Воскресенье, 24.11.2024, 15:54
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Психологические особенности спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой

По мнению О.В. Новицкой (2003), дальнейшее изучение компонентов системы соревновательной деятельности гимнастов и разработка новых технологий повышения соревновательной результативности должно идти по пути совершенствования, прежде всего, средств и методов психологической подготовленности спортсменов. При этом с повышением спортивной квалификации спортсменов более значимой становится психологическая составляющая их спортивной подготовленности, особенно в условиях соревнований и подготовки к ним.

К психологическим функциям, качествам и свойствам личности, необходимым для достижения высоких спортивных результатов в

художественной гимнастике Л.А. Карпенко (2003) относит:

Высокую активность анализаторов - зрительного, слухового, вестибулярного и двигательного.

Сосредоточенность внимания, четкость представлений, хорошую память (зрительная, двигательная и музыкальная), быстрота, глубина и гибкость мышления, богатое воображение.

Высокий уровень координационных способностей.

Музыкальные способности: слух, чувство ритма, умение слушать и понимать музыку.

Выразительные способности: эмоциональность, выразительность и артистизм.

Морально-нравственные качества: любовь к художественной

гимнастике, дисциплинированность, организованность,

исполнительность, чувство долга, личную ответственность, коллективизм, уважение к тренерам, подругам, соперникам и судьям.

Волевые качества: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержку, терпеливость и самообладание, самостоятельность и инициативность.

Эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, независимость и самостоятельность.

Способность к саморегуляции психологических состояний, умение сосредотачиваться и противостоять неблагоприятным воздействиям. Групповые упражнения предусматривают коллективную

согласованность, включающую элемент ситуативности. При этом ситуативность зависит не от временных физических, но и психических состояний каждого члена группы. Кроме того, на тренировочную и соревновательную деятельность гимнастов существенное влияние оказывают, помимо всего прочего, межличностные отношения партнеров и индивидуально-психологические свойства личности спортсменов.

К социально-психологическим особенностям соревновательной деятельности гимнастов высокой квалификации О.В. Новицкая (2003) относит:

- благоприятную психологическую атмосферу в составах;

- высокую степень заинтересованности в тренировочной и соревновательной деятельности;

- высокую степень эффективности спортивной деятельности;

- высокую степень влияния замечаний тренера и похвалы партнеров во время соревнований на активизацию и мобилизацию организма;

- выраженность «сотрудничества» в предсоревновательных конфликтных ситуациях.

Наиболее благоприятный психологический климат в составах стимулирует проявление стенических эмоциональных реакций и положительно влияет на эффективность совместной деятельности спортсменов (О.В. Новицкая, 2003).

Современная гимнастика предъявляет чрезвычайно высокие

требования к эмоциональной устойчивости спортсмена (Л.Я. Аркаев, 2004). Соревновательная деятельность вызывает у спортсмена сильное

эмоциональное возбуждение, которое выражается в самых различных чувствах, в том числе и в состоянии повышенной тревожности (Л.М. Аболин, 1985; А.П. Богомолов, 1974; Е.Н. Гогунов, 2000, 2004 и др.).

Одной из важнейших проблем психологической подготовки юных гимнасток является поддержание оптимального уровня состояния тревоги для наиболее эффективного выступления на соревнованиях (А.П. Богомолов, 1974). Как отмечает А.В. Родионов (2004), уровень этот очень индивидуален и может существенно различаться даже у спортсменов, имеющих равную степень мастерства (А.В. Абдулина, 2009).

Как отмечает главный тренер сборной России, необходимо постоянное

взаимодействие - спортсмен, врач, психолог, тренер (И.А. Винер-Усманова, 2013). По сути, результативность выступлений спортсменок напрямую зависит от устойчивости гимнасток (И.А. Винер и др., 2012).

Согласно данным А.С. Дамадаевой (2011), спортсменки, занимающиеся феминными видами спорта, к которым бесспорно относится художественная гимнастика, отличаются нейротизмом, мягкостью по отношению к окружающим и тревожностью. У женщин такие качества личности, как тревожность и нейротизм, не влияют на результативность, т.е. для них они не являются «противопоказанием» к спортивной успешности (вероятно потому, что их эмоциональность воспринимается не как признак «слабости» и поэтому кажется более «простительной»).

У спортсменок специфичными спортивно-важными качествами личности, соответствующими полу, являются:

высокая дипломатичность;

высокая напряженность;

высокая открытость;

высокая стабильность;

низкая идеалистичность (т.е., прагматизм);

высокая экспрессивность.

