Воскресенье, 24.11.2024, 15:59
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Особенности формирования групповых взаимодействий футболистов

На результат соревновательной деятельности футболистов различного уровня квалификации значительное влияние оказывают эффективные технико­тактические действия в процессе игры в футбол [35,37,52,54,70,71,156].

На эффективное решение игровых ситуаций, возникающих в ходе игры важную роль, играет быстрая и своевременная оценка пространственно временных характеристик [31,94,96,98,100,105,106]. Данную функцию обеспечивают такие психические качества как: мышление, зрительные восприятия, внимание.

На спортивные результаты футбольных команд влияют согласованные взаимодействия футболистов различных амплуа в процессе матча [42,43,88,154,155,158]. Например, такие взаимодействия проявляются:

при стандартных положениях при оборонительных и атакующих действиях;

при быстром переходе команды от оборонительных действий к атакующим;

при быстром переходе команды от атакующих действий к оборонительным;

при постепенном нападении;

различные групповые и командные тактические перестроения.

Высокий уровень технической и тактической подготовленности

обеспечивает эффективное взаимодействие между футболистами [61,74,76,83,90,93,103]. За счет этого команда получает численное преимущество на различных участках поля, увеличивает время владения мячом и др.

В современном футболе наблюдается тенденция к интенсификации соревновательной деятельности [116,158,159,160,165]. Получая мяч, футболист должен быстро принять решение и выполнить успешное двигательное действие с мячом. Сократилось время на принятие решений. Соперник зачастую действует агрессивно при отборе мяча. Эффективность индивидуальных действий с мячом каждого игрока влияет на групповые взаимодействия и на командные взаимодействия в целом.

Групповые взаимодействия футболистов можно определить, как совокупность индивидуальных действий, как с мячом, так и без мяча в условиях лимита времени и пространства, направленных на достижение поставленной цели.

Иначе групповые взаимодействия футболистов можно охарактеризовать как систему взаимообусловленных технико-тактических действий, основу которой составляют, прежде всего, действия двух и более игроков.

В успешном решении технико-тактических задач, возникающих в процессе соревновательной деятельности футболистов значительную роль, играют индивидуально-типологические свойства личности игроков [1,22,25].

Установлено, что подвижность нервных процессов юных футболистов определяет эффективность переключения от индивидуальных действий на командные и наоборот [72].

 

Особенности соревновательной деятельности футболистов выдвигают высокие требования к уровню развития психических процессов, перцептивных, сенсомоторных, когнитивных стилей поведения [12,73,85].

Уровень развития интеллектуальных способностей влияет на эффективное решение технико-тактических задач, возникающих в процессе игры, прогнозировании действий соперников, что имеет связь с творческими способностями мышления, талантом футболистов. Знаменитый советский тренер Константин Иванович Бесков считал, что если игрок хорошо играет в шахматы, то это обязательно положительно будет отражаться на мышлении футболиста в ходе игры.

В процессе соревновательной деятельности футболистов в определенной игровой ситуации возможны несколько вариантов ее развития. На выбор оптимального решения в сложившейся игровой ситуации влияет, прежде всего, быстрота мышления игрока [48,50]. Футболист отслеживает действия партнеров и следит за перемещениями противника, для того чтобы принять эффективное решение.

В процессе тренировочной деятельности совершенствование индивидуальной технической подготовленности футболистов будет способствовать в перспективе и росту технико-тактической подготовленности, более эффективному решению игровых задач, возникающих в ходе матча, уменьшению количества ошибок при выполнении ТТД, выборе более эффективному варианту продолжения игрового эпизода [54,56,61,63,66,113].

В проведенном исследовании П.П. Колупанова установлено что такой фактор как объем и эффективность игровых действий в постепенном нападении играет значительную роль в достижении результативности групповых взаимодействий [69]. Это проявляется в стиле игры ведущих европейских клубов и сборных команд и предъявляет высокие требования к уровню развития технической подготовленности футболистов.

