Подготовка спортсменов высокого класса сегодня невозможна без четко организованного отбора перспективных спортсменов по индивидуальным показателям физического развития и физической подготовленности (С.Н. Андреев, Г.А. Хрусталев, 2011).
Основными принципами спортивного отбора, отвечающими современным требованиям развития всей системы многолетней подготовки, являются: многоступенчатость и взаимосвязь отбора с этапами многолетней подготовки, периодичность, динамичность, специфичность, комплексность, надежность, информативность. Принципы спортивного отбора и ориентации позволяют рассматривать систему отбора как сложную, динамичную структуру, действие которой определяется влиянием ряда факторов. Динамичность системы отбора и ориентации обусловлена тенденцией постепенного изменения влияния генетически детерминированных показателей как приоритетных (морфологических и функциональных) в сторону уменьшения и увеличение значимости роли спортивнопедагогического критерия, обусловленного влиянием специально созданного организованного процесса подготовки, социальных факторов, способностью спортсменов высокой квалификации к видоизменению техники движений. Значимость критериев связана с особенностями вида спорта (О.А. Шинкарук, 2011).
В настоящее время групповые упражнения выполняются пятью гимнастками. Одной из предпосылок повышения результативности соревновательной деятельности в них является учет фактора совместимости при отборе гимнасток в команды. Это связано с требованием рассматривать сотрудничество (взаимодействие) гимнасток в качестве основополагающего компонента содержания соревновательной деятельности в групповых упражнениях (Т.В. Нестерова, О.С. Кожанова, 2009).
Согласно исследованиям Е.Н. Медведевой, Ф.Ф. Гаибова и В.С. Терехина (2013), существующая практика отбора в спорте вообще и в гимнастике, в частности, не может быть оценена как достаточно эффективная и соответствующая современным тенденциям развития спорта высших достижений. 100% тренеров в проводимом авторами анкетировании указывали на значимость качественного начального спортивного отбора для достижения высокой результативности в конкретном виде гимнастики (Е.Н. Медведева, Ф.Ф. Гаибов, В.С. Терехин, 2013).
Ряд авторов (О.В. Шебалдина, 2004; Н.В. Глазкова, 2012; Т.Н. Кочарян, 2012 и др.) сходятся во мнении, что особенности телосложения занимающихся являются одним из показателей, оказывающих существенное влияние на достижение успехов в соревновательной деятельности, в совокупности с педагогическими, физиологическими, психологическими позволяют определить спортивную пригодность и перспективность занимающихся для определенного вида спорта уже на начальных этапах многолетней подготовки.
Одновременно с морфологическими и двигательными признаками, ведущую роль в процессе становления и совершенствования спортивного мастерства играют индивидуально-психологические особенности спортсмена.
Для гимнасток значимыми являются сила, ловкость, смелость, гибкость, решительность, трудолюбие, настойчивость, работоспособность, весоростовые показатели и особенности телосложения (Н.В. Глазкова, 2012).
По данным И.А. Винер, Р.Н. Терехиной и А.А. Гурьева (2012), система отбора в сборную команду России гимнасток, выступающих в индивидуальной программе и в групповых упражнениях, учитывает:
- спортивный результат;
- степень соответствия целевой модели по содержанию и сложности упражнения, требования к композиции и артистизму;
- динамику спортивных результатов;
- стабильность выступлений;
- показатели надежности спортивных результатов;
- выполнение индивидуального плана;
- интегральный показатель здоровья;
- антропометрические данные спортсменок (вес, рост).
Согласно исследованиям Е.Н. Медведевой и Ф.Ф. Гаибова (2013), общие требования, предъявляемые к спортсменам в различных гимнастических дисциплинах:
1) высокий уровень развития координационных способностей; 2) большой объём двигательной памяти; 3) высокий уровень проявления точности дифференцировки параметров (временных, пространственных, динамических) движений; 4) высокий уровень общей физической и функциональной подготовленности; 5) наличие базовых двигательных навыков: «динамической осанки», «стойки», «приземления», «вращения»; 6) наличие хореографической подготовленности; 7) наличие высокоразвитого чувства ритма; 8) высокий уровень проявления самостоятельности, активности и нормативности поведения.