Обращает на себя внимание тот факт, что в целом в женском спорте ряд «исконно женских» качеств личности играет довольно позитивную роль. Т.е., женщины добиваются высоких результатов, в том числе, и за счет некоторых своих специфичных качеств, таких как умение общаться, договариваться, нравиться. Однако доля таких качеств в спортивном успехе довольно невысока. К числу таких специфично-феминных признаков можно отнести только дипломатичность, открытость и экспрессивность. Также заслуживает внимание связь со спортивной результативностью высокой напряженности, что доказывает, что «цена» спортивного успеха для женщин зачастую выше, чем для мужчин и связана с напряжением всех сил и потенциалов (А.С. Дамадаева, 2011).

Спортсменкам, занимающимся художественной гимнастикой, особенно специализирующимся в групповых упражнениях, во время соревнований необходимо воспринимать большой объем информации. Поэтому девушки обладают исключительно тонким восприятием ситуаций обстановки, точным расчетом времени и дистанции, оперативным тактическим мышлением (А.С. Кузнецов, Д.Р. Закиров, 2013).

Стремление развивать и совершенствовать себя в спортивной деятельности более присуще представителям художественных видов спорта. У них больше выражено желание получать удовольствие от самого процесса тренировок и соревнований, цель занятий спортом более осознана. Те спортсмены, которые специализируются в артистических видах спорта, характеризуются большей направленностью на результат спортивной деятельности и на самосовершенствование, чем те, кто занимается игровыми видами спорта. В художественных видах спорта сложные координированные движения, эстетизм и образность выступления требуют от спортсменов высокой пластичности, эмоциональности, подвижности нервных процессов, наряду с эмоциональной устойчивостью, отсутствием стремления обвинять себя в неудачах (М.А. Кузьмин, 2012).

Гимнастика относится к сложнокоординационным видам спорта, а именно в них наиболее часто регистрируется перенапряжение центральной нервной системы, особенно во время наработки технических навыков и в соревновательном периоде учебно-тренировочного процесса. Необходимо учитывать, что занятия гимнастикой начинаются в юном возрасте, когда механизмы психологических защит еще окончательно не сформированы, что повышает вероятность психологической дезадаптации личности.

Даже при одинаковом уровне спортивного мастерства наиболее одаренные гимнастки, тренирующиеся в сборной России, более высоко адаптированы к стрессорным психическим нагрузкам. Это доказывает, что существенную роль в практике отбора и подготовки резерва для спорта высших достижений играют нейрофизиологические свойства, обуславливающие спортивную одаренность (Ю.К. Кульчицкая, 2010).

Чем больше у гимнастки уровень самоконтроля в сочетании с двигательной активностью, тем меньше разница между реальным результатом и желаемым, и, следовательно, точность воспроизведения мышечных усилий будет выше, а «чувство предмета» проявляется лучше. Упрямство, которое проявляет гимнастка в достижении своей цели на тренировке, дисциплинированность, настойчивость в достижении цели, беспокойство за результат своей деятельности в значительной степени влияют на пространственную точность движений, что определяет, как качество, так и количество упражнений высокой сложности, выполняемых ею в произвольной программе (Е.Н. Медведева, А.А. Супрун, 2010).

А.А. Супрун (2013) установлено, что способность к сохранению равновесия не зависит от таких личностных факторов как степень социальной нормативности и организованности, уровень тревожности,

уровень развития самоконтроля, составляющие эмоционально волевой блок и

фактора «прямолинейность - дипломатичность», относящегося к коммуникативному блоку. А в значительной степени определяет интеллектуальный блок, который составляют фактор «общий уровень интеллекта», фактор «уровень развития воображения» и фактор «восприимчивость к новому радикализму». Именно интеллект, аналитичность мышления, экспериментирование, склонность к новаторству, переменам, в значительной степени определяют способность гимнасток определять и оценивать возможность сохранения равновесия посредством оценки движения, изменения площади рабочей опоры (площадь эллипса) и средней скорости перемещения. Упорство, настойчивость, которые гимнастка проявляет при возникающих колебаниях тела, определяют степень сохранения равновесных элементов. На это указывает сильная взаимосвязь между фактором «степень доминирования - подчиненность» и количественных показателей оценки движения, изменения площади рабочей опоры.

На все компоненты исполнительского мастерства испытуемых (оценку за технику, оценку за техническую ценность, оценку за артистизм) чаще всего влияет фактор «интеллект», а также точность воспроизведения заданной амплитуды движения руками и ногами (пространственная точность движений руками и ногами (А.А. Супрун, 2013).