Объем и разносторонность технических приемов футболиста определяется различными внутренними процессами в организме спортсмена. Физиологические параметры ударно-целевых действий с мячом претерпевают изменения параллельно с повышением технической подготовленности футболистов [13,18]. С повышением технического мастерства футболистов у них улучшается дифференцировка мышечной активности, показатели стабилограммы показывают незначительную роль зрительного анализатора при поддержании равновесия, возрастает способность поддержания равновесия и координации движений.

В результате систематических тренировок и совершенствования технических приемов появляются новые связи между структурами нервной системы, которые возникают в коре больших полушарий головного мозга, тем самым образуются новые временные связи [112].

Это прежде всего помогает футболисту контролировать свои действия как с мячом, так и без мяча в постоянно изменяющихся условиях игровой ситуации и благоприятно влияет на развитие координационных способностей.

К числу наиболее значимых для футболиста координационных способностей выделяют: способность перестроению и приспособлению двигательных действий, способность к ритму, способность к кинестетическому дифференцированию, статистическое равновесие, способность к согласованию двигательных действий, ориентация в пространстве [18].

Техническая подготовка футболистов предусматривает постепенное изучение технических приемов техники игры полевого игрока и вратаря [14,56,57,149]. На начальном этапе обучения в основном решаются задачи обучения различным техническим приемам, которыми должны овладеть юные футболисты. Среди них такие как: удары, ведение, остановки, финты, отборы, вбрасывание мяча руками.

На начальном этапе обучения очень важно обучать юных футболистов разнообразным техническим приемам. В ходе систематических тренировок юный футболист учится применять различные технические приемы в различных игровых ситуациях в процессе игры в футбол [55,58,64,65]. Приобретаемый соревновательный опыт положительно сказывается на развитии юного футболиста. В процессе развития и роста молодого футболиста увеличение количества приобретаемых двигательных навыков благоприятствует проявлению экстраполяции. Футболист на основе приобретенных ранее навыков может успешно решить возникшую игровую технико-тактическую ситуацию [117].

Успешная реализация задач технико-тактической подготовки на различных этапах подготовки зависит и от других видов подготовки. Например, для эффективного выполнения технико-тактических действий в процессе соревновательной деятельности футболист должен обладать хорошей физической подготовленностью. Быть выносливым, быстро перемещаться по полю в зависимости от изменяющихся ситуаций в матче, обладать хорошей координационной подготовленностью, обладать хорошей стартовой скоростью. Психологическая подготовка также является очень важной для футболистов. Уверенность в собственных силах, целеустремленность, выдержка и другие волевые качества, безусловно, влияют на успешность выполнения технико­тактических действий. Всвязи с этимдля того чтобы успешно решить задачи технико-тактической подготовки очень важно уделять пристальное внимание и другим видам подготовки футболистов.

Техническая подготовка футболистов очень тесно связана с тактической подготовкой. В тренировочном процессе проводятся тренировки с избирательной направленностью. Уделяется внимание только технической или тактической подготовки. Но все же эти два вида подготовки в процессе соревновательной деятельности проявляются взаимосвязано. Например, невозможно успешно решить какой-либо тактической замысел, обладая низким уровнем технической подготовленности.

Успешная реализация задач тактической подготовки футболистов выражается в организованных действиях индивидуальных, групповых и командных перестроениях в ходе соревновательной деятельности. Также

 

Тактическая подготовка футболистов включает обучение различным специальным навыкам приобретаемых в ходе тренировочной и соревновательной деятельности, которые позволяют игрокам реализовать тактические задания тренера перед командой на предстоящий матч.

В ходе игры при организации как оборонительных, так и атакующих действий футболистов чаще всего встречаются групповые взаимодействия между игроками [98,99]. Как правило, в таких взаимодействиях участвует 2-3 футболиста.

Особенностью соревновательной деятельностью футболистов является, что в матче оборонительные действия сменяются атакующими. Оборонительные и атакующие действия делятся на отрезки, в которых принимают участие, как отдельные игроки, так и группы игроков.

Хорошо организованные индивидуальные и групповые взаимодействия футболистов играют ключевую роль в командной игре на протяжении всего матча.

