Для успешной реализации речевой деятельности, человеку необходимо сформировать определенный мотив, который формулирует целеустановку речи. Поставленная цель достигается с помощью речевых стратегий, которые реализуются посредством конкретных речевых тактик.
Проведя сравнительно - лингвистический анализ высказываний (корпус примеров составил более 8000 текстовых фрагментов), извлеченных из социальных сетей личностно - ориентированного и профессионально - ориентированного общения, мы пришли к выводу, что языковые личности реализуют свои коммуникативные цели с помощью различных речевых стратегий и тактик.
В результате нашего исследования около 25 000 страниц социальных сетей ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Linkedin, Nportal, Youthonline, Delovoymir мы приводим собственную классификацию речевых стратегий и тактик, применяемых в виртуальном пространстве социальных сетей.
Виды речевых стратегий и их процентное соотношение наглядно представим в таблице.
Таблица 3 «Сравнительный анализ речевых стратегий и тактик в
социальных сетях личностно - ориентированного и профессионально - ориентированного общения»:
Социальные сети
личностно-ориентированного
общения
Социальные сети
профессионально
ориентированного
общения
• Аксиологическая речевая
• Аксиологическая речевая
стратегия (28%)
стратегия (20 %)
• Лингвокреативная речевая
стратегия(25%)
• Информационно-новостная
речевая стратегия (29%)
• Эмоционально-экспрессивная
речевая стратегия(21%)
• Речевая стратегия
агриментирования(15%)
• Коррекционно-эксперная
речевая стратегия (16%)
• Субъективно-компаративная
речевая стратегия(14%)
• Сепаративная речевая
стратегия (10%)
• Объективно-компаративная
речевая стратегия (9 %)
• Дискутивная речевая стратегия
(13%)
Рассмотрим отдельно речевые стратегии пользователей социальных сетей личностно-ориентированного и речевые стратегии пользователей социальных сетей профессионально-ориентированного общения. Начнем с социальных сетей личностно - ориентированного общения:
Аксиологическая речевая стратегия (28 % от общей выборки) реализуется посредством следующих видов речевых тактик:
- прагматические тактики порицания, насмешки, пренебрежения
(основная направленность речевых действий - стремление понизить авторитет
объекта отрицательной оценки);
-прагматические тактики благоприятного отношения, одобрения, восхищения,
и прочее (в основе речевых высказываний просматривается желание сообщить
адресату что-нибудь приятное, вызвать симпатию польстить его самолюбию). 149
Данная речевая стратегия наиболее продуктивно реализуется на лексическом уровне (уменьшительно - ласкательные суффиксы, префиксы- усилители), грамматическом уровне (наречия с семантикой суперлатива, фразовые глаголы, количественные числительные и существительные с нумеральным значением, трансформация фразеологизмов, и прочее) на уровне синтаксиса (повторы оценочной лексики).
Лингвокреативная речевая стратегия (25% от общей выборки) реализуется с помощью речевой тактики эпатирования и оформления юмористического воздействия, которые осуществляют следующие задачи:
- уменьшить многочисленную клишированность коммуникации и официальную тональность;
- увеличить раскованность речевой деятельности, преодолевая тем самым инертность в общении;
- нейтрализовать различия в статусах, осуществляя при этом коммуникативную селекцию собеседников.
Исследуя применение данной стратегии в социальных сетях, мы пришли к выводу, что интернет-коммуниканты часто используют игровые возможности языка в словообразовании (словосложение, графическая гибридизация, вербализация и др.), также на уровне лексики используется сленговая деаббревиация, трансформация фразеологизмов, окказионализмы и другое. В общении присутствуют эксперименты с орфографией и графикой (эрративы, литуративы), фонетикой (аллитерация) и синтаксисом (парцелляция).
С помощью эмоционально - экспрессивной речевой стратегии (21% от общей выборки) адресат обрабатывает поступающую информацию исходя из своего личного эмоционального восприятия. Рефлексивные речевые тактики направлены на привлечение внимания собеседника.
Языковыми средствами являются редупликация и/или комбинация восклицательных и вопросительных знаков, тире, многоточия, «слова- паразиты».
Также данная речевая стратегия помогает усиливать эмоциональную выразительность целого речевого высказывания или его отдельных частей, используя риторические вопросы, перифразы, сравнительные, отрицательные конструкции, анафорические повторы и пр. Речевая тактика метафоризации уменьшает информационную плотность речевых произведений, оптимизируя восприятие или усвоение по - новому изложенных данных.
Коррекционно - экспертная речевая стратегия (16% от общей выборки) осуществляет следующие задачи:
откорректировать речевое поведение партнера по коммуникации из-за его
несоответствия устоям, использующимся в данном языковом интернет - сообществе;
занять лидирующие позиции в социальной сети на фоне пользователей- новичков.
Для достижения поставленных задач применяется тактика экспертной оценки, с помощью которой говорящие корректируют высказывания несоответствующие определенным устоям того или иного языкового интернет - сообщества.
Типичными языковыми средствами выражения коррекционно - экспертной речевой стратегии в виртуальном пространстве социальных сетей являются безличные или неопределенно-личные предложения, использование неологизмов, личные, отрицательные и притяжательные местоимения, императивные конструкции, модальные глаголы, формы сослагательного наклонения и пр.
