике. Соответственно, доминантной речевой стратегией является информационно-новостная стратегия, реализующаяся чаще всего посредством тактики совет.
Существуют следующие основные разновидности речевой тактики совета: совет - увещевание, совет - требование, совет - сожаление, совет-предложение, совет-намек, совет-упрек, совет-угроза, совет-пожелание, советпредостережение, аутогенный совет. Пример реализации информационноновостной стратегии с помощью тактики совета можно увидеть в приведенном ниже фрагменте статьи, которая напечатана на сайте http://youthonline.fi - молодежной информационной социальной сети, которая сообщает информацию по разным аспектам жизни человека: образование, спорт, здоровье, работа, экономика, финансы и многое другое:
Образование
Для сохранения права на пособие по безработице молодому человеку нужно подавать заявление на учебу, как в весенний период подачи заявлений, так и в осенний. Молодой человек без профессионального образования в возрасте моложе 25 лет, который не оставил заявления в подходящее ему профессиональное учебное заведение, теряет право на пособие по безработице. Закончившему основную школу нужно подавать заявление на место в по меньшей мере 3 профессиональных заведения учебных заведения второй ступени или в гимназию. Также сдавшим заключительный экзамен в гимназии нужно подавать заявление на место в по меньшей мере 3 профессиональных заведения учебных заведения или на профессиональные курсы, чтобы не утратить права на пособие по безработице. [URL: http://youthonline.fi]. (Орфография и пунктуация оригинала сохранены; полная версия статьи представлена в Приложении Б).
Языковые средства выражения данной тактики представляют собой косвенное побуждение, выражающееся конструкцией со словом нужно.
Примером данной стратегии также может служить фрагмент статьи из http://delovoymir.biz:
Родиевский Борис Станиславович
Руководитель рекламно-консалтингового агентства Родиевских
05 мая 2017
Вариант как восстановить b2b продажи в кризис
ОДин из самых Действенных метоДов - «вливание» в коллектив «свежей крови» в комплексе с доработкой продуктов и выходом на новые рынки. При таком поДхоДе, «новенькие» объективно прихоДят с оптимизмом (найти работу в кризис уже уДача) и реальным желанием Добиться хороших результатов (опять потерять работу не хочется). ЗаДача руковоДителя при этом, помочь им освоиться и сделать так, чтобы их оптимизм заразил «стареньких» пессимистов, а не наоборот.
Для этого, в первую очередь, необходимо «нейтрализовать» «старых нытиков». Провести с ними беседу или организовать их работу так, чтобы они не пересекались с новенькими. Но если все-таки видите, что одними «добрыми словами» поднять их боевой дух не удается, и некоторые менеджеры твердо уверены, что «наш продукт уже почти никому не нужен».
И никакие уговоры на них не действуют, а они своим настроением
продолжают «отравлять» весь коллектив - увольняем. Это крайняя мера, но лучше потеряет работу один-два нытика, чем умрет весь бизнес.
Только после «нейтрализации очагов депрессии», начинаем адаптацию «новеньких» в коллективе и параллельно работаем над продуктами и новыми рынками. «Новеньким» легче всего продавать новые продукты и искать новых клиентов. У них нет за спиной опыта, который бы им мешал, поэтому им не нужно перестраиваться. Они просто продают ТО, что Вы им даете, ТОМУ, кому Вы скажете, ТАК, как Вы научили.
Еще один немаловажный момент - «вливание» сразу нескольких человек. Им вместе будет значительно легче адаптироваться, да и шансов перебороть пессимизм «стареньких» намного больше.
[URL: http://delovoymir.biz/2015/05/05/variant-kak-vosstanovit-b2b-prodazhi-v- krizis.html ]. (Орфография и пунктуация оригинала сохранены; полная версия статьи представлена в Приложении Б).
Отмечается обильное использование глагольных конструкций с существительными в винительном или родительном падеже: Задача
руководителя, организовать их работу, Провести с ними беседу, потеряет работу, продавать новые продукты.