В ходе систематических участиях в тренировочной и соревновательной деятельности у футболиста накапливается опыт. Накопленный опыт влияет на быстроту принятия решения в игровых ситуациях, на выбор наиболее оптимального варианта продолжения игры, на прогнозирование действий соперников и своих партнеров по команде.

На технико-тактическую подготовленность футболистов также влияет степень развития сенсорных систем, мыслительных процессов, вестибулярного и зрительного аппарата.

Процесс обучения юных футболистов основам техники и тактики игры является важнейшим периодом в развитии исполнительского мастерства игроков.

Таким образом, можно заключить, что процесс формирования групповых взаимодействий футболистов является многофакторным процессом, на который

В процессе тренировочных занятий с юными футболистами тренер подбирает необходимые средства, методы обучения, меру нагрузки с учетом возрастных особенностей организма детей [92,120].

организм отличается во многом от организма взрослого человека [120]. Прежде всего, эти отличия проявляются в особенностях строения и функций физиологических систем и функционировании отдельных органов. Детский организм постоянно развивается и находится в состоянии непрерывного роста. В процессе физического развития детей зачастую наблюдается

неравномерность развития, которая проявляется периодами ускоренного и замедленного роста в формировании организма человека.

Под понятием «рост» понимают количественные изменения, например, длины и массы тела, сопровождающиеся повышением интенсивности энергетических и обменных процессов. Под понятием «формирование» понимается качественное преобразование отдельных тканей, органов и систем, характеризующих биологическую зрелость организма человека [1].

В младшем школьном возрасте активно происходит морфологическое развитие нервной системы. Однако, функциональные показатели нервной системы еще далеки от совершенства. Интенсивные тренировки в этом возрасте могут привести к значительному истощению клеток коры головного мозга и быстрому утомлению, так как сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики [4,25]. Роль ЦНС в обеспечении функционирования организма и его взаимодействия с окружающим миром определяет необходимость выявления тех особенностей морфофункциональной зрелости этой системы, которые являясь надежной характеристикой функциональных возможностей мозга ребенка, вместе с тем могут быть использованы для разработки и внедрения в практику научно обоснованных методов обучения.

 

Такие особенности нервной системы как большая возбудимость, реактивность и высокая пластичность способствуют успешному усвоению детьми 8-10 лет разнообразных двигательных навыков. Этим объясняется тот факт, что дети в младшем школьном возрасте легко овладевают сложно координационными движениями. Условные рефлексы, выработанные в возрасте 8-10 закрепляются особенно прочно и сохраняются длительное время, это является особенностью нервной системы детей данного возраста.

Физическое развитие свидетельствует о том, что у детей к 6 годам происходит перестройка функциональной организации мозговых структур, определяющих такие важные психологические функции, как восприятие и внимание, также увеличиваются возможности обучения произвольным двигательным действиям [1]. Способность к анализу у детей младшего школьного возраста развивается от наглядно-действенного к абстрактно-умственному; от анализа отдельного предмета, явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями. Последнее- необходимая предпосылка понимания детьми младшего школьного возраста явлений окружающей действительности. На процесс роста и развития детей большое влияние оказывают железы внутренней секреции. Усиление активности гипофиза, шишковидной и щитовидной желез, надпочечников приходится на младший школьный возраст детей. Перечисленные особенности находят свое отражение в высокой пластичности организма и совершенствовании механизмов гомеостаза. У детей возрастном периоде 8-12 лет происходит дальнейшее морфологическое развитие сердца и кровеносных сосудов, совершенствуется регуляция сердечно-сосудистой системы. У детей артерии развиты сильнее, чем вены. По сравнению со взрослыми относительно больше просвет капиллярной сети. Тем не менее соотношение между объемом сердца и диаметров крупных сосудов до 11-12 лет остается постоянным. Данная особенность морфологического строения кровеносных сосудов является одной из причин сравнительно низкого давления [1].

