Футбол является доступным и самым массовым видом спорта во всем мире. Данный вид спорта является эффективным средством в физическом воспитании подрастающего поколения [47,67,77,80]. Футбол является игрой со сложной техникой движений [13,122,123]. Данный вид спорта применяют в общеобразовательных учреждениях в связи с его популярностью и эффективностью воздействия на физическое развитие детей. Футбол пропагандирует здоровый образ жизни, прививает дисциплинированность, ответственность в коллективе и воспитывает необходимые волевые качества, которыми должен обладать каждый мужчина [3,17,60,68,73]. Обучение и подготовка футболистов проводится в различных образовательных учреждениях [16,86,87]. Ежегодно в любительские и профессиональные команды приходят выпускники футбольных школ с целью дальнейшего роста спортивного мастерства, попробовать осуществить переход из детско-юношеского во взрослый футбол [53]. Необходимо отметить, что качество подготовки футбольного резерва в нашей стране находится на низком уровне [102,104,107,108,110,111,115]. Причиной служит малая востребованность выпускников футбольных школ в профессиональные команды. Каждый год бросают заниматься футболом тысячи детей по всей стране, а среди них есть и талантливые, способные ребята. Система подготовки футболистов имеет определенные этапы в подготовке. Этап начальной подготовки юных футболистов является первым этапом в системе подготовки футболистов. От грамотно выстроенной работы на этом этапе во многом зависит будущие успехи подрастающих футболистов. На этом этапе тренер обучает детей основным техническим приемам владения мячом. Вначале проводится обучение техническим приемам в стандартных условиях, затем с сопротивлением и наконец применять их в процессе игры в футбол. Параллельно с технической подготовкой в задачу тренера на начальном этапе подготовки входит и обучение тактической подготовке. Но здесь необходимо помнить возрастные особенности детей младшего школьного возраста и начинать проводить обучение с индивидуальной тактики. В тренировочных занятиях при обучение технике владения мячом тренерами применяется игровой метод, что повышает мотивацию детей при выполнении упражнений и различных заданий [2,6,10,14,15,21,29]. К числу задач на этапе начальной подготовки относят: формирование устойчивой мотивации к занятиям футболом, обучение основным технико-тактическим приемам, достижение положительной динамики показателей физического развития и физических способностей детей [17,34,132,134,137,164,166]. В тренировочном процессе важна постановка конкретных задач обучения: умение играть в различные подвижные и спортивные игры, овладение основными приемами техники владения мячом, воспитание
физических способностей с учетом сенситивных периодов, развитие психических свойств и процессов личности (трудолюбие, внимание, память, реакции на летящий мяч, на действия соперников и партнеров); теоретическая подготовка (создание представления у детей об игре в футбол, об тренировочном процессе, о волевых качествах и др.) [109,125,126,127,130,131]. В тренировочном процессе с футболистами групп начальной подготовки следует применять доступные средства, использовать индивидуальный подход и, что особенно важно, объективно оценивать достижения занимающихся футболом детей [24,132,152,157]. На этом этапе подготовки исключается периодизация тренировочного процесса, а занятия проводятся как единый подготовительный период без специальной подготовки к соревновательным играм (продолжение учебного процесса). При обучении юных футболистов основам техникотактических действий необходимо руководствоваться методикой последовательного их формирования. Прежде всего, это ознакомление и обучение юных футболистов с техническими приёмами владения мячом, при использовании методических принципов «от главного - к второстепенному», «от простого - к сложному», «от известного - к неизвестному» и игровых соревновательных упражнений [76,81,114,124,138,139]. Организационные задачи сопряжены с задачами обучения и включают в себя на данном этапе комплектование учебных групп, овладение умением играть в подвижные игры, мини-футбол, соревнования в упражнениях с мячом, участие в эстафетах, освоение основных технико-тактических действий. Все это позволяет повысить уровень как технико-тактической, игровой, так и физической подготовленности ребят, а также их функциональные возможности [136,140,141,142,143,144]. Не менее важными частными задачами в тренировочном процессе являются улучшение организации самой тренировки, создание динамики выполнения технико-тактических упражнений при творческом подходе к методике реализации применяемых средств [7,8,9,44,45,46,62]. В занятиях, как отмечает В.Л. Решитько, многие специалисты упускают главные детали обучения технико-тактическим действиям, а именно: выполнение приемов не на месте, а в движении, при пассивном и активном сопротивлении соперника для закрепления разученных действий в игровых условиях [101,102].
Для улучшения качества подготовки футбольного резерва необходимы современные методические рекомендации для эффективного решения задач в детско-юношеском футболе [12,19,20,23,69,84,95]. Не правильно выстроенный тренировочный процесс на начальном этапе подготовки отрицательно скажется на уровне подготовленности футболистов на более поздних этапах его развития. В командах высокой квалификации достаточно сложно исправлять недостатки, которые были допущены на начальном этапе подготовки футболистов [75,79,92,93,161,162,163]. В связи с этим чем эффективные будет протекать процесс обучения футболистов в школах, тем вероятнее достижение более высоких спортивных результатов в старшем возрасте [11,28,32,36,38,40,41].
|