Художественная гимнастика занимает одно из ведущих мест в
современной системе физического воспитания. На современном уровне развития мировой художественной гимнастики спортсменки выступают в индивидуальных и групповых упражнениях, что повлекло за собой специализацию девушек (В.И. Ночевная, 1990).
По мнению многих специалистов, (И.В. Быстрова, 2007; И.С. Семибратова, 2007; И.С. Сиваш, Т.В. Нестерова, 2009 и др.), групповые упражнения - наиболее зрелищный и сложный вид соревновательной программы в художественной гимнастике. От спортсменок требуется умение выполнять упражнения в одном темпе и ритме, с полной синхронностью в движениях.
Большинство ученых сходятся во мнении, что в групповых упражнениях необходимо нивелировать свою индивидуальность, выполнять движение с единой амплитудой, скоростью, силой, высотой, дальностью, темпом, единым образом и в духе коллективизма (Л.А. Карпенко, 2003; И.С. Сиваш, Т.В. Нестерова, 2009; И.В. Быстрова, Г.М. Лаврухина, К. Яковлева, 2012 и др.).
Анализ компонентов исполнительского мастерства всех спортсменок- юниорок в групповых упражнениях, проводимый группой исследователей во главе с И.А. Винер (2011), выявил следующие тенденции:
- возросла сложность перебросок в групповых упражнениях;
- повысилась синхронность выполнения соревновательных программ;
- увеличилось количество упражнений с оригинальным композиционным построением;
- повысилось качество подбора музыкального сопровождения для соревновательных композиций;
- повысился уровень артистичности исполнения;
- повысился уровень технического исполнения элементов.
Продолжительность групповых упражнений почти в два раза больше индивидуальных, а элементы намного сложнее по характеру двигательных действий (Н.А. Шевчук, 2005; И.С. Сиваш, Т.В. Нестерова, 2009).
Отличительной особенностью групповых комбинаций является наличие возможности взаимодействия гимнасток, которые обогащают
композицию, делают ее более выразительной, эффектной и зрелищной (Л.А.
Карпенко, 2003; Н.А. Шевчук, 2005; И.В. Быстрова, Г.М. Лаврухина, К. Яковлева, 2012 и др.). Переброски предметов - это взаимодействие гимнасток, обменивающихся предметами посредством броска в композиции группового упражнения. Выполнение перебросок является обязательным требованием для композиции групповых упражнений.
Как отмечают в своих исследованиях Т.В. Нестерова и О.С. Кожанова (2009), под сотрудничеством в групповых упражнениях принято понимать согласованную синхронную или асинхронную работу пяти гимнасток или подгрупп (2 + 3; 1 + 4), когда они находятся в непосредственном контакте друг с другом или в контакте посредством предметов (двигательные контактные взаимодействия), а также перемещаются в различных направлениях, перестроениях или типах перемещений (двигательные бесконтактные взаимодействия). К бесконтактным взаимодействиям относятся согласованные действия пяти гимнасток во время перемещений, выполнения элементов без предмета и с предметами, построений. Бесконтактные взаимодействия не требуют специальных двигательных умений и навыков. Они осуществляются на базе индивидуальных упражнений в режиме унификации индивидуальных особенностей техники. Взаимодействия, связанные с обменом предметами посредством бросков, катов и отбивов, а также манипуляции в парах или группах одним или несколькими предметами без обменов, путем хватов, вращения, отбивов, бросков, вхождений в предмет или проходов над ними, называются контактными. Например, броски палочек лент гимнастка гимнастке, удерживая ленту за ткань; прыжки через скакалку, которую горизонтально вращает другая гимнастка или бросок мяча в обруч партнера.
Техническая ценность двигательных взаимодействий в соревновательных композициях существенно повышается, если они осуществляются посредством броска предмета, а также при ограничении или отсутствии зрительного контакта с ним или другой гимнасткой. Наряду с этим, двигательные взаимодействия характерны исключительно для групповых упражнений и не применяются в индивидуальных упражнениях, которые по отношению к групповым выступают как базовые. Для достижения максимального результата в современных групповых упражнениях, гимнасткам необходимо владеть близкой к идеальной техникой взаимодействиям. Спортсменки должны демонстрировать безупречную технику владения предметами, элементами без предмета и элементами взаимодействия, связанными с перебросками, передачами предметов друг другу, а также согласованной синхронной или асинхронной работой, что отличает групповые упражнения от индивидуальных. Команды, техника двигательных взаимодействий которых отвечает прогрессивным стандартам, могут претендовать на высокие результаты соревновательной деятельности в групповых упражнениях (Т.В. Нестерова, О.С. Кожанова, 2009).