Также в корпусной базе нашего исследования есть примеры, отображающие информационно - новостную стратегию через тактику обмена профессиональными новостями.
Новостной формат - самый популярный среди компаний во всех отраслях. Приведем наглядно на основе практического материала, взятого из социальной сети http://youthonline.fi:
Webstart! Срочно требуются Два участника Для участия в проекте в Бельгии! С 17 по 21 Ноября!
Ноябрь 13, 2017
/Срочно!
Приглашаем Двух участников Для участия в проекте в Бельгии.
ТОЛЬКО ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЖИВАЮЩИХ В ФИНЛЯНДИИ!
Даты: с 17 Ноября по 21 Декабря 2017 гоДа!
Требуется на замену 2 участника в проект Webstart в Бельгии.
Больше информации о проекте можно найти на сайте проекта —
http://www.webstartgo.eu/webstart
Оплачивается 100 % проживания, питание, проезД.
В программе посещение Brussels, Geel, Antwerpen (экскурсия в послеДнем).
Знание Английского языка обязательное, но Достаточно среДнего уровня.
Обращаться по e-mail: apila.liitto@gmail.com
Tel. 044 567 6656
Ограничений по возрасту нет! Но желательно от 18 лет, что бы не было проблем с самостоятельным путешествием!
Программу и прочее вышлем после обращения.
[URL:http://ru.youthonline.fi/2014/11/13/webstart_belgium]. (Орфография и пунктуация оригинала сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении Б).
Новости должны сообщать достоверные факты, имеющие место в действительности. Фразы должны быть лаконичными и содержать точность всех приведенных фактов. В нашем примере новость абсолютно понятна целевой аудитории. Контент содержит общеупотребительные, общепонятные слова и речевые конструкции: Срочно требуются, Приглашаем Двух участников, Требуется на замену 2 участника, Знание Английского языка обязательное, Ограничений по возрасту нет!
В своем исследовании мы также рассмотрели такой вид профессиональноориентированных социальных сетей, как образовательные социальные сети, которые объединяют студентов и преподавателей. Данные социальные сети ориентированы на взаимодействие пользователей с целью предоставления конкретной помощи в реализации проектов, проведения научных исследований. В данном исследовании мы анализировали социальную сеть для работников образования http:www.nsportal.ru. Данная социальная сеть объединяет пользователей, которые стремятся создать интересный контент в виде новостей, статей, комментариев и т.д. Тем самым поддержать качество содержания самого сообщества и процесса образования в целом.
Мы считаем, что в подобных социальных сетях реализуется речевая стратегия агриментирования. В нашем исследовании мы пришли к выводу, что данная стратегия осуществляется посредством речевых тактик описания собственного опыта и благодарностью за изложение проблемы значимой для общества или тактика положительной оценки изложенной информации. Приведем пример:
28.01.2018 - 13:21 Дидактическая игра «Чудесный паровозик» Игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Эта игра является упражнением для сенсорного развития..................................................
28.01.2018 - 18:05 - Грудцинова Наталия Николаевна Согласна, что дидактические игры играют важную роль в развитии детей. Предложенная Вами игра, интересна, многофункциональна. Спасибо за идею! Успехов!
31.01.2018- 12:11 - Субботина Марина Владимировна Сенсорное развитие очень важно для общего развития ребенка. У меня сейчас младший возраст, спасибо, пригодится для работы
02.02.2018 - 20:43 - Каляганова Любовь Андреевна Татьяна Владимировна! Ваше пособие достойно внимания для педагогов младших групп. Детям нравятся манипуляции с пробками, стремятся справиться с заданием самостоятельно. Спасибо за разработку!
07.02.2018 - 15:50 - Марчук Наталья Валерьевна Сенсорное развитие - очень важно в младшем дошкольном возрасте. Оно является основой для формирования речи и познания. [URL: http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2015/10/22/risovanie-osen]. (Орфография и пунктуация оригинала сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении Б).