Также авторы отмечают, что специальные требования, предъявляемые к спортсменам в художественной гимнастике: 1) наиболее низкий весоростовой индекс; 2) большие рычаги, позволяющие улучшить выразительность и восприятие амплитуды движений; 3) высочайший уровень проявления гибкости во всех суставах; 4) высокоразвитая мелкая моторика и тактильная чувствительность, необходимая в работе с предметами; 5) наличие музыкальности, танцевальности и выразительности движений.
Специфические критерии отличаются своей устойчивостью, информативностью и способностью предопределять эффективность освоения и выполнения гимнастических упражнений. К ним можно отнести морфологические и психические особенности. Именно они в гимнастических дисциплинах имеют достоверные различия.
К координационным способностям, в первую очередь, значимым для художественной гимнастики, Е.В. Павлова (2008) относит способность к равновесию, к ритму, темпу движения, ориентированию в пространстве, дифференцированию временных, силовых и пространственных параметров движения, согласованию и соподчинению движений, способности к расслаблению мышц.
Гимнастки старшей возрастной группы 13—14 лет и более высокой квалификации, имеют самые высокие коэффициенты корреляции между показателями отдельных координационных способностей и техникой владения гимнастическими предметами.
Среди значительного комплекса показателей, лимитирующих результативность соревновательной деятельности в художественной гимнастике, важное место Е.В. Павлова (2008) также отводит координационным способностям. Высокая генетическая обусловленностью данных показателей дает основание специалистам принимать их во внимание в качестве достаточно существенных критериев спортивного отбора и оценки перспективности юных спортсменов.
Анализ учебных программ отделений художественной гимнастики в спортивных школах показал, что в них полностью отсутствуют контрольные нормативы и методические указания по оценке и контролю за показателями развития координационных способностей, что значительно осложняет отбор и оценку перспективности юных спортсменов, ведь художественная гимнастика, даже по классификации, относится к сложнокоординационным видам спорта. Наиболее значимые специфически проявляемые координационные способности в художественной гимнастике:
- способность к реагированию;
- способность к ориентированию;
- способность к согласованию;
- способность к равновесию;
- кинестетическая способность;
- темпо-ритмовая способность;
- статокинетическая устойчивость.
Наиболее перспективными являются гимнастки с высоким исходным уровнем развития координационных способностей и высокими темпами роста этих показателей. Гимнастки с высоким исходным уровнем развития координационных способностей значительно опережают своих сверстниц по показателям технической подготовленности и спортивному результату (Е.В. Павлова, 2008).
В групповых упражнениях принципиально важным является равенство гимнасток по технической подготовленности, уровню физической подготовленности, антропометрическим и морфофункциональным показателям, способности работать в коллективе, согласовывать свои действия с партнерами. В спортивной практике комплектование спортивных групп, составов команд зачастую осуществляется тренером интуитивно, без учета фактора совместимости. Отсюда возникают различные негативные явления в совместно выполняемой спортивной деятельности: длительное разучивание упражнений и нестабильное их выполнение, непонимание партнера, конфликты. Поэтому проблема эффективной совместной деятельности спортсменок в командах посредством взаимодействия друг с другом остается центральной в теории и методике художественной гимнастики в целом и отбора, в частности.
При комплектовании команд по групповым упражнениям совместимость лежит в основе формирования взаимопонимания, межличностного взаимодействия, взаимоотношений и срабатываемости взаимодействующих спортсменок.
Двигательная совместимость спортсменок в групповых упражнениях, по мнению Т.В. Нестеровой и О.С. Кожановой (2009), является основополагающим началом, направляющим и регулирующим весь процесс обучения совместным двигательным действиям. Она определяется как единство (оптимальность) взаимодействующих спортсменок при выполнении совместной деятельности. В качестве признаков двигательной совместимости гимнасток в групповых упражнениях выступают: высокая сработанность группы, точность и согласованность действий, надежность, быстрота овладения новыми совместными действиями, стабильность их выполнения, повышение результативности соревновательной деятельности команды за счет сходного уровня физической, технической и тактической подготовленности гимнасток.
Для групповых упражнений в большей степени пригодны гимнастки, имеющие сходное телосложение по показателям длины и массы тела, длинотных размеров тела (рост сидя, длина верхних и нижних конечностей), активной массы тела, состава волокон скелетных мышц.