Наиболее значимыми причинами ошибок являются: неточный бросок партнера; волнение; недостаточная или слишком большая сила броска; неправильная ловля предмета (И.С. Семибратова, 2007).
Как показывают исследования Е.С. Краевой и И.А. Степановой (2013), современные правила соревнований предъявляют высокие требования, как к технике выполнения перебросок, так и к разнообразию их использования, а это в свою очередь, требует от гимнасток наличия высокого уровня технической подготовленности. Одним из важных факторов повышения уровня технической подготовленности является развитие специальных способностей.
Чаще всего ошибки совершаются при выполнении перебросок, менее
часто - при выполнении сотрудничеств, реже - при выполнении индивидуальных бросков. На вопрос о наиболее частых причинах потери предмета во время выполнения перебросок, большинство специалистов отметили такую ошибку, как неточная траектория полета предмета. На втором месте - несвоевременный бросок предмета партнеру, на третьем - неправильное расстояние между гимнастками.
Среди компонентов координационных способностей Е.С. Краева и И.А. Степанова (2013) в первую очередь выделяют способность к дифференцированию пространственных параметров. Далее следует способность соизмерять временные параметры, на третьем месте - способность сохранять динамическое равновесие и способность соизмерять силовые параметры при выполнении перебросок, и фактором, влияющим в меньшей степени на успешность исполнения перебросок, специалисты отметили способность сохранять статическое равновесие. При оценивании значимости компонентов скоростных способностей, большинство респондентов на первое место по значимости, поставили время двигательной реакции. Второй по значимости способностью специалисты отметили
скорость двигательного действия, и третьей способностью - темп движения. Проявление быстроты двигательной реакции имеет важное значение в групповых упражнениях. При выполнении перебросок значимость скоростно-силовых способностей выше, чем собственно силовых.
Уровень развития таких специальных способностей, как точность воспроизведения различных параметров движения: пространственных, временных, силовых, и время двигательной реакции оказывают значительное влияние на успешность выполнения перебросок в групповых упражнениях (Е.С. Краева, И.А. Степанова, 2013).
Наименьшей сложностью обладают элементы трудности без обмена, т.к. они не связаны с бросками предметов, а связки из элементов трудности выполняются каждой гимнасткой индивидуально. Элементы взаимодействия характеризуются групповыми действиями гимнасток, включающими в себя “риск” в работе с предметом. В связи с этим, сложность исполнения элементов достаточно высока и их отработка требует продолжительного времени.
Согласно исследованиям Н.А. Шевчук (2005), уровень манипулятивного владения предметами у гимнасток, выступающих в группе, и у гимнасток, специализирующихся в индивидуальной программе, практически одинаков. Однако у «групповичек» лучше развиты точность пространственных восприятий и дифференцировка временных компонентов движений, по сравнению с гимнастками, работающими индивидуально. Независимо от вида многоборья, они эффективнее оценивают положение предметов в пространстве, расстояние между ориентирами, определяют темпоритмическую структуру выполняемого движения.
Характер допускаемых ошибок при выполнении двигательных взаимодействий в групповых упражнениях у мастеров спорта и юниорок не имеет существенных различий. Наибольшее количество ошибок в
контактных взаимодействиях допущено на ловле предметов: юниорками
25,23%, мастерами спорта - 25,21%.
По мнению Н.А. Шевчук (2005), изначальное обучение юных гимнасток двигательным взаимодействиям в групповых упражнениях наряду
с одновременным формированием индивидуальной техники работы без предмета и с предметами способствует повышению уровня технического мастерства гимнасток, как в групповых, так и в индивидуальных
упражнениях.
Использование различных зрительных ориентиров при выполнении элементов двигательных взаимодействий позволяет тренеру моделировать условия, необходимые для воспроизведения требуемого соотношения величины и направления движений предметов и гимнасток во время взаимодействий.
С целью совершенствования согласованности коллективных действий гимнасток рекомендуется выполнение двигательных заданий под музыкальные произведения с различной темпо-ритмической структурой
(Н.А. Шевчук, 2005).
Известно, что спортивная результативность во многом определяется правильным планированием и коррекцией тренировочных нагрузок. Однако не всегда успех выступления гимнасток прямо зависит от количества и структуры выполненной работы. Согласно исследованиям А.С. Мальневой (2012), основной причиной этого является отсутствие учета качественной стороны исполнения и, в первую очередь, учета ошибок, допущенных в комбинациях. Подчас гимнастки, при подготовке к соревнованиям, выполняют большой объем тренировочной работы, а на соревнованиях выступают неудачно. При более тщательном анализе выясняется, что выполнение комбинаций сопровождалось большим количеством потерь предмета, незначительными, а также, грубыми ошибками в исполнении элементов.