В возрасте 13 - 15 лет перестройка гормональной системы на первом этапе полового созревания (от 11 до 14 лет) может повлечь за собой резкую возбудимость, нервность, быструю утомляемость, эмоциональную неустойчивость и агрессивность (В.Х. Фам, 2012).

Центральной характеристикой адаптации гимнасток к групповым условиям спортивной деятельности выступает социально-психологическая адаптация, объективными критериями которой выступают: сплоченность группы, ценностно-ориентационное и поведенческое единство и на поведенческом уровне (согласованность действий); субъективными критериями - эмоциональные отношения спортсменок к группе, прогноз спортсменками успешности групповых выступлений. Подробно данную тему в своей диссертационной работе изучала И.В. Быстрова (2008).

Она отмечает, что показатели социально-психологической адаптированности девушек, занимающихся художественной гимнастикой, оказывают существенное влияние на мотивацию, успешность выполнения групповых упражнений и удовлетворенность спортивной деятельностью.

Критерии адаптированности можно разделить на две основные группы: объективные и субъективные (объективные - эффективность деятельности, уровень социальных достижений, включенность в конструктивные

межличностные и профессиональные отношения и т.д.; субъективные - удовлетворенность различными аспектами деятельности и самим собой, чувство соматического и эмоционального комфорта (А.Н. Николаев, 1984).

Технология управления адаптацией гимнасток к работе в группе должна содержать систему разнообразных методов формирования сплоченного коллектива и развития адаптационного потенциала личности каждого участника. Эмоциональное принятие партнерами друг друга, взаимные позитивные установки, глубинный доверительный контакт создается с помощью организации совместной деятельности, психогимнастических упражнений, групповых ритуалов (А.С. Макаренко,1983; В.А. Сухомлинский, 1975; Е.П. Ильин, 2000). Единство ценностных ориентаций создают групповые дискуссии, беседы, внушения и убеждения тренера, коллективные творческие дела, традиции группы (Г.Д. Горбунов, 1986; А.В. Шленков, 1998). Единство действий, поведенческая сплоченность достигается с помощью телесноориентированных и танцевальных упражнений, деловых и ролевых игр (В.П. Захаров, М.Ю. Хрящева, 1990; В.В. Петрусинский, 1994; Р.В. Козьяков, 2000 и др.). Навыки саморегуляции, эмоциональная устойчивость и уверенность в себе, позитивная мотивация достижения развивается в комплексе данных методов, в совместных действиях, доверительном общении, сопровождающем групповой процесс, в позитивных примерах поведения тренера (ведущего группы) (И.Д. Бутузов, М.П. Шульц, 1983; И.Г. Дубов, 1990; А.Б. Николаева, 1985 и др.). В результате такой технологии достигается ее основная цель - сплочение группы, повышение адаптированности гимнасток к выполнению групповых упражнений.

С увеличением стажа выполнения групповых упражнений возрастает социально-психологическая адаптированность гимнасток к групповой спортивной деятельности.

В «опытных» командах гимнасток значительно выше успешность спортивной деятельности. Гимнастки выполняют более сложные по содержанию и композиции упражнения (более значимые различия в показателях исполнительского мастерства и артистичности). Те же тенденции характерны и для показателей удовлетворенности спортивной деятельностью.

Спортсменки, впервые включенные в состав команды групповых упражнений, испытывают своего рода кризис, связанный с перестройкой характера своей спортивной деятельности, переходом от индивидуальной практики к групповой. На первых этапах работы в командах они в меньшей степени удовлетворены как процессом, так и результатом своей деятельности, отношениями с командой и тренером.

В целом, по мнению И.В. Быстровой (2008), у гимнасток с большим стажем работы в командах происходят изменения в мотивации спортивной деятельности: повышается интерес на процесс деятельности, долженствование, общение и самосовершенствование, стремление к достижениям. Гимнастки с большим стажем выполнения групповых

упражнений обладают более высоким уровнем экстраверсии и более низким

- нейротизма. Это можно объяснить тем, что умеренно высокая экстраверсия и средне низкий уровень нейротизма являются адаптивно важными качествами личности для гимнасток, выполняющих групповые упражнения.

Девушки, выполняющие групповые упражнения в течение 2-3 лет, характеризуются большей нервно-психической устойчивостью. Они обладают высокой саморегуляцией поведения, высокой адекватной самооценкой, и реалистическим восприятием действительности.