Следует отметить, что в положительных отзывах встречаются примеры персонализированного обращения к автору сообщения, как, например, в одном из приведенных комментариев коммуникант по имени Каляганова Любовь Андреевна обращается к автору тематической статьи по имени и отчеству.
В ответных репликах даются положительные характеристики, выраженные прилагательными, оценивающими материал, эмоционально излагается собственное мнение: игра, интересна, многофункциональна.
Положительные эмоции также выражаются с помощью использования восклицательных знаков: Спасибо за разработку! Спасибо за идею!
В процессе лингвистического анализа профессиональных сетей, мы рассмотрели использование таких стратегий, как объективно - компаративная и субъективно - компаративная. Первая стратегия в своей основе содержит сравнение с общеизвестными фактами при отсутствии субъективной оценки информации, изложенной в сообщении, также нет прямого выражения несогласия или согласия. Применяя второй вид стратегии, собеседник пытается суммировать и сравнить содержание информации со своей субъективной позиции. Для выражения несогласия чаще всего применяются: прилагательные с негативной семантикой, переспросы, ставящие под сомнение речевое высказывание автора, отрицательные сравнительные обороты. Отметим, что данные стратегии реализуются с помощью речевой тактики комментирование.
Приведем пример объективно - компаративной речевой стратегии:
Mary Vanina
Согласно ст. 1 Воздушного кодекса РФ под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем. То есть воздушное пространство в России начинается непосредственно над почвой.
onio
Позвоните в Главный центр да и узнайте всё 8(499)601-07-77. Опять же
такой сайт хороший Для вас сДелали ivprf.ru [URL: https://vc.ru/p/fly-copter-fly].
(Орфография и пунктуация оригинала сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении Б).
В качестве примера объективно - компаративного изложения отношения к обсуждаемой теме репликанты могут цитировать авторитетные источники информации, законы, правила или даже просто сообщить, где можно подробнее ознакомится с интресующей вас тематикой. В данном примере собеседники ссылаются на: существующие документы (Согласно ст. 1 Воздушного кодекса
РФ); телефон горячей линии (Позвоните в Главный центр да и узнайте всё
8(499)601-07-77}, Интернет - сайт (сайт хороший Для вас сДелали ivprf.ru).
В следующем примере коммуниканты используют субъективно -
компаративную стратегию. Данная стратегия реализуется за счет тактики
описания собственного опыта и, резюмируя свое высказывание, авторы сообщений не приводят факты, а лишь высказывают свое мнение.Например: Sergey Yudin (пользователь сети Linkedin)
Я прохоДил обучение на работе по непрофильной специальности всего 80 часов, если бы по такой цене меня учили в институте, то поДготовка по моей специальности обошлась бы в почти 7 млн рублей, но провеДенное обучение уже окуплено работой, т.к. спрос у клиентов на Данную работу был. Поэтому цена труДа специалиста больше опреДеляется спросом на рынке труДа на Данном направлении, а не эффективностью ВУЗа.
Борис Сорокин (пользователь сети Linkedin)
Спрос - это конечно хорошо. Но при всех равных условиях в приличную фирму возьмут специалиста с хорошим высшим образованием.
Ну а в Вашем случае вы по случаю заняли бы опреДеленную нишу. Вот и все! Неужели Вы Думаете, что у Гейца в Макрасофт работают люДи с 80 часовой поДготовкой или у нас в институте Курчатова есть такие, или системные аДминистраторы в Газпроме работают после компьютерных курсов.
[URL: https://www.linkedin.com/grp/post/4466807-5904327879054880770].
(Орфография и пунктуация оригинала сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении Б).
Языковые средства выражения субъективно - компаративной речевой стратегии отражаются через использование личных местоимений «я, меня», притяжательных конструкций (по моей специальности, в Вашем случае), глаголов в условном наклонении (обошлась бы, заняли бы ).