Респонденты, участвующие в исследовании авторов, на первое место поставили уровень технического мастерства спортсменок, на второе - уровень развития физических качеств. Далее следуют психофизиологические и морфофункциональные особенности гимнасток, опыт выступлений в групповых упражнениях, желание участвовать в соревнованиях.
В отличие от индивидуальных, групповые упражнения значительно разнообразнее и сложнее по характеру двигательных действий. Данный вид художественной гимнастики предъявляет высочайшие требования к техническому мастерству, внешним признакам, психофизиологическим характеристикам и индивидуально-психическим особенностям гимнасток.
При отборе спортсменок в команды по групповым упражнениям в качестве критериев, по степени значимости, могут рассматриваться: 1 - уровень технического мастерства спортсменок; 2 - уровень развития физических качеств; 3 - морфофункциональные показатели; 4 - психофизиологические особенности; 5 - опыт выступлений в групповых упражнениях; 6 - желание участвовать в соревнованиях (Т.В. Нестерова, О.С. Кожанова, 2009).
И.С. Сиваш (2012) отмечает, что система подготовки гимнасток в групповых упражнениях в настоящее время направлена на достижение срочного результата в конкретных соревнованиях и не ориентирована на целенаправленную подготовку гимнасток в процессе многолетнего совершенствования данного олимпийского вида художественной гимнастики. Развивающаяся сеть частных спортивных клубов и школ, коммерциализация и самоокупаемость занятий стали одной из причин некачественного отбора и ориентации спортсменок. Отбор гимнасток для участия в групповых упражнениях чаще всего проводится бессистемно, что свидетельствует об отсутствии стратегии отбора и ориентации в спортивных школах по художественной гимнастике. Длительное разучивание упражнений и нестабильное их выполнение из-за разной подготовленности гимнасток, невнимание к индивидуальным возможностям гимнасток, непонимание партнера, слабой сложности программ выступлений. Система спортивного отбора и ориентации на практике не взаимосвязаны с системой подготовки гимнасток на разных этапах, и это затрудняет осуществление ориентации подготовки гимнасток с учетом их индивидуальных особенностей и задач тренировочного процесса.
В учебных программах ДЮСШ отсутствуют рекомендации по отбору и ориентации к групповым упражнениям. Система отбора и ориентации подготовки в многолетнем процессе, как показывают результаты исследований ряда авторов, основана на теоретических положениях и предполагает четыре блока показателей: педагогический (темпы роста спортивного мастерства, уровень развития специальных физических качеств, характерных для художественной гимнастики), морфологический, физиологический и психофизиологический. Для оценки эффективности тренировочного процесса целесообразно анализировать темпы прироста показателей специальной физической подготовленности гимнасток на каждом из этапов многолетнего совершенствования в форме тестирований, что позволяет сделать своевременный вывод об эффективности используемых в учебно-воспитательном и учебно-тренировочном процессе средств.
По мнению И.С. Сиваш (2012), наиболее значимыми для успешной соревновательной деятельности в групповых упражнениях является техническая подготовленность, на второе место по значимости отнесена психологическая подготовленность - 20% и на третьем месте - тактическая подготовка - 10%.
Целью проведения первичного отбора является комплектование групп начальной подготовки (возраст детей 5-7 лет). Критериями первичного отбора в художественной гимнастике является возраст начала занятий, который находился в диапазоне от 4,5 ± 0,30 года до 5,3 ± 0,60 лет. Оценка конституционных особенностей ребенка является одним из основных критериев первичного отбора. Предпочтение отдается девочкам мускульноастенического типа, с узким тазом, тонкой костью и удлиненной формой мышц (рост - 110-123 см; вес - 19-23 кг). При определении спортивной пригодности рассматривают показатели физического развития и особенности телосложения, врожденные качества, развитие физических качеств: гибкости, скоростно-силовых качеств (прыгучесть), развитие координации и вестибулярной устойчивости. Отбор проводится в присутствии родителей, чтобы учесть прогнозирование ростовых показателей, в связи с подготовкой гимнасток к групповым упражнениям.
