Воскресенье, 24.11.2024, 16:03
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Специфика компоновки групповых упражнений художественной гимнастики и подбора музыкального сопровождения к ним

Раздел композиционной подготовки - это составление, разучивание и совершенствование соревновательных и показательных композиций - имеет непосредственный выход на соревновательную подготовку гимнасток и, на первый взгляд, он наиболее важен, а потому должен занимать основное место в тренировочном процессе.

Соревновательные композиции - это эпизод в процессе подготовки гимнасток, итог всей предшествующей тренировочной работы, но только на данный конкретный период. Иными словами, это демонстрация возможностей гимнасток на текущий момент. Ко всему прочему, как уровень подготовленности спортсменок, так и соревновательные требования меняются очень часто - практически ежемесячно. Поэтому соревновательные композиции должны быть мобильными, а сами гимнастки подготовленными к регулярным переменам. Последнее возможно лишь в том случае, если подготовка гимнасток обеспечивается системой учебно­тренировочной работы, а не отдельно взятой соревновательной композицией (Л.А. Карпенко, 2007).

В художественной гимнастике зрелищно значимой структурой движений, как правило, является совершенная форма, которая наилучшим способом выражает содержание композиций.

Особая роль отводится музыкальному сопровождению. Восприятие

ритма - активно действующий процесс, а ритмический акцент вызывает более сильные двигательные реакции, выраженные в своеобразном переживании, сопровождающимся активными мышечными сокращениями, движениями, которые возникают при восприятии ритма, являясь не результатом, а условием ритмического переживания (Е.Н. Медведева, Ф.Ф. Гаибов, 2013).

К основным критериям зрелищности, влияющим на восприятие зрителями спортивно-художественных композиций художественной гимнастики, согласно исследованиям Т.В. Нестерова и О.А. Богорад, относятся пластичность, музыкальность, артистичность.

На зрелищность спортивно-художественных композиций спортивного стиля наибольшее влияние оказывают средства музыкальной выразительности и присутствие оригинальных элементов. Спортивный стиль спортивно-художественных композиций должен проявляться в демонстрации физических возможностей спортсменки, оригинальных и рискованных элементов при условии, что каждое движение четко соответствует музыкальному сопровождению.

Музыкальный стиль базируется на равномерном распределении средств пластической и музыкальной выразительности, художественного образа. Композиции такого стиля универсальны, но не очень зрелищны, поэтому в них необходимо еще использовать оригинальные элементы, а также возможно перестроения и оригинальные перемещения для повышения зрелищности.

Наиболее зрелищным является этюдно-образный стиль спортивно­художественных композиций. Основные средства выразительности этого стиля - средства создания спортсменками художественного образа с высоким уровнем проявления пластической выразительности при малом количестве оригинальных элементов. Композиции данного стиля должны иметь определенную тему и идею, что позволит воздействовать на эмоциональное состояние зрителя путем создания художественного образа (Т.В. Нестерова, О.А. Богорад).

При составлении соревновательных программ спортсменок, следует более тщательно осуществлять выбор музыкального сопровождения, учитывая их индивидуальные особенности, подбирать содержание упражнений (набор элементов сложности телом и предметом), продумывать последовательность распределения элементов в композиции и избегать однотипных движений (И.А. Винер-Усманова, 2013).

Для композиции современных групповых упражнений характерен

неуклонный рост двигательных взаимодействий в соревновательных

программах. По мнению И.В. Быстровой, Г.М. Лаврухиной и К. Яковлевой (2012), композиция должна быть составлена таким образом, чтобы идея сотрудничества между всеми гимнастками была отчетливо видна во всех частях упражнения.

Как показывают исследования Н.А. Шевчук (2005), на судейские оценки, полученные командами, наибольшее влияние оказала интенсивность перестроений как у юниорок, так и у мастеров в обоих видах программы.

Развитие композиций групповых упражнений в период 1999 - 2003 гг. протекало в направлении повышения насыщенности и многообразия их количественно-качественных характеристик. Среднее количество строений в композиции составляет 15-20 вариантов. Сохранилась закономерность, согласно которой количество построений в 2-3 раза превышает требования правил соревнований. В среднестатистической модели сочетания различных типов строений в композиции групповых упражнений преобладали построение в линиях, крестообразные и смешанные, а меньше - с ними не сбалансированы Т-образные построения, построение по кругу и в форме треугольника.

По данным Т.М. Мирошниченко (2006), большинство украинских тренеров (74%) при составлении композиций групповых упражнений всегда учитывают точку зрения гимнасток. В 26% случаев предложения гимнасток учитываются частично или изредка. Вместе с этим 43% (опрос 2000 года) и 48% (опрос 2003 года) испанских респондентов всегда учитывают мнения гимнасток. В Испании возраст гимнасток, участвующих в соревнованиях по программе групповых упражнений, значительно шире (до 9 лет). В связи с чем, мнения младших спортсменок и гимнасток с малым стажем не считаются информативными.

В свою очередь, испанские тренеры, работающие с гимнастками старшего возраста, считают, что композиции групповых упражнений целесообразно составлять с учетом технической подготовленности, физических и функциональных возможностей, характера музыкальных и двигательных стилей, которым отдают предпочтение гимнастки. Они сошлись во мнении о целесообразности учета преимуществ гимнасток старших возрастных категорий - Junior (13-15 лет) и Juvenil (15 лет и больше) при выборе музыкального сопровождения, что является одним из важнейших факторов успешности композиции групповых упражнений. Это предполагает сотрудничество гимнасток и тренеров при постановке композиций.