У гимнасток со стажем участия в команде выше развиты и коммуникативные способности. Они обладают более высокой моральной нормативностью поведения, у них меньше проявляются тенденции к доминированию, авторитарности, подавлению интересов собеседника, тенденция к эгоцентризму. То есть с увеличением стажа выполнения групповых упражнений у гимнасток развиваются коммуникативные качества личности, значимые для работы в команде. Именно эти качества дают возможность гимнасткам достигать высокого мастерства в выполнении сложных групповых упражнений.

Те гимнастки, которые недавно начали выполнять групповые упражнения, в общении больше проявляют авторитарную и манипулятивную направленность. Это связано с длительным стажем индивидуальной спортивной деятельности, предполагающей соперничество, соревнование, стремление к личному успеху без учета интересов партнера, а иногда и тенденцией подавлять других, использовать их для достижения своей цели. Авторитарная направленность в общении наиболее выражена и у гимнасток с большим стажем выполнения групповых упражнений. Это связано со стремлением к лидерству, достижениям, активной жизненной позицией. Однако она является менее выраженной, чем у начинающих гимнасток. Больший вес у них приобретает коммуникативно-диалогическая направленность, которая выражается в ориентации на равноправное партнерское общение, взаимное уважение, доверие к другим людям, стремление к взаимопониманию, открытость, искренность, взаимопомощь, взаиморазвитие, сотворчество.

Для гимнасток с большим стажем участия в команде характерны более высокие показатели социально-психологической адаптированности.

«Социально-психологическая адаптированность напрямую влияет на результативность выполнения групповых упражнений. Она мало зависит от врожденных свойств нервной системы и формируется в деятельности, общении» -, подчеркивает И.В. Быстрова (2008).

Высокий уровень социально-психологической адаптированности характерен для гимнасток, обладающих коммуникативно-диалогической направленностью в общении, коллективистическим типом отношения к группе. Сформированные адаптивные способности также предполагают высокую устойчивость, выносливость, эмоциональную стабильность в стрессовых ситуациях.

Адаптивно важными для выполнения групповых упражнений у девушек, занимающихся художественной гимнастикой являются эргичность и пластичность в предметной и социальной сфере, дружелюбие, альтруизм, низкая агрессивность, коммуникабельность, моральная нормативность поведения, эмоциональная устойчивость, коммуникативно-диалогическая направленность в общении, коллективистический тип отношения к группе.

Социально-психологическая адаптированность, прежде всего, такие ее показатели, как групповая сплоченность и поведенческое единство группы, оказывает позитивное влияние на успешность выполнения групповых упражнений, в особенности на исполнительское мастерство и артистичность, а также на удовлетворенность спортивной деятельностью гимнасток (И.В. Быстрова, 2008).

Сплоченность группы опосредует поведенческое единство - согласованность движений и действий в команде, очень быстрое установление невербальных контактов, двигательная синхронность, «телесное» понимание партнеров в выполнении сложных гимнастических упражнений. Это, в свою очередь, определяется и согласованностью ожиданий, целей, мотивов и ценностей, разделяемых членами команды, в особенности в области спортивной деятельности - ценностно­ориентационным единством группы. Объективные критерии (сплоченность, поведенческое и ценностно-ориентационное единство) согласуются и с субъективными критериями адаптированности.

В сплоченной команде гимнастки позитивно оценивают свою группу в целом и каждую из участниц, доверяют друг другу и испытывают внутреннюю потребность во взаимодействии, дают позитивные оптимистичные прогнозы успешности выступления своей команды на соревнованиях, то есть верят в возможности и мастерство своей команды, оценивают других участниц как компетентных, надежных партнеров.

Поведенческое единство группы в наибольшей степени определяет

успешность в выполнении групповых упражнений, а именно - такие ее показатели, как исполнительское мастерство и артистичность, которые, в свою очередь, положительно связаны с общим баллом успешности выступления команды гимнасток. Именно поведенческое единство команды позволяет гимнасткам синхронно и четко осуществлять сложные и оригинальные перестроения и движения в быстром темпе, манипулировать предметами при взаимодействии друг с другом. Поведенческое единство позволяет передавать единое настроение, переживание, восприятие музыкального сопровождения, сходным образом понимать тот художественный образ, который лежит в основе замысла и композиции гимнастического упражнения, что повышает артистическую выразительность при выполнении движений, перестроений и других гимнастических элементов. Интересно отметить тот факт, что сложность упражнения не связана с показателями сплоченности группы и межличностных отношений гимнасток. По всей видимости, этот показатель успешности определяется уровнем спортивной квалификации и физической подготовки девушек (И.В. Быстрова, 2008).