Как отмечает И.С. Сиваш (2012), подготовка, отбор и ориентация отдаленного резерва начинается непосредственно после обучения основам художественной гимнастики. Данный уровень охватывает четыре года и соответствует по времени этапу начальной и предварительной базовой подготовкам. Отбор и ориентация носят рекомендательный характер. Это связано с подготовкой гимнасток и необходимостью её ориентации с учетом выявленных задатков.
Критериями отбора в группы начальной подготовки выступают: оптимальный возраст начала занятий спортом; состояние здоровья; антропометрические показатели (рост, вес, пропорции тела, форма позвоночного столба и грудной клетки, строение таза и ног, размеры стопы); уровень проявления двигательных качеств, обусловленных природными задатками; мотивация к занятиям; освоение технических элементов и оценка координационных возможностей. Одним из важных критериев начальной подготовки выступает прирост результатов за первые полтора года занятий и
как следствие значимости роли спортивно-педагогического критерия отбора
- способность ребенка к более высокой квалификации. Значимость координации движений в художественной гимнастике все более возрастает в связи с увеличением разнообразия и сложности техники выполнения упражнения. Целесообразно использовать в практике спортивного отбора тестовые задания для оценки способности к согласованию движений и зрительно-двигательной реакции, точности воспроизведения и дифференцирования пространственных и силовых параметров движений, быстроты реакции на движущийся объект, внимания и мышления.
Согласно мнению И.С. Сиваш (2012), ориентация спортивно одаренных детей тесно связана с актуальными вопросами оптимизации всего процесса подготовки спортивных резервов и прогнозированием их будущих результатов. 50% успешности в художественной гимнастике составляет талант и 50% - тренировка, так как высшим уровнем способностей гимнастки является результат его развития, в процессе рационально построенной спортивной деятельности. К факторам физической подготовленности гимнасток для групповых упражнений на начальном этапе подготовки, отнесены координация, гибкость (подвижность в тазобедренных и плечевых суставах) и силовая выносливость. Комплексный педагогический контроль, включающий оценку морфологических данных: технической, физической, функциональной, хореографической подготовленности; мотивационно-волевых особенностей, обучение специальной технической подготовки, проведение ежегодных педагогических тестирований, изучение задатков и способностей ребенка уже после 2-3 года подготовки позволяет тренеру дать рекомендации и ориентировать гимнастку для участия в индивидуальных или групповых упражнениях.
И.С. Сиваш (2012) отмечает, что целью этапа предварительной базовой подготовки является формирование учебно-тренировочных групп, где направлением ориентации выступает разносторонняя базовая специальная подготовка. Осуществляя предварительный отбор на данном этапе, производится оценка перспектив успешного спортивного совершенствования:
- (возраст 8-9 лет). Проходит углубленная проверка соответствия требованиям, предъявляемым к успешной специализации в художественной гимнастике. Ведущими критериями прогнозирования на данном этапе являются темпы и прирост развития физических качеств: развитие первоначального умения, прирост и формирование двигательных навыков; мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении учебных заданий; состояние здоровья. Длительное систематическое изучение каждого ребенка спортивной школы позволяет судить о времени, которое требуется для овладения техникой того или иного упражнения (моторная обучаемость). Тренеры считают, что возраст 8 лет (67%) оптимальным для начала подготовки гимнасток к групповым упражнениям. К приоритетным способностям гимнасток, ориентированных на групповые упражнения на данном этапе многолетнего совершенствования, по мнению респондентов, отнесены координация, гибкость и чувство предмета.
- (возраст 10-11 лет). Критериями выступают: выполнение контрольнопереводных нормативов, учет двигательного потенциала, дальнейшее развитие физических качеств, формирование совершенного исполнения двигательных действий; совершенствование функциональных возможностей организма, освоение новых двигательных навыков, состояние здоровья, психическая устойчивость на соревнованиях. На данном этапе формируется резерв сборных команд городов, областей для юниорок и отдаленный резерв гимнасток с ориентацией к индивидуальным или групповым упражнениям. Респонденты-тренеры определили возраст для начала соревновательной деятельности в групповых упражнениях: 72% считают возраст 9-10 лет, 28% - возраст 10-11 лет. Критериями отбора гимнасток для групповых упражнений 2-го и 1-го юношеского разряда выступают уровень развития координации, хореографической подготовленности и антропометрические показатели.