Как правило, в течение всех шести микроциклов преобладает работа над совершенствованием исполнения элементов трудности обмена. Это объясняется особой сложностью данных элементов, которая заключается в осуществлении обмена предметами между гимнастками, посредством броска, выполняемого в сочетании с элементами трудности. Следовательно, отработка таких элементов требует больших затрат времени.
Основным, наиболее информативным показателем степени готовности к соревнованиям является комбинация, выполненная без ошибок. Показатель общего количества ошибок не является достаточно информативным.
Регистрация качества исполнения является прогностическим показателем подготовленности команды к соревнованиям (А.С. Мальнева, 2012).
Содержание групповой тактики составляют действия, позволяющие гимнасткам, выступающим в групповых упражнениях, достичь максимально возможных результатов. К тактическим приемам относятся:
1. Подбор гимнасток, обладающих примерно равными весоростовыми показателями, физической и технической подготовленностью, исполнительским стилем, совместимых в работе.
2. Выбор музыки и составление групповых упражнений с учетом физических, технических и эмоциональных возможностей гимнасток с максимальной трудностью и надбавками.
3. Рациональное взаимодействие гимнасток - попадание в двойки - тройки гимнасток со сходными внешними, физическими, техническими и психологическими данными (М.В. Приставкина, 1988; Л.А. Карпенко, 2003; Р.В. Фаттахов, 2011).
Групповые упражнения в художественной гимнастике вызывают учащение сердечных сокращений до 180-198 уд/мин, общий кислородный долг после выполнения упражнений в среднем составляет 4,74 ± 1,19 л. У гимнасток более высокой квалификации при выполнении соревновательных
комбинаций наблюдались более высокие показатели частоты сердечных
сокращений (С.А. Меканцишвили, 1991).
В художественной гимнастике успех зависит от многих компонентов подготовки, прежде всего, от грамотной постановки учебно-тренировочного процесса с учетом требований, предъявляемых правилами соревнований. Кроме того, необходимо своевременно выявлять причины неудач выступлений, разрабатывать современные технологии управления группой гимнасток с направленностью на достижение совместных, спортивных успехов (Г.М. Лаврухина, Т. Иванова, 2012).
Подготовка гимнасток для групповых упражнений должна осуществляться с учетом развития интегрального показателя специальной выносливости, который определяется индивидуально для каждой гимнастки, характеризуя работоспособностью при выполнении специальных тренировочных заданий и соревновательных композиций длительное время с наименьшим количеством технических ошибок (И.С. Сиваш, 2012).
Для занимающихся гимнастикой 96,2% опрошенных подчеркнули необходимость использования средств спортивных игр с целью формирования умения принимать решения в изменяющихся условиях, а также в условиях дефицита времени; коммуникативных качеств. Эти средства возможно использовать в переходный период в условиях оздоровительного сбора (В.В. Фудимов, 2012).
Из исследований Т.В. Нестеровой и О.С. Кожановой (2009) можно сделать вывод, что в настоящее время из трех основных типов организации подготовки команд в групповых упражнениях типичной является непрерывная тренировка в течение нескольких месяцев (от двух до шести), цель которой - участие в конкретных соревнованиях, за которой следует часто длительный период работы по индивидуальной программе. В данных условиях, как правило, не удается сохранить постоянный состав команды, и даже если он остается прежним, подготовка к очередным соревнованиям в групповых упражнениях существенно затрудняется задачей унификации всех сторон подготовленности гимнасток.
Успешная деятельность спортсменок в групповых упражнениях художественной гимнастики предполагает учет сходства психофизиологических особенностей гимнасток, к числу которых относятся: активность зрительного, слухового, вестибулярного и двигательного анализаторов; сосредоточенность внимания, четкость представлений, память, мышление; уровень координационных способностей, выразительных способностей, ловкость, точность дифференцировки мышечных усилий и точное восприятие пространственных параметров движения.
К наиболее значимым по степени влияния на соревновательный результат, авторы относят физическую, техническую и психологическую подготовленность гимнасток. В настоящее время высокий уровень результатов доступен лишь спортсменкам с высокими показателями технического мастерства, с оптимальным соотношением физических качеств. Успех в соревнованиях по групповым упражнениям в значительной степени зависит от качественного отбора спортсменок. Независимо от
педагогического стажа и опыта работы на эффективность соревновательной деятельности гимнасток в групповых упражнениях влияет качество отбора (Т.В. Нестерова, О.С. Кожанова, 2009).
Таким образом, одним из наиболее важных компонентов подготовки спортсменок, выступающих в групповых упражнениях, является отбор гимнасток в команды.
|