Т.М. Мирошниченко (2006) установлено, что 55% тренеров Украины признают за лучшее вносить последние коррективы в составленную композицию за 1 - 2 месяца, в то время как в Испании 55% респондентов вносят последние исправления за 1-2 недели до основного старта. Обе стороны подчеркивают, что последние сроки коррекции композиции зависят от уровня подготовленности гимнасток. Высокая квалификация спортсменок и большой опыт, сработанность команды, по мнению 7% и 18% испанских тренеров, допускают, в случае острой необходимости, внесение изменений.

80% респондентов признают, что лучше начинать составление композиций из трех действий: подбор гимнасток, выбор музыкального сопровождения, подбор элементов технической и артистической ценности. Остальные 20% тренеров Испании поставили на третье место подбор оригинальных элементов и переходов. Это, очевидно, объясняется тем, что испанские гимнастки уступают украинским по уровню технической подготовленности и по технике владения предметами. Поэтому тренеры компенсируют такое положение вещей насыщением композиции оригинальными элементами и переходами, которые не несут технической

сложности.

Важным звеном в составлении композиций групповых упражнений, согласно исследованиям Т.М. Мирошниченко (2006), являются удачно подобранные построения и перестроения гимнасток на площадке. Наряду с этим испанские тренеры подчеркивают такой немаловажный аспект, как полное и рациональное использование площадки при построении групповых комбинаций, поскольку считают, что это влияет на зрительное восприятие композиции, а, таким образом, и на ее артистическую ценность. Испанские тренеры (75%) как значимый компонент структуры композиции, определяют правильный выбор ракурса комбинации элемента или технической ценности и их распределение в соответствии с музыкой, поскольку сбавки за подобные ошибки значительные (0,1-0,3 балла). Ключевым моментом, на их взгляд, является продуманное распределение элементов технической и артистической ценности, чтобы судья имел возможность рассмотреть все элементы, которые подлежат оцениванию.

Конечный результат процесса составления композиций групповых упражнений зависит от творческой активности гимнасток и тренера при ведущей роли последнего (Л.А. Карпенко, 1994; Л.А. Карпенко, О.Г. Румба, 2001); в отличие от индивидуальных, композиционная сложность групповых упражнений заключается в точности строений и в сохранении рисунка при перестроениях (Е.А. Аверкович, 1989; Т.В. Нестерова, 2000); процесс составления конкурентоспособных композиций является взаимозависимой системой, составляющими которой являются структура и содержание, музыкальное сопровождение, работа с предметами, требования к художественной и технической ценности (Е.П. Аверкович, 1980; Ж.А. Белокопытова, 1992; С.П. Прокопюк, 1999 и др.) (Т.М. Мирошниченко, 2006).

Анализируя выступления спортсменок - юниорок в групповых упражнениях, Р.Н. Терехина с соавторами (2013) сделали вывод, что правила соревнований поощряют многообразие взаимодействий («сотрудничество») между гимнастками, но при этом наблюдается нивелирование требований к переброскам, что может негативно отразиться на зрелищном эффекте. Стирается грань отличия «сотрудничества» и «обменов». Путь развития групповых упражнений, по мнению специалистов, это выполнение композиции с эффектными перебросками в сочетании со сложными оригинальными способами взаимодействий.

В художественной гимнастике важное значение при формировании команд для групповых упражнений имеет правильный отбор спортсменок. В настоящее время большинство тренеров при отборе девочек руководствуются собственной интуицией и имеющимся у них опытом работы. Необходимо отметить, что к настоящему времени общепринятых методик для этого в достаточной мере не разработано. Имеется ряд методик, применяющихся в других видах спорта. Например методики, предложенные С.Н. Андреевым, Андрухом М.Г. и Ж.А. Белокопытовой [7, 8, 20] основываются на физиологических характеристиках спортсменов- футболистов, спортивных гимнастов, волейболистов и т.д. Все они носят специфический и односторонний характер и не могут применяться на практике при отборе спортсменок в команды по художественной гимнастике.

Еще сложней обстоят дела с разработкой методик для отбора спортсменок для групповых дисциплин. По признанию спортивного комитета России таких методик не существует. Таким образом, разработка нового подхода к формированию команд, выступающих в групповых упражнениях художественной гимнастики по программе 1 спортивного разряда, является актуальным.

Анализ литературы позволяет сделать вывод, что вопросы отбора спортсменок и комплектования команд для выступления в групповых упражнениях являются важными в системе спортивной подготовки девушек, т.к. этот фактор является одним из самых значимых в успешности выступлений групп в соревнованиях. Однако аспектам психологической совместимости участников команды не уделяется должного внимания, несмотря на то, что этот момент безусловно влияет как на тренировочный и соревновательный процессы, так и на отношения в коллективе в целом. До конца не ясны «подходящие» для выступления в группе психологические особенности. Также практически отсутствует информация, касающаяся особенностей компоновки композиций, грамотно подобранного с учетом особенностей и предпочтений спортсменок музыкального сопровождения к ним. Хотя широко известен тот факт, что музыка имеет самое непосредственное влияние на все, что ее окружает, особенно, если учитывать, что гимнасткам изо дня в день приходится «выслушивать» выбранные для композиций мелодии по несколько десятков раз в день.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (09.05.2018)
Просмотров: 347 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%