Исследования И.С. Сиваш (2012) показали, что при построении подготовки, отбора гимнасток ближайшего резерва и их ориентации, одним из критериев является оптимальный возраст демонстрации первых спортивных успехов на международной арене и достижения наивысших результатов.
Целью специализированной базовой подготовки является формирование группы спортивного совершенствования спортивных школ, сборных команд клубов (возраст 12-14 лет). На промежуточном отборе производится оценка возможности достижения высокого мастерства в конкретных видах соревнований (индивидуальные или групповые программы). Критериями выступают спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки, степень закрепления технических навыков при выполнении заданий и упражнений, техническая готовность и устойчивость гимнасток к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятельности, показатели специальной подготовленности и функционального развития, здоровье гимнастки. В художественной гимнастике возрастная зона данного этапа охватывает подростковый период, сопровождающийся диспропорцией в развитии органов и систем, перестройкой эндокринного аппарата, что приводит к ухудшению протекания адаптационных процессов, снижению работоспособности, замедлению восстановительных реакций после тренировочных и соревновательных нагрузок. К важным факторам относят уровень специальной физической и технической подготовленности (количество элементов высшей сложности, сверхсложных элементов); соревновательный опыт, потенциальные возможности систем организма (двигательного анализатора, вестибулярного и нервно-мышечного аппаратов и др.); психическую устойчивость к тренировочным и соревновательным нагрузкам, надежность технического мастерства в стрессовых ситуациях, целеустремленность в достижении результатов, превосходство в конкретных показателях технической, хореографической, психической и физической подготовленности перед предстоящими соревнованиями. В данный период происходит комплектование групп спортивного совершенствования, сборных юношеских, юниорских и молодежных команд страны, как к индивидуальным, так и групповым программам.
По данным И.С. Сиваш (2012), на этапе подготовки к высшим достижениям осуществляется основной отбор, (первая ступень), (возраст 1516 лет). Целью является определение перспективных спортсменок, у которых можно прогнозировать рост спортивных результатов на уровне международных достижений, а направление ориентации связано с совершенствованием сторон подготовленности в соответствии с избранной спортивной специализацией (индивидуальные или групповые программы). Критериями выступают: устойчивая мотивация к достижению высокого мастерства, умение и желание побеждать; отсутствие отклонений в состоянии здоровья, положительная динамика спортивных достижений;
уровень владения соревновательными программами (баллы, занятые места), стабильность достижений в отборочных соревнованиях, нацеленность на победу, психологическая, технико-тактическая и функциональная готовность к перенесению больших нагрузок, резервы дальнейшей адаптации функциональных систем и механизмов, прирост двигательных качеств, совершенствование важнейших элементов техники, тактической и психологической подготовленности. При отборе для участия в соревнованиях различного ранга принимается во внимание степень оптимальной готовности каждой гимнастки к демонстрации определенного спортивного достижения с учетом отборочных соревнований, психологическая надежность, волевые качества, функциональное состояние организма.
И.С. Сиваш (2012) считает, что основной отбор - вторая ступень - этап максимальной реализации индивидуальных возможностей (возраст 17-18 лет). Цель - подготовка, отбор в национальные сборные команды страны. Основной отбор служит для оценки перспектив достижений высшего мастерства, обеспечивающего успехи в крупнейших соревнованиях. Направление ориентации - углубленная специализация подготовки (индивидуальные или групповые программы), максимальная реализация индивидуальных функциональных резервов. Критериями выступают: всесторонний анализ спортивных результатов гимнасток на главных отборочных соревнованиях, динамика спортивных результатов на протяжении последних лет, показатели специальной подготовленности функционального развития, уровень здоровья, соответствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям на уровне результатов мастера спорта международного класса, стаж регулярных занятий спортом. Разработку критериев отбора в сборные команды должен проводить тренерский совет федерации совместно с комплексными научными группами на каждый год олимпийского цикла.