Особое значение для работы в групповых упражнениях приобретают индивидуально-психологические особенности личности гимнасток (тип темперамента, направленность психики, эмоциональная устойчивость, тревожность), ценностно-ориентационное единство и сплоченность группы на поведенческом уровне, позитивная оценка эмоциональных отношений в группе. Психологическая совместимость гимнасток в групповых упражнениях определяется уровнем дружелюбия, альтруизма, стремления к сотрудничеству, низкой агрессивностью, отсутствием склонности к доминированию над другими (Т.В. Нестерова, О.С. Кожанова, 2009).

При анализе результатов исследования свойств нервной системы у гимнасток высокой квалификации О.В. Шебалдиной (2004) было выявлено, что наиболее часто встречающимся по признаку возбудимости является сильный тип нервной системы. Однако встречаются лица со слабой нервной системой, особенно среди спортсменок- кандидатов в мастера спорта.

Спортсменки высокой квалификации, обладающие сильным, уравновешенным и подвижным типом нервной системы добиваются в гимнастике более высоких результатов, чем представители с другими сочетаниями типологических свойств.

По критериям совместимости индивидуально-психологических особенностей, обусловливающих срабатываемость гимнасток разных амплуа и позитивное состояние психологического климата в группе, может

выявиться адекватное сочетание выраженности нервных процессов (силы,

подвижности, уравновешенности) каждой гимнастки - что должно находить отражение в специальном отборе спортсменок при формировании составов групп (О.В. Шебалдина, 2004).

Согласно исследованиям О.А. Майковой (1992), на высоком уровне спортивного мастерства в гимнастике наблюдаются и высокие показатели сангвинического и флегматического темпераментов, которые и являются преобладающими для данной спортивной квалификации.

Гимнастки высокой квалификации отличаются большей подвижностью нервных процессов, высокой резистентностью, т.е. сопротивляемостью неблагоприятным условиям, особенно сопротивляемостью стрессу, уравновешенностью поведения, прочностью умений и навыков, настойчивостью и уверенностью, способностью к самоанализу. Исследования свидетельствуют о средне-слабом проявлении силы нервной системы гимнасток 13-15 и 16-19 лет.

В сложнокоординационных видах спорта высокие требования к функционированию ЦНС, а, следовательно, и к психической работоспособности спортсменок предъявляет выполнение сложных элементов.

По мнению О.А. Майковой (1992), типологические особенности гимнасток мало связаны или не связаны с их возрастом и спортивной квалификацией, что позволяет считать их объективным фактором, влияющим на успешность тренировочного процесса.

Рассматривая специфические особенности гимнастики, важно еще раз отметить противоречивый характер, который она, как вид спорта, связанный с искусством движений, предъявляет к нервной системе спортсменов. Противоречивость требований заключается в следующем. С одной стороны, гимнастам нужны высокая кинестезическая чувствительность, выражающаяся в тонких пространственно-временных ориентировках, музыкальная выразительность, эстетичность движений, успешность овладения системой хореографических упражнений. Без чувствительной нервной системы, по мнению А.Д. Ганюшкина, немыслимы истинная театрализация гимнастического выступления, высокое исполнительское мастерство, выразительность и виртуозность. Обеспечение этих сторон двигательной деятельности гимнастов наиболее соответствуют

уравновешенность, инертность и слабость нервных процессов.

Но с другой стороны, как отмечает О.А. Майкова (1992), лишь силой нервной системы в сочетании с ее уравновешенностью определяются переносимость стресса, устойчивость психических реакций, соревновательная стабильность и надежность гимнастов, освоение ими сложных элементов и соединений, исполнение которых связано с риском и предполагает наличие качества смелости. Эти стороны двигательной деятельности гимнастов необходимо рассматривать во взаимосвязи с типологическими особенностями нервной системы.

Со спортивной квалификацией связана сила нервной системы гимнасток: для спортсменок I разряда и кандидатов в мастера спорта характерна средне-слабая нервная система, мастеров спорта и мастеров

спорта международного класса - средний уровень проявления силы. Показатели подвижности нервной системы также выше у квалифицированных гимнасток.

При оценке уравновешенности нервной системы установлено преобладание у всех квалифицированных гимнасток процесса торможения.

(О.А. Майкова, 1992).

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (09.05.2018)
Просмотров: 815 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%