В современной цивилизационной парадигме, под которой, как правило, понимается «определенное мировоззрение, миропонимание и мироописание, детерминирующее собой способ жизнедеятельности, отношения к миру и возникающим в нем проблемам, способ адаптации и адаптирования окружающей среды, способ понимания и решения жизненных проблем» [Даллан; Даллакян, 2016], все острее ставятся вопросы определения национальной идентичности народов.
Неудивительно, что данная проблематика привлекала и привлекает внимание многих зарубежных и отечественных исследователей, среди которых Г. Хименес, К. Хеау, С. Хантингтон, Л.А. Софронова, С.В. Кортунов и др.
Термин идентичность, согласно Л.Б. Шнейдеру, вошел в науку благодаря Э. Эриксону, который определяет ее «как внутреннюю непрерывность и тождественность личности, как важнейшую характеристику ее целостности и зрелости, как интеграцию переживаний человеком своей неразрывной связи, отождествления себя с определенными социальными группами» [Цит. по: Шнейдер, 2001: 22].
В гуманитарных науках данное понятие появляется со второй половины 70х годов XX века. Однако до сих пор существуют различные подходы к его
определению. Так, К. Хеау и Г. Хименес полагают, что, с точки зрения отдельного
индивида, национальная идентичность - это лишь чувство национальной
принадлежности. При этом авторы признают, что, если рассмотреть этот феномен
в свете национальной общности в целом, то его можно было бы определить как
разделяемые обществом - и внешне признанные - представления об особом культурном наследии, которое, предположительно, определяет нацию и отличает её от других наций. Таким образом, с одной стороны, национальная идентичность предполагает принадлежность к определенной культуре, с другой - характеризуется набором неких средств, с помощью которых проявляется её индивидуальность, причем лингвистическая составляющая является одним из наиболее ярких способов выражения национальной идентичности того или иного этноса [Heau Lambert, Gimenez, 2005: 83].
В рамках настоящего исследования понятие национальная идентичность представляет особый интерес. С одной стороны, её основные компоненты и факторы формирования, как правило, закрепляются в языковой системе посредством слов-реалий, а с другой - национальная идентичность играет определяющую роль в формировании коммуникативного стиля.
|