Частота сердечных сокращений в 8-9 лет составляет 78-90 ударов в минуту, а в 10-12 лет ЧСС находится на уровне 74-80 ударов в минуту. Объем крови является важнейшим показателем характеризующими функциональное состояние сердца. С возрастом показатели объема крови у человека увеличивается. Сердечный выброс в возрасте 8-9 лет равнее 30-40 мл, в 10-11 лет 35-45 мл. Влияние симпатического отдела вегетативной нервной системы выражено больше, чем парасимпатического. У детей в возрасте 8-10 лет относительно невелика сократительная способность миокарда, малоэкономична деятельность сердца, также невелик его функциональный резерв. Низкие величины артериального давления и сердечного выброса в сочетании со значительной ЧСС обусловливают значительную напряженность функции кровообращения у детей младшего школьного возраста, особенно во время выполнения физических нагрузок [1].

У детей младшего школьного возраста величина сердечного выброса крови повышается при интенсивной работе до 70 мл, минутный объем крови достигает 13-15 л/мин, при этом ЧСС может возрастать до 200 уд./мин. Одной из особенностей регионарного кровообращения является большее увеличение ЧСС, систолического и минутного объема кровотока при работе ногами, чем при работе руками. Необходимо отметить, что работами руками в большей степени вызывает повышение частоты сердечных сокращений, а работа ногами- систолического объема крови. К особенностям системы дыхания у детей 8-10 лет относят: длина гортани у детей относительно длины тела и туловища больше, чем у взрослых. В процессе физического развития у детей становится меньшей частота дыхательных движений, увеличиваются ЖЕЛ, дыхательный объем и минутный объем дыхания. Такие изменения функции дыхательной системы происходят за счет увеличения объема грудной клетки и легких, а также в связи с перестройкой и совершенствованием регуляции дыхания [1]. В процессе физического развития детей младшего школьного возраста происходит изменение структурных и функциональных особенностей мышц. Изменения в соотношении мышечного и соединительного компонентов, увеличении поперечника и длины мышц происходит за счет увеличения мышечных волокон. Развитие мышц происходит неравномерно. Быстрее развиваются крупные мышцы туловища, нижних конечностей и плечевого пояса, тем временем мелкие мышцы развиваются медленнее. Установлено, что силовые показатели разгибателей выше, чем аналогичные показатели сгибателей [1]. У детей младшего школьного возраста продолжается окостенение скелета, завершается окостенение фаланг пальцев. Суставы детей данного возраста содержат большое количество хрящевой ткани. Систематические тренировочные нагрузки, воздействующие на организм юных футболистов, отражаются на ходе биологического развития детей, внося в него определенные изменения. Севостьяновой Е.Б. был проведен сравнительный анализ между школьниками не занимающихся спортом и футболистами 10-14 лет по ряду морфологических признаков. Анализ показал, что длина и масса тела больше у футболистов, причем наибольшая разница наблюдается в 10 лет [120].

Эффективность применяемых технико-тактических действий в процессе тренировочной и соревновательной деятельности тесно связана со способностью футболистов управлять своими движениями. При отборе в футбольные школы и в процессе обучения важное значение имеет изучение способностей психомоторных функций с учетом возрастных особенностей детей [145,153]. В проведенных исследованиях наблюдается концепция первоочередности развития психомоторики детей как фактора повышения базовых умений и навыков во многих видах деятельности, в том числе и спортивной [89,91]. Регулярные занятия футболом способствуют повышению уровня его физического развития и работоспособности, укреплению организма человека, улучшению приспособляемости к физическим нагрузкам, ускорению процессов восстановления. Данный эффект происходит в сопровождении

морфофункциональной перестройки основных систем организма, значительным расширением функциональных возможностей, увеличением диапазона компенсаторно-адаптационных реакций, совершенствованием регуляторных механизмов, повышением сопротивляемости организма к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды. В результате регулярных тренировочных занятий у футболистов увеличиваются запасы энергетических веществ и активных ферментов в организме, совершенствуется способность к более быстрому их использованию при мышечных нагрузках [4,22,26]. Различная двигательная активность детей является условием, стимулирующим факторы развития эмоциональной, интеллектуальной и других сфер, определяют очевидную необходимость научной разработки вопросов тренировочного процесса и физического воспитания детей.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (09.05.2018)
Просмотров: 308 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%