На сегодняшний день специалисты в области футбола считают, что на параметры соревновательной деятельности влияют такие компоненты как: совершенствование технического мастерства спортсменов, развитие тактики игры, динамика интегральной подготовленности и другие [5,10,26,27,29,49,51].
Многообразие параметров соревновательной деятельности большое их количество может весьма затруднить анализ получаемых данных в аспекте рассматриваемой проблемы [30,55,99,123,129,150,151].
В связи с этим многие специалисты считают обоснованным использование таких характеристик соревновательной деятельности как количество (объем) технико-тактических действий и их эффективность по проценту брака.
В проведенных исследованиях М.М. Шестакова [146, 147, 148], а также ряда других ученых [54,55,89,92,97,114,119] указывается на достаточную обоснованность подобного подхода к оценке количественных и качественных показателей соревновательной деятельности футболистов.
В проведенных исследованиях таких ученых как: А.П. Золотарева, В.В. Суворова, А.А. Сучилина [53,54,110,115,116,117] показано, что в зависимости от возраста их количественные и качественные показатели ТТД отличаются между собой.
Юные футболисты 8-9 лет в среднем выполняют за игру 410±13,3 ТТД при браке 39,2±1,3%. В 12-13 летнем возрасте в среднем 544±11,4 ТТД и 37±0,9%. Футболисты в возрасте 14-15 лет выполняют в среднем 592±28,8 при браке 33,2±1,1%. Объем ТТД у футболистов 16-17 лет составляет в среднем за игру 778±35,7 ТТД при браке 28±1,8%.
Проведенные исследования Е.В.Скоморохова в которых им были установлены нижние границы объема технико-тактических действий юных футболистов в 500-550, позволили А.П.Золотареву считать приведенные выше данные соответствующими возрасту юных спортсменов [118,119].
Выявленные В.В.Суворовым количественные и качественные параметры соревновательной деятельности позволяют отметить определенные их закономерности [110].
В возрастном диапазоне от 8 до 17 лет объем технико-тактических действий возрастает на 89,7%, в то время как качественные показатели на 39,3%.
Наибольшие темпы прироста количественных показателей ТТД наблюдается после 15 лет и составляет 31,4%. У юных футболистов 16-17 лет показатели объема технико-тактических действий приближаются к значениям квалифицированных футболистов.
По мере физического развития юных футболистов увеличивается и эффективность ТТД. Незначительно отличаются между собой только показатели эффективности ТТД футболистов групп начальной подготовки. После 15 лет отмечается наибольший прирост показателей эффективности ТТД в среднем 7,5%.
В результате проведенных исследований направленных на изучение особенностей соревновательной деятельности юных футболистов отмечается закономерность увеличения темпов прироста количественных и качественных показателей технико-тактических действий после 15 лет. Многие авторы отмечают, что после 15 лет наблюдается повышение технико-тактической подготовленности юных футболистов данного возраста, что выражается в увеличении объема выполненных ТТД и снижение процента брака при выполнении технико-тактических действий в процессе соревновательной деятельности. Также рядом специалистов отмечается, что к 16-17 годам количественные и качественные показатели технико-тактических действий в соревновательной деятельности приближаются к значениям высококвалифицированных футболистов.
Как отмечают многие авторы у юных футболистов темпы прироста объема технико-тактических действий в несколько раз превышают качественные показатели. Данный факт объясняется тем, что у юных футболистов
увеличиваются функциональные возможности организма, проявляется эффективность систематических тренировок на этапах многолетней подготовки.
В проведенных исследованиях таких известных специалистов как: А.П. Золотарев, А.В. Петухов, Е.В. Суворов, была установлена структура соревновательной деятельности юных футболистов на различных этапах подготовки [53,55,92,114]. По данным приведенным В.В. Суворовым юные футболисты группы начальной подготовки 8-9 лет чаще всего применяются такие технико-тактические, как ведение мяча-19%, короткие и средние передачи мяча вперед - 18%, отбор мяча 13%, обводка соперника-12%, перехват мяча-10,4% [114].
На протяжении систематических занятий юные футболисты прогрессируют по различным видам подготовки, что приводит к изменениям в структуре соревновательной деятельности юных футболистов [55].
По результатам проведенных исследований В.В. Суворова, А.П.Золотарева известно, что в течение многолетней тренировки в ДЮСШ от 8 до 17 лет достоверно возрастают количественные показатели ТТД за игру, а также большинство отдельных показателей ТТД [55,59,114]. Качественные показатели ТТД имеют тенденцию к уменьшению процента брака в технико-тактических действий, что обуславливается ростом спортивного мастерства футболистов.
По данным В.В. Суворова представленных в таблице 1 между футболистами разного возраста выявлены достоверные отличия между передачами назад и поперек, передачи «на ход», единоборствами внизу (кроме 1617 лет), единоборствами вверху и ведением мяча (кроме 12-13 лет), количественными показателями всех технико-тактических действий [114].
Технико-тактические действия футболистов 10-11 лет в структурных соотношениях ТТД по отношению к футболистам других возрастов не выявлено достоверных различий между: прострелами, отбором мяча, ударами головой по воротам. Кроме 16-17 лет между передачами мяча вперед, обводкой соперника и перехватом мяча. Показатели технико-тактических действий юных футболистов 12-13 лет достоверно отличаются от футболистов 14-17 лет.
Таблица 1
№
Показатели
Возраст (лет)
8-9
10-11
12-13
14-15
16-17
1.
КСПМНП
8
9
11
13
20
2.
КСПМВ
18
21
19
16
19
3.
Передачи на ход
0,2
2
3
3
3
4.
Длинные передачи
0
0
2
3
2
5.
Прострелы
3
4
3
4
3
6.
Ведение
19
16
15
16
17
7.