Используя сепаративную речевую стратегию (10 % от общей выборки), пользователи социальных сетей нарушают правила кооперативного общения, изложенные Г. П. Грайсом [Грайс, 1985].
Так, в рамках осуществления речевой тактики троллинга коммуникант вносит разлад в общение.
Речевая тактика спама предполагает размещение в социальных сетях сообщений религиозного, рекламного типа не имея согласия адресата.
Речевая тактика флейма по своей сути используется для утверждения статусного превосходства при помощи конфронтационного механизма травли объекта агрессии.
Речевая тактика флуда используется для привлечения внимания собеседника. В социальных сетях размещается не несущая смысловой нагрузки и не связанная с контекстом информация.
Языковыми средствами сепаративной речевой стратегии мы считаем такие стилистические фигуры, как гипербола, оксюморон и повтор, а также междометия, жаргонизмы, перифраз, использование не общепринятых сокращений, безличные и неопределенно-личные предложения.
Социальные сети профессионально - ориентированного общения:
1. В социальных сетях профессиональной направленности достаточно продуктивной речевой стратегией, также как и в социальных сетях личностноориентированного общения, является аксиологическая речевая стратегия (20% от общей выборки), а именно ее подтип - «самопрезентация». Заметим, что в отличие от реализации данной стратегии в социальных сетях личностноориентированного общения, она применяется для самовыражения не своих личных качеств и достоинств, а для репрезентации своего профессионального опыта, знаний и умений.
Реализация стратегии самопрезентации в качестве подтипа аксиологической речевой стратегии осуществляется с помощью тактик демонстрации компетентности, демонстрации осведомленности и демонстрации своих знаний и умений в определенной профессиональной сфере деятельности. Соответственно языковыми средствами отображения аксиологической стратегии являются существительные, обозначающие сферу деятельности, а также прилагательные, отображающие степень профессионализма в определенной отрасли.
2. Информационно - новостная речевая стратегия (30% от общей выборки) позволяет объединить пользователей, которые стремятся создать полезный и интересный контент в форме новостей, комментариев, статей и т.д. Информация обычно оформлена в виде советов, написанных экспертами и профессионалами по определенной теме. Соответственно, основной речевой тактикой является тактика совета.
Важной характеристикой тактики совета является то, что говорящий старается не оказывать давления на собеседника, и у последнего есть выбор, последовать совету, рекомендации или нет. Отмечается обильное использование глаголов в начальной форме и конструкций с существительным в винительном или родительном падеже.
Речевая стратегия агриментирования (16 % от общей выборки) как правило, осуществляется с помощью речевой тактики описания собственного опыта и благодарностью за изложение проблемы значимой для общества. Также часто используется тактика положительной оценки изложенной информации.
В положительных отзывах чаще всего встречаются примеры персонализированного обращения к автору сообщения. В ответных репликах даются положительные характеристики, выраженные прилагательными, оценивающими материал, эмоционально излагая собственное мнение. Эмоции также выражаются с помощью использования восклицательных знаков, а особо значимые слова пишутся заглавными буквами.
Объективно - компаративная речевая стратегия (21% от общей выборки) в своей основе содержит опоры на известные факты при отсутствии субъективной оценки информации, изложенной в сообщении, также нет прямого выражения несогласия или согласия.
Исследование показало, что для реализации данной речевой стратегии коммуниканты используют тактику комментирования и тактику сравнения с общеизвестными фактами и аксиомами.
В качестве примера объективно-компаративного изложения собеседники могут обмениваться цитатами из авторитетных источников информации, давать ссылки на законы и своды правил.
Применяя субъективно - компаративную речевую стратегию (19 % от общей выборки) собеседник пытается суммировать содержание сообщения со своей позиции. Они ссылаются на свой собственный опыт преодоления проблемы или просто дают советы тем, кто попал в описываемую ситуацию.
Соответственно, субъективно - компаративная речевая стратегия реализуется посредством использования тактики комментирования и тактики описания собственного опыта. Данная тактика позволяет резюмировать свое высказывание.
Языковые средства выражения данной стратегии отражаются через использование личных местоимений «я, меня», притяжательных местоимений, глаголов в условном наклонении.
Для выражения несогласия применяются: прилагательные с негативной семантикой, переспросы, ставящие под сомнение речевое высказывание автора, отрицательные сравнительные обороты.
Дискутивная речевая стратегия (14% от общей выборки) является достаточно продуктивной диалоговой речевой стратегией, которая реализуется
посредством речевой тактики «аргументирования», вследствие того, что
аргументирование - является «инструментом», позволяющим индивиду эффективно общаться в социальных сетях и в обществе в целом. Тактика аргументирования осуществляет посредническую роль в развитии «обусловленных социальных представлений и моделей обусловленного социального поведения» [Брюшинкин, 2000].
Аргументативные тактики можно подразделить на следующие типы:
- тактика прямого аргументирования и тактика инверсирования (определяются в зависимости от местоположения тезиса);
- тактика синкопирования и тактика «заезженной пластинки» (отмечаются посредством представления доказательств;
- тактика контраргументирования;
- тактика одностороннего аргументирования;
- тактика амортизации;
- тактика «весов»;
-тактика рефрейминга [Стернин,2005].
|