Заключительный отбор - этап сохранения достижений и постепенного
снижения результатов (возраст 19 лет и старше) - оценка перспектив продолжительного сохранения высшего мастерства. Критериями выступают: выполнение индивидуального плана подготовки за предыдущий и текущий годы и соответствие поставленным задачам, опыт участия в международных соревнованиях, стабильность и надежность участия в чемпионатах Европы и мира, международных соревнованиях, высокий уровень технической подготовленности, психологическая устойчивость и проявление моральноволевых качеств, высокая мотивация, соответствие индивидуальным или групповым модельным характеристикам, международный рейтинг, состояние здоровья (отсутствие травм и хронических заболеваний), прохождение допинг-контроля, заключение и рекомендации комплексной научной группы (И.С. Сиваш, 2012).
Юная гимнастка, попадая в сборную команду на спортивнотехническом уровне кандидата в мастера спорта, имеет достаточно сильный стереотип индивидуальной работы, что затрудняет подчинение особенностей каждой спортсменки общим требованиям группового упражнения.
Рядом авторов (Л.А. Карпенко, 1989; Н.А. Овчинникова, Е.В. Бирюк, 1998; Ю.А. Архипова, 1998 и др.) доказана эффективность традиционной системы начального обучения гимнасток, в основе которой лежит формирование универсальных двигательных навыков в ходе индивидуальной работы без предмета и с предметами. При этом обучение групповым упражнениям в раннем возрасте не предусматривается. Такого же мнения придерживаются и украинские специалисты (Т.Н. Нестерова, 1993; Т.Н. Мирошниченко, 2001), которые рекомендуют проводить обучение и совершенствование двигательных взаимодействий в групповых упражнениях на этапе углубленной специализации гимнасток, а именно в 12-14 лет. Однако представители болгарской школы гимнастики (N. Robeva, M. Ranquelova, 1985) обосновали применение парных и групповых упражнений
на этапе начальной подготовки, как эффективного средства воздействия на двигательные качества юных гимнасток. В то же время испанский тренер Aurora Fernandes del Valle (1991) считает, что раннее обучение детей групповым взаимодействиям способствует освоению некоторых технических приемов в работе с предметами (Н.А. Шевчук, 2005).
Для достижения высокого спортивного мастерства в художественной гимнастике большое значение имеют скорость реакции, статическое равновесие, скоростно-силовая подготовленность, общая выносливость, взрывная сила. Параметры технической подготовленности, такие как трудность и оригинальность упражнений, техническая оснащенность композиций, исполнительское мастерство и уровень предметной подготовленности гимнасток характеризуют специфику тренировочной и соревновательной деятельности, как в индивидуальных, так и в групповых упражнениях. При отборе спортсменок для работы в групповых упражнениях художественной гимнастики следует учитывать функциональный потенциал организма спортсменок. Критерии функциональной совместимости рассматриваются в качестве предпосылок высокой работоспособности членов команды и имеют приоритетное значение в достижении соревновательного результата (О.С. Кожанова, 2013).
Высокий уровень функциональной подготовленности спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой, опосредует соревновательный результат, как в индивидуальных, так и в групповых упражнениях.
Спортсменки по уровню функциональной пригодности делятся на три состава. Наиболее предпочтительным для работы в групповых упражнениях, по мнению О.С. Кожановой (2013), является состав гимнасток, склонных к выполнению нагрузок анаэробно-аэробной направленности, менее - гимнастки, склонные к выполнению нагрузок аэробно-анаэробных направленности и далее - спортсменки с неэкономичной работой сердца с напряженным режимом функционирования (О.С. Кожанова, 2013).
Результаты исследований Е.А. Олейник (2013) показали, что дерматоглифические узоры пальцев рук проявляют свое детерминирующее значение и могут быть использованы как морфогенетические маркеры предрасположенности к определенным видам спортивной деятельности, наряду с другими морфологическими признаками и функциональными показателями.
Подводя итог данному параграфу, можно сказать, что совместимость гимнасток в команде, выступающей в групповых упражнениях художественной гимнастики, является залогом ее успешных спортивных результатов. Большинство специалистов в качестве главных критериев отбора в команды используют морфологические показатели, а также показатели технической и физической подготовленности. Многие авторы подчеркивают, что немаловажным фактором является психологическая совместимость спортсменок. Однако подробных исследований, касающихся данной стороны вопроса, в доступной литературе, а также в спортивной практике, нами выявлено не было. Данный факт подчеркивает необходимость далее заострить внимание на психологических особенностях спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой.
|