Проводя анализ профессионально - деловых социальных сетей, мы считаем важным отметить дискутивную речевую стратегию, которая
реализуется посредством речевой тактики аргументирования, вследствие того,
что аргументирование - является «инструментом», позволяющим индивиду эффективно общаться в социальных сетях и в обществе в целом.
Умелое применение знаний профессиональным коммуникатором в процессе беседы эффективно для склонения собеседника к каким-либо действиям или суждениям. Однако следует в совокупности учитывать содержание и форму подаваемой реципиенту информации. В основу используемых аргументов в процессе коммуникации могут лечь дифференцированные методы воздействия посредством исходных данных.
При этом употребление прямых ложных сведений не является необходимостью. Напротив, коммуниканты используют различные комбинации в рамках беседы, не прибегая к прямой лжи в большинстве ситуаций, что объясняется отсутствием преимуществ передачи неверных данных. Тезис и аргументы, а также соединительные обороты во фразе представляют собой элементы эффективного сообщения.
Тезис представляет собой позицию (мнение, взгляд), которая внушается собеседнику. При помощи аргументов коммуникант подкрепляет верность и необходимость принятия тезиса для реципиента. Восприятие аргумента обусловливается его рациональностью и адекватностью в условиях объективной реальности. Для действенного использования аргумента требуется корреляция между ним и тезисом таким образом, чтобы аргумент являлся логическим следствием из тезиса. Итак, можно сформулировать основные признаки эффективного аргумента:
- адекватность в условиях объективной реальности;
- логическая корреляция аргумента и тезиса;
- рациональность принятия аргумента;
- соответствие моральным принципам.
Отобразим изложенные факты на практическом примере, извлеченном из
http://delovoymir.biz:
7 базовых привычек успешных людей
Что формирует образ успешного менеджера? Образование, профессиональные узкоспециализированные знания? Может быть, стаж, должность, наличие сертификатов о повышении квалификации, деловые связи, посещение тренингов и чтение книг по бизнесу?
Многие скажут, что все вышеперечисленное очень важно, и я с ними соглашусь. Это так называемая базовая комплектация, если выражаться сленгом автомобильного бизнеса. Что же отличает премиум пакет от всех
остальных? Конечно, дорогие фишки, увидев которые мы безошибочно
понимаем — переД нами люксовый автомобиль.....
Поделюсь своими наблюдениями из практики. Для ясности поясню, что более 15 лет я работаю в крупных промышленных холдингах, где в силу масштаба бизнеса всегда есть реальные возможности для карьерного роста и становления в профессии. Я занимаюсь именно профориентацией молодых специалистов и сопровождением деятельности эффективных менеджеров в формате карьерного коучинга
У меня появился список базовых, но обязательных привычек, которые быстро и неизбежно приводят к поистине впечатляющему результату. По сути, это именно те дополнительные пакеты в комплектации автомобиля, которые поднимают его на порядок выше остальных. Итак:
Умение говорить о сложных вещах простым языком. Это когда слова выражают мысль точно и без искажения, при этом всегда несут глубокий смысл и понимание предмета обсуждения. Речь, как правило, краткая, по существу, без многословия и излишней детализации, без использования специфических терминов.
Целенаправленное и осознанное формирование у себя новых привычек.Это как умение отказываться от чего-то старого в пользу нового. Например, вместо утреннего лежания лишних десяти минут в кровати, можно начать делать зарядку и совершать данный ритуал каждый день. Другая ситуация — вместо покупки трех дешевых вещей вы можете просто купить одну, но более качественную и дорогую. Либо можно всегда проверять орфографические ошибки перед отправкой сообщения по электронной почте. Это отказ от старых негативных привычек в пользу новых позитивных.
3. Ежедневная постановка личных целей. Такая привычка помогает контролировать свое время и оптимально распределять его в течение дня. Хорошая практика задавать себе вопросы: «А не ерундой ли я сейчас занимаюсь? Как это занятие продвигает меня к цели?».
