На сегодняшний день ориентиром для построения учебно-тренировочного процесса в футбольных академиях, ДЮСШ, СШЮШОР является экспериментальная программа по футболу от 2015 года рекомендованная к использованию в практической деятельности Российским футбольным союзом [134]. Основой для разработки данной программы являются результаты многочисленных исследований в детско-юношеском футболе [21,33,39,40,41,42,43]. Многолетняя подготовка футболистов осуществляется на основании федерального стандарта по виду спорта [135].
Футбол как вид спорта постоянно развивается и современные требования подготовки юных футболистов требуют разработки некоторых нерешенных до настоящего времени вопросов, что, по-нашему мнению, должно способствовать дальнейшему повышению эффективности учебно-тренировочного процесса. Одним из таких аспектов является совершенствование содержания программного материала по технико-тактической подготовке с учетом особенностей соревновательной деятельности юных футболистов, участвующих в соревнованиях в формате игры 9х9.
Основной задачей этой программы является методическое обеспечение подготовки юных футболистов на различных этапах их подготовки.
В содержание программы 2015 года вошли такие разделы как: организационно-методические особенности многолетней подготовки
футболистов, планирование подготовки юных футболистов, структура тренировочного процесса, содержание тренировочного процесса,
Современная подготовка спортивных резервов в футболе осуществляется на основе следующих основных методических положений:
- реализация государственных программ развития физической культуры и спорта в Российской Федерации по подготовке спортивного резерва, резервного состава команды России по футболу;
- развитие материально-технической базы специализированного учебноспортивного учреждения для обеспечения его деятельности по организации подготовки спортивного резерва в футболе;
- отбор перспективных детей и передача их в специализированные учебноспортивные учреждения, ведущие подготовку в национальную и сборную команды России по футболу;
- физическая подготовка, укрепление здоровья учащихся через занятия физическими упражнениями и футболом, повышение уровня их общей культуры, двигательной активности, доли физических нагрузок при увеличении умственной и психологической нагрузки;
- популяризация физической культуры и спорта, здорового образа жизни, активного отдыха и досуга.
В связи с перечисленными методическими положениями современный уровень спортивных достижений требует организации целенаправленной многолетней спортивной подготовки, отбора перспективных футболистов, способных пополнять ряды ведущих футбольных академий, ДЮСШ, СДЮШОР, поиска все более эффективных средств и методов учебно-тренировочной работы.
В течение многолетней подготовки юных футболистов основными задачами являются:
1.Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности.
4. Сдача контрольных нормативов по физической и технической подготовленности.
Популяризация игры в футбол среди детей и привитие учащимся стойкого интереса к занятиям данного вида спорта.
В процессе обучения учащихся создаются предпосылки для успешного овладения широким кругом технико-тактических действий, достижения высокого уровня специальной физической подготовленности на последующих этапах многолетнего процесса подготовки.
Рассмотрим основные задачи, решаемые на различных этапах подготовки футболистов.
На этапе начальной подготовки футболистов основными задачи являются:
- формирование устойчивого интереса к занятиям футболом;
- обеспечить условия для развития умения играть в футбол в малых составах;
- развитие психомоторных способностей и умения принимать самостоятельные решения в различных игровых ситуациях;
- развитие физических качеств с учетом сенситивных периодов их развития, активно используя при этом игровой метод (подвижные игры);
- воспитание волевых качеств юных футболистов;
- обучение основам техники и тактики игры в футбол;
- реализация воспитательной работы.
К основным задачам подготовки учащихся тренировочных групп относят:
- совершенствование умения играть в различных численных составах;
- совершенствование технико-тактических действий;
- формирование разносторонней физической подготовленности юных футболистов с учетом возрастных особенностей;
- развитие индивидуальных, групповых и командных тактических действий в различных фазах игры;
- определение игрового амплуа и учет индивидуальных особенностей при подготовке футболистов;
- изучение основ командной тактики;
- освоить теоретическое содержание изучаемых разделов подготовки, в том числе и правила игры в футбол;
- развитие психических качеств необходимых для успешного ведения тренировочной и соревновательной деятельности;
- реализация воспитательной работы с акцентом на комплексное формирование развивающейся личности.
- предусматривают повышение уровня общей и специальной физической подготовленности с преимущественным совершенствованием двигательных качеств, наиболее важных для футболистов;
- прочное освоение современной технике футбола и умение ее эффективно применять в игре;
- овладение командными тактическими действиями; определение каждому учащемуся игрового амплуа;
- приобретение соревновательного опыта.
К задачам подготовки учащихся групп спортивного совершенствования относят:
- совершенствовать мастерство принятия решений как в индивидуальных и групповых, так и в командных тактических действиях;
- развитие общей и специальной физической подготовленности с акцентом на совершенствование быстроты, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости;
- совершенствование технико-тактической подготовленности в условиях жесткого противодействия соперников в соревновательной деятельности;
- совершенствование технико-тактической подготовленности с учетом индивидуальных особенностей и игрового амплуа футболистов;
- углубление и расширение круга знаний, связанных со всеми разделами подготовки;
- осуществление воспитательной работы в направлении ее индивидуализации и самовоспитания футболистов.
Анализ существующих положений, отмечаемых в действующей программе, говорит о необходимости контроля соревновательной деятельности юных футболистов в различных форматах соревнований, который не нашел своего отражения в рассмотренном материале.
В возрасте 8-9 лет на техническую и технико-тактическую подготовку от общего количества часов отводится 21%, с 10 до 16 лет 20%, 17-18 лет 19%.
Для футболистов различного возраста проводятся соревнования в различных форматах, таких как 5х5, 7х7, 8х8, 9х9. Каждый формат соревнований имеет свои особенности в правилах игры, например, продолжительность матча, размер игрового поля, неограниченные и обратные замены, количественные и качественные показатели технико-тактических действий в процессе соревновательной деятельности.
Каждый из перечисленных форматов соревнований будет иметь особенности в технико-тактической подготовке футболистов, так как в каждом из них участвует различное количество игроков. В связи этим применяются различные тактические схемы, а значит, взаимодействия на футбольном поле будут иметь специфические особенности. В программе по футболу предлагается общий объем нагрузки по технико-тактической подготовке, например, в возрасте 8-9 лет на техническую и технико-тактическую подготовку от общего количества часов отводится 21%, с 10 до 16 лет 20%, 17-18 лет 19%. В программах по футболу отсутствуют какие-либо рекомендации для подготовки команд в различных форматах соревнований, тогда как очевидно, что каждый из форматов имеет свои специфические особенности соревновательной деятельности [128,129,130,133,134]. Также при анализе программы не было выявлено четких рекомендаций, какое количество времени необходимо уделить на отдельные технико-тактические действия футболистов, предлагается только общее количество часов. В связи с этим считаем решения данного вопроса весьма актуальной задачей.
|