Обводка
12
9
8
8
7
8.
Отбор
13
13
11
11
7,3
9.
Перехват
10,4
11,4
10,4
10
8
10.
Единоборства
внизу
5
4
6
4,4
3
11.
Единоборства
вверху
1
2
2
2
2
12.
Игра головой
2
2
3
3
3
13.
Удары головой
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
14.
Удары ногой
4
2,4
3
3
3
15.
Потери мяча
4
4
3,4
3,4
2,4
Всего
100
100
100
100
100
Наиболее значимые различия в следующих ТТД: передачах мяча в различных направлениях (кроме 14-15 лет), ударах по воротам ногой (кроме 14-15 лет), количественных показателях ТТД (кроме 14-15 лет). Незначительные отличия были отмечены между: единоборствами внизу и вверху, отбором и перехватом мяча, длинными передачами, передачами на «ход», прострелами и навесными передачами, игрой головой, ударами по воротам головой.
Между юными футболистами 14-15 и 16-17 лет были выявлены достоверные различия между такими ТТД как: ведение мяча, удары по воротам головой, передачи мяча назад, поперек и вперед.
Суворов В.В. в проведенных исследованиях выявил, что наряду с возрастными изменениями в количественных показателях ТТД юных футболистов изменяются также качественные характеристики соревновательной деятельности [110]. По некоторым технико-тактическим действиям достоверность различий выявлена только в показателях футболистов 8-9 лет с 16-17-летними, что свидетельствует о разрыве в процессе многолетней тренировки и отсутствии тенденции в увеличении качества игры. Качество длинных передач мяча, передач «на ход», прострелов, обводки, ведения, отбора, единоборств, перехватов, ударов по воротам ногой и головой, потерь при остановке мяча в большинстве случаев не происходят значительные изменения с возрастом юных футболистов. Выявленное положение указывает нам о своеобразной отрицательной, в возрастном аспекте, преемственности в технической подготовленности юных футболистов.
На протяжении многолетней тренировки футболистов в зависимости от возраста и уровня подготовленности игроков изменяется структура соревновательной деятельности [117]. Знание возрастных закономерностей соревновательной деятельности футболистов позволяет выделять из общей структуры СД те элементы, которые являются на данном этапе наиболее важными или приоритетными. Полученные данные позволяют вносить коррективы в содержание многолетней подготовки футболистов.
Золотаревым А.П. и Суворовым В.В. установлено, что на спортивный результат соревновательной деятельности преимущественно влияют такие ТТД, которые являются приоритетными для различных возрастов СД юных футболистов [55,110].
В процессе соревновательной деятельности футболист демонстрирует свои способности в соответствии с правилами игры, также в процессе игры наблюдается командная подготовленность спортсменов. Соревновательная деятельность является средством отбора, определения функциональных возможностей футболистов [121,164]. Соревновательную деятельность в спортивных играх называют интегральной характеристикой подготовленности спортсмена [78,82,91]. Такая методология оценки подготовленности в футболе апробирована на футболистах высокой квалификации.
Отсутствие оценки интегральной подготовленности в детско-юношеском футболе ограничивало возможности оптимизации подготовки футбольного резерва.
Работы А.П.Золотарева и В.В.Суворова послужили разрешением данного недостатка [55,110]. В проведенном исследовании А.П.Золотарев установил доминантные показатели, обуславливающие уровень спортивного мастерства футболистов 8-9 лет [57,58]. Прежде всего, такие показатели как: физическая работоспособность, максимальная скорость бега, время сложной двигательной реакции, уровень скоростно-силовых качеств и степень комплексного проявления быстроты, ловкости и техники владения мячом в усложненных условиях, показатели массы тела. В структуре соревновательной деятельности футболистов 8-9 лет отмечен высокий уровень зависимости спортивного мастерства, прежде всего от объема и эффективности таких технико-тактических действий, как ведение мяча и обводка соперника, отбор мяча, единоборства, короткие и средние передачи мяча вперед. По мнению автора, количественные параметры соревновательной деятельности на 47,3% зависят от антропометрических характеристик и функционального состояния организма юных футболистов, а качественные параметры СД на 52,1% обусловлены уровнем развития координационных способностей и скоростно-силовых качеств. При изучении соревновательной деятельности юных футболистов обнаруживаются схожие взгляды В.В.Суворова и А.П.Золотарева. Например, их мнения совпадали о том, что в период начальной подготовки соревновательная и тренировочная разносторонность техники и тактики не оказывает существенного влияния на уровень подготовленности юных футболистов [55,110].
В исследованиях А.П.Золотарева и В.В. Суворова оценка СД проводилась в играх юных футболистов на полях стандартных размеров (105х74) и в численных составах 11х11 человек. Соревновательная деятельность в формате 11х11 для юных футболистов 9-10 лет является очень трудной, прежде всего с точки зрения функциональной подготовленности. Играя на полях стандартных размеров и в составе 11х11 юные футболисты в ходе игры выполняют большой объем физической работы и недостаточно большее количество ТТД с мячом, что на наш взгляд замедляет темпы прироста технической подготовленности юных футболистов.
За последние 10 лет в нашей стране и за рубежом изменили условия проведения соревнований для юных футболистов. Мальчики в младшем школьном возрасте играю на полях уменьшенных размеров и в различных численных составах (5х5, 6х6,7х7,8х8,9х9), что свою очередь привело к увеличению количественных показателей СД и оптимизации физической нагрузки в соответствии с возрастными особенностями детей 8-12 лет.
Однако, стоит отметить что по состоянию на данный момент СД футболистов, играющих на полях с различными численными составами, продолжает быть обособленной от содержания тренировочного процесса. Это, по нашему мнению, происходит при причине малой изученности специфических особенностей соревновательной деятельности в различных форматах игры.
|