Сохранение верности своим целям/мечтам/ценностям. Это означает соблюдение баланса/гармонии между личной и профессиональной жизнью. Можно и нужно регулировать свои желания и обязательства перед собой или работой, чтобы не жертвовать личными ценностями для достижения профессиональных целей.
Принятие решений. Умение принимать решения это как скорость, с которой вы едете. Можно ехать всего 40 км/час, а можно и 100 км/час. В каком случае вы быстрее проделаете путь из точки А в точку Б? Ответ очевиден. Главное помнить, что даже если не все решения окажутся верными, все равно выигрышей будет больше. Отличие успешного человека состоит в том, что он не боится взять ответственность на себя. «Волков бояться — в лес не ходить», — подходящая по смыслу пословица в данном случае.
6. Стать мастером своего дела. Практика и еще раз практика каждый день, тренировка при любой возможности! Это инвестирование своего времени в мастерство и совершенствование собственных знаний и навыков.
7. Делать максимум того, на что вы способны. Наши усилия формируют наш успех. Ошибочно полагать, что сделав минимум, можно получить максимум — это заблуждение. Важное наблюдение — по максимуму вкладывать усилия можно как самостоятельными действиями, так и с помощью других людей. Например, вы продаете услуги через интернет. Можно самому сесть и разобраться в вопросе, как создать сайт, а можно заказать эту услугу у того же фрилансера, и освободившееся время потратить на поиск партнеров.
Это только базовый список. С него можно начать изменять качество своей жизни в лучшую сторону, если что-то в настоящем моменте вас не устраивает, и вы считаете, что достойны лучшего. [URL:https://delovoymir.biz/7-bazovyh-privychek-uspeshnyh-lyudey.html].
(Орфография и пунктуация оригинала сохранены; дополнительные примеры представлены в Приложении Б).
В качестве языковых средств выражения процесса аргументации автор:
- дает собственное заключение по изложенной тематике, активно применяя личные местоимения;
-фокусирует внимание собеседников на ключевых словах и фразах посредством написания их жирным шрифтом.
Также аргументация осуществляется логическим образом, каждое положение нумеруется и имеет непосредственную связь с тезисом.
Представим результаты нашего исследования в таблице.
Таблица 2. «Речевые стратегии и тактики в социальных сетях
профессионально - ориентированного общения»:
п/п
Речевые стратегии
и их подтипы
Языковые средства
Речевые тактики
1.
Аксиологическая
Грамматические:
Тактика
речевая стратегия,
существительные,
демонстрации
имеющая
обозначающие сферу
компетентности,
следующий подтип:
- самопрезентация
деятельности
тактика
демонстрации
осведомленности и
тактика
демонстрации своих
знаний и умений в
профессиональной
сфере деятельности.
2.
Информационно-
Грамматические:
Тактики совета и
новостная речевая
косвенное побуждение,
обмена
стратегия
глаголы в начальной форм,
конструкции с
существительным в
винительном или
профессиональными
новостями
родительном падеже
3.
Речевая стратегия
Грамматические:
речевая тактика
агриментирования
прилагательные,
описания
оценивающие материал
собственного опыта,
посредством
тактика
эмоционального
положительной
изложения собственного
оценки изложенной
мнения;
информации
персонализированное
обращение к автору
сообщения
4.
Объективно-
Грамматические:
Тактика
компаративная и
прилагательные с
комментирования,
субъективно-
негативной семантикой,
тактика описания
компаративная
переспросы, ставящие под
собственного опыта
речевые стратегии
сомнение речевое
и тактика сравнения
высказывание автора,
с общеизвестными,
отрицательные
непреложными
сравнительные обороты;
истинами и фактами
лексические: поговорки,
стихотворения, афоризмы
5.
Дискутивная
Аргумент, имеющий
Тактика
речевая стратегия
логическую связь с
аргументирования
тезисом
|